Материалы по номерам

Результаты поиска:

Запрос: год - 2016, номер - 28

ТОВАРИЩ С ВЛИЯНИЕМ

№ 2016/28, 05.08.2016

Сергей Сергеевич Динамов родился 16 сентября 1901 года в Москве в рабочей семье. Его настоящая фамилия Оглодков. В юности он работал текстильщиком и литографом. В 1919 году его приняли в РКП(б). Тогда же молодой парень вступил в красную армию, став вскоре инструктором политотдела 48-й дивизии.

Сергей МАГНИТОВ. ЧЁРНАЯ НЕУДАЧА КРАСНОГО СТЕНДАЛЯ

№ 2016/28, 05.08.2016

Кризис отношений с Европой даёт шанс спокойно провести ревизию того, что нам Европа дала и присмотреться к качеству оного, чтобы ответить на вопрос: если с этим Европа пришла к текущей катастрофе, то, может быть, нам многое из приобретённого и не очень надо? Если в прежние времена сделать ревизию было невозможно, поскольку академические прозападники с ужасом придыхали от любых сомнений, то сейчас легче. И наконец-то можно озвучить вопрос тридцатилетней давности: зачем мы носимся с довольно слабым наполеономаном Стендалем и его очень слабым текстом «Красное и чёрное»? Надо, наконец, снять тезис о гениальности того и другого.

ЗАЧЕМ ИСКАЖАТЬ ФАКТЫ?

№ 2016/28, 05.08.2016

Встепях Таврической губернии, точнее в землевладении Аскания-Нова происходит действие фильма «Таврия», снятого в 1959-м году на студии имени Александра Довженко. В целом, фильм – нормальная околоисторическая агитка советского времени. В фильме есть матрос-революционер, который сначала сбегает из-под ареста, потом его всё-таки арестовывают. Есть тяжкая доля батраков, холера. Есть произвол угнетателей немцев – хозяев усадьбы: они штрафуют работников, поят их тухлой водой. Ещё помещики-немцы в условиях начавшейся Первой Мировой войны, через нейтральную Швецию, поставляют хлеб кайзеровской Германии. Есть коварство украинских националистов, которые пытаются выкружить какую-то свою выгоду. Националисты показаны кулаками, что в лексиконе конца 50-х было словом ругательным. Видимо для того, чтобы подчеркнуть угнетение с намёком на колониализм, одного из слуг в доме хозяев играет чернокожий. (Впрочем, персонаж носит вполне русское имя Яша) Матрос-революционер Леонид Бронников и батрачка Вустя – это символ единства пролетариата братских русского и украинского народов. Есть положительные примеры поведения сельского пролетариата и есть упаднические нравы угнетающих классов. Ганна – пример беднячки, что пытается найти богатого жениха и таким образом обрести если не счастливую, то сытую, лёгкую жизнь. В общем, нормальный набор персонажей советского кино на тему «тёмного прошлого».

Петь своим голосом

№ 2016/28, 05.08.2016

«Бывают в жизни человека секунды, когда за них, за мгновения, вдруг возвратившись в прошлое, заново переживаешь годы. Мгновения – и годы…», – это строчки из рассказа Александра Кузнецова «Треугольник». Именно о таких мгновениях проникновенно честно и потрясающе открыто поведал нам писатель-фронтовик в своей суровой прозе, которая обжигает, как шершавая печёная картошка из жаркой золы, но хочется снимать с неё, ещё не остывшей, кожуру чёрную, прокопчённую, и болезненно и аппетитно одновременно чувствовать языком неподдельно простой, горячий, нехитрый и тем более притягательный её вкус.

ГЕРОИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ

№ 2016/28, 05.08.2016

Сорок два года службы – и какой! – выпали на долю героическому пароходу «Курск». Он выстоял и закончил свой путь достойно у родных причалов. После его списания были ходатайства назвать новый пароход этим славным именем, но не получилось. И только в конце 20 века это имя было присвоено одной из мощнейших подлодок мира, построенных на русских верфях. Атомная подводная лодка «Курск» известна современному поколению своей трагической гибелью 12 августа 2000 года. О пароходе «Курск» мало кто помнит, но оба эти судна роднит то, что на них работали и служили достойные моряки. Ведь недаром говорят, что геройским становится корабль, когда героем стал моряк!

