Материалы по номерам

Результаты поиска:

Запрос: год - 2017, номер - 32

СТРАХ ПЕРЕД ПРАВДОЙ. Почему наши издатели испугались нового романа Юрия Козлова

№ 2017/32, 22.09.2017

Юрий Козлов – известный писатель, главный редактор журнала «Роман-газета» – давний автор «Литературной России». Публикуя фрагмент из его новой повести «Белая буква», редакция задала автору несколько вопросов.

Вокруг «Аксёнов-феста» скрестили шпаги наследники и подвижники

№ 2017/32, 22.09.2017

В писательских кругах – и не только – уже месяц обсуждают скандал, возникший вокруг литературно-музыкального фестиваля «Аксёнов-фест», посвящённого знаменитому «шестидесятнику» Василию Аксёнову. Фестиваль ежегодно проходит, начиная с 2007 года, на родине писателя в Казани. Однако в этом году ещё до начала праздничных мероприятий один из наследников Аксёнова заявил, что собирается подать иски в суд против властей Казани за нарушение авторских прав. В чём тут дело и почему эта проблема не теряет своей актуальности?

НЕ НАДО ВРАТЬ. О некоторых защитниках и обвинителях кинофильма «Матильда»

№ 2017/32, 22.09.2017

14.09.17 года на телеканале «Россия» смотрел передачу Андрея Малахова «Матильда»: Кино не для всех». Андрей Караулов, участник этой встречи, бывший автор и ведущий программы «Момент истины», возмутил меня своим явным и пещерным невежеством.

СЖИГАТЕЛИ КНИГ НА ПРЕЗИДЕНТСКОМ МАРШЕ-2018. «Православный писатель» пытается прислониться к заморскому слову «президент»?

№ 2017/32, 22.09.2017

А кандидатов в президенты-то всё больше! Не будем сейчас обсуждать сам институт президентства (на мой взгляд, он обществу чужд и навязан злополучной перестройкой), но вглядимся в тех, кто считает себя лидерами. Претендентами на лидерство.

КОЗЕЛЬСК ЛИТЕРАТУРНЫЙ

№ 2017/32, 22.09.2017

На пересечении двух центральных улиц города Козельск, Большой Советской и Чкалова, весит мемориальная табличка, изрядно полинявшая, которая гласит: «Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой посещал Козельские места в 1841, 1877, 1881, 1890, 1896 и 1910 годах. Написал здесь ряд произведений». Можно было бы сказать, что вот на этой табличке литературная жизнь города воинской славы и заканчивается, не считая ещё одной, на вокзале, откуда Толстой уезжал, но это не так.

МОСКВА – КРЕМЛЬ – БРЕВНО

№ 2017/32, 22.09.2017

Сделанное В.И. Лениным ещё следует осмыслить. Век оказался чересчур коротким сроком, чтобы вынести объективную оценку. Образ вождя, представленный в советском искусстве, пора не столько осмыслить, сколько переосмыслить. Для этого столетия вполне достаточно.

ЕСЛИ БУДЕТ РОССИЯ, ЗНАЧИТ, БУДУ И Я

№ 2017/32, 22.09.2017

Удивительно, что столь разнообразная по всем статьям судьба Евгения Евтушенко в конечном счёте вызрела в нечто не только большое, но и гармоничное. Не случайно он всегда был против крайностей. И впрямь, если мощная известная песня «Хотят ли русские войны» – это абсолютный публицист Евтушенко, то «Со мною вот что происходит» – это тот же абсолютный лирик. И исполнитель роли Циолковского, и автор романов «Ягодные места», «Не умирай прежде смерти», нескольких повестей и рассказов, а также мемуаров «Волчий паспорт» – тоже он.

Кто распространяет плагиат?

№ 2017/32, 22.09.2017

Давненько я не брал в руки журналов. И, надо сказать, жил спокойно, без волнений. А тут, как чёрт подбросил третий номер журнала «Алтай» за 2017 года, ну и полистал… Лучше бы не читал. И в который раз! В который раз, интуиция меня не подвела.

ПОТЕРЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОПТИКИ: Писательский клан Ахмедовых и деформации литературного процесса в Дагестане

№ 2017/32, 22.09.2017

Насколько особенности литературного процесса в Дагестане созвучны общероссийским, сказать сложно, но именно здесь сегодня отражаются в гротескной форме последствия сохранения такого анахронизма, как союз писателей в его советской ипостаси. Консервация методов работы союза связана с традицией его взаимовыгодного сотрудничества с властью, идущей со времён Расула Гамзатова, но если там талант и мудрость классика позволяли извлекать пользу из этого для всех и поддерживали литературный процесс, хотя и со своими оговорками, то сегодня такой союз работает только на благо семьи руководителей, укрепляя их личную власть и помогая деформировать литературную жизнь республики.

СИЯЮЩАЯ ВЕРШИНА ИЛИ ЗАБОЛОЧЕННАЯ НИЗИНА. О том, что уже полгода упорно рекламирует народу телевидение

№ 2017/32, 22.09.2017

Представляю вашему вниманию свою статью «Под впечатлением от «Соло Моно». Поводом к написанию явился выход в свет книги Александра Потёмкина «Соло Моно. Путешествие сознания пораженца» – М.: Издательский Дом «ПоРог», 2017. Вероятно, объём статьи может оказаться больше каких-то лимитов, однако выражать мнение лаконичным «лайком» или «не лайком» считаю неуместным, тем более для вашей газеты, адресованной думающим людям – тогда уж лучше вообще помолчать. Между тем, заметная деградация литературы всё же требует адекватной публичной реакции, в том числе со стороны читателей. В данном случае в средствах массовой информации роман заявлен как «новая вершина современной мировой литературы», и более того, как «интеллектуальная литература», хотя, на мой взгляд, этих превосходных оценок явно не заслуживает. Именно об этом я и пытаюсь сказать.

