Материалы по номерам

Результаты поиска:

Запрос: год - 2015, номер - 10

ПАУК В ДУПЛЕ СПЛЁЛ ПАУТИНУ

№ 2015/10, 23.02.2015

Уважаемая редакция!

Многие тысячи любителей литературы связаны с соответствующими сайтами и порталами. Будучи пользователем одного из них, столкнулся с такой демократией и свободой слова, что решил на эту тему написать критическое эссе и поделиться с вами.

 

Эдуард МОРОЗ

ВСЁ В СМУТЕ, В БРОЖЕНИИ

№ 2015/10, 23.02.2015

Нафи ДЖУСОЙТЫ

Наш большой друг Нафи ДЖУСОЙТЫ отмечает свой 90-летний юбилей. В его родной Южной Осетии объявлен Год Нафи Джусойты.

РОСАРХИВ, КАЖЕТСЯ, НАЧИНАЕТ ФУНКЦИОНИРОВАТЬ КАК БАННО-ПРАЧЕЧНЫЙ БИЗНЕС

№ 2015/10, 23.02.2015

 Идёт торговля архивным богатством родины

Уважаемый Вячеслав Вячеславович!

С интересом ознакомился в газете «ЛР» с Вашей программной статьёй «Неравный бой» о положении в руководстве архивной отрасли России. Разумеется, поддерживаю многие её положения и выводы.

ОТВЕТИМ КЛЕВЕТНИКАМ ВО ИМЯ ДУХОВНОСТИ?

№ 2015/10, 23.02.2015

3 марта, выступая на круглом столе о поддержке авторов художественной литературы, вице-спикер Государственной Думы Сергей Железняк предложил принять законы, «стимулирующие писателей творить во имя духовности» (www.newsru.com, 3 марта 2015) – например, сделать писательство официальной профессией, с занесением в реестр. Мне же такая постановка вопроса – «стимулировать писателей творить во имя духовности» – кажется весьма сомнительной.

АНТИОЛИГАРХИЗМ-ЛАЙТ В РАМКАХ УПРАВЛЯЕМОГО КРИЗИСА

№ 2015/10, 23.02.2015

Когда президент урезал себе и премьеру зарплаты (официальные) – слышалось много стёба, смеха. Мол, от них не убудет, те официальные сотни тысяч, что они получают – это же не феодально-неизбежная статусная рента, которая никуда не денется, это скорее сигнал обществу…

ИЗ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ КОЛОДЫ

№ 2015/10, 23.02.2015

  Реорганизация московского правительства: чего стоит ждать

 

Когда этот номер выйдет, видимо, уже будет известно о частичной реорганизации правительства Москвы. Во всяком случае ещё в начале недели просочилась информация о том, что мэр Собянин решил сформировать новый департамент – национальной политики, межрегиональных связей и туризма.

НЕ ТОЛЬКО ПЛАГИАТОР

№ 2015/10, 23.02.2015

В Омске прошло отчётно-выборное собрание членов местного отделения Литературного фонда России, который сейчас переименовывается, после чего будут заменены и членские билеты.

НА ВЕСАХ ВЕЧНОСТИ

№ 2015/10, 23.02.2015

Здравствуйте, уважаемая Литературная Россия!

Российские культура и словесность потеряли славного своего сына-писателя и общественного деятеля, патриота Родины – Валентина Распутина. С его великим произведением – «Последним сроком» я познакомился, когда начинал преподавать русскую словесность в старинном – ещё ермаковском – селе Екатерининском, на севере Омской области.

ИМЛИ: ЕСТЬ КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ, НО ПОКА НЕТ ВНЯТНЫХ ОТВЕТОВ

№ 2015/10, 23.02.2015

Когда наша газета начинала разговор об Институте мировой литературы им. А.М. Горького, мы рассчитывали на серьёзную дискуссию. Нас интересовало, что происходит сейчас в отечественном литературоведении, чем объяснить деградацию академического института и как выправить положение. Но, судя по первым откликам, пока всё сводится к одним деньгам.

ПЕНЗА СКОРБИТ

№ 2015/10, 23.02.2015

Узнав утром из интернетовских новостей о смерти Валентина Григорьевича, я истово перекрестился перед образами о том, чтобы Господь взял его тихую душу туда, откуда она теперь уже вечно будет служить России (пишу и наворачиваются слёзы).

УРОКИ ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА

№ 2015/10, 23.02.2015

Если исходить из методологии определения наследования национальности, то Распутин – чистый эвенк. Род его идёт от ангарских эвенков, вытесненных в XI–XII веках с севера за Байкал и на Лену.

