№ 2016/38, 04.11.2016
Уже вторую неделю не утихают споры по поводу эмоционального на грани дерзости выступления Константина Райкина с трибуны очередного съезда театральных деятелей. Руководитель «Сатирикона» резко высказался о возрождении якобы в нашем обществе цензуры по отношению к культуре, о «наездах» на произведения искусства. Лично меня неприятно задел в его речи массив ругательств о «мерзости»: не желает, мол, возвращаться в «мерзкую книжку» времён сталинской цензуры, не приемлет «мерзкие» действия активистов в борьбе за нравственность, не верит искренности неких «мерзких людей» (это последнее – по отношению к людям – особенно поразило). Впрочем, чего не скажешь сгоряча. Вопрос цензуры в искусстве, взаимоотношений власти и художника, художника и толпы – в принципе, вечный. Спорить об этом можно долго. И всегда найдутся аргументы с обеих сторон. Условные «либералы», естественно, тут же состряпали письмо-обращение в поддержку Райкина о недопустимости цензуры по отношению к художникам со стороны «группок оскорблённых» при попустительстве государства, припомнив все последние скандалы – увольнение за «Тангейзера» директора новосибирского театра Мездрича, отмена постановки «Ииисус Христос - суперзвезда», закрытие фотовыставки Стёрджеса, наконец, инциденты во время спектакля самого Райкина в Санкт-Петербурге «Все оттенки голубого». Это не считая высказываний в поддержку худрука «Сатирикона» от коллег Табакова, Звягинцева и телеведущего Познера. С другой стороны, более консервативно, скажем так, настроенные люди убеждены, что нравственная цензура всё-таки необходима, тем более, когда речь идёт о культурных проектах, материально поддержанных государством. И позиция байкера Залдостанова, пусть и не в такой грубой форме (не позволим, мол, «райкиным» превратить Россию в «сточную канаву»), находит поддержку у большой части народа. Полная «свобода творчества» Райкина и его коллег, исследующая оттенки то серого, то голубого, у многих людей вызывает неприятие. Но это всё споры об искусстве, философско-гражданственная, так сказать, сторона вопроса. Однако обсуждение Райкина и его «Сатирикона», чем дальше, тем больше, постепенно перешло в политэкономическую плоскость.