Материалы по номерам

Результаты поиска:

Запрос: год - 2014, номер - 30

Дела и люди давно минувших дней

№ 2014/30, 23.02.2015
Торжественный – юбилейный – пленум правления Союза писателей СССР (40-летие). Выступления Г.Маркова, Н.Тихонова, С.Михалкова, А.Чаковского, С.Наровчатова.

Пеньковая трубка Сергея Дурылина

№ 2014/30, 23.02.2015
Художественные произведения С.Н. Дурылина (1886–1954) издаются очень часто, имя это стало широко известным и почитаемым: с 2007 года целенаправленно

И классовое чутье может подвести

№ 2014/30, 23.02.2015
В 29-м выпуске ЛР Дмитрий Чёрный в статье «Заветы Ильина VS заветы Ильича» откликнулся на мой материал о Русской идее (ЛР, № 27).

В поисках справедливости

№ 2014/30, 23.02.2015
В 2011 г. ООО «Издательство Астрель» опубликовало собрание сочинений Юрия Трифонова в 4-х томах, а в 2012 г. — собрание всех его московских повестей в одном томе.

Поколение «Солнцедара»

№ 2014/30, 23.02.2015
Молодёжные повести и романы писали всегда. Чем, например, «Три товарища» Ремарка, не молодёжный роман? Или «Начало пути» Алана Силлитоу? Не говоря уже о «Хронике времён Виктора Подгурского»

Серп и молот. А вы попробуйте разорвать шаблон

№ 2014/30, 23.02.2015
Можно, конечно, всё воспринимать буквально до буквы, до запятой, а потом придираться к этой самой букве и запятой. Можно и увидеть из всего только эту существующую или несуществующую запятую

Должны быть яростней горгон

№ 2014/30, 23.02.2015
Поэт Евгений Лесин – фигура в Москве (обо всей России судить не берусь) известная. И хоть сборниками стихов его библиография небогата

ЛЕРМОНТОВ ПРОЖИЛ – «С ПЕСНЮ»?

№ 2014/30, 23.02.2015
 

На мой взгляд, есть два варианта литературоведческих исследований. Первый: взять за аксиому, что автор – абсолютный гений, и затем все факты биографии, всю трактовку произведений истолковывать и освещать (грубее говоря, подгонять) под изначальный посыл. Таковы, на мой взгляд, работы Дмитрия Быкова о Борисе Пастернаке и даже Владимира Бондаренко о Михаиле Лермонтове, вышедшие в серии «ЖЗЛ».

Мне представляется более интересным второй вариант: взять за посыл, что рассматриваемый автор, несмотря на раннюю смерть, совершил МАКСИМУМ того, что мог («прожил ровно с песню, которую пел») и потому – подсознательно или бессознательно – сам ОРГАНИЗОВАЛ собственную смерть. Примерами здесь могут быть всё те же Пушкин, Гоголь, Есенин, Маяковский, Цветаева, Рубцов... В таком случае наивными, если не сказать – глупыми, будут расхожие сетования типа того: ах, сколько бы автор ещё написал великих произведений, если бы не так рано ушёл из жизни.

В случае с Лермонтовым, чтобы признать завершённость в момент гибели и его творческого потенциала, необходимо проследить ряд сущностных психологических характеристик его личности, как обычной биологической особи, как земного организма – ведь земной же он, в конце-то концов!

Ну, к примеру, важно было бы чётко понять роль СЕКСА в жизни Михаила Юрьевича. Если любимая бабушка с ранних отроческих лет приводила ему, грубо говоря, «на случку» крепостных девушек, тогда понятен психологический исток грубейшего сального цинизма его юнкерских поэм, его, воспитанного аристократического отпрыска. А его патологический страх перед женитьбой (как и у Гоголя) – не следствие ли, извините за интимность предположения, хронического онанизма? Почему в нём не было ни искры отцовства, ведь не редки случаи, когда мужчины женятся, чтобы иметь детей.

Лермонтов и дети – разве не тема для исследования? Видимо, всё из-за эгоцентризма и инфантилизма. И даже его фаталистическая храбрость, – это, похоже, не осознанная, осмотрительная храбрость взрослого мужчины, а скорее мальчишеская, пацанская бравада – от БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ за семью и детей. А его тяга к балам, к светскому блеску, а его раболепная зависимость от денежного мешка бабушки. А хватило бы у него трудолюбия и усидчивости, чтобы написать те два романа, которые он якобы задумывал в 1841 году, перед роковой дуэлью? Большой знак вопроса! Он описал себя, любимого, в «Герое нашего времени» – и на том выдохся как психологический автор.