ЛУЧШЕ ПУСТЬ «ГРЕМЯТ ВИТИИ», А НЕ СТВОЛЫ ОРУДИЙ

№ 2015/10, 23.02.2015

Сегодня в нашей столице всё пропитано политикой. Даже литература как бы перетекла в политику. Тут, впрочем, требуется пояснение, но вначале вспомним Некрасова:

 

А там, во глубине России, –

Там вековая тишина.

 

КРОВОТОЧАЩАЯ РАНА

№ 2015/10, 23.02.2015

Народ читает «Прощание с Матёрой»

  

В медиацентре «Российской газеты» состоялось представление видеокниги «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина. 345 человек в Иркутске, Москве, других городах России и мира прочитали по несколько абзацев знаменитой повести. Продолжительность видеокниги составила около 10 часов…

 

Портрет писателя Валентина Распутина. Художник Алексей Шалаев

 

ДЕВЯТЬ КРУГОВ РУССКОГО АДА

№ 2015/10, 23.02.2015

Дмитрий Львович Быков не так давно рассказывал о вынашиваемой им концепции, которую он начал придумывать с покойным Михаилом Успенским, – о русской «Божественной комедии». В ней должны быть иные круги ада и иные прегрешения, за которые туда попадает человек.

ОСЕНЬ ПАТРИАРХА

№ 2015/10, 23.02.2015

  ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА

Он прихварывает. Трансцендентно. Эсхатологично. Можно прихварывать просто: сегодня не можется, завтра – пройдёт. Но он, наверное, попал в череду непрекращающихся хворей, и понятно, что думается в его-то возрасте, когда здоровье – редкий просвет между болячками.

ВСТУПАЯ В ГОД ЛИТЕРАТУРЫ

№ 2015/10, 23.02.2015

Весной 1834 г. Кс. Полевой писал: «У нас нет литературы – говорят многие, – и кто не согласится, что это правда?». Полгода спустя о том же, вторя «многим», заявил В.Г. Белинский: «Да, у нас нет литературы!». В январе нынешнего года П.Басинский, сетуя о пропущенном юбилее – 180-летии со дня выхода «Литературных мечтаний», и напомнив о «главном тезисе» этой статьи Белинского: «У нас нет литературы», – добавляет: «Сегодня можно сказать то же самое: «У нас нет литературы» (РГ. № 1).

ТАКИЕ ЛЮДИ НЕ УХОДЯТ. ОНИ НАВСЕГДА ОСТАЮТСЯ С НАМИ.

№ 2015/10, 23.02.2015

В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА

                                                                             БЫЛЫЕ ВСТРЕЧИ

В начале 90-х, когда мэром Москвы был Гаврила Попов и по Арбату бегали жирные крысы, спускаюсь в метро и чувствую – не взгляд, а два тлеющих уголька в мрачном подземелье, в катакомбах: тогда серость осевшей сажей легла на лица и на всё сущее в пространстве. Два уголька просто источали общее человеческое стенание.

РАСТУТ, НЕ ВЕДАЯ СТЫДА

№ 2015/10, 23.02.2015
 

Владимир Набоков любил повторять, что литература выросла из одного сюжета про мальчика, который несколько раз соврал окружающим, что на него нападает волк, а когда тот на самом деле напал, никто уже не спас ребёнка, так как не поверил в правду после череды фантазий. Для писателя была важна именно категория вымысла, над которой читатель способен «слезою обливаться». Ведь именно соучастие, сопереживание вымыслу и делает его реалистичным, фактически «оживляет». Казалось бы, в наше время уже все формы вымысла изучены от и до. И, тем не менее, возникают на первый взгляд новые формы, но, по сути, они малоотличимы от таких наиболее простых повествовательных структур, как анекдот, сплетня, сказка или басня, но уже в другой, привычной современному человеку «обёртке». Как мне кажется, это говорит о том, что в человеке, вне зависимости от отношения к письменной сочинительной культуре, есть некий творческий потенциал, а также потребность ощутить катарсис, которые он реализует по мере сил и возможностей в наиболее удобной для себя форме. Об этом же говорила Лайош Эгри, творчески интерпретируя человеческий характер. По её словам, стремление к самовыражению есть в каждом, другое дело, какие формы оно может принять – конструктивные, или деструктивные.

Одним из не самых привычных способов самовыражения при помощи письма и творчества показалось мне сообщество «Подслушано» в социальной сети Вконтакте. В его описании говорится, что «Подслушано» – это «социальный развлекательный проект, в котором люди делятся каждый день своими секретами, откровениями и жизненными ситуациями анонимно перед огромной аудиторией». То есть каждый может анонимно поделиться какой-то историей, сплетней или просто написать небольшой текст со своим сюжетом. Проверить, правда это или вымысел, совершенно невозможно, но вряд ли это имеет значение.

