Материалы по номерам

Результаты поиска:

Запрос: год - 2014, номер - 37

Мне нравится шелест страниц

№ 2014/37, 23.02.2015
– Татьяна, вы начальник детской редакции издательства «РИПОЛ классик», книги которого всегда отличаются не только великолепными иллюстрациями, но и исполнением книги

Держу в руках видение

№ 2014/37, 23.02.2015
Евгений Чигрин не из тех, кто выпускает много книг. Книга для него – это этап, возможность подвести черту и начать заново что-то в себе. Его «Неспящая бухта» – это не просто книга.

Хунта или Будда

№ 2014/37, 23.02.2015
Так повелось, что сотрудники «Литературной России» частенько посещают самые редкие и труднодоступные места: стойбища ненцев, яранги юкагиров, «Аномальную зону» Таганая

Большая ответственность

№ 2014/37, 23.02.2015
Не так давно издательство «Дикси Пресс» выпустило две книги: «Рёбра» Платона Беседина и «Театр морд» Романа Богословского.

Наполненное ничто, или кем был Шакьямуни

№ 2014/37, 23.02.2015
«Вакуум пуст? О, Вы изволили ошибаться», – наверное, такими репликами обменялись бы два учёных, один из XIX века, другой – из XXI. Вакуум для нас всегда был синонимом азворачивается захваты

Судьбы, краски, линии

№ 2014/37, 23.02.2015
У нас есть свой Перрюшо, – эта мысль не могла не прийти во время чтения книги Владимира Аникеева «Ангел за плечами». Книга – о смоленских художниках. Конечно, его парижский собрат писал побольше, каждому живописцу посвящал отдельный труд.

Инструкция по лёгкости

№ 2014/37, 23.02.2015
Если вы думаете, что книга Марины Степновой о Боге, или наоборот, что она об атеистах, то вы ошибаетесь. Какое отношение к её содержанию имеет заглавие, так и остаётся загадкой

ВОПРОС В ЛОБ: КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ?

№ 2014/37, 23.02.2015
 

Согласны ли Вы, что в современной русской литературе (искусстве в целом) не хватает положительных героев?  

Кого бы Вы назвали настоящим героем нашего времени, о котором стоит писать романы, поэмы из жизни современной России, снимать кино?  

Встречали ли Вы прототипы таких людей в реальности?

МИНРЕГИОН НЕ ВЫДЕРЖАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ

№ 2014/37, 23.02.2015
Публикации в «ЛР» возымели действие

 

Наша газета не раз в своих публикациях поднимала вопросы о неэффективности Минрегионразвития и о соответствии министра Игоря Слюняева должности. Правда, в ответ Слюняев неуклюже оправдывался. «Прочёл статью Дмитрия Чёрного обо мне грешном, – возмущался он. – Вывод напрашивается сам собой: ложь и заказуха». Но время показало, что наша газета оказалась права на все сто процентов. В кои века к позиции газеты прислушалось, судя по всему, и правительство вместе с президентом страны.

 

КТО СТАНЕТ ЖЕРТВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ?

№ 2014/37, 23.02.2015
 

В последнее время будни средней школы напоминают быстро меняющиеся картинки калейдоскопа – некий орнамент правил, сводов и требований, к которым подчас трудно привыкают не только учителя, но и ученики, ради коих, собственно, и планировались изначально все эти изменения. Среди наиболее нашумевших – закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», очень своевременное и гуманное начинание.

Не секрет, что детское сознание воспринимает происходящее «всерьёз и надолго», и всего одна неудачная картинка или неверное слово могут запустить в психике непредсказуемые механизмы…

Мало кто из учителей в нынешней «ЕГЭ-гонке» и подготовке к ней (начиная с 5 класса!!) успевает следить за тем, что же допущено нашим Департаментом образования до ума и сердца конкретного ученика, и в реальности зачастую дети в стенах школы в этом смысле предоставлены сами себе.

Не скрою, и мне не сразу пришло в голову проверить список заблокированных для детского просмотра сайтов. Но в мае этого года наши учителя литературы по приглашению коллег из вышестоящей организации побывали вместе со своими учениками на интереснейшем мероприятии – вручении ежегодной Патриаршей премии в Храме Христа Спасителя. Одним из лауреатов стал председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев.

