Материалы по номерам

Результаты поиска:

Запрос: год - 2014, номер - 24

БЕЛЫЕ ПЯТНА НА СЦЕНЕ

№ 2014/24, 23.02.2015
 

У нас много пишут о нынешнем российском театре, но никто ещё не определил, что всё же нужно делать, чтобы выйти театрам из затяжного кризиса, в котором они очутились. Поэтому все рассуждения на эту тему никак не помогают решению тех проблем, которые накопились в российском театре. Положение в российском театре я бы назвал катастрофическим!

Свети – и улыбкой, и ярким стихом!..

№ 2014/24, 23.02.2015
Живёт в Мытищах замечательный человек Юрий Яковлевич Петрунин, поэт милостью Божьей, встречающий в эти дни своё семидесятипятилетие.

Серебряный век под белыми парусами

№ 2014/24, 23.02.2015
620 миль по Эгейскому и Ионическому морю прошли с 17 мая по 1 июня участники литературного «Круиза Серебряного века», посвящённого античности и её осмыслению

Не ругайте меня за сарказм

№ 2014/24, 23.02.2015
Евгений Богачков – автор статьи о Юрии Шевчуке («ЛР», 2014, № 22) прав. Да, конечно, Юрий Шевчук – настоящий гуманист и подлинный патриот России

Энциклопедичны ли энциклопедии?

№ 2014/24, 23.02.2015
Самодельные энциклопедии... Так я именую то, что печатается лет уж двадцать с одним общим признаком – отсутствие упоминания о том, что создаётся это совместно с Академией Наук.

Светлана ВЛАСОВА: Нужен ли сегодня фольклор?

№ 2014/24, 23.02.2015

Только ленивый не отмечает ныне некий подъём в России «патриотических настроений» и небывалую в связи с этим активность властей в области культурной политики. Однако рьяная поддержка патриотически ориентированных  явлений культуры и искусства, забота о национальном достоянии, как водится, (и это тоже многие уже заметилисодержат в себе опасность разного рода перекосов, сомнительного распределения средств и усилий между этими самыми достояниями (или лже-достояниями).

Пруст и Рембо

№ 2014/24, 23.02.2015
Это глава из моего последнего романа «Олимп иллюзий». В ней, собственно, как выразился бы Милан Кундера, заключено эстетическое пари произведения

Русский Диснейленд и руины Дрездена

№ 2014/24, 23.02.2015
Не столь давно вышла книга Алексея Шепелёва с двумя повестями: «Настоящая любовь/ Грязная морковь» и«Russian Disneyland». О современной сельской жизни

Реальность и вымысел

№ 2014/24, 23.02.2015
«Жизнь – это one-man show, которая длится, пока играет оркестр»,– с апломбом декламирует дирижёр-фокусник. Иллюзии, иллюзии, иллюзии.

Роман Сенчин. КУЛЬТУРА В ЦЕЛЛОФАНЕ

№ 2014/24, 23.02.2015
 

Читателем газет себя назвать я не могу. Как средство доставления новостей газета явно проигрывает телевидению, радио и интернету, как средство анализа событий – уступает журналам и всё тому же интернету, в котором глубоких, оригинальных статей появляется всё больше. Но так как я сам сотрудник газеты, мне необходимо следить за тем, как развиваются наши коллеги-конкуренты, особенно, подобно «Литературной России», еженедельники. И время от времени я покупаю несколько изданий, в первую очередь тех, где пишется о литературе, культуре, и изучаю их.

Вот подошёл на днях к киоску печати, попросил газету «Культура». Киоскёр неожиданно подала мне некий пакет в целлофановой упаковке.

– Да нет, – отшатнулся я, – мне нужна газета.

– Это она и есть.

Я принял пакет, покрутил в руках. На целлофане была красная наклейка: «Свой». Журнал Никиты Михалкова. Ежемесячно с газетой «Культура» – в подарок».

– А без целлофана у вас нет? – поинтересовался. – Чтоб глянуть, не покупать кота в мешке…

Киоскёр стала раздражаться:

– Нет, только так!

Что ж, цена у «Культуры» по-прежнему, не смотря на подарок, приемлемая – в центре Москвы 25 рублей, – приобрёл.

Пока нёс пакет к метро, гадал, зачем газету стали прятать в целлофан. Может, после памятного номера в начале апреля, где были цитаты из современных пьес с матерными словами (пусть укрытыми за точками)? Или чтобы журнал-подарок «Свой» не потерялся?.. За границей газеты тоже запаивают в целлофан, но по большей части «желтушку», где скандальные разные фотки, непредназначенные для детских глаз заголовки… Издания же про культуру открыты – подошёл к киоску, развернул, глянул, что там и как, и купил или вернул в ячейку на витрине.

Ну да ладно… На эскалаторе сорвал упаковку, стал читать. Поделюсь с вами впечатлениями.

