Материалы по номерам

Результаты поиска:

Запрос: год - 2007, номер - 4

ОСОВРЕМЕНЕННЫЙ ФОНВИЗИН

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Русская драматургия допушкинской эпохи нынче редкий гость на отечественной сцене. За исключением, быть может, лишь «Недоросля» Дениса Фонвизина. Но у Фонвизина есть ещё одна прекрасная, правда полузабытая, комедия «Бригадир», которую знают лишь специалисты по истории театра и литературы. И вот неожиданное событие – в Москве, в Театральном центре на Страстном, состоялась премьера «Бригадира». Режиссёром выступил […]

ПРОЩАНИЕ С ПОТТЕРОМ

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Поклонники Гарри Поттера в трауре. В начале года выходит последняя, седьмая по счёту книга о юном волшебнике. Причём Роулинг дала понять, что главный герой в конце книги погибает. Всё-таки нет ничего черствее и безжалостнее, чем современный писатель. Судите сами. Роулинг, заработав за тринадцать лет на несовершеннолетнем подростке Гарри 40 миллионов фунтов стерлингов, недрогнувшей рукой лишает […]

В АВАНГАРДЕ ПЕРЕМЕН

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Сергей Галанин уже много лет является кумиром нашей молодёжи. Как известно, он любит на фестивалях исполнять «погибшие хиты» – наиболее известные песни. Кто и при каких обстоятельствах придумал это определение в вашей группе? – Даже затрудняюсь сказать – кто. Это была коллективная «находка». Это так мы веселим друг друга. Немножко стебаем то, что делаем. Верное […]

соскальзывание В БЕздну

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Юрий Мамлеев, как известно, является основателем нового литературного течения – метафизического реализма. Каковы его основы? Писатель отвечает: – Теоретические основы этого течения разработаны мной в «Судьбе Бытия», именно в её послесловии, озаглавленном «Метафизика и искусство». В этом литературном течении предполагается включение в художественное произведение (роман, рассказ, поэма и т.д.) тех или иных элементов метафизики, понимаемой, […]

КНИГИ – СОБЫТИЯ

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Выбор прозаика Ильи КОЧЕРГИНА Захар ПРИЛЕПИН. Санькя (издательство «Ад Маргинем»). Ирина МАМАЕВА. Земля Гай (издательство «Вагриус»). Сесар ВАЛЬЕХО. Избранное (издательство не помню). Изборник. Библиотека всемирной литературы (издательство «Художественная литература»). Дэниел УОЛЛОС. Большая рыба (книга вышла в одном из англоязычных издательств).  

Толстой.net

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Удивительно, но несмотря на невероятное обилие современных пьес, многие театры делают ставку на классический репертуар. И я могу их понять. Ибо пьесы эти в подавляющем большинстве – откровенная бездарность или коммерческая стряпня. Другое дело, что когда театры ставят классику, то зачастую они подвергают её хамской (иначе не скажешь) редактуре и переводят в современные реалии. Вот, […]

ИЛЬЯ КОРМИЛЬЦЕВ ГОСПИТАЛИЗИРОВАН В ЛОНДОНЕ

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Руководитель издательства «Ультра.Культура», а также автор множества песен группы «Наутилус Помпилиус» Илья Кормильцев в критическом состоянии госпитализирован в лондонский госпиталь Сент-Томас. Британские медики обнаружили у него запущенный рак позвоночника. Врачи говорят о четвёртой, необратимой стадии заболевания. По словам близких родственников, Илья Кормильцев заболел сразу же, прилетев в Лондон. Сначала думали, что ушиб и быстро пройдёт, а потому вызвали массажиста. […]

Группа «Культурная инициатива» приглашает

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
27 января, суббота Поэтический вечер. Выступают ведущие нестоличные культуртрегеры: Егор Кирсанов (Нижний Новгород), Дарья Суховей (Санкт-Петербург), Василий Чепелев (Екатеринбург). Начало в19.00 Клуб «ПирОГИ на Зелёном», Зелёный пр-т, 5/12. 28 января, воскресенье Перманентный поэтический фестиваль «ТЕ (Т.ерритория Е.динства)». День четвёртый. Начало в 19.00. Клуб «Улица ОГИ», Петровка, 26, стр. 8. 29 января, понедельник Поэтический вечер «Полюса». […]
Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Книга – удача ЛИТУРГИЯ-ДЕБЮТ «Незавершённая литургия» (издательство « Амфора») является дебютным произведением беллетристического жанра протоирея Алексия Мокиевского. Несмотря на то, что в обращении к читателю сам автор предупреждает, что его «первый блин» может оказаться «комом», роман является совершенно удачным, вобрав в себя не только черты исторического жанра, но и художественного вымысла и фантастики. В начале […]