Ничего не подозревая, я решила посоветовать членам моего кружка юных журналистов познакомиться с материалами этого мероприятия в газете Союза писателей России «Российский писатель». И каково же было моё удивление, когда я обнаружила, что сайт «Российского писателя» заблокирован системой Контент-фильтрации Департамента образования. Как говорится, сами звали, а посмотреть не дали. Отмечу, что Валерий Николаевич Ганичев, возглавляющий организацию писателей с «заблокированной» газетой, является также заместителем председателя Комитета в защиту отечественной культуры, сопредседателем фонда «Русская национальная школа», а также Председателем Комиссии по общественным наградам и вопросам увековечивания в Российской Федерации, лауреат многих литературных премий. Спрашивается – что же такого должна была натворить его организация СП России, чтобы школьник не мог прочитать статью в «Российском писателе»? Напомню, что сегодня законодательство считает вредной для детей информацию о наркотиках, алкоголе и курении, о самоубийствах или причинении вреда своему здоровью, об оправдании насилия и нецензурную брань.

Исследовав достаточно большое количество выпусков газеты, обнаруживаю – ровно ничего нет страшного. Ничего такого, от чего предостерегает Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (вступивший в силу 1 сентября 2012 г.), а также поправки к закону от 29 июня 2013 года, внесённые в целях «защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей». Наоборот! Статьи, публикующиеся в издании, несут чётко-ориентированный познавательный и воспитательный характер, и многие из них могут быть рекомендованы к прочтению в старших классах школы.

И тогда мне показалось, что уважаемые члены комиссии по составлению «чёрных списков» запрещённых сайтов просто перестарались. Может быть, порадоваться надо за наших детей, коих оградили «на всякий случай»… Ведь можно, наверное, поискать произведения того же Валентина Распутина, Юрия Бондарева или Василия Белова в других изданиях, например, в журнале «Наш современник» или в журнале «Москва», или в газете «Литературная Россия», а ещё есть «Русский дом», возглавляемый депутатом Мосгордумы Александром Крутовым… Уже почти успокоившись, я проверила, существует ли доступ школьников к этим уважаемым изданиям. И каково же было моё удивление, когда ВСЕ ЭТИ ИЗДАНИЯ оказались заблокированными системой Контент-фильтрации. И не только они, но и многие другие патриотические издания, в том числе, и Русская Народная Линия.

Я вспомнила, что совсем недавно наткнулась на публикацию в «Новой газете», где писательДмитрий Быков периодически выступает со своими стихотворными опытами, мягко говоря «неприемлемыми» даже во взрослом сообществе, что уж тут о детях говорить? В его стихах – «хитроумные» словесные нападки на В.В. Путина, якобы виновного во всех смертных грехах. Товарищ Быков не гнушается никакими способами, чтобы выразить своё недоверие Президенту России, обращаясь к нему на «ты», словно бы эта фамильярность может унизить собеседника: «Чтоб мир наш был уютен и крепок, как орех, Владим Владимыч Путин, давай посадим ВСЕХ! Представь, как мы всклокочем Россию, нашу мать. Ведь ты же хочешь очень – зачем себя ломать? Возьмём буквально за день – всю прессу, всех жидят… Болотников посадим, хотя и так сидят» («Новая газета» № 20, 24.02.2014). И конечно, я не сомневалась, что школьникам будет недоступна «Новая газета», где не только Д.Быков, но и другие авторы и обозреватели допускают политические «мелочи», как говорится, – ни уму, ни сердцу, а тем более, детскому слуху.

К моему удивлению, «Новая газета» вполне доступна школьнику, никакая Контент-фильтрация ей не помеха. Доступны также все её архивы. В том числе, например, интервью с популярной артисткойЛией Ахеджаковой (3 февраля 2012 года), где школьник может прочитать:

«…сколько творческой интеллигенции вошло в «Единую Россию», Народный фронт и избирательные штабы в поддержку Путина… Лично я этого не ожидала. Вот чтоб столько приличных людей, профессионально сильных, крупных режиссёров, артистов, заметных деятелей шоу-бизнеса, музыкантов, певцов так кинулись поддерживать эту власть… Причём власть, как бы это поточнее сказать, ну, …, которая постоянно …, то есть обманывает, фальшивит, подтасовывает факты. И которая очень недружелюбна по отношению к настоящей культуре». (http://www.novayagazeta.ru/politics/50800.html)

Такое даже цитировать противно и неприлично! Приношу свои извинения. Но КАК мне по-другому ДОНЕСТИ правду до читателя.

