Материалы по номерам

Результаты поиска:

Запрос: год - 2018, номер - 7

КРАХ СТАНИСЛАВА КУНЯЕВА

№ 2018/7, 23.02.2018

Один из главных итогов минувшего Съезда Союза писателей России – крах Станислава Куняева. А ведь ещё недавно многие в писательском сообществе считали его своим кумиром. Поэт несколько десятилетий имел, как в таких случаях говорят, ядерный электорат. За ним хоть в огонь, хоть в воду готовы были броситься даже не сотни, а многие тысячи людей. Ему верили. И вдруг репутация поэта обрушилась... В писательском сообществе ему безоговорочно отказали в доверии.

Сергей РЮТИН. ВОКРУГ ЯДРА

№ 2018/7, 23.02.2018

Сегодня вновь актуально (и модно) рассуждать о "ядерной угрозе", возможностях ограниченной ядерной войны и иных вариациях данной темы. После оголтелой "борьбы за мир", думающее человечество обращается к реализму и даже милитаризму.

ПОСЛЕ СЪЕЗДА. Взгляд из Кемерово

№ 2018/7, 23.02.2018

Итак, XV Съезд Союза писателей России окончен. Решения его были честными, демократичными, безо всяких подлогов, как это порой бывает при смене руководства и в борьбе за власть. Выбран новый председатель Союза писателей России Николай Иванов. В руководящие органы  Союза выбраны те лица, которых хотело абсолютное большинство нашего писательского сообщества. Выступающие делегаты говорили в пользу той или иной кандидатуры при выборе председателя с обоснованием своего мнения, рассказывали, как им живется на местах, о своем наболевшем.

Бури и страсти улеглись. Можно по свежим впечатлениям собрать мысли, порассуждать. Ещё намного раньше доводилось слышать, что Союз писателей не нужен, что он пережиток прошлого, был создан для того, чтобы писателями было легче управлять. Но по большому счету Союз нужен. В этом и сомнений нет. Живя в обществе, быть свободным от общества нельзя. Общеизвестно. Союз и есть инструмент взаимодействия писателей с обществом. Всякий социум структурирован, в нем есть руководитель и другие вышестоящие органы. Союз для писателя – профессиональная среда обитания. Здесь братья по цеху как никто оценят достоинства или недостатки твоих творений, не позволят опустить художественную планку. В решении многих культурных и образовательных программ также не обойтись без писательского сообщества. Через Союз проводится учёба молодых литераторов. (Тут акцент не в возрасте. Каждый начинающий в любом возрасте – литератор молодой.) Они потом и пополняют наш Союз, становятся профессиональными писателями. А для каждого пишущего вступление в Союз – это еще и важная ступень общественного признания. На долгом пути в профессионалы литератор пишет урывками после обычного трудового дня – за домашним столом вроде как во вторую смену. Так, урывочно, больших вещей не напишешь. Но вот наконец-то человека признали профессионалом, приняв в Союз писателей. Кислороду добавилось. Можно полностью посвятить себя литературе, несуетно приняться за серьезные замыслы, которые прежде остерегался испортить поспешностью. Наконец можно теперь оставить обычную профессию и отдаться полностью любимому делу.

А дальше начинается самое интересное. Профессиональный писатель с удивлением узнает, что он, оказывается, никуда не относится! Писателей как бы и нет. Их нет в классификаторе профессий, составленном министерством труда. Они не проходят по ведомству министерства культуры. Формально вроде бы мы в составе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Но это лишь формально. А фактически нас вроде бы и нет.  Так государство нас кинуло. Оставило за бортом. Бортонуло! У нас нет возможности своей прямой работой содержать семьи. Мы-то сами готовы служить своему любимому делу, призванию, стране и обществу хоть на хлебе и воде, но у нас же семьи, дети! Они-то чем виноваты? Почему они должны чувствовать себя из-за нас изгоями общества?..

Вот такая вот ситуация с творцами, работниками слова. У вас это укладывается в голове? Работники библиотек в сфере культуры есть. А писателей, кем созданы книги, с которыми они работают, в сфере культуры нет! Служители библиотек, это не камешек в ваш огород. Упаси, Боже! Вы нужные и уважаемы люди. Но позвольте вас упомянуть ради доходчивости и наглядности.