Ведь всё творчество Михаила Юрьевича Лермонтова на все сто процентов – СУБЪЕКТИВНО! Вряд ли он мог погрузиться воображением в отстранённый объективированный образ. Думается, из него не получился бы ни Гончаров, ни Тургенев, ни Лев Толстой – в силу именно крайнего субъективизма его творческого метода. А вот Достоевский, наверное, и есть реальное воплощение лермонтовского субъективно-психологического авторского потенциала.

Ещё стоит взглянуть на такой аспект личности Лермонтова, как ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ. Случайно ли он так часто ездил на воды? Ведь не только для того, чтобы ускользнуть от муторности армейской службы и выкроить время для творчества, но и реально ЛЕЧИТЬСЯ. Видимо, физический потенциал его здоровья к 26 годам почти иссяк. И никаких грядущих романов он, даже выйдя в отставку, НЕ НАПИСАЛ БЫ: элементарных сил не хватило бы.

Да, никто не спорит, Лермонтов гениален. Но ранняя смерть его, как ни обидно это признавать, – ЗАКОНОМЕРНА: к 26 годам он свою гениальность ИСЧЕРПАЛ и потому САМ ПОДСТАВИЛ СЕБЯ ПОД ВЫСТРЕЛ МАРТЫНОВА.

 

Станислав ГОРОХОВ

 

А ЕСТЬ ДРУГИЕ МНЕНИЯ?

ПОСЛЕДНИЕ НЕДОВОЛЬНЫЕ

№ 2014/30, 23.02.2015
 

Тут социологи объявили, что россияне не хотят выходить на улицу. В смысле – протестные настроения упали почти до нуля. Такого, мол, не наблюдалось уже несколько десятилетий.

Но кое-кто ещё остался. На днях на Триумфальной площади в Москве, там, где недавно по 31-м числам винтили Эдуарда Лимонова и его сторонников (теперь чудесным образом их винтить перестали) прошёл митинг «В защиту права на свободу творчества».

Собралось человек двести. В основном поклонники тяжёлой музыки. Люди по большей части молодые, не из того поколения, которое билось с люберами и казанцами цепями да шипами возле районных ДК с четверть века назад. Но гены, видимо, передались, и молодёжь вышла попротестовать.

Акция, надо отметить, была согласована. Как заявили организаторы, она направлена «против религиозных активистов, которые срывают концерты музыкальных групп», играющих трэш, хэви и подобное. За несколько месяцев в России под давлением верующих были отменены концерты Marilyn Manson, Behemoth, Satarial, АХС. Теперь под угрозой срыва концерт совсем уж легендарной трэш-группы Slayer.

Власти, видимо, ожидали беспорядков: полиции на Триумфалке было не меньше, чем участников.

Повод для беспокойства существовал: накануне митинга депутат Законодательного Собрания Петербурга Виталий Милонов призвал мэра Москвы Сергея Собянина не допустить проведения антиклерикального митинга, а казачьего атамана Сергея Шишкина попросил устроить беседы с теми, кто придёт туда. По мнению депутата, проведение такой акции в столице России носит кощунственный характер: «Воинствующее атеистическое меньшинство решило нанести удар по русской культуре и основе российской государственности в самом сердце страны – Москве, где расположены самые главные святыни и храмы русского народа».

Это заявление вполне могло спровоцировать столкновения…

За спинами полицейских стояли православные активисты. Их лидер Димитрий Энтео пошёл на контакт с недовольными «металлистами» и принялся разъяснять, чем опасен тяжёлый рок. В конце концов он предложил спеть «Пусть всегда будет солнце». «Металлисты» довольно вежливо отказались.

Повыступав со сцены, протестующие разошлись. Обошлось без травм. По крайней мере, физических.

Что будет после концерта «Слэйера»? Вне зависимости, состоится он или нет… 


Роман СЕНЧИН

Алексей Горбунов. КОЧЕНЕЮТ ДУШИ НА ВЕТРУ ПРОКЛЯТОМ

№ 2014/30, 23.02.2015
  Алексей ГОРБУНОВ

                      ***

Ничто не подвластно забвенью,

Былое над зыбями миль

Вдруг в памяти вспыхнет мгновеньем,

Как в солнечном лучике пыль.

 

И всё до мельчайшей пылинки,

Как кем-то забытый гамбит,

Как исповедь старой пластинки

В пространстве опять зазвучит.

 

И эхо минувшего грянет

Далёкой, зовущей трубой

И словно из зеркала глянет

Путь, пройденный в жизни тобой.

 

И как отрицанье утраты,

Подобно луне из-за туч,

Сверкнёт над душою крылатой

Надежды немеркнущий луч.

Худ. Василий Шухаев

 

       ЛИСТЬЯ

 

Разноцветным роем

Ветер листья кружит.