Уполномоченный по правам ребёнка в Москве, господин Бунимович, вероятно, никогда не замечал «грешков» за «Новой газетой» потому, что сам регулярно в ней печатал свои статьи. Евгений Абрамович, почитайте, пожалуйста, повнимательнее Вашу любимую газету. Может быть, и Вы ужаснётесь… И оградите, наконец, своих подопечных юных москвичей от такого ужаса.

Читатель-скептик скажет, что в архивы никто из учеников не полезет. Ну, что ж, посмотрим, что публикует «Новая» в последнее время. В номере от 19 февраля 2014 года опубликовано интервью с лидером украинского Правого сектора Дмитро Ярошем – «о революции, соратниках и о себе». Вот что прочитает школьник:

«Знаете, я не люблю лукавых определений… Ещё Степан Бандера сформулировал: первая категория – побратимы, которые вместе с украинцами борются за государственные интересы. Вторая категория – люди, толерантные к нам… И третьи – враждебно воспринимающие наше право. К ним мы относимся как к врагам…»

Что это? Я не верю своим глазам. И это в стенах школы?

А 4 июня 2014 года опубликовано рассуждение А.Левинсона«Конечно, есть те, кто поверил, что там нацисты, фашисты, бандеровцы. Но те, кто в это верит, видят, что украинцы сделали то, чего мы никак не можем». Это уже призыв, экстремизм и провокация, это тоже должно быть закрыто для школьников.

Ну, хватит о «Новой газете»… Думаю, понятно, что дети не должны это читать. Страшно, если читающие, думающие ребята, для которых закрыты патриотические издания, станут верить всем этим Быковско-Ярошевско-Бандеровским бредням. А ведь могут поверить! И ничего не поделаешь. На Украине уже это проходили.

Кстати, в школе доступны также сайт «Украинской правды», Информационного агентства «Украинские национальные новости», «Новости 112.UA» и другие, им подобные, откровенно искажающие положение дел на юго-востоке Украины. Ну, это уж на совести составителей «чёрных списков». Быть может, они стремятся к тому, чтобы школьник сам сделал правильный выбор, чему и кому верить… Всё это прекрасно, только при чём тут закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»? И где же объективная информация, если закрыты сайты вышеназванных патриотических газет и журналов?

Здесь очень показательным будет, мне кажется, пример выступления депутата-единороссаАркадия Пономарёва, члена думского комитета по обороне, который в своё время внёс на рассмотрение поправки в рассматриваемый нами закон. Он предложил ограничить доступ детей к информации, способной оказать негативное влияние на их патриотическое воспитание. «Сегодня во многих СМИ, – говорит А. Пономарёв, – в том числе и в интернете, путаются, зачастую и намеренно, такие понятия, как патриотизм, национализм и нацизм». Так и есть! И всё это мы наглядно увидели. Он упомянул и о «космополитизме» как искусственно насаждаемой теории в противовес патриотизму.

Скандально известная своим ярким оранжевым оттенком (которым она, впрочем, очень гордится) радиостанция «Эхо Москвы», на сайт которой тоже с лёгкостью заглянет любой школьник, регулярно транслирует передачу «Особое мнение», где выступают разные выдающиеся личности. Чего тут только не услышишь? Например, известный политолог господин Белковский считает, что Президент России ни больше ни меньше – сошёл с ума. Об этом он говорит собеседнику в «Особом мнении», абсолютно не стесняясь. Да ещё и добавляет: «Да-да, в медицинском смысле!»

Не скрою, мне трудно было всё это читать, включив ШКОЛЬНЫЙ ноутбук, находясь в своём кабинете математики, где мы с ребятами изучаем, например, геометрию кремлёвских башен, и вообще уделяем много времени «Истории России в задачах». И математика для моих учеников – вполне патриотична. Или нет???

Мне страшно, что мои дети, члены школьного пресс-центра, пишущие и читающие, интересующиеся многими проблемами современности, получат искажённую картину мира (в том числе, русского мира в России, на Украине, в Англии, в Америке). Почему их лишают объёмного отображения действительности, предоставляя в школе доступ к сайтам, отражающим в большинстве своём примерно одну и ту же точку зрения, на мой ызгляд, враждебную интересам России.

