Материалы по номерам

Результаты поиска:

Запрос: год - 2015, номер - 44

Сто лет без Блока со Свиридовым

№ 2015/44, 09.12.2015

2015 год. Декабрь. Суббота. Полдень. Гнесинка. Свиридов. Блок. Быков. Вокальная поэма «Петербург» открыла серию концертов, посвящённых столетию со дня рождения Свиридова. Стихи Блока были написаны также за сто с лишним лет до сегодняшнего дня. Свиридов закончил свою поэму в 1995 году.

Заканчивается подписка на первое полугодие 2016

№ 2015/44, 09.12.2015

Дорогие друзья! У вас осталось всего пару дней, чтобы на исходе Года Литературы в России поддержать еженедельник "Литературная Россия" - самую смелую и открытую для разных взглядов и мнений газету, просвящённую литературной и культурной жизни нашей любимой Родины. Не оставайтесь равнодушными - поспешите на почту!

Праздник и печаль живой Души

№ 2015/44, 09.12.2015

4 ноября в России отмечают праздник, называя его государственным «Днём народного единства, примирения и согласия». Примирения – голодных с сытыми и согласия – нищих с богатыми. Народ ходит «кругами» без цели, кто-то пьёт. Праздника не видно. Село Прилуки под Вологдой. На краю села Спасо-Прилуцкий монастырь. Там свой праздник – «День иконы Казанской Божьей Матери». На лицах прихожан печать усталой обречённости. «Вера без дела мертва». Вера на Небе и в сердце, а дело на Земле и в руках. Дел нет и вера, как тлеющая свеча.

Сергей Магнитов. ФЕМИНИЗМ «Что делать?»

№ 2015/44, 09.12.2015

Время перемен – время пересмотров, время ревизии устоявшихся ошибочных представлений. В этом преимущество «эпохи перемен». Раз уж дал Бог жить в эту эпоху – значит ею надо воспользоваться.

ENYA «Dark Sky Island» (2015)

№ 2015/44, 09.12.2015

Наверное, каждому хоть раз доводилось видеть огромный купол звёздного неба, каким он предстаёт тёмной ночью за городом в хорошую погоду. Завораживающая красота, глубина и покой, перед которыми отступает любая мирская суета, уходят тревоги и досады. Душа человека при этом как будто очищается.

«Я и после второго не закусываю»

№ 2015/44, 09.12.2015

Кто пошёл дальше Егора «Дохлого»?

 

Сперва сибирский панк считали мифом. Вообще, только благодаря прорывной фигуре Егора Летова, этот изначально текстовой (в весенней «Контркультуре» 1991-го) пласт субкультуры стал, так сказать, осуществляться. Захотелось так жить, в такой жизни виделся смысл – искренность, жертвенность, борьба. В своих ГрОб-хрониках Егор так живописал быт своего родного подполья, что это тянуло на отдельный труд, а не журнальную публикацию (спасибо С.Гурьеву) – что говорить, Летов был умелым мифотворцем, и знал, с чего начинать. Ведь и систематизация тогдашнего западного рока, хлынувшего сперва через музыкальные разделы немногих молодёжных журналов (первым и главным был «Ровесник») в годы перестройки – была кустарной.

Вячеслав ЕЛАТОВ. ВОСТРЕБОВАННАЯ КЛАССИКА

№ 2015/44, 09.12.2015

И рванутся потомки

Ответы искать по карманам,

Когда очередь наша дойдёт

Озарять небосклон.

А мы будем грести,

А мы будем грести неустанно,

И нас будет нести,

Как песчинку, в потоке времён.

 

Владимир Соколов. НЛО.

(Писатели Кузбасса. Хрестоматия.

Проза. Поэзия. – Кемерово,
Сибирский писатель. 2007)

Журнальный зал: ИЕРАРХИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОТОКОВ

№ 2015/44, 09.12.2015

Господство форм творческого самовыражения над общественным сознанием связано как со спросом, так и с предложением. Предпочтения складываются веками, и от них не избавиться в одночасье. На литературном поле до сих пор велико влияние библиотек, музеев, прогрессивных издательств, ярмарок, фестивалей, премий, конкурсов, уникального явления – литературных журналов, выполняющего функцию собирания вокруг себя вселенной, пространства и «земель» русскоязычной культуры с бескрайних просторов Родины и по всему миру.

Оперное новоселье

№ 2015/44, 09.12.2015

Римский-Корсаков. Садко.