Листья, как изгои,

Утопают в лужах.

 

С шорохом и свистом –

Жертвы монополии,

Умирают листья

По осенней воле.

 

Нации – фигура,

Осень по злословью,

Лист, пласты культуры,

Губит как сословье.

 

Дрожь идёт по сердцу,

Без листвы ветвь – палка,

Губит иноверцев,

Торжествует свалка.

 

Нет листве спасенья,

Смерть неумолима.

Листопад осенний –

Геноцид режима.

 

Осень ветви чистит,

Осень и погода,

Убивают листья,

Как врагов народа.

 

Летний храм разрушен,

Вновь любовь распята,

Коченеют души

На ветру проклятом!

                      

РЕКА

 

Стоят устало, как вассалы,

Вдоль русла взвинченной реки

В доспехах льда седые скалы,

Реки бегущей кунаки.

 

Прощайте горы, к светской лиге,

Через завалы и гранит,

От догм ущелий и религий,

Как атеист, она бежит.

 

Прощай хребет и мать-Отчизна,

Беглянку ждёт – морской простор,

Ведь в ней схлестнулись гены жизни,

Стихия туч с стихией гор.

 

И в мир по каменным карнизам,

Как серна, мчит горянка вниз,

Её ведёт судьба и вызов,

А не девический каприз.

 

Молчат вершины-аксакалы,

Отец-ледник, джигитом будь,

Сестру-беглянку братья-скалы

Благословили в трудный путь.

 

И с любознательностью детской,

Она бежит, забыв покой,

Чтоб стать народной, взрослой, светской

Равнинной полною рекой!

  

Алексей ГОРБУНОВ,

г. СОЧИ 

 

Алексей Васильевич Горбунов родился 15 июня 1947 года в с. Софьино Мордовской АССР, окончил Краснодарский политехнический институт. В 2002–2010 – депутат Законодательного собрания Краснодарского края, заместитель председателя комитета по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма; с 2010 Председатель Совета Ветеранов, Советник Главы города Сочи. Награждён медалями: «Петра I», «За трудовые заслуги».

Наталья АХПАШЕВА. ПРИСЛУШИВАЙСЯ И МОЛЧИ

№ 2014/30, 23.02.2015
  Наталья АХПАШЕВА

                       ***

Время сгустилось. Бесстрастным покоем

живёт напряжение дней.

Вылезло тёмное, жуткое, злое

со всех потаённых щелей.

Как терпеливо оно выжидало,

могильным туманом  дыша!..

От поцелуя прохладного жала

насквозь стекленеет душа.

В памяти гаснет последним осколком,

что было и смерти важней…

С ужасом в зеркало смотришься – долго,

но не узнавая уже…

 

  ВЫШЕДШИЙ ИЗ БЕЗДНЫ

 

Мерный рокот железной утробы

Предрассветное марево взрежет.

Ржавый лязг механической злобы.

Металлической поступи скрежет.

Горизонт напряжённо качнулся.

Скоро утро, мой маленький, скоро!..

Чёрный ствол тяжело повернулся.

Заряжающий дёрнул затвором.

Не проснувшимся людям приснится

кто-то добрый в сиянии белом…

Тишина, беззащитная птица,

замерла в сердцевине прицела.

Худ.Питер Брейгель

 

                ***

В полночь вонзился визг

тормозящих автомобилей.

Прислушивайся и молись,

чтобы тебя не убили.

Эхом чеканных шагов

вздрогнул асфальт гулко.

Пальцы прожекторов

на горле переулка.

Чует железный зверь

терпкий запах страха.

Хлопнет входная дверь -

к спине прилипает рубаха,

когда предвкушаешь виском

ласку холодной стали.

Чей-то крик за окном

выстрелы оборвали.

Прислушивайся и молчи.

Сыто взревели моторы.

Пульсируют зрачки

из-за стыдливой шторы

вслед им. Жить и ждать…

Господи, не сегодня!

Будет другого качать

чёрная подворотня.

                      

  ***

Где-то в пространстве былые, больные,

злые сошлись времена.

И через все расстоянья родные

смрадом дохнула война.

Как там и что там? И кто там неправый

смотрит, уже неживой,

в очи одной-разъединственной правде?

Господи боженька мой!

Вновь тишина по приказу взорвётся...

Скорбью полно до краёв,

как же болит и как не разорвётся

вечное сердце Твоё?!

Сколько же детям Твоим бестолковым

счастье пытать на излом,

хрупкого мира шатая основы,

насмерть стоять на своём?

Днесь ли мы новые беды нанижем,

как на суровую нить,

и, сокрушаясь по дальним, из ближних –

не ужаснёмся убить?


Наталья АХПАШЕВА,

г. АБАКАН