Материалы по номерам

Результаты поиска:

Запрос: год - 2016, номер - 36

ЗАЧЕМ СОБЯНИН МИЛИТАРИЗУЕТ МОСКОВСКУЮ ВЛАСТЬ

№ 2016/36, 20.10.2016
В блоке правительства Москвы, связанном с прессой и национальными отношениями, рулят одни армейские полковники. Как это понимать? Неужели как подготовку к масштабной войне с независимыми газетами?

ПУТИН УЧЁЛ НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. В Федеральном архивном агентстве начались отставки

№ 2016/36, 20.10.2016

Когда номер подписывался в печать, стало известно об Указе Президента России Владимира Путина о кадровых перестановках в Федеральном архивном агентстве. По этому Указу заместитель руководителя агентства Владимир Тарасов отправлен в отставку. Редакция попросила прокомментировать эту отставку пресс-секретаря Федерального архивного агентства Сергея Калинчева.Нас интересовало, связана ли эта отставка с впечатляющими провалами в работе агентства или с возрастом чиновника (в январе текущего года ему стукнуло 60 лет). Г-н Калинчев сходу исключил какие-либо провалы в работе Тарасова, но и оперативно дать какие-либо комментарии отказался, сославшись на неожиданность появления Указа. Он посоветовал редакции сделать письменный запрос и подождать пояснений до следующего номера (это к вопросу о профессионализме пресс-службы архивного ведомства). Придётся высказать версии, полученные из других источников.

«Не юбилейте» – девиз не для Баскова

№ 2016/36, 20.10.2016

Ничто так не отражает состояние общества, как телеэкран. Я имею в виду не точность и правдивость отражения, а в данном случае – адекватность. Ведь можно отражать и изоляционизм элиты: идёт война в Чечне, а на телеэкране одна попса слащавится. Как будто разные времена и вселенные – а телеэкран-то один. И лишь в новостях промелькивает разруха и кровь, секундами, а часами – благополучие столичных эстрадников, не менявшееся с советских времён, а даже улучшившееся. Но и они не поют о своём и о себе, они, как амёбы или рыбы своим осмосом – реагируют на изменения среды. Вот имеется в обществе определённая, но ещё политически не оформленная тенденция – например, «старые песни о главном» девяностых, когда тяга в СССР рассматривалась останкинскими идеологами как сугубо культурное явление, – и она стабильно воплощается в новогодних передачах. Теперь посмотреть то, что тогда вызывало естественное отторжение – так это ж отпечаток времени! Этот Агутин с казачьим вихром, ещё не раздобревшая и не опошлившаяся Наташа Королёва, или «батяня комбат» Расторгуев в неожиданных для себя ролях из старого кино. И не так, в общем-то, и плохо исполняли они песни мосфильмовские (но всё с той же поганенькой иронией местами, как в «Атасе!», провоцирующей инсайт идентификации: «нет, это не мы, это архаика и наивность совков»). Но, прикоснувшись к «молодости мира» (по Маяковскому), они, попсари, и сами облагородились. Парадокс то ли режиссуры, то ли самой тенденции. Какие молодые, светлые лица – в самый разгар мрачных годов дележа соцсобственности! – сквозь них мы пытаемся и себя рассматривать, сквозь этот телеэкран, полупрозрачный, ещё не жидкокристаллический.

Кирилл АНКУДИНОВ. Просветительство с довеском

№ 2016/36, 20.10.2016

Поэзия. Учебник. М.: «О.Г.И», 2016. Я не буду критиковать эту книгу тотально: она может быть полезна – если её использовать по назначению. В то же время, эта книга, по моему мнению, являет собой воплощённую методологическую и гносеологическую катастрофу. Такой парадокс.