Премьера на вновь открытой

исторической сцене «Геликон-оперы»

ЖИВАЯ ИСТОРИЯ ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА

№ 2015/44, 09.12.2015

В московской Библиотеке-читальне имени Пушкина состоялась презентация двухтомника воспоминаний старейшего туркменского писателя Рахима Эсенова «Память, поведай миру». Конечно, эта книга не случайно была издана именно «Литературной Россией».

НАШИ НОВИНКИ

№ 2015/44, 09.12.2015

«По пути в Лету» – продолжение своего рода хроники литературной и общественно-политической жизни России, которую Роман Сенчин ведёт с начала 00-х. Узлами этой хроники стали издававшиеся «Литературной Россией» сборники «Рассыпанная мозаика» (события 2000–2007 годов), «Не стать насекомым» (2008 – март 2011) и «Тёплый год ледникового периода» (декабрь 2011 – декабрь 2012). В сборник «По пути в Лету» включены статьи и очерки 2013–2015 годов, а также не вошедшие в предыдущие книги избранные работы 2011 года.

ЗА ЧТО МОСКВЕ ТАКИЕ НАПАСТИ?

№ 2015/44, 09.12.2015

Вроде бы Москва у нас – столица державы, сердце Родины и центр финансовой и культурной жизни страны. То есть не вроде бы, а так оно и есть. И по всему выходит, что город наш должен быть образцом для всех иных российских весей. И действительно, для многих людей из провинции столичный мегаполис является вожделенным местом жительства. Московские власти в последнее время постоянно рапортуют об успехах в развитии городского хозяйства.

А не перечитать ли нам МАРКА нашего ТВЕНА?

№ 2015/44, 09.12.2015

От Белинского, что ли, так пошло, но в любезном Отечестве и по сей день: литература, и даже иностранная литература, и даже «Иностранная литература» (журнал), могут стать актуальнее самых раскрученных парламентских, телевизионных ток-шоу. Хотите знать, как русские свергали царя, как Германия стала антисемитской, почему США, показав в ООН фальшивую пробирку, вторглись в Ирак, за что на вьетнамских детей вылились тонны напалма, а на донбассовских – белого фосфора, почему ливийские беженцы осенью-2015 вновь сделали Бухенвальд – обитаемым? Писатель Марк Твен (Клеменс) сэкономит вам сотню-другую терабайт Жириновского, Соловьёва, Венедиктова…

НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ

№ 2015/44, 09.12.2015

Юрия Белаша не стало больше четверти века назад, 17 июля 1988-го. Поэт и воин, прошедший Великую Отечественную в рядовых, он и ушёл – как в самоволку. Отказался от пищи и умирал почти полтора месяца. Пока был в силах, диктовал сотруднице Гослитмузея Елене Волковой свои удивительные воспоминания.

ГОД литературы НА КОЛЫМЕ

№ 2015/44, 09.12.2015

Вот и настал тот момент, когда Год Литературы, торжественно объявленный в России, вплотную приблизился к своему завершению. Всё это время над проблемами писателей и читателей вроде бы думали (по крайней мере делали вид) по всей стране. Настало время подводить итоги.

Бесценный вклад «неучёных»

№ 2015/44, 09.12.2015

Суждения, вызванные статьёй «Древнерусские интриги»
(«ЛР» № 38 от 30 октября)

 

Статья Алексея Артемьева лишний раз убеждает, какое же это великое и загадочное произведение – «Слово о полку Игореве»! Два с лишним века исследуют его целыми институтами – сотни профессоров, академиков – и никак не постигнут эту гениальную поэму ХII века.

А прибавить сюда ещё сотни «неучёных», среди которых немало тех, кто посвятил прочтению «Слова» всю свою жизнь!.. И если учёные сейчас как-то успокоились, что ли, остановились – видимо, им достаточно объяснительного перевода академика Лихачёва, эталона, как у них принято считать, и они готовы никому не позволить выйти за рамки этого «эталона», то исследователи-любители не только не боятся выйти за «лихачёвские рамки», а и опровергают многие утверждения академика.

Алексей Артемьев – один из таких любителей, его версия создания «Слова о полку…», прямо сказать, неожиданна, «Слово…», по его мнению, относится к устному творчеству и было произнесено на каком-то собрании князей (!). Автор статьи видит в этом своеобразный диспут с Бояном – диспут двух певцов-сказителей. Таким образом он переводит Бояна из ХI века (предполагаемое время его жизни) в век ХII-й, а это принципиальный вопрос.

