Материалы по номерам

Результаты поиска:

Запрос: год - 2018, номер - 2

ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОНЕНИЙ НА ПИСАТЕЛЕЙ

№ 2018/2, 19.01.2018

В Архангельске власть устроила гонения на редактора журнала «Двина», запретив печатать своего именитого земляка Владимира Личутина

Открытое письмо главного редактора журнала «Двина» М.К. Попова губернатору Архангельской области И. А. Орлову

№ 2018/2, 19.01.2018

Уважаемый Игорь Анатольевич! Всякий губернатор наверняка думает, кем и чем он останется в народной памяти или хотя бы в истории края, которым руководит. Вы, конечно, тоже этим озабочены, тем более на исходе последнего губернаторского срока. И тут я вынужден Вас озадачить, а то и огорчить. А ну как Ваше губернаторское имя свяжут с тем, что при Вашем правлении на Архангельском Севере вновь ввели цензуру, хотя Конституцией РФ таковая упразднена?!

ПОКА СУТЬ ДА ДЕЛО – «ОКТЯБРЬ» НА ГРАНИ ЗАКРЫТИЯ

№ 2018/2, 19.01.2018

Однако правительство Москвы этого не замечает, докладывая администрации президента РФ, что все проблемы литературной периодики упираются якобы в личные амбиции главреда «ЛР»

ЧЕМ ВЫЗВАНА СВЕРХОСТОРОЖНОСТЬ «ЮНОСТИ»

№ 2018/2, 19.01.2018

Поскольку из официальных ответов Правительства Москвы явствует, что спасением литературной периодики обеспокоена одна «Литературная Россия», а другие литературные редакции якобы всем довольны, мы решили узнать, что думают по этому поводу наши коллеги из журнала «Юность». Но первое, с чем мы столкнулись, это какой-то неслыханный страх.

ВОПРОС «ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ»

№ 2018/2, 19.01.2018

На вопрос "ЛР" о ситуации с литературной периодикой в столице и необходимости встречи с мэром Москвы отвечает главный редактор журнала «Вопросы  литературы» Игорь ШАЙТАНОВ

ВОЗДУШНЫЙ ШАР НА ТОНКОЙ НИТКЕ ИНАКОМЫСЛИЯ

№ 2018/2, 19.01.2018

На вопрос "ЛР" о ситуации с литературной периодикой в столице и необходимости встречи с мэром Москвы отвечает главный  редактор журнала «Иностранная  литература» Александр ЛИВЕРГАНТ

НАГЛАЯ МИНИСТЕРСКАЯ ЛОЖЬ

№ 2018/2, 19.01.2018

На вопрос "ЛР" о ситуации с литературной периодикой в столице и необходимости встречи с мэром Москвы отвечает заместитель главного  редактора журнала «Дружба народов» Галина КЛИМОВА

Новому руководству не до старых проблем

№ 2018/2, 19.01.2018

На вопрос "ЛР" о ситуации с литературной периодикой в столице и необходимости встречи с мэром Москвы отвечает редактор журнала «Современная драматургия» Андрей ВОЛЧАНСКИЙ

Владимир БОНДАРЕНКО. НАРОДНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ!

№ 2018/2, 19.01.2018

Наконец-то многие патриоты и государственники могут вздохнуть: появился выбор. Появился Павел Николаевич Грудинин. Не надо уже с огорчением голосовать за бессменного Путина и его дружков-миллиардеров, лишь бы не ударить по государству. Не надо оправдывать все его олигархические поступки, не надо стонать от всевозможных и опять же несменяемых Мутко и Мединских.

СЕЛФИ НА ФОНЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ?

№ 2018/2, 19.01.2018

Недавно сообщили, что премию «Русский Букер» за 2017 год получила Александра Николаенко за роман «Убить Бобрыкина. История одного убийства». И я подумал: неужели в куче написанных сегодня романов самое интересное – это убийство? Или, может быть, в современной России именно убийство есть основное содержание бытия? Ни служение Родине, ни любовь, ни дружба, ни... А именно убийство?

Александр УШАКОВ (ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького). ПОЧЕМУ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ СДАЁТ СВОИ ПОЗИЦИИ, или Кто в советское время всем заправлял в ЦК КПСС

№ 2018/2, 19.01.2018

Александр Миронович Ушаков – один из лучших в стране специалистов по Шолохову и Маяковскому. Но мы решили наш разговор начать с идеологии. А кто у нас долгое время был самым главным идеологом? Правильно, Михаил Суслов. Ушаков знал его с детства.