Номер 18 «Культуры» не боевитее предыдущих, и поэтому экскурсия по нему, на мой взгляд, как раз уместна. Такой обычный, рабочий номер и в то же время не проходной. Проходных номеров у такого рода прессы быть не должно – необходимо бить в одну точку, воспитывать читателя.

Сразу напомню, чтоб не было недоразумений, что у понятия «культура» множество значений. Видимо, поэтому в газете присутствует практически всё – от банковских карт до хоккея. Всё ведь это грани культуры. Не правда ли?

Итак… Итак, что самое для нас важное? Правильно – память. Но память не должна быть экспонатом в душе. Память должна перекликаться с происходящим сегодня. И, видимо, поэтому практически каждая статья в «Культуре» посвящена определённой дате – юбилей, профессиональный праздник – и в то же время увязана с современностью. 

На первой полосе фото с четверть объёма: президент Путин возлагает цветы к только что установленному памятнику Сергею Михалкову. Справа – сопроводительная колонка главреда «Культуры» Елены Ямпольской.

Колонка помпезная и душевная, есть гражданственность и лирика… Правда, признаюсь, по-настоящему глубоко колонку я не воспринял. Читал, читал, а в голове застряли первые два абзаца:

«28 мая в центре Москвы, по соседству с Театром Киноактёра и наискосок от Дома литераторов, в уютном сквере на Поварской открыли памятник самому популярному на нынешний день российскому поэту – Сергею Михалкову.

Почему самому популярному? Потому что уже месяца три с лишком – по различным поводам, в обстановке официальной или домашней, силами профессиональными либо самодеятельными, на торжественных мероприятиях, а равно перед экраном личного телевизора – наши граждане с особым энтузиазмом исполняют главный хит на стихи Михалкова – гимн Российской Федерации».

В общем-то, в этой оценке есть точка, от которой можно начать переосмысление понятия поэзии, роли поэта. Точнее, начать возвращение к истокам. В древности поэт и существовал ради создания гимнов. Разных декадентов, да и лириков-нытиков запросто сбрасывали со скал.

Пора, наверное, заменить тройку первых поэтов России. Нам в советской школе талдычили:«Пушкин, Лермонтов, Некрасов». Оказывается, ни фига. «Жуковкий с «Боже, царя храни», Аркадий Коц, автор русского текста «Интернационала», ну и Сергей Михалков»…

Ладно, дальше по передовице «Культуры».

Начало статьи об Одесской киностудии (ей 95 лет) «Кино здесь больше не живёт». Статья огромная и грустная. В советское время в Одессе снимали фильм за фильмом, а теперь киностудия почти погибла. В концовке автор – Александр Андрюхин – отрывает взгляд от собственно проблемы кинематографа. Проходя мимо обгоревшего Дома профсоюзов в Одессе, он вспоминает рассказ украинского кинорежиссёра Вадима Костроменко о том, что его друг пострадал во время трагедии 2 мая. «Сейчас лежит в больнице с переломами ног и позвоночника».

«По сути, – приходит к выводу автор, – с переломом ног и позвоночника находится сейчас и вся украинская культура».

Ну да, наверное, справедливо. А российская как? Здорова?.. Хотелось бы прочитать, как там у нас дела обстоят с «Ленфильмом», Киностудией имени Горького, Свердловской киностудией. Неужели намного благополучнее, чем с Одесской. Да и «Мосфильм» сам почти не выпускает фильмов – давно является базой для небольших студий, сдаёт в аренду комнатки, аппаратуру.

Может быть, «Культура» рассказывала о том, что у нас, и про Одессу – продолжение обзора киностудий постсоветского пространства, но я пропустил. Тогда прошу меня извинить.

Ещё на перовой полосе – интервью с Захаром Прилепиным, приуроченное к 115-летию со дня рождения Леонида Леонова. Напомню, что Прилепин – автор книги о Леонове… Ничего для себя нового я не почерпнул – подобных интервью Захар давал множество. Правда, один моментик меня корябнул:

Прилепин рассказывает о том, кто натолкнул его на мысль писать книгу о Леонове: «В 2004-м, издав свой первый роман, познакомился с московским литератором, который работал над книгой о Пастернаке для ЖЗЛ. Помню вечер в Нижнем на Стрелке – там, где Ока сливается с Волгой. Он сказал: «Леонов гений, а его никто не знает, напиши о нём книгу».

Ну, по существу, и здесь ничего нового для тех, кто интересуется творчеством Прилепина. Десятки раз он говорил, что этим человеком являетсяДмитрий Быков. Корябнуло то, что в «Культуре» он не называется. Неужели имя Быкова нельзя упоминать здесь в более-менее положительном контексте?

