№ 2015/45, 16.12.2015
Размышления о гнетущей современности российской поп-музыки
Замечали ли вы тенденцию, когда младшие поколения нередко и с удовольствием слушают музыку, которая была популярна в годы молодости родителей? Так, многие мои сверстники с любовью относятся к хитам 90-х. Например, бывшие одноклассники, рассекая на машинах станичные просторы в гормонально оправданном поиске будущих жён, включают на полную мощность «Бухгалтера», «Фотографию 9х12» или «Вишнёвую девятку». А наши родители, в свою очередь, слушали песни «Весёлых ребят», «Синей птицы», Зыкиной, Толкуновой, ранней Пугачёвой… Будут ли наши дети слушать российскую музыку, популярную сегодня? Сейчас на этот вопрос ответить невозможно, но мне очень хочется верить, что большинство современных «хитов» останутся для них тёмной неизвестностью.
Российская попса – это устрашающее порождение отечественного шоу-биза – за редким исключением всегда вызывает у меня моральную изжогу, возбуждая навязчивое желание выключить это.
Примитивная, ограниченная пятью звуками, мелодия-прилипала; примитивный текст, который повествует о не менее примитивном, как правило, любовном, конфликте типа «Я тебя любил/любила – ты меня забыл/забыла» – вот так в большинстве своём выглядит российская попса. После того, как слышу что-то вроде «Я сочиняю роман, Рома-Рома-Роман, мужчина всей моей жизни», песни западных поп-исполнителей мёдом ложатся на слух, тем более, что даже зная английский, в их тексты вслушиваешься не особо. А вот родная музыка заставляет всерьёз задуматься о будущем отечественной культуры.
По настроению моего повествования, думаю, уже понятно: в поп-музыке, которая, что называется, made in Russia, я вижу не много хорошего. На мой взгляд, некоторые «шедевры» отечественного поп-разлива вообще можно использовать как оружие массового поражения для человека мыслящего. Понимая это или не понимая, умышленно или, извиняюсь, не от большого ума, сильные музыкального мира впаривают нам бессодержательный ширпотреб от Нюши, Егора Крида, «Серебра» и им подобных, покупая десятки ротаций на радио и музыкальных телеканалах, выступления на главных концертных площадках страны, музыкальные награды за «выдающиеся творческие достижения», а простой народ, то ли не зная лучшего, то ли действительно получая удовольствие, голосует за таких артистов рублём. Но часто ли слушатели задумываются над смыслом песен, которые выбирают? Вряд ли, ибо как вникать в то, чего нет (да простят меня читатели за категоричность)? Современная музыка не должна «грузить», её цель – развлечь, и хитрые, ориентированные на прибыль музыкальные продюсеры вовсю этим пользуются, ведь людьми, которые не думают, гораздо проще управлять и, конечно же,«выкачивать» из них деньги. Банальная манипуляция массовым сознанием – ничего личного.
Истинный музыкальный шедевр способен сотворить с человеком чудо. Современная российская попса способна лишь, во-первых, привести к деградации, ну или, второе, вызвать рвотный рефлекс. Мои слова – не голословный пафос, основанный на антипатии к такой музыке. Я могу их доказать. С этой целью и заодно для тренировки силы воли я практически целый день, 29 ноября, провела с «Русским радио» – главной музыкальной радиостанцией страны, где транслируются исключительно отечественные, наиболее популярные «по мнению аудитории», песни.
Порадовало, что в течение дня «Русское радио» транслировало композиции разных исполнителей, в том числе и довольно качественных: тут и «Любэ», и Денис Майданов, и Валерий Меладзе, и Леонид Агутин; получили свои минуты эфира даже Шура с Веркой Сердючкой. Конечно же, звучали и песни более близких и интересных для молодёжи артистов. И вот тут следует сделать остановку.