Кстати, другой исследователь-любитель, Юрий Николаевич Сбитнев, считает, что Боян – это вовсе не имя собственное, а просто песнотворец, коих в Древней Руси было немало, и автор «Слова» (тоже боян), обращаясь к одному из них («вещему»), называя его соловьём старого времени, по сути ведёт с ним, слегка иронично, творческую полемику (в четырёх случаях из шести упоминаний о Бояне): ты воспевал князей красиво, возвышенно, но примысливая, мы же будем петь по правде – «трудных повестей».

Сбитнев отдал изучению этой гениальной поэмы ни много ни мало 67 лет жизни, знает её до буковки и своими исследованиями в корне меняет представление о ней, доказывает, что поход Игоря был вовсе не военным, а мирным, что автором поэмы является женщина, и даже называет её имя. Известный писатель, автор более двух десятков прозаических и поэтических книг, он проявил себя и глубоким историком, знатоком древних летописных сводов, его роман-дилогия «Великий князь» в 2009 году удостоен всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский». В своей книге «Тайны родного слова» он подробно рассказывает, как шла работа над «Словом о полку Игореве», каждой версии, каждому утверждению приведит убедительные доводы. И главное открытие тут – имя Автора великой поэмы, которую Юрий Николаевич называет Плачем. Известны русские национальные плачи (устные), и «Слово» могло быть первым письменным плачем: плачет Великий князь Святослав («злато слово слезами смешено»), плачет Ярославна, плачут русские жёны, потерявшие мужей, плачет природа («ничить трава жалощами, а древо стугою к земли преклонилось»). Поэма-плач!
А плачи на Руси исполняли только женщины.

В поэме всюду звучит женский голос. Мог ли мужчина одаривать такой любовью князя, потерпевшего поражение, петь ему песнь? Мог ли мужчина так выразить скорбь о гибели Игорева полка? А уж плачь Ярославны никакому мужчине вовек не написать. С тёплой (вовсе не мужской) любовью изображён и Великий князь Святослав...

Так не от его ли дочери Болеславы исходит всё это? Она была образованнейшей женщиной своего времени, необыкновенно талантливой, песнотворицей, летописицей. Академик Борис Александрович Рыбаков отмечал, что в ряде летописей (Черниговской, Галицкой, Киевской) просматривается рука автора «Слова о полку Игореве», а летописи эти вполне могли принадлежать Болеславе: она жила и в Чернигове, и в Галиче, и в Киеве, князю Игорю доводится племянницей, они росли вместе в Чернигове и Новгороде-Северском, и позже, когда Болеслава вышла замуж за сына галицкого князя Ярослава, а Игорь женился на дочери того же князя Ефросинье (Ярославне), они опять были вместе. Болеслава не могла не знать о благородной цели похода Игоря – породнившись с Кончаком, женив своего сына на его дочери, возвратить Руси мирным путём некогда утерянное княжество Тьмутороканское, бывшую вотчину его деда Олега, правнучкой которого была и Болеслава, и таким образом открыть Отечеству «путь к семи морям».

Уже начался свадебный чин, уже начались пляски в половецких вежах («потопташа…») и половчанки («красныя девкы») стрелами помчались навстречу жениху, устилая дорогу разными украшениями, а грязные места кожухами. Но всё испортил хан Кза, напавший на богатый обоз Игоря и устроивший кровавую бойню (примерно такое же утверждение находим и в версии члена Союза писателей Николая Переяслова).

Некоторые исследователи высказывают предположение, что в конце поэмы есть скрытая подпись автора, но разгадать её никому не удавалось. Вот эта фраза: «Рекъ Боян и ходына Святославля пестворца старого времени Ярославля Ольгова Коганя хоти». Одни, в том числе и Д.С.Лихачёв, посчитали, что Ходына – это второй певец-боян, Алексей Артемьев полагает, что именно он, Ходына, и есть автор устной поэмы, в то время как Юрий Сбитнев на конкретных примерах показал, что слово «ходына» и по сей день живёт в русских народных говорах и означает брошенную жену, отправленную обратно в дом отца, каковой и являлась Болеславва после того, как брак её с сыном князя Ярослава распался. Зато была она любимицей жены Ярослава Ольги («коганя хоти», где «коганя» – кроха, дитя, а «хоти» – любить). Теперь непонятная фраза становится ясной: рассказала сие бояни, ходына Святослава, летописица («пестворца старого времени»), Ярославовой Ольги дитя любимое.

Собственноручная подпись Болеславы!

Юрий Сбитнев пишет сейчас о ней большой роман.

