На конкурс «Чем дышит современная поэзия?»
№ 2017/6, 17.02.2017
Екатерина РАТНИКОВА, Борис КУТЕНКОВ, Дарья МАНОХИНА, Павел ПАВЛОВ, Дарья КОНАКОВА
Екатерина РАТНИКОВА, Борис КУТЕНКОВ, Дарья МАНОХИНА, Павел ПАВЛОВ, Дарья КОНАКОВА
Премьера спектакля «Апельсины & лимоны» Театра имени Пушкина приурочена к юбилею народной артистки России Веры Алентовой.
Театральный успех трудно прогнозировать. В последнее время слишком частым из выбранных путей к аншлагу становится эпатаж, скандал, мода, сознательный взрыв общественного мнения. Но если всерьёз искать первопричину успеха, то он всегда, во все времена начинался с выбора пьесы, с точного совпадения литературы с днём сегодняшним, с умонастроениями современников, с их заботами, актуальными интересами, чаяниями, представлениями. Кажется, всё просто… на деле же всегда сложно – безошибочно для каждого другого дня определить самую важную, самую необходимую пьесу. И тогда трудно представить себе более точный выбор, чем премьерный спектакль театра «У Никитских ворот» по знаменитому роману Ги де Мопассана «Милый друг», здесь «О, Милый друг». Любопытно, что сам роман появился и сразу стал популярным из-за совпадения своего главного героя и всего, что с ним происходило в «новые» буржуазные времена конца XIX века – с его нравами, талантливо угаданными автором. В это же время и русская литература в лице А.Н. Островского подарила нам Глумова, Жадова, может, по русской традиции, чуть более совестливых, чем их французский собрат.
«Вместо того чтобы убивать своего соседа, пусть даже глубоко ненавистного, следует, с помощью пропаганды, перенести ненависть к нему на ненависть к какой-нибудь соседней державе – и тогда ваши преступные побуждения, как по волшебству, превратятся в героизм патриота». Это сказал английский философ и учёный, лауреат Нобелевской премии по литературе 1950 года Бертран Рассел.
Добрый день, уважаемая редакция «Литературной России»! Хотел бы высказать своё мнение по поводу новаций в писательской жизни. Обсуждаемых пока.
Недавно в «Литературке» вышла интересная статья Елены Беляковой «Бедный, бедный Уильям (как горе-переводчики убивают Шекспира)». Автор справедливо подвергает критике неудачные переводы «Сонетов» гениального английского драматурга. С ней, вроде, можно было бы и согласиться. Да только одно смущает: в качестве идеального перевода предлагается классическая работа С.Я. Маршака. Между тем в отечественном литературоведении переложения, сделанные замечательным детским поэтом, уже давно и аргументировано подвергнуты сомнению…
Только что известный режиссёр Светлана Быченко представила зрителям свой новый фильм «Территория Куваева». Почему она обратилась к фигуре Олега Куваева? Чем интересен ей этот писатель? Светлана рассказывает
О фильме «Саша Соколов. Последний русский писатель». 10.02.2017. 1 канал ЦТ
Рассуждать о тексте романа «Крепость» можно долго, но неизбежны несколько кратких выводов, на которых и достаточно будет остановиться.
У современного искусства нет чёткой системы координат «хорошо»/«плохо»! Во многом потому, что оно не сожительствует с большим общественно-политическим проектом. А в отдельности все формы одинаково хороши и столь же одинаково плохи. Но всё же есть несколько моментов, которые вызывают у меня личный дискомфорт.
На исходе 20 века, в 1999 году 28 государств-членов НАТО во главе с США учинили кровавую бойню в центре Европы. Соскучились по войне. Православная Сербия подверглась мощному ракетно-бомбовому удару за то, что якобы не пускала албанских мусульман в свою историческую сердцевину. И президент Билл Клинтон организовал затем путч в Белграде, сверг законного президента Слободана Милошевича и водворил его в «международную» тюрьму, в Гаагу, где тот и умер, посмертно оправданный Гаагским трибуналом. Ни США и никто из сателлитов по НАТО не был подвергнут санкциям. А кому их накладывать? Всё схвачено. Всё в руках Мирового правительства.
Известный парадокс: история учит тому, что она ничему не учит. Люди совершают ошибки, попадают в беду, а потом вновь совершают те же ошибки и вновь попадают в аналогичную беду. Это не случайно, т.к. у подавляющего большинства индивидов эмоциональная сфера доминирует над рациональной. Поэтому большинство сперва бурно эмоционирует по тому или иному поводу, а потом привычно течёт мыслью в том русле, которое проложили эмоции. А те, у которых рациональная сфера доминирует над эмоциональной, выгодно используют истеричных эмоционалов в своих интересах. Это, прежде всего, касается политики.
Как-то так получилось, что сейчас «истинными русскими патриотами» считаются те, кто неустанно орёт на всех перекрёстках «Путин, введи войска»! А тот, кто этого не делает, автоматически записывается во враги русского народа, которые кому-то продались и отрабатывают чьи-то деньги. Недавно и меня некоторые «истинные русские патриоты», записали в число тех, кому наплевать на страдания жителей ДНР–ЛНР, а также граждан Украины, изнемогающих под ярмом укрофашистов. И всё потому, что я не поддерживаю их идею ввода российских войск на территорию Донбасса аж до самого Львова. Мол, продался кому-то подонок, поэтому и выступает против спасения русских людей!
С одной стороны меня это позабавило, а с другой – натолкнуло на ряд размышлений, в том числе и грустных, которые я решил изложить в этом тексте.
«Саша Соколов. Последний русский писатель». Вот такой фильм я посмотрел на Первом канале. Удивляюсь, почему раньше не сняли, почему мы каждый год не отмечаем его день рождения, почему, в конце концов, ему ещё не вручили Нобелевскую премию по литературе. А ведь он один из самых достойных кандидатов. Может быть, и достойнейший – из ныне живущих писателей.
2017-й в России объявлен Годом экологии. Какой вклад, по вашему мнению, в вопросы защиты или, наоборот, преобразования природы сделала и делает русская литература? Насколько вообще эта тема весома в отечественной словесности? Какие художественные произведения лично вы бы в этом плане выделили?
Пока по федеральным каналам бесконечно крутят сюжеты о зарвавшейся «гонщице» Маре Багдасарян, а в Госдуме обсуждают законопроект об опасном вождении, некоторые наши прикормленные властью «интеллигенты» свято верят, что если на автомобиль повесить номера серии АМР, то это станет для них чем-то вроде оберега или, может быть, индульгенции.