Слово – это воздух культуры, именно на Слове зиждется культура. Разве не так? Давайте из культуры вообще уберем произведения, книги писателей – уберем Слово. Что останется в сухом остатке? Что станется с библиотекарями, на что они будут нужны? Что станется с кинематографом, где подлинно художественные фильмы созданы и создаются на основе литературных произведений. Не будем забывать, что и сценаристы, как кинодраматурги, проходят по ведомству Слова. То же самое и с театром. Убери все пьесы – актеры, как работники культуры, останутся без работы. Связи музыки и живописи с литературой тоже общеизвестны.

Фантасмагорию сложившейся ситуации я ощутил и на таком личном примере. Являюсь Заслуженным работником культуры Российской Федерации. Это почетное звание имеет статус не ведомственной, не правительственной, а государственной награды. Указ подписан президентом В.В. Путиным. И вроде бы в силу этого и согласно областного закона «О культуре» я, с творческим стажем 35-летнего профессионального писателя, могу претендовать на небольшую доплату. Но выясняется следующее. Я не могу получать эту доплату, поскольку у меня нет записи в трудовой книжке, что работал в учреждении культуры. А писатели, как было сказано, к работникам культуры, конечно, не относятся. Но если я устроюсь на работу в учреждение культуры хоть сторожем, хоть дворником, хоть слесарем, – тогда пожалуйста! Могу получать эту самую доплату как заслуженный работнике культуры. И наши областные органы и организации тут ни при чем. Говоря по Жванецкому, надо что-то поправить на самом верху, в столичной консерватории. Вот туда я и обращаюсь. Пустите нас в классификатор! Дайте писателю возможность быть  узаконенным работником письменного стола! Сколько можно жить вне закона? Без закона о творческих работниках и творческих союзах! А ведь более десяти лет прошло, как проект этого закона поступил в Госдуму.

Раз уж с писателями такие странные причуды, то позволительно такое допущение. Коли Слово – воздух культуры, именно на Слове зиждется культура, то сравнение с воздухом кажется знаковым, символичным. Мы ведь окружающего нас воздуха не замечаем. И не платим за него. Вот и всё! Не замечать писательских проблем – так спокойнее всем. Конечно, кроме самих писателей. Но они же не ропщут, не перекрывают кислород. Тогда бы да! Все ощутили, каково это - без воздуха! А так – ну, поговорят на каких-то форумах, как сейчас на съезде, повыпускают пар, повозмущаются, а мы, чиновники, сочувственно покиваем, пообещаем, поручим разобраться, и на этом рябь затихнет – и снова тишь да гладь.

Сдается мне, никто никаких палок в колеса специально не ставит. Чиновники просто не видят механизмов реализации государственного закона, будь он принят, не знают, как всё это реально проводить в жизнь. Ну не могут же они в этом сознаться! А сами писатели, которые как никто знают проблемы изнутри, конкретных механизмов не предлагают. Вот если бы широко обсуждался этот вопрос, как шли дискуссии накануне подготовки съезда, – наше головное руководство узнало от писательского сообщества немало разумных предложений. Суммировав их, обобщив, можно выходить с пакетом предложений хоть на правительство, хоть на президента. В этих предложениях мне видится отдельная статья расходов для писательского Союза и отдельно – для писателя. Это как в театре: отдельная статья для содержания театра, отдельная – на зарплату актерам. А то ведь сгребут всё в одну кучу, отрапортуют победно о проведенных встречах, поездках, мероприятиях и т.д. Всё это нужно, кто же спорит. Но что осталось конкретно для самого главного, для непосредственно самого литературного процесса – то есть для отдельно взятого писателя, чтобы он в уединении создавал свои произведения? Надо, чтоб именно творец, конкретный штучный непубличный творец, на себе ощутил конкретную государственную заботу. Вот что главное! Можно проводить мероприятия широко по всей стране, но отдельно взятому писателю при создании произведения это не поможет. А то ведь, повторюсь, всё спустят на общественные мероприятия и пойдут победные реляции в вышестоящие органы. И с виду всё успешно, всё благополучно. А где книги, Зин? Где конкретные книги, которые войдут в золотой фонд российской литературы? Вот на эту цель и должна быть направлена главная поддержка со стороны государства. Если она когда-нибудь будет. Конечно, я далек от мысли, что тут же начнут создаваться шедевры. Зона творчества – зона очень повышенного риска. Когда мы вступали в свое время на писательскую стезю, разве мы не рисковали?