Сергей ЕСИН. ПРОШЛОЕ ДЫШИТ НАСТОЯЩИМ. Читая дневники Владимира ГУСЕВА

№ 2017/32, 22.09.2017

Лето в этом году было жаркое. В самую жару, в июле сидел в Литинституте на экзаменах, приглядывал за пишущими этюды абитуриентами. Попутно, чтобы окончательно не сдуреть от роли сторожа, что-то читал, время от времени поднимая взгляд на пишущую аудиторию. Читал «Дневник-91» Владимира Гусева, нашего литинститутского профессора и моего товарища. Год-то по многим признакам знаменательный. Книга подарена была давно, в 1993 году, в год издания, но, как говорится, всё руки не доходили. По привычке читал с карандашом в руках, делая пометки для выписок. И тут заметил, что эти простенькие лаконичные записи мне хочется комментировать. Как удивительно иногда прошлое может дышать настоящим! Для комментирования в наше время, многозначительное и отчаянное, открывается необозримый простор. Я решил, что обойдусь, если каждый гусевский фрагмент снабжу заголовком. Что мы, как литераторы, стоим, если не читаем друг друга!

Сергей ЕСИН

Вячеслав САВАТЕЕВ. ТРУД ДУШИ И МЫСЛИ. О Светлане Семёновой

№ 2017/32, 22.09.2017

Литературоведение, философия, философия и литература, религия и «русский космизм», исследование и издание творчества Н.Ф. Фёдорова – таков не полный круг интересов, которыми была занята, а точнее сказать – поглощена Светлана Григорьевна Семёнова до последних дней своей наполненной, в общем, не такой долгой (73 года) жизни. За всем этим – родилась в Чите в 1941 году; переезды семьи, учёба в школе, позже в Москве поступила на романо-германское отделение филфака МГУ (окончила с отличием). По окончании – преподавание французского языка в Военном институте иностранных языков (1960-е, 1970-е годы), заведование кафедрой иностранных языков в Литературном институте им. Горького (1974–78 гг). Она хорошо знала французский, увлеклась философией экзистенциализма, в 1974 году защитила кандидатскую диссертацию о философском романе Сартра и Камю. Вторую диссертацию блестяще (она всё делала блестяще!) защитила уже в ИМЛИ им. Горького РАН, в котором она работала с 1988 года и до своей смерти в 2014 году; эта докторская была посвящена уже давно её теме «Космическое в русской литературе ХХ века» (1992).

КТО САНКЦИОНИРОВАЛ ВОССТАНОВЛЕНИЕ АХМАТОВОЙ В СОЮЗЕ ПИСАТЕЛЕЙ

№ 2017/32, 22.09.2017

В последние два года мы опубликовали об Анне Ахматовой два материала, в которых приводили ранее не известные документы о том, как великий поэт России в конце 1949-го – начале 1950 года пыталась вернуться, скажем так, в публичное пространство и помочь находившемуся в лагере сыну («Как Ахматову восстанавливали в Союзе писателей» – «ЛР», 2015, № 37; «Трагедия продолжилась» – «ЛР», 2017, № 28). С одной стороны, Ахматова во многом ради улучшения положения сына проявила инициативу и в конце 1949 года добровольно воспела Сталина. При этом, как отмечал в письме секретарю ЦК ВКП(б) Суслову Фадеев, с точки зрения художественности её новые стихи оказались неважными, абстрактными. С другой стороны, Ахматова 22 сентября 1950 года попросила литначальство восстановить её в Союзе писателей.

КОГДА УЖЕ НЕЧЕГО ПЕТЬ… Кавер-группы – анабиоз рока или стадия перед метаморфозой?

№ 2017/32, 22.09.2017

Еженедельная жизнь работающих «до звонка» москвичей моего поколения и даже постарше, частенько имеет «послесловие» – то есть оное имеет их рабочий день. Он не кончается работой и возвращением домой. В самую, что ни на есть hard day’s night, а точнее поздним вечером, мужики и парни (на вид всё же парни, хоть и с проседью), когда уснули уже их детишки – хватают на плечо гитары или барабаны под мышку, и едут «на базу». Баз, то есть небольших помещений, где установлена аппаратура для репетиций – превеликое множество. В каждом районе почти! Берут эти базы – если скидываться всем членам рок-групп, – по-божески, подъёмно для работающих мужиков...

КЛАССИКА – ЭТО НЕДЕМОКРАТИЧНО?

№ 2017/32, 22.09.2017

Споры вокруг постановок Серебренникова и Богомолова в эстетической части упираются в вопрос: можно ли так с классикой? Споры идут именно об этом, а не о том, можно ли показывать интим на сцене. Это уже другой вопрос – вопрос меры сдвига режиссёра. Если бы на рекламе интимного действа не стояла фамилия классика, мало кто этим озаботился бы. Но прийти с подростком на «Обломова» и сразу уйти от того, что Обломов и Штольц стали партнёрами по интиму – вот в чём вопрос.

ИЗДАЁТ «ЛР»: новинки сентября

№ 2017/32, 22.09.2017
Вячеслав ОГРЫЗКО. ЦЕНИТЕЛИ И НИСПРОВЕРГАТЕЛИ ПИСАТЕЛЕЙ. Русские критики и литературоведы ХХ века: Судьбы и книги