№ 2020/1, 16.01.2020
За новым витком гонений московских бюрократов на нашу газету, как оказалось, очень внимательно следит один из крупнейших поэтов современности Игорь Шкляревский. Мы поинтересовались у него, что он думает по этому поводу. Что вообще, на его взгляд, нужно правительству Москвы от нашей газеты?
№ 2020/1, 16.01.2020
Писатель Сергей Шаргунов попал в 50 топ-депутатов Госдумы. Если верить последним исследованиям политологов Дмитрия Гусева и Алексея Мартынова, он занимает в списке топов 26-е место. Напомним: всего у нас в Госдуме 450 депутатов.
Рубрика в газете: Делайте выводы, № 2020/1, 16.01.2020
В Шанхае завершился третий Форум молодых писателей Китая и России, организаторами которого выступили Союз писателей России и Союз писателей Китая. Площадкой мероприятия стал Шанхайский университет иностранных языков, где работает профессор Чжен Тиу, крупный переводчик и популяризатор русской литературы.
Рубрика в газете: Делайте выводы, № 2020/1, 16.01.2020
В конце прошлого года некоторые СМИ заявили, что журнал «Октябрь», который было уже совсем похоронили, несмотря на заявления его главного редактора Ирины Барметовой о временной приостановке, – «воскрес», возобновил свою деятельность и опять издаётся. Но так ли это на самом деле?
Рубрика в газете: Делайте выводы, № 2020/1, 16.01.2020
Алексей Бородин в честь сорокалетия своего руководства Российским академическим молодёжным театром собирается поставить спектакль по роману Алексея Варламова «Душа моя Павел». Тема книги – очень благодатная. Она о студенчестве начала 80-х годов. Зачисленных в МГУ со всех уголков ребят посылают на картошку. Они вроде ещё все чисты, но уже тогда в ком-то просыпается национализм, а в ком-то – русопятство. Что у кого победит – вот в чём попытался разобраться писатель.
Рубрика в газете: Делайте выводы, № 2020/1, 16.01.2020
Минувший год для российского кино оказался провальным. Наши фильмы в прокате собрали на пять с лишним процентов меньше денег, чем в 2018 году. Их доля снизилась с 27,5 процентов до 22.
Рубрика в газете: Делайте выводы, № 2020/1, 16.01.2020
В Сыктывкаре объявлен конкурс на замещение должности директора Института языка, литературы и истории. Начальство обещает скромный оклад в 40 тысяч рублей, но готово предоставить служебное жильё. Не исключены и премии.
Рубрика в газете: Сложный вопрос, № 2020/1, 16.01.2020
Как «пробить» культурную инициативу и преодолеть косность чиновников, как меняется климат в управлении государством, и главное – как выжить «толстым» журналам и другим литературным изданиям (нестандартный рецепт). Об этом «ЛР» рассказала Марина Смирнова – президент фонда «Живая классика», который она возглавляет с 2007 года.
Рубрика в газете: Параллельная история, № 2020/1, 16.01.2020
Тогда возникает следующий очень интересный вопрос, если мы говорим о механизмах принятия решений. Общий отдел мы пока оставим в стороне, потому что он напрямую подчинялся Генсеку, замыкался конкретно на Брежнева и, по большому счёту, имел в ЦК чуть ли не автономию. А вот Международный отдел и Отдел по связям с соцстранами, хотя ими заведовали люди в ранге секретарей ЦК КПСС, тем не менее имели, выражаясь современным языком, своих кураторов. Одно время ими управляли и Отто Куусинен, и Михаил Суслов. Потом почти всё оказалось под началом Суслова. В какой степени Суслов мог жёстко управлять международными отделами?
Рубрика в газете: Проза, № 2020/1, 16.01.2020
Я разворачиваю вчетверо сложенную, тоненькую, как промокашка, бумагу. Осторожно разворачиваю, держась за самые уголки. Передо мной ложится полупрозрачная акварельная китайская деревня. Картина напоминает несколько локаций в компьютерной игре, расположенных будто бы картой. Но если карта слепая – кроме границ на политической, да рек с горами на географической, и не ясно вовсе, как всё это взаимосвязано то на картине в каждом изображённом местечке копошатся, согнув спины, маленькие китайские человечки, и всё понятно с первого взгляда, куда им надо и зачем.