Закон толпы и формула носорога

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Выставку картин Павла Филонова под названием «Очевидец незримого» из Санкт-Петербурга привезли в Москву, на Волхонку, в «Музей личных коллекций». Уверена, что большинство экспозиций такого уровня делают своевременно. Поэтому хочется, чтобы она поехала и в Таллинн, и в Ригу, и далее по списку. Филонов пришёл к нам почти в одночасье со спектаклем театра «Мастерская Петра Фоменко» […]

ТРЕТИЙ РИМ ГЛАЗАМИ ЯДЕРНОГО СЕРДЦА

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
В Сарове прошла научно-богословская конференция под названием «Москва – Третий Рим». Необычность конференции придавал состав её участников. О мессианской судьбе России вместе рассуждали представители православного духовенства и учёные из Всероссийского Ядерного Центра. Город Саров для каждого православного человека прежде всего связан с историей Саровской Пустыни и именем великого подвижника Серафима Саровского. Не случайно в название […]
Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Трудности перевода Вот интересно: какую книгу в последнее время ни откроешь – непременно попадёшь на супербестселлер. В крайнем случае – на просто бестселлер, что тоже, согласитесь, впечатляет. Особенно это касается переводной литературы. Обложка очередного шедевра ненавязчиво сообщит читателю, что перед ним – произведение, которое переведено на 50 языков мира, вышло в 100 странах и экранизировано […]

Духовный путеводитель по Болгарии

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Выход книги «Маяк, его смотритель и ветер» известного болгарского писателя Николая Петева событие далеко не рядовое на фоне нынешнего литературного процесса. Во-первых, уже больше десяти лет русская читающая публика не имела возможности знакомиться с творчеством этого незауряднейшего мыслителя, философа, эссеиста. Во-вторых, мы вообще давно уже стали ощущать корневую связь традиций с самым, пожалуй, русско-ориентированным народом […]

Сербская Муза

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Издательствами «Вахазар» / «РИПОЛ классик» в серии «Коллекция сербской литературы» издан очередной, третий том «Антологии сербской поэзии» (Составитель – Андрей Базилевский). В новом томе объединены произведения 25 крупнейших поэтов, пишущих на сербском языке и живущих в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине, родившихся в годы Второй мировой войны и после неё. Большинство стихов, как подчёркивается в […]

Пиршество испанистов

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Итак, проект развития российско-испанских литературных связей, зародившийся в недрах правления Международного сообщества писательских союзов, похоже, сдвинулся с мёртвой точки. В «Библиотеке Международного сообщества писательских союзов» вышла в свет мини-антология русской поэзии 20-го века – двуязычное издание на русском и испанском языках. Осознавая невозможность объять необъятное, её составитель (он же и переводчик), известный отечественный испанист Михаил […]

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015

Замечательному балкарскому стихотворцу Ахмату Созаеву указом президента Кабардино-Балкарской Республики А.Канокова присвоено звание народного поэта Республики. Поздравляем!

Какой восторг! Я – русский!

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Слова в заголовке принадлежат не мне – их произнёс в минуту душевного подъёма полководец Александр Васильевич Суворов. И я вот тоже, прочитав книгу Владимира Бояринова «Открываешь ставень райский», и потому тоже находясь в состоянии душевного подъёма, не нашёл ничего лучшего, как повторить слова генералиссимуса. Тем более что на первой же странице Владимир Бояринов подтвердил слова […]

РОБКИЙ СВЕТ СВЕЧИ ПРОЩАЛЬНЫЙ

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015

С горькой думой вышел на подмостки, Божий храм безбожно посетил, Чтоб блаженный Серафим Саровский Все грехи земные отпустил.