НОБЕЛЕВСКИЕ КАПРИЗЫ

№ 2016/36, 20.10.2016

Нобелевский комитет, как московская погода по Булгакову – известен своими капризами: кто только из совершенно забытых, а то и никогда не имевших широкой известности писателей не имевших пресловутую динамитную премию, но… присудить её рок-певцу, сколь бы раскручен он ни был…

Письмо из Швеции

№ 2016/36, 20.10.2016
А что знают и думают о современной русской литературе на родине Нобелевской премии – в Швеции? У нас была возможность обратиться с этим вопросом к профессору русской литературы в отставке из Стокгольма Магнусу Юнггрену. И вот какой ответ получили:

БОБ ДИЛАН ЗАСЛУЖИЛ НОБЕЛЕВКУ

№ 2016/36, 20.10.2016
Российскую интеллигенцию внезапно сотрясло известие о присуждении в этом году Нобелевской премии по литературе американскому рок-барду Бобу Дилану. Многие откровенно плевались, другие же (особенно коллеги рок-музыканты) – в полном восторге. Мы обратились за взвешенным комментарием к специалисту – доктору филологических наук, профессору кафедры переводоведения и практики перевода английского языка Московского государственного лингвистического университета Дмитрию ПСУРЦЕВУ:

НАШУ ГАЗЕТУ ТЕПЕРЬ ДОБИВАЕТ ПО ФАКСОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ «ДОЧКА» ГАЗПРОМА. Сколько платить за отсутствовавшее тепло Собянину и Миллеру

№ 2016/36, 20.10.2016

Как известно нашим читателям, редакция «ЛР» с апреля живёт очень неспокойно, находясь под угрозой выселения, на птичьих правах. В общем, всесильная и безучастная к судьбе полувекового еженедельника мэрия Москвы собянинского призыва проявляет к нам всестороннюю заботу… Впрочем, что ругать людей, которые нынче не очень-то дружелюбны друг к другу в рамках должностных обязанностей, когда и природа сентября была в этом году столь сурова? Ни бабьего лета продолжительностью в традиционную недельку, ни ясного неба – сразу холод, сырость, дожди и даже порою снежинки…

АНТИГЕРОЙ НАШИХ ПУБЛИКАЦИЙ г-н НОВОПАШИН ОТОДВИНУТ ОТ БЮДЖЕТНОЙ КОРМУШКИ

№ 2016/36, 20.10.2016

Наша газета уже не раз рассказывала о странном стиле работы директора Тюменского департамента информполитики Александре Новопашине. При нём многие газеты региона сдулись, а большая часть выживших изданий превратилась, по сути, в лизоблюдские листки. А сам он, много лет находясь на госслужбе, обзавёлся шикарным поместьем в престижном пригороде Тюмени, стоимость которого не по карману даже иным олигархам. Плюс независимая пресса не раз рассказывала, как этот чиновник в своё время брал «откаты» в Нижневартовске от издателей за заказы на печать книг местных авторов (видимо, именно за это потом г-н Собянин взял его в администрацию Тюменской области). Однако выводы последовали только в начале октября.

МАЯКОВСКИЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

№ 2016/36, 20.10.2016

Под таким, давно ставшим традиционным заглавием вышел сборник, по счёту уже третий, научных исследований и публикаций архивных материалов о «лучшем и талантливейшем поэте советской эпохи». Начало этому изданию было положено ещё в 1940 году, когда библиотекой-музеем В.В. Маяковского были подготовлены и частично изданы два сборника (один из них вышел в Ленинграде) с таким же названием. Одновременно была открыта выставка, приуроченная к 10-летней годовщине со дня смерти поэта. Тогда же был озвучен и опубликован доклад А.А. Фадеева о Маяковском. Но эта серия была возобновлена лишь в 2000-х (нулевых, как теперь принято говорить) годах, и вот теперь перед нами – выпуск № 3, подготовленный и изданный учёными ИМЛИ совместно с сотрудниками Государственного музея В.В. Маяковского.

Поддерживает или обкрадывает национальную культуру министерство Мединского?

№ 2016/36, 20.10.2016

На прошлой неделе Счётная палата России обнаружила серьёзные финансовые нарушения при организации юбилейного XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Соответствующая претензия была направлена в Министерство культуры. Если не вдаваться в подробности, с которыми можно ознакомиться в отчёте аудитора на сайте СП, речь идёт о непрозрачности растраты 88,5 миллионов рублей при нарушении закона о «Защите конкуренции», что в совокупности создаёт значительные коррупционные риски. То есть, грубо говоря, всё это заставляет серьёзно усомниться в добросовестности расходов, большая часть которых была предоставлена для проведения музыкального соревнования подконтрольным Минкульту организациям не просто из бюджета, но из Резервного фонда Правительства. И тень эта так или иначе задевает сам музыкальный конкурс.