Примерно год назад в печати появилось сообщение, что екатеринбургский писатель Владимир Блинов, тоже «добровольный пленник» «Слова о полку Игореве», знакомясь с Ростово-Суздальской летописью, уловил в ней стилистическую перекличку с Великой поэмой. А так как автором этой летописи считается княгиня Мария Ростовская, её и предлагает исследователь считать автором «Слова…», на что Ю.Н. Сбитнев отвечает так: рукопись Поэмы (это доказано им достоверно) долгое время хранилась в черниговском княжеском роду, к которому принадлежала Болеслава, и родственники её, создавая семейные хроники, подражали ей, а Мария Ростовская из того же черниговского рода и Болеславе доводится внучатой племянницей, так что тоже могла подражать.

Словом, версий много, и ценность их несомненна. За двести с лишним лет у нас накопился уникальный в мировой литературной практике материал исследований таких вот «любителей». Досадно, что никто из учёных до сих пор не использовал его, не обобщил и не оценил. В Институте мировой литературы имени А.М. Горького есть отдел древнейших литератур – вот где, подумал я, должен быть центр изучения «Слова о полку Игореве». Но из разговора с руководителем этого отдела, туманно отвечающем на мои вопросы, стало ясно, что никакого куратора у древнерусской Поэмы номер один там нет. Странно.

 

Алексей ШИРОКОВ

 

ЭРАСТ ФАНДОРИН ПЕРЕХВАТЫВАЕТ ЛОЗУНГИ ВЛАДИМИРА ПУТИНА

№ 2015/44, 09.12.2015

Григорий Чхартишвили, – более известный как Борис Акунин – автор серии произведений о приключениях сыщика Эраста Петровича Фандорина, – с некоторых пор известен и как одна из знаковых фигур «болотной» оппозиции. Причём фигура радикальная. Ему, например, принадлежат сравнения Владимира Путина с Калигулой, ему приписывают ввод в обращения термина «ампутинация».

Не спите, консулы!

№ 2015/44, 09.12.2015

– Не спите, консулы! – призывали римские граждане своих избранников в трудные дни. В нынешней России большой надежды на избранников всех уровней питать не стоит. Поэтому обращаем свой призыв к более широким кругам думающих и неравнодушных сограждан.

НЕПРОЗРАЧНОЕ Российское авторское общество

№ 2015/44, 09.12.2015

В конце ноября в средствах массовой информации появилась новость о том, что банковские счета Российского авторского общества (РАО) заморожены, а в прокуратуру передано уголовное дело по подозрениям в хищениях денежных средств со стороны РАО.

Андрей РУДАЛЁВ: “Проза – это мужская работа” (беседа с Дмитрием Филипповым)

№ 2015/44, 09.12.2015

Андрей Рудалёв – литературный критик, публицист. Родился в Северодвинске. В 1997 году окончил филологический факультет Поморского государственного университета. В годы учёбы в вузе плотно занимался медиевистикой. По завершению университета два года работал там же на кафедре литературы. После был охранником в ночном клубе, замредактора в рекламной газете, корреспондентом «Северного рабочего», пресс-секретарём Совета депутатов Северодвинска.

ЛИЦЕМЕРЫ ИЗ ПРАВИТЕЛЬСТВА

№ 2015/44, 09.12.2015

Глава Ростуризма Олег Сафронов тут днями выдал: якобы отдыхать на морских пляжах за рубежом вредно. И кто бы это говорил? Разве не Сафронов в своё время непонятно за какие шиши приобрёл на Сейшелах две нехилых виллы для личного отдыха? Когда же богатенький чиновник прозрел и решил, что Сейшелы – это вредно для его здоровья (или всё же для его личной карьеры)?

Везде бояре подводят государя

№ 2015/44, 09.12.2015

Бросились судить да рядить: кто же это осмелился снимать кино о семейном бизнесе генпрокурора? Конечно же, ЦРУ! Раньше они разрушали наш социализм, теперь же, гады, норовят и родимый, у них перенятый капитализм разрушить, оболгать «всех богатеньких нашего города»! Правда, никто не вспомнил, какой у генпрокурора Юрия Чайки оклад. А он и сам по себе рекордный: ему положено по указу высшего лица столько, сколько вам и не снилось. Согласно документу, размещённому на сайте Кремля, с 1 сентября 2013 года он получал поощрение в размере 0,55 месячной зарплаты, а с 1 сентября 2014 года – в размере 1,51 от зарплаты за месяц. В прошлом году согласно данным декларации о доходах Чайка заработал почти 5,3 млн рублей. Откуда и зачем такая щедрость государства, зачем нам прокуроры-миллионеры?