РОМАН – ЭТО ТАРАН

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
В нашей стране выросло уже несколько поколений людей, выросших на романе Вениамина Каверина «Два капитана». Настоящая фамилия писателя Зильбер. Он родился 6 (по новому стилю 19) апреля 1902 года в Пскове. В семье капельмейстера полка, воспитавшего шестерых детей. Первоначальное образование будущий писатель получил в Псковской гимназии. В 1919 году он приехал в Москву, где после […]

ИГРА ИЛИ ГИБЕЛЬ ВСЕРЬЁЗ?..

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015

Читаем роман Алана Черчесова «Вилла Бель-Летра» «Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать.

ВАЛЕРИЯ, ГДЕ ВАШИ ИДЕИ?

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Спорить с Валерией Пустовой очень сложно. Потому что не с чем. У неё не имеется никакой позиции, никаких предложений в отношении совершенствования нашего бытия. Разберёмся на примерах. «Не исключено, что новые писатели… просто новые люди посвежевшего культурного самосознания в самом деле построят новую духовную, насыщенную смыслом реальность». Это разговор ни о чём. Потому что: конечно […]

ВСЁ ЗАСЛОНЯЕТ ПРОБЛЕМА ВЫЖИВАНИЯ

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
В Колонном зале Дома союзов, на юбилейном вечере народного артиста России Михаила Ножкина состоялось вручение премий победителям конкурса «Гремят раскаты молодые», который был организован финансовой компанией «Росбытсоюз-Инвест» и еженедельником «Литературная Россия». Дипломы и ключи от автомобилей Владиславу Артёмову и Владимиру Фёдорову вручил председатель жюри конкурса Михаил Ножкин. Сегодня прозаик из Балахны Владимир Фёдоров – гость […]

ИСПЫТАНИЕ БЕТХОВЕНОМ

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
В недавно отстроенном новом концертном зале Мариинки в Петербурге проходят акустические испытания. Проверять акустику маэстро Гергиев решил не кем-нибудь, а Бетховеном (Первая и Третья симфонии, а также Второй фортепианный концерт). Пока испытания идут с переменным успехом. Инструменты звучат вразнобой, диссонансом, заглушают друг друга эхом. Пока удаются на бис только паузы. Однако одной тишиной сыт не […]

ДАНТЕ – ПАНК

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Сегодня никого уже не удивишь операми, написанными в стиле рок. На Западе наиболее известной рок-оперой является «Иисус Христос – суперзвезда» Э.Уэббера, а в России – «Юнона и Авось» А.Рыбникова. Другое дело, что по своим художественным достоинствам сравнивать их с вершинами классической оперы пока что трудновато. И тем не менее охотников повенчать истошный электрический визг гитар […]

Дорога на Большой Камень

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Раньше наши путешествия на Пижму, или Лупт, или Тобыш мы планировали загодя… Собирались, обсуждали, что брать с собой, выверяли маршрут и т.д. и т.п. Эта поездка на Урал (Ыджыд Из – Большой Камень в переводе с коми языка) стала для меня совершенно неожиданной, – договаривались с Любой Розе съездить на Мезень, а буквально за несколько […]

Завидуете ли Вы чужим успехам?

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Олег КАШИН Я считаю, что завидовать чужим успехам надо обязательно. Более действенного, чем зависть, стимула для собственного развития люди, насколько могу судить, до сих пор не придумали. Конечно, злоупотреблять собственной завистью нельзя, велик риск сорваться в мечты о том, чтобы у соседа сдохла корова, но когда зависть к чужому успеху заставляет добиваться большего, чем объект […]

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Шесть лет назад наша газета напечатала статью Рината Мухамадиева «Кто заказал Рашида Ахунова» («ЛР», 2001, 16 марта). Позже выяснилось, что автор не во всём оказался прав. По его просьбе мы сообщаем, что сведения, приведённые в материале («…сколько миллионов долларов улетели в США вместе с бывшим директором Казанского аэропорта М.Розенштейном»), не соответствуют действительности. Приносим Михаилу Розенштейну […]

ДОРОГА К ХРАМУ

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
«Остров» Павла Лунгина стал событием в отечественном кинематографе, ведь церковная тема в художественном произведении поднята впервые. Фильм горячо и широко обсуждается, что говорит о востребованности темы. Он никого не оставил равнодушным, так как поднимает трудные проблемы. «Остров», видимо, не лишён недостатков, но почему их не должно быть, тем более что это первый такой фильм. А […]

ЗАТОНУВШИЙ ОСТРОВ

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015

   Редко какой фильм оставляет такое тягостное чувство. Со столь изощрённым глумлением над православием и конъюнктурным заискиванием перед ним на большом экране российскому зрителю ещё не приходилось встречаться.