Примеры некоторых текстов сообщества (с сохранением авторского правописания):

1. Работаю учителем начальных классов, недавно писали контрольную, справились малыши так себе. Ну я на них естественно ругаюсь, всё как положено. И в конце своей пламенной речи говорю: «У вас в одно ухо влетает, из другого вылетает!» и тут один из учеников затыкает себе одно ухо и, повернушись ко мне ухом открытым, гордо громко произносит: «Рассказывайте, Александра Викторовна!»

2. Я очень давно одна и я знаю, что такое одиночество. Одиночество – это когда не разряжается телефон на андроиде, и ты здороваешься, приходя с работы, с книгами. Это целый ящик, заваленный запечатанными палочками для суши, потому что когда оператор спросил – сколько приборов тебе нужно – ты постеснялась признаться, что одинока, и сказала «два». Одиночество-страх завести даже кота, потому что если однажды не дойдёшь до дома – ему никто не поможет. Это хбшные трусы, продающиеся по три штуки в ближайшем супермаркете и пыль на диване в гостиной. И третий год не поздравлять никого, кроме себя, с днём рождения.

3. Мне кажется, что каждый год время ускоряется. Точка отсчёта – осень. В начале сентября время тянется медленно. Потом быстрее и быстрее. Летом уже не замечаешь, как пролетают недели. А осенью опять – час превращается в вечность. И так каждый год.

4. Мне 22, отца нет с детства, а мать постоянно работала. Год назад друг у меня появился, очень близкий, как-то я сказал, что мечта у меня есть: чтоб мне сказку на ночь прочитали. Через несколько дней он мне прочитал снежную королеву, а я так и заснул. Лучшая сказка на свете и своим детям я её прочту.

5. Думаю, что плохие, постыдные воспоминания разрушают человека..Когда ты засыпаешь, и тут твоя память вспоминает каждый твой промах, каждый поступок, из-за которого стыдно, и неважно сколько времени прошло. Неважно, что тебя простили уже давно – память не стереть, совесть не заткнуть. И ты мучаешься, терзаешься, горишь от стыда и собственной тупости.

6. Ехала в трамвае, на одной из остановок зашёл бомж с огромным пакетом. Он стал в нём рыться, пересмотрел кучу маленьких пакетиков внутри этого большого и наконец достал оттуда...конфетку «коровка». А я ведь до последнего думала, что он фляжку достанет или ещё какую гадость... Стыдно стало.

7. В детстве, когда говорили: «Надежда умирает последней» – не понимала, что сделала моя тётя Надя, что она умрёт позже всех.

8. Интересно, что было бы, если бы весь мир существовал на добрых делах: сделал что-то хорошее заработал «добрую» валюту, пошёл купил себе что-то. Наверное, все бы сдохли с голоду через неделю.

9. В переполненной маршрутке, держась зубами за воздух и балансируя на одном колене, пыталась левой рукой открыть кошелёк и отсчитать мелочь за проезд. На мысли «Время рыцарей закончилось, хоть бы кто поддержал» была поймана большим красивым мужчиной. Схватил меня за талию, пригвоздил к полу, сказал уверенным низким голосом: «Держу, не бойтесь». И держал, пока я не расплатилась и не уцепилась за поручень как следует. Я – типичная «сильная самодостаточная», у меня две работы, кот, ремонт и способность в экстренной ситуации отращивать стальные яйца, но в тот момент я чувствовала себя маленькой девочкой за каменной спиной настоящего мужчины. Спасибо тебе, человечище! В жизни не было так приятно разочаровываться в собственных мыслях :)

10. Вчера повздорили с женой, пришёл с работы сегодня а 10-летний сын заявляет МАМА СКАЗАЛА ЧТО ТЫ НЕ МОЙ ОТЕЦ и что она от нас уходит, звоню телефон не доступен, ужина нет и в коридоре сумка стоит собранная , вспомнил всю нашу жизнь, понял как люблю сижу аж слёзы наворачиваются, думаю как всё вернуть, и тут открывается дверь она была на собрании в саду у дочки, сумка с вещами это маленькое в детдом, ужина нет т.к. не было света. И оказалось что сын сказал ей что она не его мама, насмотревшись какого-то кино, а она ответила что и отец тогда тоже не его, раз так. И обидевшись на него ушла.

11. В детстве, гуляя зимой, часто подолгу лежала в сугробе, представляя, что я умерла и лежу на кладбище, глядя на небо... такое вот одинокое детство.