Валерий ЕСИПОВ. Поэтический венок В. Шаламова на могилу Б. Пастернака

№ 2018/2, 19.01.2018

В отношениях Б.Л. Пастернака и В.Т. Шаламова – от их поразительной духовной близости, обнаружившейся уже при первом обмене письмами в 1952 году, с Колымы в Москву и обратно,[1] до неожиданного разрыва в 1956 году (объяснимого в итоге банальнейшим, но роковым cherchez la femme[2]), – немало белых пятен. Они охватывают и пространство 1960–1970-х годов, когда Шаламов, уже после смерти Пастернака, пытался заново – и подчас с большой долей критичности – осмыслить его судьбу в свете своих размышлений о литературе в меняющемся мире. В целом, нельзя с сожалением не признать, что исследование большой и важной темы взаимодействия двух выдающихся художников ХХ века находится пока лишь в начальной стадии. Одной из причин этого является слабая изученность архивных и библиографических материалов, в особенности тех, что касаются автора «Колымских рассказов». Его многообразная творческая деятельность как в прозе, так и в поэзии, при жизни, как известно, имела весьма ограниченный выход к читателю и сводилась главным образом к работе «в стол». Ныне основная часть произведений Шаламова издана, однако, в РГАЛИ, а также в других источниках, есть еще немало материалов, позволяющих пролить новый свет на отношение Шаламова к Пастернаку на разных этапах своей жизни.

Геннадий АЛЕКСАНДРОВ. СТАРОБУЗСКИЕ САЯНЫ (На конкурс «Расскажу о своём народе»)

№ 2018/2, 19.01.2018

В каждом районе Курской области есть «особые» селения, о жителях которых ходят сказания и легенды. В Железногорском районе таковым является деревня Старый Бузец. Чего только не говорят о ней и её жителях! Мол, название дано от слова «бузить», ведь «бузари» не признают ничьей власти, это сосланные в наш край то ли старообрядцы, то ли пугачёвцы… Конечно, всё это не так. Бузец – ручей, вытекающий из «бузы», то есть, болота.  Это одна версия. А может быть, имя селению давным-давно дал языческий бог Бус, ведь триста лет назад писали «Бусец», а рядом – несколько деревень с языческими названиями: Мокрошь, Радубеж, Радобичи…

По утверждениям этнографов, в Старом Бузце проживают саяны. Большинство читателей удивятся: причём здесь название сибирских гор? А это вовсе не горы, а название небольшой субэтнической группы. Таких групп, различаемых учёными по особенностям в речи, в одежде, во внешности и даже в характерах, в центральной России немало: горюны, цуканы, полехи, мещёра… Они давным-давно слились с прочими жителями, но всё же есть и какие-то отличия. Предположительно, саяны появились в результате смешения коренного населения – потомков северян, сохранившихся с домонгольских времён, с переселенцами из Великого Княжества Литовского, которые нахлынули на Курскую землю в середине XIV века. Полтораста лет в курском Посеймье властвовали Ягайло, Свидригайло, Витовт и другие, пока в 1500 году Иван Третий не забрал эти земли в Московию.

Саяны остались на Курщине, приняли православие, создавали в незаселённых местах монастырские деревни и обособились от остального русского населения региона. Во времена Екатерины Второй они стали экономическими крестьянами и никогда не испытывали гнёта помещиков. От других русских саяны отличались внешностью: светлым цветом волос и глаз, некоторой длинноголовостью; женщины были ростом выше мужчин. Выделялись и говором – «когоканьем», полесскими особенностями в произношении звуков Ц и Щ. «Пощём щулощки?» – до сих пор так спрашивают старушки на базаре, прицениваясь к чулкам. А иные старики ворчат на молодых: «Яйса курису не ущат». Само название субэтнической групы происходит от слова «сая» вместо «себя».

Основными занятиями саян были земледелие, овцеводство, плотницкое ремесло, извоз. Мужчины занимались отхожими промыслами, а сельхозработы в основном лежали на плечах женщин. Поселения – большие, длинные деревни в стороне от реки, в низине или овраге. Повседневный женский наряд саянки состоял из рубахи, расшитой разноцветными нитями, клетчатой шерстяной понёвы или юбки. Праздничная одежда – это обязательно юбка с позументом, а на голове – ярко украшенная «сорока» в форме высокого кокошника с «позатыльником». Всё это было и частью сохранилось до сего дня в Старом Бузце. И насчёт внешности совпадает, и про овцеводство и плотницкое дело верно, и кое у кого ещё есть в сундуках понёвы. Жили старобузские крестьяне порознь от других: только в своей деревне невест выбирали. На защиту властей не надеялись, сами наказывали обидчиков, пуская «красного петуха», сами же и помогали нуждающимся землякам. Здесь, как в Бермудском треугольнике, пропадали лошади и коровы из других деревень, сюда по ночам свозились сотнями корней порубленные в чужих лесах дубы и строевые сосны. Найти пропажу было не под силу никому. «Откуда лес возле вашей хаты?» – «А хто его знает!» Работников райкома и милиции, приехавших искать кого-либо из Ланиных, Бирюковых, Ермаковых, Барановых, Марахиных (старобузские фамилии), саяны посылали с одного края деревни на другой, потому как таковых здесь много проживает, и попробуй отыщи, не зная уличного прозвища! А прозвища есть у всех: Плюс, Комитет, Батый, Кувичка, Грек, Гусак, Пистолет, Крым, Легковой – все не назвать, их больше сотни. Да и вообще, не только в этом дело: если власть кого-то требует, лучше отвести беду подальше от земляка. 