С НЕМЕЦКОГО НА ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
– Сергей Константинович, наши читатели по прошлым публикациям уже знакомы с вашими замечательными переводами двух книг: «Иконы ангелов. Образы небесных посланников» и «Бахус. Искусство для знатоков вина. Вино для знатоков искусства», вышедших в издательстве «Интербук-бизнес». Недавно вы перевели для этого издательства ещё одну книгу – «Иконы Христа», написанную немецким искусствоведом Карлом Фельми. В связи с […]

«Граде Пскове, земля свободная…»

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Памятники Пскова, недавно отметившего своё 1100-летие, – архитектура, фрески, иконопись, серебряное дело – давно известны как самобытная и яркая ветвь древнерусского искусства. Запечатлённые замечательным фотохудожником В.Е. Гиппенрейтером и впервые собранные вместе в альбоме, они воссоздают историческую и культурную «атмосферу» древнего Пскова, позволяют познакомиться с местной традицией зодчества, оказавшей большое влияние на мастеров из других древнерусских […]

ГРОЗА ВРАТАРЕЙ АНАТОЛИЙ ФИРСОВ

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015
Мы уже неоднократно на страницах нашего еженедельника рассказывали о становлении характеров выдающихся тяжелоатлетов, футболистов, гимнастов и прославленных хоккеистов, которые вписали свои имена в летопись отечественного спорта. Большой спорт – это не развлечение, а важнейшее государственное дело. Поэтому президент России (кстати, мастер спорта по дзюдо), беспокоясь о здоровье нации, сказал: «Нам нужно, чтобы в стране была […]