ЭТО БЫЛО НЕДАВНО. ЭТО БЫЛО…

№ 2016/28, 05.08.2016

Ян Вассерман, такой поэт был – увы, был – совсем ещё недавно, лет тридцать назад, у нас в Приморье. Он известен и в Ялте, и в Кишинёве. В Крыму он живал в молодости, а в Молдавию попал «случайно». Случай, впрочем, приключился из ряда вон. Ян – врач, но не земной, он работал в море, на рыбном флоте, на траулерах и плавбазах, на борту одной из которых мы с ним и познакомились.

МИНИМИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ (Журнальный зал)

№ 2016/28, 05.08.2016

В нейрофизиологии считается, что для развития мозга в норме очень важна минимизация территорий, обеспечивающих более или менее стереотипные виды деятельности. Мозг как бы всё время освобождается при этом для деятельности более сложной, находящейся в постоянном развитии, пусть и имеющей в своей основе также стереотипные элементы. Имеется в виду мыслительная деятельность человека, базирующаяся на устной, письменной или мысленной формах речи. Следствием такого свойства мозга является стремление к экономии языковых средств. В литературе на современном этапе роман тяготеет к сжатости и краткости из коммерческих соображений, также бурно развиваясь на радость читателей, получил второе дыхание жанр рассказа. Стоит упомянуть и успех детективов, фантастики, женских романов, объяснимый не только психотерапевтическим эффектом, но и лёгким для восприятия экономным выражением идей и образов. Возможно, этот пик пройдёт, и ситуация вернётся на круг обилия эпических полотен и больших романов. Это зависит не только от читательских предпочтений, но и от воли талантливых российских авторов.

ПИСАЛ БЕЗ ЗЛОБЫ

№ 2016/28, 05.08.2016

30 июля скончался замечательный русский филолог Валентин Хализев, профессор МГУ, автор одного из лучших современных вузовских учебников по теории литературы, выдержавшего 5 переизданий, а также известных работ по теории драмы – «Драма как явление искусства» (1978), «Драма как род литературы: поэтика, генезис, функционирование» (1986).

Мы попросили своими впечатлениями от личности и трудов Хализева поделиться его коллегу – доктора филологических наук, сотрудника отдела теории Института мировой литературы Сергея Небольсина.

ФАЗИЛЬ ИСКАНДЕР НА ЦЕЛИНЕ

№ 2016/28, 05.08.2016

13 апреля 1964 года в Целиноград прибыла бригада издательства «Молодая гвардия» под руководством Валентина Осипова. Он был первым редактором газеты «Молодой целинник». Став главным редактором издательства, он включил в бригаду молодых писателей Фазиля Искандера. Он стал известным после замечательной повести «Созвездие Козлотура»

Тимур ЗУЛЬФИКАРОВ. ДЕРЕВЕНСКАЯ СТАРОСТЬ

№ 2016/28, 05.08.2016

Ах, седая старость… заводь… тихая моя… в кувшинках и лягушках…

Ах, забытое ветхое моё бельишко

Одиноко мокнет смирно на ивовой верёвке

В вечном русском ливне…

В мглистом русском поле…

У моей окраинной избицы

В деревеньке моей мшистой заколоченной

По ту сторону экрана

№ 2016/28, 05.08.2016

Моё детство прошло без телевизора, бабушки с дедушками, прошедшие войну, воспитывали нас, внуков, в режиме онлайн. Меня не завораживал «голубой экран» ни во время «Семнадцати мгновений весны», ни «Рабыни Изауры». И, хотя телевизор-таки в доме имелся, смотрели его редко, когда совсем нечего было делать или во время болезни. Но в жизни, видимо, надо многое испытать, и вот я, юрист, газетный журналист, работаю на телевидении, чтобы получить свою порцию недосмотренного…

Для внутреннего пользования

№ 2016/28, 05.08.2016

«Москва – второй Стокгольм, а третьему не бывать!» К этой формуле можно свести идейное содержание романа
Олега Нестерова (возможно, кто-то помнит его по группе «Мегаполис») «Небесный Стокгольм». Перед читателем не художественная книга, а практически новый трактат от современного монаха Филофея. Правда, концепция поменялась – имперский Рим устарел, на повестке дня либерально-социалистический Стокгольм.

