Материалы по номерам

Результаты поиска:

Запрос: год - 2017, номер - 29

Виктор МАРЬЯСИН. РЫБНЫЙ РАЙ И ЛОСОСЕВЫЕ ИСКУШЕНИЯ. Часть первая: ОПУСТОШЁННЫЙ ТУМНИН

№ 2017/29, 31.08.2017

Судя по пресс-релизам хабаровского краевого правительства, сезон 2016-го оказался для рыбной отрасли нашего края одним из самых успешных за последние четверть века. В частности, промышленный улов кеты, горбуши и других лососёвых – неизменного лакомства многих дальневосточников, – превысил 85 тысяч тонн. Этот удивительный результат, как пояснил мне директор хабаровского филиала ТИНРО Денис Коцюк, достигнут благодаря необыкновенно высокому заходу лосося в краевые пресноводные реки. Причём более половины краевого лососёвого урожая пришлось на Амур. Поскольку всё познаётся в сравнении, интересуюсь предшествующими периодами, а также каким образом рекордный улов сказался на благополучии самих рыбаков, рыболовецких посёлков, и надолго ли хватит водных биоресурсов с такими выдающимися успехами. Однако на сайтах краевого комитета по рыболовству, краевого министерства природных ресурсов и федерального Росрыболовства необходимых сведений по этим вопросам обнаружить не удалось. Встречаются лишь обособленные фрагментарные цифры, без сводной статистики в натуральном и денежном выражении. Нет публичной отчётности по промыслу основных видов рыб, по районам улова и ведущим компаниям с временной разбивкой и социальными показателями хотя бы за последние десять лет. В общем, сплошной туман. И это ещё цветочки. Кликаю соседнюю Сахалинскую область, занимающую четвёртое место в России и третье на Дальнем Востоке по рыболовству. Сахалин по совокупным объёмам рыбной промышленности в силу своей островной географии намного превосходит наш край, однако на областном правительственном сайте о конкретных итогах рыбацкой деятельности – хоть шаром покати. Среди возможных причин – мизерный заход горбуши на сахалинские реки в путину 2015-го и в связи с этим чрезвычайно низкий улов. По оценке сахалинского ихтиолога Александра Шубина, из-за неспособности профильных ведомств защитить естественное воспроизводство горбуши от непомерных аппетитов рыбопромышленников и попутной вакханалии браконьеров. А ведь совсем недавно на Сахалине тоже рапортовали о рекордных уловах горбуши. Всё-таки лучше вся правда с её сильными и слабыми сторонами для принятия действенных мер, чем убаюкивающее слепое неведение. Особенно в наш цифровой век, когда возможность несколькими пасами компьютерного курсора получить определённый набор информации о любой сфере деятельности в любом регионе должна быть нормой для каждого, за исключением госсекретов. Чтобы верно ориентироваться и принимать осмысленные решения в личных и общественных интересах. За неимением информационной гласности, население, бизнес и различные уровни власти не видят истинной картины событий во всей её полноте. Возникающие при этом ошибки и перекосы публично не устраняются, накапливаются, перерастают в острые кризисы. Их последствия в рыболовецкой отрасли бывают весьма плачевными, ведь из-за капризов стихии рыбалка дело исключительно тонкое, а в случае потакания любителям дармовой рыбки в мутной воде, неограниченных уловов за счёт стабильного будущего, пренебрежения экологией – и вовсе непредсказуемое.

