Материалы по номерам

Результаты поиска:

Запрос: год - 2017, номер - 11

ПОЭТИЧЕСКАЯ СИБИРЬ: ОТ СЛЭМА ДО МАРТАФОНА

№ 2017/11, 30.03.2017

В честь международного Дня поэзии, отмечаемого по инициативе ЮНЕСКО 21 марта, в Новосибирске прошло два крупных литсобытия: круглосуточный поэтический марафон «Не спи, поэт!» и Всесибирский командный поэтический турнир «СлэмСиб».

С СОЛНЦЕМ ПО ЖИЗНИ

№ 2017/11, 30.03.2017

В Хабаровске на Калараша,13, ТСЖ «Благо» и Содружество Русских общин отмечали по старинным обычаям весеннее равноденствие. С ярмарочным многолюдьем, солнечными обрядами и веселой красочной толчеей.

Борис КУРКИН. МУЗЫКАЛЬНЫЕ АПОКРИФЫ

№ 2017/11, 30.03.2017

Владимир Ильич Ленин очень любил нечеловеческую музыку. Особенно нечеловеческую музыку Бетховена, хотя долго слушать её он не мог, потому что она его утомляла и слишком сильно действовала ему на нервы. Об этом писала сестра Ильича Мария Ильинична.

ЭФФЕКТ ОТЧУЖДЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ (журнальный зал)

№ 2017/11, 30.03.2017
Эффект отчуждения как явление, в отличие от эффекта присутствия или эффекта реальности, предполагает отдаление, отстранение изображаемых лиц, событий, конфликтов от их объективных и реальных прототипов и источников, а также придание изображаемым объектам и процессам качеств необычных, парареальных, мифологизированных, метафизических. Герои многих современных литературных произведений, незримые воины небесной России, являются наглядным примером нравственной жизни, с укором смотрят на наши грешные дела, искренне радуются личным и общим успехам праведных поступков, следованию постулатам добра, справедливости и красоты. Ведь метафизически ответственность – это не только страх, неминуемое наказание за ошибки и отступление от законов света, а облачение в латы дара, таланта и любви стараниями строгого, не всегда всепрощающего, но воздающего по заслугам Бога.

Ильдар САФУАНОВ. А КОМУ МАТЬ РОДНА

№ 2017/11, 30.03.2017

В последние годы пьесы Бертольта Брехта востребованы на московской сцене, и это неудивительно: великий драматург писал о главных проблемах своего времени, и оказалось, что произведения его попадают в нерв и современной жизни. И если в советскую эпоху даже лучшие постановки творений писателя большей частью отражали общечеловеческие ценности и носили явно выраженный притчевый характер (как «Добрый человек из Сезуана» у Ю.Любимова или «Кавказский меловой круг» в режиссуре Р.Стуруа), то сегодня, с появлением в нашей стране капиталистических отношений, с экономическими катаклизмами, военными конфликтами на планете (в том числе и между последователями различных религиозных течений, как в Тридцатилетней войне в Европе 17 века), увеличивающимся разрывом между богатыми и бедными, содержание пьес Б.Брехта во многом соотносится с жизнью людей во всём мире. В то же время, как уже отмечал ряд критиков, зачастую мировоззрение режиссёров, ни в коей мере не испытывающих недовольства буржуазным укладом и тем более не являющихся идеологическими противниками капитализма, идёт вразрез с революционными идеями брехтовских произведений, и в результате спектакли, сохраняя драматургические достоинства в части композиции, построения характеров, теряют в остроте, глубине драматизма.

ВРЕМЯ – ЭТО Я

№ 2017/11, 30.03.2017
Памяти логика, философа, поэта Александра Карпенко

Владислав КРАСНОВ. ПРОПАВШИЙ БЕЗ ВЕСТИ ИМПЕРАТОР МИХАИЛ II (Окончание)

№ 2017/11, 30.03.2017

Совершив переворот в Октябре, большевики не остановили выборов в Учредительное Собрание в надежде узаконить переворот. Но, потерпев сокрушительное поражение на выборах, силой разогнали его.

Молодёжь и культурный вакуум

№ 2017/11, 30.03.2017

События прошедшей недели показывают, что мы живём в двух разных измерениях. В одном – всё хорошо, всё на правильном таком пути, в другом – всё плохо, страна на грани бедности и развала. На антикоррупционные митинги в стране вышло значительное количество молодёжи, ей не интересны телевизионные рассказы про наши мифические достижения, а вот демагогия Навального для тех, кто мельком застал 90-е, оказалась близка и понятна. Нынешняя государственная политика в отношении молодёжи не работает и в первую очередь это касается сферы культуры, где образовался вакуум, который молодые люди пытаются заполнить сами, в том числе при помощи интернета. Первые результаты мы уже видим...

Владимир БАРАЕВ. ТОСТЫ КАЙСЫНА КУЛИЕВА

№ 2017/11, 30.03.2017

В «ЛитРоссии» опубликована статья В.Огрызко «Трудное возвращение на родину. Поэт трагедии и любви – Кайсын Кулиев». Спасибо Вячеславу Вячеславовичу. Прочитав статью, вспомнил о своих встречах Кайсыном Шуваевичем и написал небольшую главку в романе «Журфак».