ЮПИТЕР, ТЫ СЕРДИШЬСЯ?.. Заместитель губернатора Санкт-Петербурга Албин мастак лишь хамить

№ 2016/36, 20.10.2016

Один из наших антигероев – заместитель губернатора Санкт-Петербурга Игорь Албин, кажется, впал в истерику. Ведь что ни день – пресса узнаёт о его новых выкрутасах и очередном хамстве. Похоже, любая критика для этого персонажа – точно ком в горле. Не случайно он любой негативный о себе отзыв воспринимает как проплаченный заказной материал и грозит судами (правда, ещё ни разу ни на кого иск не подав). Вот и на заметку «Этот Албин уже всех достал» («ЛР», 2016, № 35) наш антигерой откликнулся лишь руганью. Приведём образцы его творчества:

Вернувшийся из двухлетнего плена сын советского народа

№ 2016/36, 20.10.2016

Эта новость в минувшую субботу свалилась, точно первый снег на голову. Полгода молчавший, ни на какую связь не выходивший из украинского плена Андрей Соколов – как ни в чём не бывало сообщает в фейсбуке «в личке», что уже едет домой на автобусе Донецк–Москва. Двенадцать часов дня, я ликую! Пишу аж в Аргентину и другим товарищам по нашему немногочисленному, но широкому Интернационалу – он жив, и скоро будет дома. При подсчёте часов, оказывается, что уже через четыре часа его надо встречать где-то на Новоясеневской, у новой станции метро…

На конкурс «Чем дышит современная поэзия?»

№ 2016/36, 20.10.2016

Александр ДЬЯЧКОВ, Екатерина НАУМОВА, Татьяна СКРУНДЗЬ, Татьяна СЕРГЕЕВА...

 

Александр ДЬЯЧКОВ

* * *

Не знаю, кто тому виной?

Наверно, сущность человека…

Но держит вместе нас с женой

Малышка-дочь и ипотека.

 

Жена любила, но сейчас

Всего важней здоровье дочки.

Я не любил (любил лишь раз,

Но, право, это заморочки).

 

Такой расклад: жена винит

Меня за недостаток чувства,

А я устал, я инвалид,

В моей душе темно и пусто.

 

Когда твердят мне о любви,

Мне не нужны ещё примеры.

Но умоляю: не язви

Про слабость православной веры.

 

Мы веруем, но между тем

Всё наше пребыванье в Боге

Не отменяет ни проблем,

Ни лжи, ни злости, ни тревоги.

 

Не знаю, кто тому виной?

Должно быть, сущность человека…

Но держат вместе нас с женой

Малышка-дочь и ипотека.

 

Дочь подрастёт, жена уйдёт,

Не знаю, будет ли ей лучше?

Другой какой-нибудь урод

Лапши навесит ей на уши.

 

А, может, всё наоборот,

Ей повезёт, придёт мужчина.

И бывшая моя зачнёт

В придачу к дочери и сына.

 

Я всё теперь переживу.

Я стал другим, стал эгоистом.

Продам квартиру и в Москву

Рвану читать лит-ру артистам.

 

А в театральный институт

Не попаду, устроюсь в школу.

Туда-то уж меня возьмут,

Хоть там пахать не по приколу.

 

Сниму жильё, вложу всю прыть

В литературную карьеру.

На вечера начну ходить

И графоманов звать к барьеру.

 

А по ночам, открыв вино,

Но честно выпив только чаю,

Начну шептать: я мёртв давно,

Но чаю, Господи, но чаю…

 

г. ЕКАТЕРИНБУРГ

 

Александр Андреевич Дьячков родился в 1982 г. в Усть-Каменогорске (Казахстан). В 1995 г. семья переехала на Урал, в Екатеринбург. Окончил ЕГТИ (Екатеринбургский театральный институт) и Литинститут им. Горького в Москве. Автор трёх поэтических книг: «АD», 2004, Екатеринбург, Т. Е. П. Л. О.; «Некий беззаконный человек», 2007, Екатеринбург, Издательство Ново-Тихвинского женского монастыря; «Перелом души», 2013, Екатеринбург, Издательство журнала «Урал». Живёт и работает преподавателем в Екатеринбурге.