ИЗУМЛЯЕМСЯ ВМЕСТЕ С ОЛЬГОЙ РЫЧКОВОЙ

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015

Трудности перевода 
      
     Вот интересно: какую книгу в последнее время ни откроешь – непременно попадёшь на супербестселлер. В крайнем случае – на просто бестселлер, что тоже, согласитесь, впечатляет. Особенно это касается переводной литературы. Обложка очередного шедевра ненавязчиво сообщит читателю, что перед ним – произведение, которое переведено на 50 языков мира, вышло в 100 странах и экранизировано с участием мегазвёзд Голливуда. После такого мощного пиара даже стыдно за себя становится: 100 стран с книгой знакомы, включая новорождённых зулусов и престарелых эскимосов, а тебя важнейшее событие мировой культуры обошло стороной. Правда, когда начинаешь читать, обычно стыдно уже за издателя: да какой шедевр – пустышка очередная… 
     Вот и обложка триллера американца Джеймса Сигела «Кружным путём» (издательство АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006) гласит, что этот роман стал национальным и международным бестселлером. А роман того же автора «Сошедший с рельсов» «стал мировой сенсацией и лёг в основу голливудского блокбастера «Цена измены» с Клайвом Оуэном, Венсаном Касселем и Дженнифер Энистон в главных ролях». Видите, как: раньше зрителей заманивали посмотреть фильм, ссылаясь на его литературную основу – книгу, а теперь наоборот – книги рекламируют, упирая на их «звёздные» экранизации… Но к киновопросу мы ещё вернёмся. А пока – о романе. Он не так уж плох, несмотря на рекламные вопли о народном и международном успехе. Вполне читабельная вещь – для своего жанра, разумеется. Сюжет такой душераздирающий: бездетные американцы Пол и Джоанна Брейдбарт приезжают в Колумбию, чтобы забрать из сиротского дома удочерённую ими новорождённую девочку. В Колумбии неспокойно: там бесчинствует левацкая повстанческая организация ФАРК – то бомбу взорвут, то заложников захватят. Но Брейдбартам везёт: новоявленную дочку Джоэль они с ходу полюбляют (раньше они видели её только на нечётких фото), оформляют документы и готовятся к отлёту на родину. А пока им помогает приходящая няня Галина из местных: учит пеленать, кормить и всё такое. И вдруг (вдруг – как и положено в триллере) Джоанна замечает неладное: от малютки исходит другой запах, родимое пятно на ножке пропало... В общем, ребёнка подменили. Когда Брейдбарты кидаются к Галине в поисках истины, то оказываются в лапах вышеупомянутой ФАРК. Террористы ставят Полу условие: он должен провезти в своём желудке (или кишечнике… короче, внутри себя) в США кокаин. «За… восемнадцать часов ему придётся проглотить тридцать шесть презервативов, набитых чистым кокаином на два миллиона долларов, сесть в самолёт, долететь до аэропорта Кеннеди, добраться до указанного дома в Джерси-сити и там освободиться от груза на какую-нибудь грязную газетку вроде «Ньюарк леджер». Если сверх восемнадцати часов он опоздает хотя бы на минуту, Джоанн и Джоэль убьют. Если он вовремя не извергнет презервативы или один из них растворится у него в желудке, он умрёт. Сердце сожмёт спазм, весь организм охватит токсический шок. Изо рта потечёт слюна, тело начнут сотрясать бесконтрольные конвульсии. Он скончается прежде, чем окружающие поймут, что с ним происходит». Ужас, правда? А Пол выбран на роль наркокурьера потому, что он благонадёжный американец, и его никто не заподозрит. Дальше, как и положено в триллере, начинаются нервощекочущие события: сначала самолётный рейс задерживается, потом… Хотя зачем пересказывать сюжет: ведь в такого рода литературе именно он является главным, а не изыски авторского стиля или описание красот природы. 
     И всё было ничего – до страницы под номером 90. Тут-то и возник «киновопрос». Пол летит в самолёте, в котором «показывали комедию с Ризом Уизерспуном». И на следующей, 91-й странице: сосед Пола «тоже не смотрел комедию с Ризом Уизерспуном». Ну и что такого? – спросите вы. – Не смотрел и не смотрел. А то, что Риз Уизерспун, как следует из контекста, популярный актёр-комик, верно? Тогда как на самом деле Риз Уизерспун – не актёр, а актриса, хотя тоже популярная. (Вот, например, завтра по ТВ как раз будут крутить комедию «Стильная штучка» с этой самой Риз в главной роли.) Так что по правилам надо было написать «не смотрел комедию с Риз Уизерспун». Но ни переводчик, ни редактор на такую мелочь внимания не обратили. Мелочь, да, но ведь культура, в том числе издательская, из мелочей и складывается. 
     В общем, хотя мисс (или миссис) Уизерспун не является моей любимой актрисой, обидно за неё стало. И за себя обидно. Проверить написание имён и фамилий, заглянув хотя бы во всезнающий интернет, не так уж трудно. В конце концов, надо уважать читателя, который платит издателю деньги, и немалые: книги сегодня недёшевы. Пусть и не столь драгоценны, как презерватив с кокаином, но всё-таки. Так что не стала я читать дальше – знаю же, что, как и положено в триллере, всё будет ОК. Заглянула в конец: «Пол и Джоанна, держась за руки, сидят на скамейке». Вот и славно, вот и хорошо. 
      
      
      
