№ 2017/29, 31.08.2017
В Турции театр зародился ещё во времена Османcкой империи и назывался он – Театр теней «Карагёз». Его можно назвать и театром кукол, который, как театральное явление, окончательно сформировался в XVII веке. Театр пользовался большой популярностью во дворце султана, где регулярно давались представления. Большинство спектаклей театра теней в Турции сосредоточено на главном герое – Карагёзе. Это маленький человечек с большим носом, горбом и огромными чёрными глазами. Легенда твердит, что Карагёз и его друг Хадживат были рабочими на строительстве мечети. Однако вместо того, чтобы работать, они постоянно ссорились – и их спор был настолько забавным, что их коллеги стояли и слушали их, забыв о строительстве. Султан, узнав об этом, был настолько зол, что приказал их казнить. Позднее он пожалел о своей поспешности и дал указание своему визирю придумать куклы, похожие на тех рабочих, для показа смешных историй и развлечения публики. Театр теней «Карагёз» – важная часть культуры страны. Здесь представлены разные типы искусства – песни, повествования, танцы, лирика. Воедино сплелись стили культуры османов, поэзия и музыка, народные или классические танцы. Найдётся место в Карагезе и для народной литературы – загадки, скороговорки, пародии, истории, преувеличения.
Вот на смену такому театру кукол и приходит классический театр где-то к закату империи. В первые годы становления театра в нём, как правило, играли не турки, а представители нацменьшинств.
И только в 20-е года ХХ века основатель новой Турции Ататюрк отправил в СССР Мухсина Эртугрула, который ещё в 1911–1912 учился в Париже, а в 1925 году стажировался в театре В.Мейерхольда. М.Эртугрул стал работать в Одесской кинофабрике. Вернувшийся в Турцию Эртугрул и основал современный турецкий театр, хотя он больше сделал для кино, и вошёл в 1953 году в его историю, создав первый турецкий цветной фильм «Ковровщица».
Современный турецкий театр – явление с широкой сетью государственных и частных форм, участвующий во всех мировых театральных форумах. Турция также активно принимает на своих международных театральных фестивалях в Стамбуле, Анкаре, Анталье, Конье, Трабзоне и др. театральные коллективы со всего мира. Частыми гостями этих фестивалей являются и российские театры. Но ни во времена Эртугрула, ни позже в турецком театре не было чистых драматургов, несмотря на его богатую театральную историю. Что я имею в виду? Не было в Турции драматургов, основным занятием которых являлось бы написание драматургических произведений. Богатая литература, состоящая из прекрасных представителей поэзии, из могучих представителей прозы, из искромётного юмора всемирно известных юмористов, в плане драматургии не выдвинула ярких имён. Известные писатели по требованию времени, обстоятельств, по просьбе театральных коллективов писали пьесы, сочетая в себе и драматургические стороны своего таланта. И вот на небосклоне турецкой литературы появляется первый «чистый» драматург – Тунджер Джюдженоглу, которого многие коллеги и поклонники любовно называют – «наш Чехов».