Может ли в сердцах учеников укорениться «семя лжи», и не взойдёт ли оно через пять-шесть лет на «московском майдане»? Ведь в подсознании не только детей, но и их родителей (а подчас и учителей), сидит мнение, что всё, открытое и доступное в стенах школы, не навредит маленьким гражданам страны. Станут ли нынешние школьники жертвами информационной войны? Это зависит от нас, от каждого из нас. Жаль, что над таким вопросом не задумываются школьные учителя. Не хватает времени… или это извечный страх «человека в футляре».

Надо помнить, что те, кто составлял «чёрные списки» заблокированных для школьников сайтов, знали, что делали. Они действуют сознательно. Всегда. И это не их ошибка, а наша преступная халатность.

 

Елена САПРЫКИНА

 

КТО ДУМАЕТ ИНАЧЕ?



В ДУШУ ЗАШИЛ «ТОРПЕДУ»: стихотворения Андрея Попова

№ 2014/37, 23.02.2015

Андрей ПОПОВ

 

 

***

Порой не укладывается в голове –

Почему люди маются? Чего хотят?

Как можно жить, спеша и толкаясь, в Москве?!

Переехали бы хоть в Сергиев Посад.

Как понятней в деревне жить иль в городке:

И в любом нелёгком, переломном году –

Летом перед работой искупнуться в реке,

Зимой вернуться домой по речному льду.

И даже концы с концами сводя едва,

Полагать, что сложности у нас не впервой,

Но нельзя отступать: за нами Москва.

Москва за нами, а не мы за Москвой. 

 

 

МОЯ УЧИТЕЛЬНИЦА ЛИТЕРАТУРЫ

 

Её уволили из школы,

А муж ушёл –

На сердце тьма.

Неправильная, как глаголы,

Она почти сошла с ума.

Сошла...

В окно читала пылко

Про парус и безумный век.

Теперь понятнее, училка,

Что значит,

Лишний человек.

Когда лежишь одна в кровати –

И не поймут

Души больной

Онегин, добрый твой приятель,

Печорин, времени герой.

 

 

НЕЛЁТНОЕ ПОЛЕ

 

Птиц что-то нет – комары кругом,

Нет куликов для болот.

Ворона каркает ни о чём,

Думая, что поёт.

Нет суматох над родным гнездом,

Утро, туман и быт.

К горлу неба подкатит гром,

Думая, что молчит.

И не укроет птенцов крылом

Чёрный, как грач, вертолёт.

И время молится ни о чём,

Думая, что идёт.

 

 

                ***

Друзья мои протрезвели.

Кто ради семьи и цели.

Кто ради скуфьи монаха,

Кто из-за болезни паха.

И кто-то завис в астрале...

И кто-то убит в Цхвинвали…

…С обидой ушёл к обеду –

И в душу зашил «торпеду»...

…Как Бунин, купил собаку…

…Как Маркес, умер от рака…

Так сердце у них устало,

Что выпить мне не с кем стало.

И некому, выпив малость,

Сказать: – Друзей не осталось…

 

 

ПРЕДЧУВСТВИЕ

 

Там, где соседка сажала укроп –

Утром смотрю из окна –

Вырыли странные люди окоп…

Видимо, будет война.

В город вошёл чужеземный язык –

И наполняет базар.

И подступает к домам борщевик,

Неприхотливый анчар.

Город пока ещё, кажется, наш,

А не попкорна и дынь.

Что-то пейзаж стал похож на блиндаж,

И на плакатах – латынь.

Мне объясняют: совсем не окоп,

И я напрасно смущён,

Эту траншею вырыли, чтоб

Лучше жил микрорайон.

Я им поверю, но только на миг,

Мне вся картина ясна –

Прямо к домам подступил борщевик…

Видимо, будет война.

 

 

ИЛИЯ

 

Илия был человек, подобный нам…

Иак. 5,17-18

 

В Самарии Божья непогода:

Засыхают речка и ручей,

Нет дождей три с половиной года –

Не бывает никаких дождей.

И зимой, и летом только солнце,

Ни росинки в поле не найдёшь…

По молитве Илии прольётся

В Самарии долгожданный дождь.

Милый друг, не умирай от жажды,

Не суди сухой, как порох, век.

Помолиться Богу может каждый,

Каждый православный человек.

 

 

г. СЫКТЫВКАР