Ох, как непросто будет такие благие намерения претворить в реальную жизнь! Тем более, что в разных писательских организациях такого наворочали, таких дров наломали, такой контингент напринимали!  На съезде и в дискуссиях раздавались реплики, что надо запретить писателю быть одновременно в нескольких Союзах. Скажем, быть членом Союза писателей России и одновременно членом Союза российских писателей. Есть и такие. И даже члены трех Союзов. Но члены общественных организаций в рамках закона вольны делать всё что угодно. В том числе быть членами и других организаций. Думаю, запретительные меры неуместны. Ограничением гражданских прав и свобод чревато.

На съезде наметили обмен членских билетов. Чтоб хоть как-то навести порядок, избавиться от балласта. Особенно это стало актуально, когда наделили правами приема в СП России отдельные городские и областные организации. Но это вряд ли кардинально что изменит. Если человек знает, что он добился билета не совсем правомерно, он не пойдет на перерегистрацию. Утаит старый билет и будет им козырять. И что – таких отслеживать и преследовать?

Тонкость и разумный подход в том и состоит, чтобы в сложившейся ситуации безо всяких ограничений отсеять зёрна от плевел. Как вариант, над всеми многочисленными общественными организациями может стоять некая государственная структура. Куда Союзы могут рекомендовать своих достойных членов. Кто помнит советские времена, тот поймет проводимую ниже аналогию. Помните, раньше члены КПСС предварительно ходили 2-3 года кандидатами в члены партии? И лишь потом человека принимали (или не принимали) в партию. Так вот. Все члены всех писательских Союзов – это кандидаты в некую вышестоящую писательскую государственную структуру. Этой структурой мог быть Литфонд – золотой литературный фонд страны! – если бы не такой печальный его конец. Вот туда-то – строгий отбор! И только по творческому потенциалу, по творческим возможностям и качествам! Для входа в эту структуру все члены всех писательских Союзов равны! Вот этот момент надо очень всесторонне продумать и прописать. Быть членом этой государственной организации – еще одна, более высокая, ступень признания писательских заслуг. Ну и ожидание от такого писателя более значимых произведений. Там может быть, скажем, экспертный совет, который оценивает произведения. Можно прописать систему выдачи ссуд, авансов, гонорара… Тут должны поработать многие светлые головы.

Могут возразить: кто до такой благополучной ступени доберется – расслабится, забронзовеет. Не забронзовеет! Можно предусмотреть и разработать противовесы. Скажем, писатель попадает в эту структуру не пожизненно, а на какой-то срок.

Это я строю такие прожекты намеренно, чтобы меня критиковали. А критикуя, пробудили свою мысль и предлагали свои решения и варианты.

На съезде делегат из Чечни Канта Ибрагимов привел любопытный факт – в Китае существуют официальные категории писателей, а писатель первой категории приравнен к академику. И подумалось: а ведь и в СССР раньше был жесткий отбор, принимали в Союз писателей как в академию бессмертных…

Писатель первой категории, писатель второй категории… Да это же прямо-таки  перечень, прямо-таки песня из того самого классификатора, в который так хочется попасть!

 

Владимир ИВАНОВ,

делегат 15 съезда Союза писателей России

 

г. КЕМЕРОВО

Непростая рыбка в мутной воде

№ 2018/7, 23.02.2018

В этой статье не обойдётся без Навального. Но воду мутит не он, а кто – а молодая девица, предположительно работавшая в сфере эскорт-услуг и абсолютно точно – закрутившая роман с одним влиятельным олигархом, который грозит теперь всем судами за вмешательство в его личную жизнь.

«ЖИТЬ НА ЛУНЕ?!!»

№ 2018/7, 23.02.2018

Саша Кругосветов «Прогулки по Луне»: роман. – М.: Снежный Ком, 2016. – (Настоящая фантастика).

ЧЕРЕЗ НИКСОНА БЬЮТ ПО ТРАМПУ. Два фильма на смежные темы. Совпадение?

№ 2018/7, 23.02.2018

О том, что определённая часть Голливуда крайне негативно воспринял избрание Дональда Трампа президентом США мы уже писали. Год назад дело дошло практически до «майдана». Даже символ обозначился – розовая шапочка с ушками. Однако уличные выступления быстро сошли на нет. По всей видимости, те, кто умеет организовывать «майданы», умеет их и сворачивать. Пошумели, показали, что настроены решительно, ну и хватит. От «майдана» до гражданской войны полшага. Зачем же это всё в своём доме?