      
     А Иванов ни при чём 
      
     Похоже, в нынешней литературной ситуации роль критика сведена до минимума. Если взглянуть на заднюю обложку (точнее, суперобложку) романа Игоря Ефимова «Неверная»(Издательский Дом «Азбука-классика», 2006), мы найдём там следующий отзыв: «По отношению к прозе Игоря Ефимова я употребил бы определение, совсем не литературоведческое, – атлетическая проза. Она действительно атлетична в каком-то изначально чистом, античном смысле: ясная, яркая, сильная, гармоничная, пластичная и выразительная. Речь Игоря Ефимова полна достоинства и мощной, но сдержанной динамики – как знаменитый «Дискобол», застывший в мгновенном, но нерушимом равновесии сильного движения. За текстами Игоря Ефимова просматривается не культура, не эпоха, а фигура автора, который и судьбой, и дарованием своим давно доказал, что он сам по себе и культура, и эпоха». Знаете, кому принадлежит этот хвалебный отзыв? Не критику, не литературоведу – «Алексею Иванову, писателю, автору романа «Золото бунта». 
     Конечно, младшему (но более раскрученному) коллеге по перу не возбраняется хвалить старшего. Огорчительно другое: некоторые (а то и многие) читатели волей-неволей поставят творчество Ефимова в один ряд с ивановским – по принципу «подобное тянется к подобному». И подумают, что «Неверная» – это нечто вроде упомянутого «Золота бунта»: тоже из разряда голливудского лубочного экшена на материале русской истории. А нелюбители Иванова могут и вовсе отложить роман Ефимова, даже не открыв. И напрасно. Потому что это не эффектный исторический лубок, а современная серьёзная психологическая драма. 
     Главная героиня Светлана обладает одной странной и крайне редкой для женщин особенностью: она не может хранить верность одному человеку. Только не надо сразу хихикать и вспоминать старый анекдот про даму, которая просит у врача справку, что она странная женщина: «А то все меня б…ю называют». Героиней Ефимова движет не похоть и не сексуальная неудовлетворённость. Она с самой юности меняет не партнёров, а именно возлюбленных: «Лишь годы спустя до меня понемногу стало доходить, что моя торопливость – как у бегущего через реку по плывущим брёвнам. Скок, скок, скок – скорее! Скорее! – пока он не открыл рот, не сказал пошлость, не дохнул табаком и луком, не утопил высоковольтную дугу. Однажды попались стихи сербской поэтессы, переведённые Ахматовой: 
     


     О, не приближайся! Только издалёка 
     Хочется любить мне блеск очей твоих. 
     Счастье в ожиданье дивно и высоко, 
     Если есть намёки, счастье только в них. 
     

Стихотворение называлось «Страх». Я заучила его наизусть и часто бормотала строчки себе под нос. Как мне был понятен сербский испуг! Приблизится – и всё разрушит. Но уже знала, что «издалёка» – не для меня. Я уж лучше буду прыгать – как через костёр». 
     Эта странная особенность не мешает Светлане выйти замуж и много лет любить своего Додика – по-своему, разумеется: эта любовь не отменяет «прыжков через костёр», то есть супружеских измен. Один из прыжков оказывается роковым: очередное увлечение по имени Глеб – человек неуравновешенный. Он требует от Светланы оставить мужа, а, получив отказ, начинает преследовать, шантажировать, запугивать её, от слов переходя к делу. Светлана паникует, обращается в полицию (дело происходит в Америке, куда эмигрировала семья героини)… В общем, и «психология» есть, и напряжённый сюжет. А к тому же повествование перемежается письмами Светланы к Авдотье Панаевой, Тютчевой-Денисьевой, Тургеневу, Бунину… Зачем? «Неверная» – из тех романов, которые лучше узнать самому, а не в чужом пересказе, потому что это чтение и умное и лёгкое одновременно. Как ни странно, такие книги ещё бывают. 
      
      
      