Во время уборки колхозного зерна только в Старом Бузце не имелось сторожа на току. Караулили по очереди, чтобы всем хлеба набрать и никому за это не отвечать. Но апофеозом коллективной выручки стало похищение из леса сруба. Известно, как после войны трудно было строиться погорельцам. Семьи по нескольку лет проживали в землянках рядом с пожарищем, от которого только что печь уцелела. И вот однажды старобузские саяны, пожалев солдатскую вдову, разведали, когда на кордоне в урочище не будет лесника («пущай уедет куда-либо на ущёбу»), и похитили готовый сруб для новой сторожки: раскатали его по брёвнышкам, эти брёвнышки пронумеровали и сплавили по реке Свапе поближе к своей деревне. А там известные плотницким ремеслом «бузари» быстренько, за день и ночь, собрали сруб в центре с печкой, бросили соломы на стропила, и когда из района приехали искать пропажу, местные крестьяне только удивлялись: разве может быть такое? «А откуда этот дом?» – «Да ён и до войны стоял!»

Старобузские мужики и воевали славно: больше сотни Бирюковых, Ланиных, Барановых, Ермаковых, Широченковых и Марахиных за подвиги на фронтах Великой Отечественной имели ордена и медали, у иных на груди красовалось по 4–5 только боевых, не считая юбилейных. Многие «бузари» партизанили, когда этот край захватили немцы. 

Желание быть сильным в несправедливом мире имело два пути: взять чужое добро или своим умом добиться веса в обществе. И если ещё в середине ХХ века преобладал первый путь, то в последние десятилетия природная смётка, поддержка близких, знания и трудолюбие вывели уроженцев Старого Бузца на высокие места в Курской области и даже в Москве и Санкт-Петербурге. Потомки саянов работают в Правительстве, в мэриях, руководят банками и крупными предприятиями, школами и стадионами. О них говорят с уважением. Приехал как-то из Москвы в Старый Бузец хитрый журналюга – искать крамолу на одного из столичных чиновников: мол, как о нём скажут на малой родине. А «вежливые бузари» дали ему понять: у нас Родина одна – и большая, и малая. И пришлось журналюге ехать восвояси: ни одного плохого слова он не услышал об известном человеке, а значит – не «сорвал» сенсацию. 

Да, многие из «бузарей» покинули родную деревню, но обязательно навещают её и, бывает, в разговоре с земляками расслабятся и скажут по-саянски: «Пощему в деревне нынще пусто? Бывало, удваёх, утраёх (вдвоём, втроём) по-ёдешь по улисе к девкам…»

 

г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК
Курская обл.

 

Геннадий Николаевич Александров  родился в 1956 году в слободе Михайловка Михайловского (ныне Железногорского) района Курской области. Отец – Александров Николай Семёнович (1925–1984) – известный в Железногорье музыкант, актер, организатор творческих коллективов, более 30 лет проработал художественным руководителем районного Дома культуры. Мать – Александрова Лидия Георгиевна (1926–2014) – секретарь-машинистка в райисполкоме, затем в военкомате.

В 1971 году стал первым выпускником Михайловской музыкальной школы (ныне Михайловская ДШИ). Активно участвовал в самодеятельности, становился дипломантом и лауреатом областных, зональных всероссийских конкурсов.

В 1973 году поступил на факультет русского языка и литературы Курского госпединститута. Активно занимался научно-исследовательской работой. Работал в школе учителем русского языка и литературы. Победитель районного конкурса «Учитель года – 1992». Первым в районе и городе стал преподавать «Семейную этику», «Мировую художественную культуру».

1997 году был приглашён главами г. Железногорска и Железногорского района на должность редактора газеты «Железногорские новости». С 1999 г. из-за смены глав города и района вынужден был уйти, трудился пресс-секретарём в Управлении по делам ГО и ЧС г. Железногорска.

С 2003 года по 2005 год – корреспондент, редактор газеты «Жизнь района». В связи со сменой власти в районе вынужден был уйти в железногорскую независимую газету «Эхо недели», где являлся выпускающим редактором.