АФЕРА ВЕКА

№ 2017/29, 31.08.2017

Вот и прошёл очередной «бой века». Как и ожидало большинство профессионалов, несмотря на восторг всё более и более невзыскательной публики, в спортивном отношении поединок оказался грубой и примитивной пустышкой, элементарной обманкой. Что не помешало организаторам этой мегахалтурки собрать фантастические дивиденды.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА КЛАССИЧЕСКУЮ ОПЕРУ

№ 2017/29, 31.08.2017

В Москве в рамках ежегодной летней оперно-симфонической лаборатории «New Opera world» на сцене Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского прошла премьера новой постановки оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

ЧЕМ ВООБЩЕ ЗАНИМАЛОСЬ МГБ? (По следам кинопремьер)

№ 2017/29, 31.08.2017

Искусство от хроники или фотографии отличается тем, что показывает не факт, а явление. Искусству свойственно обобщение. Читая книгу, смотря пьесу или кинофильм, человек узнаёт явления, с которыми сталкивается сам. Почему гоголевский «Ревизор» был и остаётся популярным по сей день? Да потому, что таких Городничих, Ляпкиных-Тяпкиных, Бобчинских, Добчинских и пр. сколько угодно по всей России. На место реального действия комедии претендовало несколько провинциальных городков. А господин Хлестаков не просто распространённый тип, но целое явление, получившее название Хлестаковщина. Однако есть и обратный эффект. Если человек читает о чём-то или видит на сцене или киноэкране, то он считает показанное не единичным фактом, а повсеместным явлением. И хотя разум подсказывает, что авторы могут вольно или невольно вводить в заблуждение, на уровне эмоций всё равно остаётся ощущение всеобщности явления. И часто этот эффект усугляется тем, что о реальном явлении мало что известно. Современное телевидение наряду с «важнейшим из искусств» не осталось здесь в стороне.

ЗАГАДОЧНЫЙ КУРАТОР РОССИЙСКОГО КИНО. Что происходит с кадрами в Министерстве культуры России?

№ 2017/29, 31.08.2017

Не так давно у Министерства культуры заработал новый сайт. Мы, естественно, обрадовались, надеясь найти на нём новую и актуальную информацию о людях, которые опекают нашу культуру со стороны государства. И в первую очередь, разумеется, хотелось побольше узнать о руководстве министерства. Действительно, на сайте о каждом из замов Мединского (всего их шесть) есть краткая биографическая информация – где учился, кем работал. Эта информация даёт, например, представление, кто из руководителей Минкульта России имел отношение к искусству, к творчеству, к исторической науке, а кто является по своему профилю исключительно менеджером или финансистом (последних большинство). Информация есть (повторимся) о каждом... кроме одного. На новом сайте Минкульта, как и на старом, нет ни слова о Сергее Обрывалине (кроме, естественно, его ФИО, должности и направлений, за которые он сейчас в Минкульте отвечает). А между тем, одним из направлений, которые, как сказано на сайте, курирует Обрывалин, является кинематограф (любопытно, что когда переходишь на кнопку с подробностями про замминистра, информация о курировании им как раз этого Департамента – оборвана: то ли не дописано слово «кинематография», то ли, наоборот, одно это слово стёрто). Всё это заслуживает особенного внимания на фоне недавнего скандала с демонстативным выходом Никиты Михалкова из попечительского совета Фонда кино прямо на заседании коллегии Минкультуры. Напомним, что Михалков, в частности, выразил недовольство новым составом попечительского совета (в него входит и Обрывалин), тем, что к режиссёру на деле не прислушиваются, царит сплошная «Византия» – всё решается (а решаются вещи серьёзные – какому из кинопроектов выделять финансирование) подковёрно, телефонным правом. Особенно Михалков недоволен царствованием в совете пресс-секретаря Председателя Правительства РФ Натальи Тимаковой, которая, по его мнению, обладая большим влиянием, действует «с точки зрения латентной русофобии». Михалков дал понять, что даже председательствующий Владимир Толстой (советник президента по культуре) по сути играет среди попечителей Фонда кино чисто декоративную роль и в действительности ничего не решает. И вот здесь нам тем более становится интересно, кто же из руководства Минкультуры (после, разумеется, самого министра Мединского) курирует у нас в стране вопросы кинопроизводства. На чьей он стороне, какова его компетенция и какие у него возможности для урегулирования возникших в мире отечественного кино разногласий?