     
     Кошечка с крыльями
      
     «Две звезды российского детектива» (а кто сегодня в детективе не звезда? Кажется, нет таких) Анна и Сергей Литвиновы выпустили новый роман – «Боулинг-79» (издательство«ЭКСМО», 2006). 26-й по счёту, судя по приведённому в книге списку предыдущих романов. Из аннотации: «За дверями квартиры прогремел выстрел. Кода милиция взломала дверь, то обнаружила на полу кухни пистолет, в котором не хватало одного патрона, одну стреляную гильзу – и двоих мужчин с пулевыми ранениями в голову…» Ничего завязка, да? Пуля – одна, выстрел – один, а ранены двое. Наверное, специалисты по баллистике могут легко дать разумное объяснение. Я не специалист, и сколько ни напрягала мозги, самостоятельно раскрыть тайну «два в одном» не смогла. Пришлось читать. 
     Почти на трёхстах пятидесяти страницах авторы излагают любовную драму, корни которой, как можно догадаться из названия книги, уходят в далёкий 79-й год. Друзья-сокурсники Валера Беклемишев и Володя Дроздецкий влюблены в студентку-медичку Лилю. У Лили роман с Валерой, они вроде бы счастливы и довольны жизнью. Валера умный-остроумный, красивый и талантливый: хоть и технарь, активно занимается в институте художественной самодеятельностью, и девки на него заглядываются. Но практичная Лиля понимает: её любимый не сделает карьеры и не разбогатеет из-за своего упрямства и романтизма. Вот умные люди настоятельно советуют включить в спектакль ко Дню Победы отрывки из «Малой земли» (кто забыл или не знает: автор – тогдашний генсек Брежнев Леонид Ильич). А глупый Валерка артачится: «У нашего дорогого Леонида Ильича лизоблюдов и жополизов хватает. Я не хочу быть в их числе. Пусть они лучше мой сценарий возьмут и в задницы себе засунут. 
     – Но таковы правила игры. 
     Валерка сорвался на крик. 
     – Какой – игры?!. Какой ещё игры?!. 
     – Которую мы ведём с властью. А она – с нами. 
     – Ну, и в чём же она, по-твоему, эта игра, заключается? 
     – В том, что если ты хочешь быть на коне, надо делать ей, власти, ма-аленькие реверансы…» 
     Поэтому Лиля выходит замуж за практичного Дроздецкого, который со временем становится пусть не олигархом, а простым российским миллионером. Но и это неплохо. Имеются, конечно, издержки: у Лили и Володи нет детей. Как принято среди простых миллионеров, Володя спит со своими секретаршами – и не только секретаршами. Но и Лиля не промах: она не какая-то домашняя курица при муже, а генеральный продюсер известного телеканала и в отместку наставляет благоверному рога с юными подчинёнными и стриптизёрами. А Беклемишев оказался «бедняком, патентованным неудачником» – разведённым инженером, подрабатывающим сторожем на автостоянке, чтобы оплачивать дочкину учёбу в мед-институте… Но Лиля любит его до сих пор и даже приглашает в свою передачу «Три шага до миллиона», надеясь, что Валерка выиграет главный приз (так и происходит). В общем, самая обычная история любви, поруганной во имя денег. К тому же изложенная отнюдь не языком Тургенева или Бунина: «У Валерки сердце ухнуло вниз, но он через силу улыбнулся. Улыбнулась и Лиля. Улыбнулась и простосердечно помахала юноше рукой». 
     Однако на протяжении всего повествования авторы в гомеопатических дозах подпускают мистику. Главные мужские герои совершенно не похожи друг на друга – даже внешне, но окружающие почему-то путают их, иногда называя Валеру Володей. А один раз Валерка видит в зеркале не себя, а Володьку, которого нет рядом… Но полный мистический разгул случается в финале, когда проясняется тайна выстрела «два в одном». Оказывается, Беклемишев и Дроздецкий – это не разные люди, а один и тот же человек. Вернее, Володи просто не существовало в природе. Это фантом, призрак, воплощение худших Валеркиных качеств. Поэтому тяжелораненый Дроздецкий исчезает из больницы таинственно и бесследно, а заодно испаряются все документы и фотографии, с ним связанные. «Есть мнение, что казус Беклемишев – Дроздецкий заключается в овеществлённом раздвоении личности», – сообщает ошарашенной Лиле (то есть Лилии Станиславовне) подполковник ФСБ, занимающийся делом о таинственном выстреле. 
     Понятно, что с помощью философско-мистического компонента авторы хотели как-то приподнять своё стандартное по сюжету и бледное по языку повествование «всё выше, и выше, и выше». Вот только если гипсовой кошечке приделать орлиные крылья – как думаете, воспарит она в горние выси? Вы точно уверены? 
          
     
     

ОЛЬГА РЫЧКОВА

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА ПИСАТЕЛЬСКИХ СОЮЗОВ

Рубрика в газете: , № 2007/4, 23.02.2015

На днях мы получили альбом «Махачкала: Дагестан – Россия», который посвящён открытию мемориального комплекса представителям русского народа, связавшим свои судьбы с Дагестаном. Идея создания комплекса принадлежит мэру Махачкалы Саиду Амирову. Это человек, которого по праву называют совестью дагестанского народа. Он в течение многих лет мужественно отстаивает интересы России на южных рубежах континента. Его волю не сломили ни покушения, ни угрозы. Дай Бог России побольше таких светочей, как Амиров.