ПАРАДОКСЫ Светланы Замлеловой

автор: Александр АНДРЮШКИН (Санкт-Петербург)
№ 2016/28, 05.08.2016

Уважаемая редакция! Как один из авторов «ЛР», я хочу выразить полную поддержку Вашему трудному делу по закреплению арендных площадей для газеты. В конце статьи, предлагаемой в номер, в качестве Постскриптума, я присоединяю это мнение – простите, если там что-то сказано бестактно. Постскриптум, конечно, Вы можете исключить, чтобы не драматизировать ситуацию излишне.

Предлагаемая статья – о двух новых книгах Светланы Замлеловой и в этой связи о её творчестве в целом. В книге главреда «ЛР» В.Огрызко «Против течения» я не нашёл ничего ни о Светлане Замлеловой, ни о Лидии Сычёвой, поэтому не знаю, как редакция отнесётся к тому, что я написал о них в предлагаемой статье.

С уважением

Александр АНДРЮШКИН,

член Союза писателей России,

прозаик, литературный критик, переводчик,

Исполнительный директор АНО «Христианское служение»

Алексендр ГРИЦЕНКО. ГАЗЕТА ДОЛЖНА ЖИТЬ

№ 2016/28, 05.08.2016

Очень подло бороться с газетой не словом и разумным аргументом, а силой. Причём журналисты «ЛР» тут находятся в заведомо слабой позиции. Здание принадлежит городу, кто-то спустил сверху директиву выставить журналистов на улицу, чтобы рот лишний раз не открывали.

ОТ ГОРНЯКА ДО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ. Шахтёр пишет секретарю генерального совета партии «Единая Россия» С.И. Неверову

№ 2016/28, 05.08.2016

Уважаемый Сергей Иванович!

Вы, думаю, уже успели ознакомиться с письмом, которое редакция газеты «Литературная Россия», кроме Вас, отправила также председателю партии «Единая Россия» Д.А. Медведеву и лидеру предвыборного списка партии «Единая Россия» по Москве С.С. Собянину.

ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ ЗАММЭРА МОСКВЫ СЕРГУНИНОЙ

№ 2016/28, 05.08.2016

Г-жа Сергунина пытается уверить редакцию нашей газеты в том, что без освобождения редакцией помещений на Цветном бульваре капитальный ремонт произвести никак нельзя. Мол, ни о какой поэтапной работе в наших помещениях и речи быть не может. Поскольку предполагается разбор крыши и другие радикальные работы, то якобы присутствие журналистов невозможно. Надо полагать, Сергунина таким образом заботится о жизни и здоровье корреспондентов.

Но, похоже, всё это ерунда. Если бы Сергунина действительно заботилась о будущем нашей газеты и судьбах журналистов, она бы в два счёта нашла решение проблемы, а не выгоняла бы «Литературную Россию» на улицу. Ведь когда власть хочет урегулировать любой конфликт, она добивается этого мгновенно.

ПАТРИАРШИЕ ПРУДЫ КАК ДИАГНОЗ

№ 2016/28, 05.08.2016

На прошедшей неделе все кому не лень обсуждали казус с противопоставлением жителей Патриарших прудов и других районов Москвы (в частности, Бирюлёво). Что тут можно сказать? У нас, как всегда, власть делит народ на две категории: особый слой, который близок к этой самой власти и к большим деньгам, и все остальные – обычные, рядовые люди.

БЮРОКРАТИЮ МОЖНО ПОСТАВИТЬ НА МЕСТО. Так считает Евгений Евтушенко

№ 2016/28, 05.08.2016

Общеизвестно, что в свой день рождения – 18 июля – легендарный поэт-шестидесятник Евгений Евтушенко проводит творческий вечер в Политехническом музее Москвы. В том зале, где снимались ставшие знаменитыми кадры кинофильма «Мне двадцать лет» (в нынешней редакции – «Застава Ильича») Марлена Хуциева, запечатлевшие выступления молодых шестидесятников. Но в последние три года из-за ремонта Политехнического вечера проходят в ДК ЗИЛа. Их организует давний товарищ Евтушенко, поэт и издатель Валерий Краснопольский. После вечеров в Москве Евгений Евтушенко отправляется в поездку с творческой программой по стране.