ВОЙНА УЧАСТВУЕТ ВО МНЕ. ПОЭТЫ – ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

№ 2018/7, 23.02.2018
  МАРИНИСТ МАРК КАБАКОВ   Страсть к морю свидетельствует о жажде странствий и жажде тайны, познания тайны, а метафизически – о томлении полёта, о стремлении взлететь, познав возможности души.   Море – это поединок С буйным ветром и водой, Праздник, слитый воедино С ритмом вахты ходовой.   Стихи моряка, ставшего поэтом, проросшего в поэзию мыслью […]

Михаил БОЙКО. НЕРУКОТВОРНЫЙ КЕНОТАФ (Из записной книжки бывшего литературного критика)

№ 2018/7, 23.02.2018

Когда-то они молниеносно сновали и бесновались, как пресноводная мелюзга под запотевшим стеклом микроскопа, самозабвенно играли на струнах души, а теперь они неподвижно лежат в прекрасных саванах, так что можно подробно их рассмотреть и окончательно с ними проститься. Я говорю об обыкновенных иллюзиях, чья жизнь короче человеческой.

КАК ТАК ВЫШЛО?

№ 2018/7, 23.02.2018

15 февраля в Лондоне, в том числе и напротив парламента Великобритании появились три красных билборда. Словно декорации из нашумевшего фильма Мартина Макдонаха «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» перекочевали из США в Великобританию. Но это не очередная пиар-кампания фильма и не шутка фанатов. На первом билборде было написано: «71 погибший», на втором – «И ни одного арестованного», на третьем – «Как так вышло?». Билборды возили по городу специально переделанные автофургоны. 

Что предстоит решить новому руководству Союза писателей России

№ 2018/7, 23.02.2018

Сегодня самое непонятное – это всё-таки, что из себя представляет Союз писателей России и чем он по сути должен заниматься. С одной стороны, у нас есть профсоюзы, правозащитные организации, центры досуга и прочие общественные и культурно-государственные учреждения. Должен ли Союз писателей их дублировать или он должен кардинально от всех иных объединений отличаться?

КАК ИЗБИРАЛИ НОВОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

№ 2018/7, 23.02.2018

На прошлой неделе в Центральном Доме Литераторов на Большой Никитской улице прошёл XV-й Съезд Союза писателей России. Главным вопросом повестки нынешнего форума стали долгожданные выборы нового руководителя Союза. На голосование были выдвинуты два кандидата – исполнявший в последнее время (в связи с болезнью Валерия Ганичева) обязанности председателя Николай Иванов и внезапно, в последний момент возникший претендент на этот пост – депутат Государственной Думы Сергей Шаргунов. Мы уже сообщали, что подавляющее большинство голосов (по уточнённым данным 132 против 32) набрал Иванов, став новым главой СП. Отрадно, что поддерживаемый властью Шаргунов не пошёл на конфликт, а согласился (и был утверждён делегатами) на пост первого зама. Однако по ходу Съезда не всё проходило так гладко. В какие-то моменты обстановка накалялась. Желающие могут сами проследить, как всё было, по видеозаписи трансляции Съезда, которая размещена на сайте СПР («Российский Писатель»). Мы же отметим лишь самые яркие, запоминающиеся и поучительные, на наш взгляд, моменты.

Какие кадры у ЦК КПРФ позаимствует новый состав секретариата Союза писателей?

№ 2018/7, 23.02.2018

Вглядываемся в новый состав правления Союза писателей. И в нём снова видное место занимает советница по культуре бессменного председателя ЦК КПРФ Лариса Баранова-Гонченко. Нет, тут никаких намёков на «партийность» искусства – нынче многие писатели и критики в чьих-то советниках ходят, официальных или неофициальных: власть и капитал нуждаются и в культурной «социализации», в паблик релейшнз, как говорят англичане... Однако бессменность Барановой-Гонченко в СП начинает уже напоминать монархию в ЦК КПРФ, где принцип семейственности (как минимум) пророс заметным всей партии сорняком, позорящим не только партию, но и коммунизм.

ОБЛОМ. Научит ли чему-нибудь Сергея Шаргунова история с сокрушительным поражением на выборах в Союзе писателей России?

№ 2018/7, 23.02.2018

У Сергея Шаргунова уже давно сложилась своя многочисленная армия поклонников и приверженцев. Им восхищаются Александр Проханов, Станислав Куняев, Захар Прилепин, многие другие мастера слова. Он не сходит с экранов телевизоров, ему присуждены десятки солидных в денежном плане премий. Но что поразительно, ни одна из его книг пока ещё не впечаталась крупным планом в современную литературу. Во всех его сочинениях обилие красивых метафор, за которыми, увы, не ощущается глубины мысли и переживаний. Такое впечатление, что писатель готов утонуть в своём же нарциссизме. Однако нарциссизм ещё никому и никогда не обеспечивал мировой славы. Одна из проблем Шаргунова в том, что он чуть ли не с рождения стремится любыми путями засветиться. А что будет потом, ему всё равно.