В музыкальной индустрии амбициозные продюсеры и их протеже меряются не качеством композиции, а её местом в хит-парадах. «Десятка песен недели», «Пятьдесят «горячих» хитов месяца» или «Сотня лучших песен года» по версии «Русского радио», «Авторадио», «Радио Шансон», телеканала «Ru.TV», в конце концов, хоть газеты «Труд», – неважно, любой артист мечтает хоть ненадолго оказаться в заветном списке. Причём лидеры этих хит-парадов приводят меня к недоумению: неужели такое нравится большому количеству россиян? Собрав из всевозможных поп-рейтингов последнего месяца песни, занимающие верхние строчки, я составила свой хит-парад-античарт «лучших» современных отечественных композиций, широко ротируемых «Русским радио» в первую очередь.
5. Алексей Воробьёв и RedOne – Сумасшедшая
«Она сумасшедшая. Но она моя, Танцует до утра. Поёт ша-ла-ла-ла-ла. Сумасшедшая. Но она моя. Танцует до утра. Поёт ша-ла-ла-ла-ла»
4. Те100стерон – Это не женщина
«Это не женщина, это – беда,
Я с такой, как она, ни за что никогда.
Это не женщина, но я не ведусь,
Лучше просто пойду покурю и напьюсь»
3. McDoni feat Натали – Ты такой
«А ты такой, красивый с бородой,
В твои попала сети.
А ты такой, мужчина с бородой.
Мечтаю о дуэте».
2. Время и Стекло – Имя 505
«Забуду имя любимое моё –
Твоё именно, имя любимое моё;
И непобедимая любовь моя –
Моё именно имя, любимое твоё!»
Собственно, в этих строках и вся песня – других слов здесь практически не услышишь. Подобная лексическая убогость ещё вызывает трудности с восприятием на слух – о чём поётся, разобрать крайне сложно; я даже читаю это с трудом. Кстати, на песню «Имя 505» снят не менее «содержательный» клип. Набор непонятных, несвязных кадров заставляет меня забрать свои слова том, что творчество Кафки – самое абсурдное явление, с которым я сталкивалась. Но, возможно, это я не «просекла», а вот пользователь «o_oVideoChanelo_o» в комментариях под клипом на Ютубе пишет: «во первых этот клип просто бомба... песня ещё лутше... особено когда тапочки приделали к полу.... тут я просто ржала как лошадь... и мне нериально нравится её пижама или что это такое ... ну кароче эта панда с хвостиком...» (орфография сохранена авторская – прим. И.Б.). Собственно, какие ещё поклонники могут быть у такой музыки?
И, наконец, победитель античарта:
1. Тимати – Лада Седан (песня, не звучавшая в эфире «Русского радио», но занимающая своё место в моём рейтинге по праву)
«Лада Седан! Баклажан!
Лада Седан! Баклажан!
Лобовуха в хлам, таз сидит низко.
Корпус по асфальту высекает искры.
Копы на хвосте, мы в зоне риска.
Я вообще не местный.
Да, и без прописки.
Ну, а че красаучик, меня любят киски,
101 роза, пополняя списки, о какая ж...
Какие с..., слышь дай– ка номерок быстро.
Нормальный парень ест кебаб, а не суши,
От души братуха душевно в душу<…>
Заведу мотор, опущу рессоры,
Чем выше горы, тем ниже приоры.»
Какой изящный поэтический опус! Какая форма! А слог какой! Если вдруг мне надоест журналистика, и я решусь исполнить детскую мечту – стать актрисой, при поступлении в театральный обязательно зачитаю стихи Тимати – уверена, меня примут вне конкурса, как минимум, за оригинальность. Однако пока оставлю эту мысль в покое – пусть трепыхается в своей гениальности.
Кстати, русский реп, особенно о любви, вообще заслуживает отдельного разговора. Ничего не имею против этого направления в музыке, но я искренне не понимаю восторга, который такие песни могут вызывать. Да и видение любви у некоторых реп-исполнителей специфическое. Например, популярный репер T1ONE имеет в своём репертуаре композицию с такими строками:
Ты одна на свете.
Ты, как солнце, светишь.
Ты будешь первой.
Моя королева...
Я не верю своим глазам, малыш.
Ты солнечное утро, звезда с киноафиш.
С тобой быть рядом престиж для любого
мужчины.
К твоим ногам платина, бриллианты, рубины.