Виктор ШИБАНОВ. СКВОЗЬ ПРИЗМУ КУЛЬТУРНОЙ ТРАВМЫ

№ 2017/11, 30.03.2017

Развитие удмуртской литературы – это своеобразное отражение культурных травм, пережитых национальным обществом на протяжении 1880–2010-х годов. Можно сказать, что история литературы и цепь травматических ситуаций (как человеческих трагедий, так и общественных катаклизмов) тесно связаны друг с другом. Так как психоаналитический аспект развития национальных литератур России до сих пор не исследован, данная статья претендует на роль размышлений и является своеобразной постановкой проблемы.

ВОССТАВШИЙ ПРОТИВ МЕСТНЫХ ЦАРЬКОВ: ДАВИД КУГУЛЬТИНОВ

№ 2017/11, 30.03.2017
Летом 1939 года Давид Кугультинов опубликовал в газетах Элисты несколько своих стихотворений в переводе Д.Бродского, после чего решил подать заявление в Литинститут. В приёмной комиссии от него попросили приложить автобиографию. «Я, – сообщил Кугультинов, – родился в 1922 году, в семье сельского учителя Кугультинова Никиты. Шести лет пошёл в школу. До третьего класса учился в своём родном хотоне Абганер-Тиханкины, Западного района, Калм<ыцкой> АССР. В 1931 году отца перевели в совхоз 107 им. «Таньчинданъ» в качестве директора н.с.ш. Вместе с родителями я переехал в совхоз и там проучился до 7-го класса. В седьмой класс я поступил в г. Элиста и там окончил среднюю школу № 1 в этом году. В 1938 году поступил в комсомол, был избран 3-м секретарём первичной организации, а потом на 8-й городской конференции избран членом пленума горкома комсомола. Писать начал давно, приблизительно с 8–9-ти лет, но писал с большими перерывами. Имею напечатанные стихи. Написал одну поэму, отрывок из которой переведён на русский язык. Пишу вторую поэму, пятистопным ямбом, формой и стилем новым в калмыцкой литературе. Не знаю, что получится. Перевожу. Имею большое желание получить высшее литературное образование» (РГАЛИ, ф. 632, оп. 1, д. 3916, л. 9).

Но приняли Кугультинова только на заочное отделение.

А вскоре началась война. Поэт ушёл на фронт. Воевал он храбро, от пуль не бегал. Однако в конце 1943 года кто-то из кремлёвских небожителей обвинил весь калмыцкий народ в пособничестве фашистам. Большинство воевавших в рядах красной армии калмыков были отозваны с фронта и вместе со своими сородичами были сосланы в Сибирь и другие края. Эта же участь постигла и Кугультинова. Правда, он молчать в ссылке не стал и вскоре за свой длинный язык загремел в Норильск.

Сейран СУЛЕЙМАНОВ. В ОБЪЯТИЯХ КРЫМА (На конкурс “Расскажу о своём народе”)

№ 2017/11, 30.03.2017

В тот летний день 1989 года наш автобус ехал через Фергану в пионерский лагерь «Хамза». По дороге я думал о том, что целый месяц буду жить в замечательном месте и там у меня появятся новые друзья. Неожиданно наш автобус остановился – милицейские машины преградили путь. Впереди горели дома. Откуда-то издалека раздавались крики женщин и нескончаемый плач детей. Вскоре школьный автобус другой дорогой направился в сторону лагеря. Только через неделю я узнал, что в Фергане произошёл погром турков-месхетинцев.

Владимир НЕСТЕРОВ. БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК

№ 2017/11, 30.03.2017
Владимир НЕСТЕРОВ     Нам, ныне живущим   «Бессмертный полк» воистину бессмертен Пока тесны ряды в его строю, Когда глядят на нас с Небесной Тверди Погибшие за Родину свою.   И только в нём, в строю, мы понимаем Отдавших жизнь за дивную страну – Пылавшую от края и до края,  Но в ноги не упавшую […]

МОХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ. Книга-предупреждение кумыкского писателя Арслана Хасавова

№ 2017/11, 30.03.2017

Ощущение пустотности преследует нашу современную литературу. Оно не было изжито в нулевые, и следующее десятилетие ухватило всё ту же эстафетную палочку. Это проклятие её и времени, которое замкнуто в себе. Что дальше? Ещё больший разлом, продолжение инерции, раскрывшейся четверть век назад или…

Виват, приспособленцы!

№ 2017/11, 30.03.2017

Не так давно в Литинститут на экспертизу было прислано написанное главой Союза писателей России Валерием Ганичевым представление секретаря СПР Василия Попова на премию Президента молодым деятелям культуры.

Заседание правления или секты?

№ 2017/11, 30.03.2017

Прочёл я выступление В.Ганичева на последнем писательском пленуме и опечалился. Сочувствую Валерию Николаевичу по поводу нездоровья, желаю ему скорейшего выздоровления и долгих лет жизни. Но печаль моя о том, что писательский союз совсем захирел. И о том, что выступление председателя СП (со спичами многочисленных сопредседателей не знаком, поскольку на пленумы давно не хожу, да и не приглашаем я на них), показалась мне схожей с проповедью архиерея. Уставшего и отошедшего от дел своей епархии.

Николай РУБЦОВ: «Я ТОЖЕ СЛУЖИЛ НА ФЛОТЕ!»

№ 2017/11, 30.03.2017
Один из новых архангельских траулеров будет назван именем русского поэта Николая Рубцова. Построит это судно для промыслового флота Выборгский завод.