На второй полосе обращает на себя внимание небольшая статья «На стороне победителей», приуроченная к пятилетию интронизации Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Точнее, это отчёт о том, как дату справили в Большом зале Консерватории. Сообщается, что прозвучало, в том числе, и «Боже, царя храни». А главный дирижёр Большого симфонического оркестра Владимир Федосеев отметил: «Как важно услышать сегодня мысль Его Святейшества о том, что высокая культура есть выражение веры и служения». Трудно спорить. Да и небезопасно…

Под статьёй о патриархе Нильс Иогансен в заметке «Платёжное перемирие» успокаивает читателей «Культуры», что «Виза» и «Мастеркарт» останутся на российском рынке. «Россия продемонстрировала, с одной стороны, достаточно гибкую позицию, но, с другой, она была и довольно жёсткой. Результат налицо: потрясений удалось избежать, а экономическая безопасность страны укрепилась».

На четвёртой полосе большие интервью с японскими балетными артистами, обосновавшимися в России. И здесь не обошлось без насущного и политического – Мидори Терада и Коя Окава ещё не так давно работали в Одессе, но «новые правила запрещают работать в национальных украинских театрах, так что на третий сезон оформить нас не смогли... Уехали и все русские танцовщики, они ведь для Украины иностранцы, и им тоже было отказано в работе. Ещё одна наша японская балерина перешла в Красноярский театр. Всего порядка десяти человек». «Одесских японцев», – сообщает «Культура», – с радостью приняли в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля». Что ж, если люди талантливые…

Пятая полоса отдана рубрике «Служба». Рассказывается об арестованном в марте в Литве полковнике в отставке Юрии Меле«Арест Юрия Меля – это политическая расправа, – считает депутат Калининградской областной думы Александр Ветошкин. – Этот процесс, переоценка советского периода Литовской республики, преследования ветеранов Великой Отечественной войны в Прибалтике – всё это звенья одной цепи». Хорошо, что газета «Культура» обратила на это внимание. Ещё лучше, если бы она порассуждала и о тех, кто находится в российских тюрьмах. Не все ведь сидят по делу. Не припомню, чтобы «Культура» писала, например, о Данииле Константинове. Или о полковнике в отставке Леониде Хабарове

Не забыт и праздник – 28 мая, День пограничника. Во врезе – комплимент: «Празднуют, что называется, от души. Но в отличие от некоторых других родов войск погранцы, хоть и купаются в фонтанах, умудряются обходиться без массового мордобоя. Потому что это у них в крови: не нападать, а защищать». Далее – о насущном: охрана границы. Не забыта, опять же, украинская тема. «Особый и самый новый отрезок рубежа с незалежной, длиной всего-то в 8 километров, проходит по Перекопскому перешейку, где российский Крым граничит с Украиной… Российские пограничники спокойно несут свою службу, вежливо наблюдая за соседями, а вот на украинской стороне частенько случаются провокации». Примеры провокаций приведены.

На следующей полосе вспоминаются две знаменательные даты: «31 мая 1994 года было принято постановление правительства Москвы о восстановлении Храма Христа Спасителя» и «двести лет назад в Тверской губернии в многодетной семье родился один из будущих отцов-основателей мирового анархизма Михаил Бакунин».

Поначалу я подумал, что соседство этих материалов должно продемонстрировать противоположность – вот символ русского православия, державности, а вот – портрет выродка рода человеческого, разрушителя, не раз приговорённого к смертной казни карбонария. Но нет, и в деятельности Бакунина автор Вадим Бондарь нашёл полезное для сегодняшней жизни.

«В бакунинской теории общинной демократии не было места элементам либерально-буржуазной демократии Запада, которую он отлично знал и за которой не видел будущего. Основываясь на этом критическом анализе и отрицании позитивных начал для развития личности человека как в условиях монархии, так и в либерально-буржуазной демократии, им была разработана иная по сравнению с концепциями западных представителей анархизма модель будущего анархистского общества, построенного на идеях федерализма, солидарности и коллективизма. Может статься, что некоторые из этих идей мы скоро увидим воплощёнными в жизнь в самопровозглашённых республиках юго-востока Украины».

Вряд ли, уважаемый автор, вряд ли. Да и не только эти идеи пытался воплотить в жизнь Михаил Бакунин. У него были более глубокие планы. В том числе и по отношению к «Всероссийской империи», которую у нас снова пытаются строить… Но для провода определённых идей определённые идеи Бакунина вполне подходят. И газета «Культура» наглядно демонстрирует, что и юбилей такой фигуры можно использовать с пользой…

Далее – галопом по оставшимся полосам «Культуры». Не потому, что не такие характерные материалы на них, но если разбирать подробно – никакого объёма не хватит.