Со 2 октября 2008 года по настоящее время – заместитель главы администрации Железногорского района по социальным вопросам.

НА ПЕРЕКРЁСТКЕ ВРЕМЁН

№ 2018/2, 19.01.2018

Я по национальности – удмуртка. Удмурты – представители финно-угорского народа, проживают в основном в Удмуртской Республике, в республиках Татарстан, Башкортостан, Марий Эл, в Пермской, Кировской и Свердловской областях, отдельные диаспоры удмуртов встречаются и за рубежом.

КОПАТЕЛЬ

№ 2018/2, 19.01.2018

Фигура Юрия Дмитриева, руководителя карельского отделения общества «Мемориал», исследователя репрессий 1937–1938 гг. и одного создателей международного мемориального кладбища «Сандармох», сегодня на слуху и на виду не только в России, но и за рубежом. В течение тридцати лет Дмитриев почти по-федоровски воскрешал людей – жертв сталинской эпохи: переводил их из разряда мёртвых (безымянных) в разряд живых (обретших имена). В преддверии Нового, 2018 г. о судьбе Дмитриева, находящегося под арестом с декабря 2016 г., на президентском Совете по культуре и искусству говорил известный тележурналист Александр Архангельский. А обвиняется Дмитриев по самой грязной статье – изготовлении детской порнографии.

Олег ЕРМАКОВ. ШЕФ, или Сила мечты

№ 2018/2, 19.01.2018

При встрече сотоварищей вопрос о нём всегда звучит так: «Как дела у Шефа?» Это как пароль. Новичок, спускался в подвал краснокирпичного старинного здания купца Будникова, немного блуждал в лабиринте, оказывался в комнатах клуба, общался с ребятами и наверх уже выходил с этим паролем: «Шеф».

Максим АНШУКОВ. МЫ НЕ ПОЁМ НА ПОТРЕБУ, или Почему на радио не берут хорошие песни

№ 2018/2, 19.01.2018

Группу «Ключевая» вряд ли можно назвать звёздной. Широким массам она не известна. Однако у неё есть хорошая репутация в среде любителей поэтичного, романтического русского рока. В конце прошлого года «Ключевая» отметила своё двадцатилетие, умудрившись к этой дате даже выпустить виниловую ластинку. Появление время от времени песен коллектива в радиоэфире свидетельствует о серьёзном отношении к делу и об определённом профессиональном уровне. Мы решили побеседовать с лидером группы Максимом Аншуковым о том, каково это – столько лет заниматься рок-музыкой, не имея заметного коммерческого успеха.

Евгений БЕНЬ. МОЖНО ЛИ ВОДИТЬ ЗА НОС ИСТОРИЮ?

№ 2018/2, 19.01.2018

Обсуждение численности подвергшихся политическим репрессиям в СССР продолжается вот уже более 30-ти лет. Разброс цифр как поражал, так и по-прежнему поражает. По версии Солженицына, только число погибших с 1917 по 1959 год от политических репрессий, включая жертвы Гражданской войны, коллективизации, голода, депортации народов, составляет 55 млн. человек. По версии Комиссии А.Н. Яковлева, количество всех репрессированных с 1917 по 1946 год, имея в виду и период Гражданской войны, – 32 млн. человек. По версии общества «Мемориал», с 1917 по 1985 годы было подвергнуто политическим репрессиям 12 млн. человек, имея в виду раскулаченных крестьян и представителей депортированных народов. По официальной версии МВД СССР, с 1921 по 1954 год было подвергнуто политическим репрессиям 3 777 380 человек, расстреляно 642 980, выслано в лагеря и на спецпоселения 3 134 400 человек.

ОХОТА НА ЧЕМПИОНОВ?..

№ 2018/2, 19.01.2018

Трагический факт: в Орловской области 13 января 2018 года убит 21-летний Валерий Давыдов, член сборной России по пулевой стрельбе. Он скончался после выстрела в висок из травматического оружия. Кто и как сделал это, не сообщается. Известно лишь, что это произошло вне спортивного объекта и отношения к тренировочному процессу и соревнованиям не имеет.

В СЛЕДУЮЩЕЙ СЕРИИ…

№ 2018/2, 19.01.2018

Когда-то, а именно двадцать лет назад, сериалы считались второсортным продуктом. Каждый режиссёр мечтал не о бесконечных сериях, а об одном полнометражном фильме. Для большинства это и было пределом мечтаний.  Когда-то и деревья были выше, и мыльные оперы считались чисто женским занятием. В них была любовь, были отношения, предательства, разлука и счастливый финал. В начале двадцать первого века, сериалы открыли новую страницу своих побед.