ОРЛЯТА РВУТСЯ В БОЙ

№ 2018/7, 23.02.2018

Накануне съезда Союза писателей России в Московском государственном институте культуры состоялся двухдневный молодёжный слёт Совета молодых литераторов при СПР.

НАСТОЯЩИЙ ПОЛКОВНИК

№ 2018/7, 23.02.2018

Новым председателем Союза писателей России стал Николай Иванов. Кто он такой?

С цензурой надо бороться открыто

№ 2018/7, 23.02.2018
За последние дни на наш сайт пришло несколько комментариев под разными псевдонимами, утверждающих, что с интернет-сайта Союза писателей России («Российский Писатель») недавно были удалены все стихи Светланы Супруновой из Калининграда – якобы за то, что она высказывалась против некой «генеральной линии» сайта.

За последние дни на наш сайт пришло несколько комментариев под разными псевдонимами, утверждающих, что с интернет-сайта Союза писателей России («Российский Писатель») недавно были удалены все стихи Светланы Супруновой из Калининграда – якобы за то, что она высказывалась против некой «генеральной линии» сайта.

Руководство РГАЛИ демонстративно чихает на все законы

№ 2018/7, 23.02.2018

В середине февраля наша газета опубликовала очень острый материал «Почему РГАЛИ скрывает от исследователей материалы о Солженицыне?». Учитывая, что в этом году весь мир будет отмечать столетие классика, у нас была надежда, что на эту публикацию немедленно прореагирует как минимум руководство Росархива (тем более, что глава этого ведомства Андрей Артизов является членом правительственного комитета по подготовке и проведению юбилея выдающегося художника). Но мы ошибались: чиновники высоко ранга затаились, а директор РГАЛИ Татьяна Горяева, пытаясь скрыть провалы в своей работе, ограничилась только тем, что дала команду везде в своём учреждении вывесить горозное объявление о том, чтобы исследователи не смели совать нос куда им не следует. И теперь в том же РГАЛИ под страхом увольнения многие сотрудники боятся давать историкам даже какие-либо консультации, предусмотренные правилами пользования архивами.

Кто ответит за разгром усадьбы А.К. Толстого?

№ 2018/7, 23.02.2018

Казалось бы, что этот «мирный уголок» Отчизны, прославленный вдохновенными строками поэта, должен быть гордостью соплеменников и местом неусыпной заботы и охраны, в первую очередь теми, кому это поручено государством – Министерству культуры. Но странное дело: национальный памятник истории и культуры стал у этого ведомства пасынком, которого оно спихнуло на растерзание местным властям.

СИМВОЛ СОПРОТИВЛЕНИЯ

№ 2018/7, 23.02.2018

Лет эдак пятнадцать назад, когда в моде были CD-плееры, я донашивал старый кассетник своего брата и бережно отматывал кассеты карандашом, чтобы сохранить заряд батареек. Помню, был вечер, и я проходил мимо компании молодых ребят с гитарами. Тогда я впервые и услышал группу Гражданская Оборона. Естественно, на тот момент я не догадывался, чей репертуар исполняют дворовые гитаристы. Мне просто понравились слова. Понравилась подача. И понравился голос паренька в надрыве. Я поинтересовался, чьи песни они исполняют. Ребята удивлённо посмотрели на меня и вместо ответа дали затёртую кассету, включив которую, я поначалу подумал, что это какая-то ошибка. В уши полился отвратительный звук, словно запись делали на стройке, под грохот отбойных молотков и болгарок. Я не сразу и голос смог разобрать. В общем и целом, мне не понравилось. Но слушать я не перестал. С каждым новым кругом я отчётливее вслушивался в песни. Песни некой группы Гр.Об., о которой мало что слышал. Когда я уже различал все слова и мог с лёгкостью подпевать, то нашёл новые кассеты и начал искать информацию об этой группе. Как всё-таки давно это было.

ЕРЕСЬ И СЛУЖЕБНАЯ РЕВНОСТЬ

№ 2018/7, 23.02.2018

На прошлой неделе мне пришло электронное письмо от протоиерея Всеволода Чаплина. Того самого человека, который стал в прошлом году одним из лауреатов нашей газеты. В письме Всеволод Анатольевич прикрепил ссылку на «Живой Журнал». Зайдя по ссылке, я увидел следующее публичное заявление.