   

Татьяна СКРУНДЗЬ

РЫБЫ

 

где-то внутри Евангелия

истина для человечества.

земля моя обетованная.

пустыни лесов и рек.

не восхваляли б ангелов

мерзости и бесчестия!

кто продал страну нашу в этот

кибернестический век?

 

иконы скорбей непонятых.

печаль на обликах праведных.

хищные рыбы сонмами

мечут мамону икру.

я ли не ознакомлена?

танцую забавы ради их?!

а мне бы пойти и слёзы лить

за рабскую их игру.

 

вот. я сейчас в беспамятстве

пеплом посыплю голову.

а там, за орбитой таинства –

растворённый в миру кислород.

рыбам плевать на равенство.

земля продана, бестолковая.

но рыбы не знают ревности.

не для стихов им рот.

 

я, слабая, выхожу на улицу.

об лица хмурые стукаюсь.

у самой под глазами угрюмится

жилка рабы греха.

какому безумному Улиссу

в череп пришло – задумаюсь –

любить меж Сцилл и Харибд России

несчастные её потроха?

 

а на паперти духом нищие,

амфибии нелюдимые,

в воздухе грязном ищущие

питательный свой планктон.

вот бы упасть в корневище

страны и обнять родимую!

Бог, Ты не можешь позволить им

восстановить Парфенон!

 

гляди же, Бог! здесь заблудшие

по раю шляются пьяными.

рыбы не знают лучшего

в своей водяной тоске.

имеющий уши да слушает.

стихи говорить смутьянам, но

тот, кто мне сердце выдернул,

изжарит его в песке.

 

в древнем сердце Евангелия

милостыня человечеству.

земля моя обетованная.

пустыни лесов и рек.

не восхваляли б ангелов

мерзости и бесчестия…

не торговали бы душами

весь этот алчный век.

 

рыбы не выживут в воздухе.

родина-океанариум.

но слышно в далёком отзвуке

Давидовую псалтырь.

больно царапаюсь острыми

Российскими галунами я.

вспарывается в моём нутре

плавательный пузырь.

 

Татьяна Скрундзь родилась в 1982 году в Липецке. Окончила Литературный институт им. Горького.

 

 

Татьяна СЕРГЕЕВА

 

МГНОВЕНЬЕ ЖИЗНИ

 

Неведом завтрашний рассвет

вечерней зорьке.

В моём окошке лунный свет

в лимонной дольке.

И вишен белая метель –

мгновенье в жизни…

В руках Всевышнего пастель –

весна капризна.

У храма ветер приутих

по доброй воле.

Сегодня знаю о своих

грехах и боли.

И верю, там, наедине

со словом Божьим,

ты будешь милостив ко мне

в сей день пригожий.

Простишь в пути моём земном

души сомненье,

Средь вишен нынешней весной

судьбы волненье.

 

г. БЕЛОРЕЧЕНСК,

Краснодарский край

 

Татьяна Викторовна Сергеева родилась в Белореченске Краснодарского края в 1954 году. Окончила училище в Ленинграде, работает лаборантом кожно-венерологического диспансера. Ответственный секретарь литературного объединения «Лира» при редакции районной газеты «Огни Кавказа».

 

Екатерина НАУМОВА

 

* * *

Мы друг друга потеряли в ленте новостей,

Бесконечной, как петлистый Мёбиусов шарф.

Будь как будто не все дома всюду и везде,

Не стесняйся, угощайся жареным, душа.

Мы тебя запустим первой в космос нежилой.

Где ты ляжешь, словно кошка, будет полигон.

Будут там летать бутылки рядом со звездой…

Но воротимся к земному – на пустой балкон.

Будь как дома, это важно в век чужих квартир.

Будь царицей, светской львицей, дай Платонов «Пир».

А не хочешь – обретайся в мангровых лесах

И в любимых шелковистых чьих-то волосах.

Рой в песчаных дюнах нору, завивай гнездо,

Завывай на разговоры и земное зло.

Разевай на бездны пасти, дуй на ураган.

Подзывай гортанно счастье.

Обмани капкан.