Тюнжер ДЖЮДЖЕНОГЛУ: МОЛЧАНИЕ – НЕ ВСЕГДА ЗОЛОТО (беседа с турецким Чеховым)

№ 2017/29, 31.08.2017

В Турции театр зародился ещё во времена Османcкой империи и назывался он – Театр теней «Карагёз». Его можно назвать и театром кукол, который, как театральное явление, окончательно сформировался в XVII веке. Театр пользовался большой популярностью во дворце султана, где регулярно давались представления. Большинство спектаклей театра теней в Турции сосредоточено на главном герое – Карагёзе. Это маленький человечек с большим носом, горбом и огромными чёрными глазами. Легенда твердит, что Карагёз и его друг Хадживат были рабочими на строительстве мечети. Однако вместо того, чтобы работать, они постоянно ссорились – и их спор был настолько забавным, что их коллеги стояли и слушали их, забыв о строительстве. Султан, узнав об этом, был настолько зол, что приказал их казнить. Позднее он пожалел о своей поспешности и дал указание своему визирю придумать куклы, похожие на тех рабочих, для показа смешных историй и развлечения публики. Театр теней «Карагёз» – важная часть культуры страны. Здесь представлены разные типы искусства – песни, повествования, танцы, лирика. Воедино сплелись стили культуры османов, поэзия и музыка, народные или классические танцы. Найдётся место в Карагезе и для народной литературы – загадки, скороговорки, пародии, истории, преувеличения.

Вот на смену такому театру кукол и приходит классический театр где-то к закату империи. В первые годы становления театра в нём, как правило, играли не турки, а представители нацменьшинств.
И только в 20-е года ХХ века основатель новой Турции Ататюрк отправил в СССР Мухсина Эртугрула, который ещё в 1911–1912 учился в Париже, а в 1925 году стажировался в театре В.Мейерхольда. М.Эртугрул стал работать в Одесской кинофабрике. Вернувшийся в Турцию Эртугрул и основал современный турецкий театр, хотя он больше сделал для кино, и вошёл в 1953 году в его историю, создав первый турецкий цветной фильм «Ковровщица».

Современный турецкий театр – явление с широкой сетью государственных и частных форм, участвующий во всех мировых театральных форумах. Турция также активно принимает на своих международных театральных фестивалях в Стамбуле, Анкаре, Анталье, Конье, Трабзоне и др. театральные коллективы со всего мира. Частыми гостями этих фестивалей являются и российские театры. Но ни во времена Эртугрула, ни позже в турецком театре не было чистых драматургов, несмотря на его богатую театральную историю. Что я имею в виду? Не было в Турции драматургов, основным занятием которых являлось бы написание драматургических произведений. Богатая литература, состоящая из прекрасных представителей поэзии, из могучих представителей прозы, из искромётного юмора всемирно известных юмористов, в плане драматургии не выдвинула ярких имён. Известные писатели по требованию времени, обстоятельств, по просьбе театральных коллективов писали пьесы, сочетая в себе и драматургические стороны своего таланта. И вот на небосклоне турецкой литературы появляется первый «чистый» драматург – Тунджер Джюдженоглу, которого многие коллеги и поклонники любовно называют – «наш Чехов».

Наталья ШВЕЦ. ФАРАОНОВО ПЛЕМЯ (На конкурс “Расскажу о своём народе”)

№ 2017/29, 31.08.2017

Наша семья является потомками древнего кочевого народа, о котором много что сказано и написано. Однако как определить, что является правдой, а что вымыслом, никто знает. Прекрасно понимаю – развеять мифы, сложенные о фараоновом племени на протяжении многих веков не получится, впрочем, я к этому особо и не стремлюсь. Моя задача несколько иная – на примере нашей семьи поведать об этом удивительном кочевом народе, где объединилось несколько племён. Это ловари, влахи, котляры, сэрвы. Надеюсь, что моё сказание получилось таким же ярким как цветастая шаль, которая является непременным элементом одежды цыганских женщин.