Кожа с ароматом жасмина.
Целую губы и шею, плечи и спину.
Даю слово, не остыну.
Список подобных песен можно продолжать до бесконечности. Однако в противовес озвученному предлагаю немного вернуться в прошлое и посмотреть на тексты о любви, написанные, например, Михаилом Таничем:
Иногда о любви забываю,
Но про всё забываю любя.
Без тебя не живу, не бываю,
Даже если живу без тебя
Гляжусь в тебя, как в зеркало,
До головокружения,
И вижу в нём любовь свою
И думаю о ней.
Давай не видеть мелкого
В зеркальном отражении,
Любовь бывает долгою,
А жизнь ещё длиннее.
Кажется, так поют о любви. А строки из песни T1ONE, извиняюсь, выглядят убого. Если б мне спели, вернее прочли, что-либо подобное, я бы выпустила ядовитые щупальца агрессивного сарказма и задушила бы кавалера. Шутка. Но взбесилась бы точно.
Подводя небольшой итог своему словоизлиянию, скажу только одно: если так звучит музыка, которую выбирают миллионы молодых россиян, то за будущее страны становится страшно.
Причём не только звучание, но и внешний вид, не говоря уже о поведении, некоторых представителей отечественного шоу-биза не лучше. Давайте взглянем хотя бы на Баскова – не какой-то там мальчик для школьниц – «золотой голос» России, император отечественной эстрады и просто «натуральный блондин, на всю страну такой один». Для того, чтобы лишний раз засвидетельствовать свою моральную деградацию, Коле, по сути не лишённому голоса и таланта, даже не нужно петь «Николай, Николай, Николай, не могу разлюбить твой лали-лалай», облачаться в роскошные, по мнению самого артиста, но вульгарные, на мой взгляд, костюмы с перьями и стразами стоимостью в циферку с шестью нулями и устраивать «умопомрачительные» шоу. Кстати, вспомните хотя бы ставшее «легендарным» выступление Баскова на последней «Новой волне». «Золотой голос страны», исполняя на вечере Валерия Леонтьева песню «Августин», просто платиновыми буквами вписал своё имя в историю отечественного эпатажа. Басков облачился в костюм бенгальского тигра. Пел «хищник» в свой хвост (куда был спрятан микрофон), приправив вечный хит Леонтьева фривольными танцами с недвусмысленными намёками. Но вот, что особенно шокировало публику: на пикантном месте «золотого голоса страны» красовалась огромная пряжка с тигриной головой. Операторы, снимавшие выступление, просто не могли не акцентировать на этом внимание: и вместе с ними зрителю трудно было отвести взгляд в другое место. В интервью порталу Super.ru Басков, объясняя свой наряд, признался, что ему нравится энергия тигра: он считает её очень мужской. «Мужчина всегда должен чувствовать себя разъярённым, тогда женщины вокруг будут счастливы», – советует император российской эстрады. В таком случае хочется констатировать: диагноз смертельный, Коля, лечению не подлежит.
И подобные вещи практически повсеместно проповедуются российским шоу-бизнесом. А в промежутках между ними крутятся рекламные ролики, после которых складывается впечатление, что у россиян нет других проблем, нежели грибок ногтей, диарея и импотенция. А какие ещё проблемы могут быть у дебилов, правда, товарищи властители шоубиза и дум массовой аудитории?
Возвращаясь к вопросу о том, хочу ли я, чтобы мои дети пели песни моей молодости, отвечу: ни за что. Однако мысленно обращаюсь к музам, вдохновлявшим на создание своих шедевров гениальных композиторов и поэтов-песенников вроде Евгения Мартынова, Александры Пахмутовой и Николая Добронравова: где вы, почему покинули современных российских авторов? Слишком уж они увлеклись, поставив музыкальное творчество на конвейер. Вернитесь, дорогие подруги Эвтерпы, вернитесь, пожалуйста, мы хотим хорошую, качественную поп-музыку, которой, увы, так мало… Мы вас ждём и верим, что лучшие российские песни ещё будут написаны.
Инна БАСОВА