Попади туда, где множко и туда, где льзя.

Где прекрасна многоножка и добра змея.

Где «ча-ща» писать как «чаща»,

И глагол «жи-ши»

Означает то, что дружат

Мыши и ужи.

Где друг друга все навидят,

Дождь летит наверх,

И сползают вниз по стеблям

Ценники на нефть.

Верит скептик, любит циник,

Честен бюрократ.

Люди вечно молодеют,

Стрелки прут назад.

Но, пожалуй, это слишком. Лучше помолчим.

Ты же слышишь, как вздыхает дерево в ночи?

Как бредут стада бизонов по пустым шоссе,

Птицы Додо, носороги – абсолютно все!

Мир свернулся в мягких сумках сумчатых волков.

Мир без смерти и без боли, мир без кулаков.

 

Зацепился вдруг за гвоздик Мёбиусов шарф.

Развязался крепкий узел, распустился

Он по ниточке. И в круглый синий шар

Посреди Вселенной превратился.

Мы нашли друг друга в ленте новостей,

Развевающейся в волосах по ветру.

За клубочком шли мы, как Тесей,

В тёмном лабиринте Интернета.

 

Екатерина Наумова родилась 12 апреля 1990 г. в пос. Новостройка Приморского края. Окончила филологический факультет Дальневосточного федерального университета в 2013 г. В настоящее время аспирант МГУ им. Ломоносова.

Не стало Феликса Кузнецова

№ 2016/36, 20.10.2016

Вечером 15 октября на 86-м году жизни скончался Феликс Феодосьевич Кузнецов – литературовед, критик, специалист в области истории отечественной литературы, член-корреспондент Российской академии наук, лауреат Государственной премии РСФСР (1978; за книгу о советской прозе «Перекличка эпох»).

ДУХ И ТРИ БУКВЫ ЗАКОНА ИСКУССТВА «В ЗАКОНЕ». Ещё кое-что о современной культуре

№ 2016/36, 20.10.2016

Вынужденно – предыдущая заметка написана к случаю (см. № 33 за нынешний год) – не было уделено внимания основной проблеме: а, собственно, почему технический прогресс, развитие производства, идут наперерез искусству, противоречат его бытию. Разве пластиковая бутылка до того отвратительна или вредна, что её следует придать анафеме?

Нет, разумеется, нет. Она практична, технологична, дешева. Вот только что по красоте своей и обстоятельности уступает бутылке стеклянной. В ней отсутствует изыск, её удел – прагматика быта, а назначение – беспредельно облегчить существование потребителя. Была бы возможность, все усилия свелись бы к нулю. И легка до того, что не ощущается как предмет (массу и объём даёт содержимое), и мало прихотлива (чего беречь этот пластик, берегут, опять-таки, содержимое), и безразлична к тому, что в неё нальют или поместят (бутылка из стекла отвергает такой безличный универсализм, её производят под конкретную жидкость, и стоимость её возрастает пропорционально стоимости налитого, им, содержимым, кстати, формируются, кроме прочего, и объём, и конфигурация).

Андрей РУДАЛЁВ. КОВЧЕГ РУССКОЙ ПАМЯТИ

№ 2016/36, 20.10.2016

Игорь Молотов решил напомнить об обществе «Память». Эта организация или национально-патриотический фронт гремел в конце 80-х – начале 90-х. Молотов написал первую книгу о «Памяти», о её лидере, «воеводе» Дмитрии Васильеве под названием «Чёрная дюжина. Общество смелых».

Сейчас об организации подзабыли, реальность подменена многочисленными мифами о ней, которые создают ярлыки. Организация погромщиков, экстремистов... Ей припоминают скандал в ЦДЛ, в редакции газеты «Московский комсомолец». «Википедия» характеризует её в качестве «русской ультраправой антисемитской монархической организации». «Приличное общество» вспоминает о «Памяти» исключительно в негативном ключе, оперируя многочисленными страшилками.