Помимо психологических проблем, которые оно решает (сопереживание, попытка поделиться самым значимым хоть с кем-то и разделить одиночество, радость, скорбь или другие эмоции), сообщество сформировало определённый стиль написания текстов, насколько это возможно в такой ситуации, когда автором может быть любой из двух с половиной миллионов его участников. Сама структура записей напоминает популярный много лет назад гипертекст (схожая система тегов, тематическая взаимосвязь, фрагментарность), причём, уникальность это проекта заключается не только в возможности читать его с любого места и очень по-разному интерпретировать, но и в том, что в этом тексте есть цельность, несмотря на отсутствие единого автора. Логичным стало, что некоторые тексты записей были выпущены отдельной книгой, а после вышла и вторая, то есть, они всё-таки нашли свой бумажный, литературный формат.

Во всей этой истории лично мне интересен именно момент творчества, когда человек создаёт небольшую историю. Споры о вымысле и документальности ведутся во всех жанрах – литературе, живописи, кино. Мне близко представление о том, что каждая история, будь она хоть сто раз реальной, в любом случае становится вымыслом, поскольку опосредована точкой зрения её автора, нарратора, повествователя. Так и здесь – анонимность даёт определённую свободу в выборе сюжета, но не делает истории одинаковыми. Каждая из них – точка зрения отдельно взятого человека, с его ярковыраженным отношением к ней, что и делает сообщество интересным, истории попадаются как близкие многим, так и порой очень специфичные.

В «Подслушано», как и во всех сообществах социальной сети подобного рода, существуют две формы согласия с автором и его поощрения – сердечко (аналог «Мне нравится» в фейсбуке) и кнопка перепоста. По итогам месяца, согласно общему количеству голосовавших, выбирают самые популярные записи.

Их формат равен примерно абзацу. Объём не задан изначально, но все они небольшого, одинакового объёма. Во многом это связано с особенностью современного восприятия, дискретностью сознания, зачастую неспособностью многих сконцентироваться на длинном тексте в единой ленте статусов социальных сетей, который надо разворачивать, даже если ради этого нужно просто сделать один клик. Такой формат восприятия, мне кажется, и обусловил объём текстов.

Жанрово они разделяются на анекдоты, сплетни (не только о других, но и о самих себе), былины (как событие, имевшее место в реальности – быль, бывальщина), сказки (как повествование о желаемом, воображаемом), жалобы, плач, любовные, комические, мистические, трагические истории. Трудно говорить о степени осознанности в создании тех или иных текстов, но зачастую складывается впечатление, что авторы бессознательно, по наитию, повторяют развитие литературных жанров с самого начала формирования канонов до современности. Изобретая велосипед по-своему, многие из них имеют представление о том, что такое авторский стиль и стараются придерживаться его в своём повествовании, многие стилизуют тексты по примерам других, и здесь влияние одного человека на другого оказывает именно среда, то есть литературное развитие, трансформация жанра происходит буквально на глазах у читателя, с течением времени. Если проводить какие-то исторические аналогии, то подобное взаимодействие напоминает литературный кружок или объединение со своей стилистикой, но без явных лидеров. И, что ещё важнее – все авторы являются аудиторией для созданных собой текстов, её рецензентами и критиками. Таким образом, проблема адресата решается сама собой. При этом важно понимать, что сообщество общедоступно и его читателем может стать каждый, оно не закрыто и ориентировано вовне. К тому же существует мобильная версия приложения.

Как мне кажется, существование подобных окололитературных сообществ помогает понять не столько природу человека, природу творчества, необходимость в письме или способности испытать сильные, преображающие эмоции, сколько говорит о природе искусства вообще, его способности воздействовать на человека, зачастую совершенно далёкого от письменного способа самовыражения, и потребности именно в этом способе.

Специфика мышления и самовыражения в разные периоды времени диктует различные способы самореализации и саморепрезентации. «Уход» в социальные сети не мешает людям создавать определённые способы для самовыражения и там. Скорее это напоминает освоение новой планеты и подчинение её себе, формы же самореализации остаются прежними, такими, как и много сотен лет назад, до появления интернета и возможности рассказывать истории жителям других стран за секунду. Тогда приходилось использовать уголь, бересту или гусли, но намерение, глубинная суть того, что человек хотел рассказать, остались прежними – это разговор с условным «другим», желание рассказать другому о себе, достичь понимания самого себя, взглянуть на мир чужими глазами, чтобы постараться понять его и осознать своё в нём место, «очистить душу от скверны». И, если посыл изначально направлен на облагораживание, имеет ли значение, из какого сора растут эти цветы, и сор ли это?


Марта АНТОНИЧЕВА,

г. САРАТОВ