Под рубрикой «Шекспиру 450» рассказывается о пьесе «Венецианский купец», а рядом – большая статья, посвящённая пятидесятилетию основания Организации Освобождения Палестины. Автор, Нильс Иогансен, ненавязчиво проводит мысль о невозможности создания государства Палестина, а точнее – о нежелании лидеров ООП это государство действительно создать. Мысль не нова, но в нынешних реалиях она приобретает новый смысл: устоявшееся государственное устройство, пусть даже Израиль, лучше, чем революционная борьба…

Не осталась вне фокуса «Культуры» победа Национального фронта во Франции на выборах в Европарламент. Статья Юрия Коваленко называется «Марин Ле Пен хоронит ЕС».

Девятая полоса – «Авторское право» – отдана колонкам. Виталий Третьяков рассуждает о том, как начиналось разрушение СССР, украинский журналист Александр Роджерс рассказывает об Украине. «Украина – страна контрастов. Налицо сплошные противоречия между декларациями и суровой реальностью». Дмитрий Бабич, обозреватель радио «Голос России», вспоминает скончавшегося недавно Войцеха Ярузельского, а Владимир Хомяков, сопредседатель партии «Великое Отечество», делится мыслями, навеянными телефильмом «Бесы». «Спросите себя, каким был бы дальнейший шаг всех воспеваемых в бестселлерах середины XIX века и известных нам из школьного курса «передовых людей», от которых млели салонные барышни. Кем стали бы спустя несколько лет тургеневский Базаров и Рахметов Чернышевского, как не террористами, сметающими бомбами «слуг государевых», а заодно массу невинных людей? Ставрогин, Верховенский и прочие «бесы» – лишь следующая генерация того же самого человеческого типа, естественным путём развившаяся на писаниях Герцена, Белинского, Чернышевского, Тургенева и иже с ними. «Я начинаю любить человечество маратовски: чтобы сделать счастливою малейшую часть его, я, кажется, огнём и мечом истребил бы остальную». Это отнюдь не Ставрогин сказал и не Верховенский. Это – Виссарион Белинский, кумир «продвинутой молодёжи», этих «креаклов XIX века», под влиянием подобных идей стремительно мутировавших в революционеров и террористов». Призывы переоценить классиков позапрошлого века раздаются всё настойчивей. Наверняка скоро сбросят с парохода современности того же Белинского, Салтыкова-Щедрина, изрядно почистят Льва Толстого. Зачем забивать мозги новым поколениям лишними идеями?

Есть в «Культуре» полоса спорта. Есть и рецензии на спектакли и фильмы. Читать их, правда, скучновато по сравнению со статьями на политические, геополитические и экономические темы. Что нам уже эстетические тонкости, когда идёт битва за духовное пространство…

Симптоматичен в этом смысле анонс концертов «Блэк Саббат» в Москве и Санкт-Петербурге. Автор анонса, Денис Бочаров, хоть и не замалчивает неангельскую молодость музыкантов группы, но не забывает и о песнях, которые они создали. Зовёт на концерты… Сходили в Москве. И были потрясены, когда на песне «Дети могилы», в которой Оззи Осборн призывает детей совершать революцию, звук пропал, и голос Оззи стал слабым и смешным. Ничтожным… Даже динамики утверждают: России не нужна революция, всё в России нормально… Надо глянуть свежий номер «Культуры», есть ли там репортаж о концерте и об этом знамении…

Завершая разговор, скажу: советую читать нынешнюю «Культуру». Это вполне вероятный образец еженедельников самого скорого будущего. Прямолинейность, чеканность, стойкий режим моноидеологии. Первостепенная задача – не информировать и не показывать разные точки зрения на проблему, а практически каждым словом вбить в голову читателю «правильный курс». Ещё недавно «правильный курс» был невнятен, не совсем чётко прочерчен, и довольно большая часть наших журналистов-публицистов вела себя относительно осторожно – вдруг крикнут не то и ошибутся, – а теперь вроде бы всё понятно, и крики стали зычные, методичные, приобрели форму скандирования.

В одной дышловой упряжке с «Культурой» и журнал Никиты Михалкова «Свой». Тем более что у журнала теперь новый главный редактор – тот же, что и в газете «Культура». Духовное пространство необходимо сжимать в кулак, чтоб не растерялось.


Роман СЕНЧИН

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЁЛ РУССКИЙ ДУХ?

№ 2014/24, 23.02.2015

Вторая половина марта 2014 года. Крым вновь стал частью России. Событие глобального масштаба, крупнейшая геополитическая победа России после развала Советского Союза. Душа ликует! Через какие только унижения не прошли русские, когда всё в родной стране перевернулось с ног на голову, когда бывшие союзные республики обрели независимый голос и в большинстве своём ударились в оголтелую русофобию. Казалось бы, народ наш на исходе XX века вконец истратил свою энергетику, истощил силы в революциях и войнах, «сгорел» заживо, и верить в возрождение русского национального начала, русского духа может только неисправимый романтик. Но «невозможное» свершилось.