ПЕРВЫЙ ЛИБЕРАЛЬНЫЙ МИНИСТР КУЛЬТУРЫ СССР

№ 2016/36, 20.10.2016
Долгое время Пантелеймона Пономаренко считали одним из верных сатрапов Сталина. Ему приписывали страсть к администрированию, кондовости, ненависть к либерализму и даже антисемитизм. Конечно, не случайно Сталин одно время рассматривал его в качестве своего преемника. Но что интересно: когда Хрущёв с Маленковым, боясь конкуренции, «сплавили» Пономаренко после смерти Сталина на культуру, именно Пономаренко предложил перейти в области идеологии от удушения свобод к идеологическому нэпу.

ТЕНДЕРНОЕ РЕЙДЕРСТВО И ХАЛТУРА ЧИНОВНИКОВ

№ 2016/36, 20.10.2016
Что является главным свойством халтурящего чиновника? Пожалуй, его выдаёт крючкотворство, то есть, абсолютно формалистский подход к тем задачам, которые он должен выполнять. Позитивная деятельность, желание сделать, как лучше и правильнее, подменяется бюрократией, где гладко должно быть в первую очередь на бумаге. Такая система очень выгодна для всевозможных аферистов и проходимцев, ну, в том смысле, что они всегда находят способ пройти, пролезть, обойти чиновничьи барьеры и выбить для себя госзаказ покрупнее.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ НЕ ВОСТОРЖЕСТВОВАЛА

№ 2016/36, 20.10.2016

Летом мы писали (№ 23, 1 июля 2016) о хамской выходке бизнесмена Эраста Матаева – бывшего советника при заме мэра Леониде Печатникове (в свою очередь большом «друге», о чём знают наши читатели, «Литературной России», которую чиновник считал давно сгинувшей). Этот самый Матаев, нагло въехал на BMW c госномерами в пешеходную зону московского Арбата, а когда возмущённые прохожие стали фиксировать это хамство на свои мобильные телефоны, бизнесмен набросился с кулаками на одну из снимавших девушек – Евгению Храпову – разбил ей телефон, ударил ногой… В общем, был скандал, народ, понятно, это сильно возмутило. И народ потребовал барствующего хама примерно наказать. Гособвинитель требовал для Матаева срока до 5 лет.

14 уроков о событиях в Едвабне

№ 2016/36, 20.10.2016

На Новой сцене театра им. Е.Вахтангова прошла премьера спектакля «Наш класс», рассказывающая о судьбах молодых людей, столкнувшихся с убийственной машиной истории, о гибели поколения и нации.

От пылкой влюблённости до гордого отчуждения

№ 2016/36, 20.10.2016

Шестнадцатого октября на сцене Культурного центра «Москвич» состоялась постановка знаменитой оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка» в исполнении музыкального театра «На Басманной» режиссёра-постановщика Жанны Тертерян.

МАЧТЫ ОЛИГАРХА МЕЛЬНИЧЕНКО – САМЫЕ ДЛИННЫЕ! И ничего тут фаллического…

№ 2016/36, 20.10.2016

Городок Мальмё в Швеции мало чем примечателен. А по евросоюзным меркам – вообще провинция. Но для человека из России, Белоруссии, Украины (а именно оттуда и понаехали в 2008-м антиглобалисты в Мальмё) – город весьма и весьма интересен. Современный, чистый, много бетона (тут его по традиции не отделывают), малолюдный, велосипедный, со своей скромной готикой, парками и набережными – здесь даже деревенские, по нашим представлениям, домики стоят на вполне городском берегу. И вода у берега поразительно чистая, прозрачная, ледяная. А вдали украшает панораму пролива – белый футуристический мост, невероятный и молниеносный – по нему вы доезжаете из Копенгагена до Мальмё за… (ну, делайте ставки, господа) полчаса! Правда, после авиаперегрузок и тихой посадки в Каструпе (это пока Дания, Копенгаген) – предупреждаю, вас ждут ещё более острые ощущения. Так, как в этом коротеньком скоростном поезде, у вас ещё уши не закладывало…

Но не пользуются российские олигархи белорусского происхождения подобными рудиментами общественного транспорта. Если летать – то на своём самолёте, а пролив Дрогден пересекать – так на своём фрегате… Кстати, именно из Мальмё, с берега бывших доков, а ныне Экостада (Экогорода) – лучше всего наблюдать за проливом, как плывут по нему корабли, не задевая двух «антенн» середины выгнутого вверх, но для некоторых недостаточного, моста.