Ваша родословная от А …

№ 2017/29, 31.08.2017

Совершенно случайно недавно судьба подарила мне встречу с человеком, увлечённым темой родословной. Хотя, «увлечена», это, пожалуй, мягко сказано. Юлия Григорьева – заболевшая этой темой давно и, я так полагаю, на всю жизнь. На сегодняшний день у неё имеется рукопись «Поколенная роспись (родословная)» – документ, в котором в форме разбитого на поколения списка людей представлены сведения о чьих-то потомках (нисходящая роспись) или чьих-то предках (восходящая роспись). События, охвачены периодом 1874–1923 гг.). Район исследования: центральная часть, юг и юго-восток Урлукской волости Троицкосавского уезда Верхнеудинской округи Иркутской губернии (современное название – Красночикойский район Забайкальского края).

Иван ОБРАЗЦОВ. ЗАКАПЫВАЙ (рассказ)

№ 2017/29, 31.08.2017

О мёртвых либо хорошо, либо только правду – так гласит один латинизм, ставший известным в народе своей усечённо-лицемерной формой «о покойнике либо хорошо, либо – никак». Говорить только правду всегда чревато недоразумениями, двусмысленностью, а то и серьёзными неприятностями. Тем более, дело неблагодарное, потому как безответное – говорить только правду о покойнике. Да и понятно, что правда – она такая вещь, сугубо индивидуальная. Так вот и живёт человечество – с правдой, но по умолчанию.

ЧЕЛОВЕК – ОБРАЗ БОЖИЙ (Изумляемся вместе с Александром Трапезниковым)

№ 2017/29, 31.08.2017

Имя Александра Солодовникова до начала 1990-х годов не было известно широкому кругу читателей. Его стихи имели хождение лишь в христианском самиздате. Однако первые подборки стихотворений с 1989 года стали появляться в журналах «Новый мир», «Наш современник», в газете «Литературная Россия». В нулевые годы вышли две книги с характерными названиями «Я не устану славить Бога» и «...В светлом саду христианства». И вот – третья: «Сеймчанский след», созданная усилиями Магаданского областного краеведческого музея (составители С.В. Будникова и А.П. Шпакова). Она получила своё название от небольшой тетради, датированной 1946–1956 годами, чудом сохранившейся в личном архиве автора, который во время пребывания на Колыме вклеивал в неё вырезки из местных газет со своими стихотворениями и статьями с упоминанием его имени.

К ВЕРШИНАМ ПОЭТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА (Изумляемся вместе с Александром Трапезниковым)

№ 2017/29, 31.08.2017

Есть два тонких исключительных и изумительных на сегодняшний день лирика, чьи книги вышли параллельно совсем недавно и составили, на мой взгляд, «золотой фонд» современной поэзии, если таковой хотя бы умозрительно существует на фоне масс-культуры. Это москвич Григорий Вихров («Сколько имён у любви моей!..», издательство «Художественная литература») и сибиряк Михаил Андреев («Печенье к чаю», издательство Томского государственного педуниверситета). Любителям поэзии представлять их не надо. Но для широкого круга наших читателей напомню.

Комсомольцы-менеджеребцы реализуют заветы Ельцина в «ЛГ»

№ 2017/29, 31.08.2017

А «Литгазету» всё реформируют и реформируют... Сложно пока понять, останется ли она жива, но если брать опыт недавних реформ в области медицины, образования и ещё тех, «шоковых» реформ девяностых – то есть, чего бояться. И ведь происходит всё как раз так, как происходило тогда в экономике: «правительство профессионалов» пришло на смену «правительству литераторов». Сперва функции вершителя судеб перетянул на себя Вячеслав Копьёв, к литературе никогда никакого отношения не имевший, затем пытался перетянуть на себя функции главного редактора и Алексей Бархатов, ну а теперь (новинка сезона) появился в редакции ещё некий председатель совета АНО (хорошо, хоть не ОНО фрейдовское)...

ГРУСТНЫЕ ФАКТЫ О ПРАЗДНИКЕ ПРЕССЫ

№ 2017/29, 31.08.2017

В конце прошлой недели в столице на Поклонной горе прошёл очередной Московский фестиваль прессы. На этот раз в празднике поучаствовала со своим стендом и «Литературная Россия», так что у нас была возможность пристальнее понаблюдать за всем происходящим. С одной стороны, замечательно, что появилась такая традиция – ежегодно отмечать день прессы фестивалем российских периодических изданий и издательств. С другой стороны, то, что мы увидели на Поклонной горе 26 августа в качестве важнейшего события в жизни московской прессы вызвало целый ряд вопросов.

ПОЧТА В МОСКВЕ ВНОВЬ СТАЛА РАБОТАТЬ ОТВРАТИТЕЛЬНО. Неужели надо уволить очередного руководителя почтового ведомства?

№ 2017/29, 31.08.2017
В редакцию обратился наш постоянный читатель и автор Вячеслав Саватеев. Он сообщил, что до него не дошёл один из номеров нашей газеты. Мы стали разбираться с почтовым отделением 107014, что находится на московской улице Барболина, 4.

В дефиците «Коммерсантъ», «Независимая» и «Новая газета»

№ 2017/29, 31.08.2017

Опубликовав в конце июля статью «Когда окопавшаяся в Правительстве Москвы борзота начнёт отвечать за свои беззакония» («ЛР», 2017, № 26), мы надеялись, что на столичном рынке распространения прессы хоть что-то начнёт меняться к лучшему. Но мы глубоко ошибались. Ситуация только продолжала ухудшаться. Какие-то иллюзии мы ещё питали перед встречей с руководством московского Департамента СМИ и рекламы. Такая встреча состоялась 4 августа. Но она показала, что московские начальники, всё зная о творящемся на рынке беспределе, тем не менее почему-то не заинтересованы действовать в интересах москвичей, а лишь отчаянно защищают созданные ими на бюджетные средства всевозможные надстройки и нечистых на руки дельцов. Подробности о той встрече мы привели в материале «МОСКОВСКАЯ ВЛАСТЬ УСТАМИ БОЛЬШОГО НАЧАЛЬНИКА ПО ФАМИЛИИ ШУБИН РАСПИСАЛАСЬ В СОБСТВЕННОМ БЕССИЛИИ, при этом не побрезговав заняться шантажом» . В общем, бардак продолжается.

ЯЗЫКОВЫЕ ОШИБКИ

№ 2017/29, 31.08.2017

Уважаемые коллеги! Постоянно читаю Вашу газету. В номере 28 (2803) прочитал интересную статью Вадима Кулинченко «Номенклатура, как и мафия, бессмертна». К сожалению, в ней встречаются языковые ошибки:

ЗАБЫТЫЕ ТЁПЛЫЕ МОРЯ. Почему игнорируется Каспий?

№ 2017/29, 31.08.2017

Другой такой страны, как Россия, нет: большая часть её территории относится к очень суровым условиям по климату для проживания человека. Тёплых территорий чуть ли не с гулькин нос. И совсем мало мест, где можно отдохнуть, понежиться у ласкового моря, попутно поправляя своё здоровье. До недавних пор мы имели только Сочи с побережьем Краснодарского края, а недавно ещё прибавился Крым.

Министр Мединский попустительствует развалу музея Победы, пристроив туда свою бывшую помощницу-хамку

№ 2017/29, 31.08.2017

В начале августа в редакцию пожаловался один наш читатель на некую Кристину Трубинову, которая, не успев прийти на руководящую работу в Музей Победы на Поклонной горе, оскандалилась размещением в социальных сетях своих фотографий на фоне свастики. Впрочем, почему Трубинова какая-то некая. Вообще это в определённых кругах личность очень известная.