Рубрика в газете: Проза, № 2020/1, 16.01.2020
«Рудник» Марии Бушуевой – это роман о времени. Первое, на что наталкиваешься, – это внезапное выныривание из прошлого в боль и в иной воздух настоящего. Приём этот счастливо найден и симфонично повторяется в книге.
Рубрика в газете: На суд потомкам, № 2020/1, 16.01.2020
Прочитала в «ЛР» эссе об Александре Солженицыне Светланы Замлеловой (№ 46, 2019) и пришла в негодование. Солженицын такой статьи не заслужил.
Рубрика в газете: На суд потомков, № 2020/1, 16.01.2020
Выдающийся просветитель, учёный, писатель, общественный деятель, доктор экономических наук, главный редактор православно-монархической газеты «Русский Вестник», директор Института русской цивилизации Олег Анатольевич Платонов родился 11 января 1950 года в Екатеринбурге (что, на мой взгляд, промыслительно) в семье директора завода с твёрдой патриотической позицией. Его прадед владел небольшой фабрикой в Вязниках.
Рубрика в газете: Каким рейтингам верить?, № 2020/1, 16.01.2020
Безусловно, Шаргунов как политик за последние два-три года очень сильно вырос. Это уже не тот наивный парень, который когда-то был готов сопровождать под прицелами телекамер вальяжного Дмитрия Рогозина и гонять с московских рынков под флагом партии «Родина» мигрантов, втридорога впаривавших москвичам переполненные нитратами арбузы.
Рубрика в газете: Каким рейтингам верить?, № 2020/1, 16.01.2020
В наш век обилия информации мы хотим узнать как можно больше и побыстрее, особенно о последних событиях. Телевизионные новостные программы однообразны, а подача событий цензурирована и «причёсана» под точку зрения властей. К тому же перерывы на рекламу утомляют и раздражают. Поэтому мы заходим в интернет. Предпочтение отдаём кратким программам.
Рубрика в газете: Культпросвет, № 2020/1, 16.01.2020
По адресу ул. Амурская, д. 31 города Москвы, стоит с виду ничем не приметное жилое здание, а в нём – библиотека № 73, она же – Культурный центр академика Д.С. Лихачёва, под крышей которого проходят творческие вечера, литературные чтения и художественные выставки.
Под эгидой поэта Николая Милешкина – руководителя литературного клуба «Стихотворный бегемот», его новый проект «Вселенная» 10 января в Культурном центре открыла выставка фотографии и живописи Натальи Львовой. Концептуальный проект «В ожидании поезда» рассказывает нам историю человека и города. Мы побеседовали с художницей перед открытием выставки.
Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2020/1, 16.01.2020
Как известно, эскимосы живут в Канаде, Гренландии, на Аляске и Чукотке. Всего этот народ насчитывает чуть больше ста тысяч человек. Из них в России всего лишь одна тысяча.
Так получилось исторически, что для эскимосов, живущих на азиатском Севере, письменность была создана на основе чаплинского диалекта и она не совсем понятна тем северянам, которые говорят на других наречиях. Но что интересно, расцвет советской эскимосской поэзии связан с носительницей науканского диалекта Зоей Ненлюмкиной.
Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2020/1, 16.01.2020
Как специалист по чукотскому языку могу сказать, что педагог Вера Алексеевна Грачёва (чукчанка) вела курсы по изучению чукотского языка для желающих больше знать этот язык. На курсах была иностранка из Техаса (США), которая действительно интересуется палеоазиатскими языками. Была с мужем, просто как турист.
Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2020/1, 16.01.2020
Алфик ОРАЗАЕВ (1947–2016) – один из лучших поэтов Северного Кавказа. Характерная черта его поэзии – крепкая связь с кабардинской землёй. У родной земли он учился мудрости, любви и красоте (сборник «Гъуагущхьибл» – «Семь дорог», 2007).
Поэтическая мысль Оразаева всегда тяготела к философскому обобщению. Поэт сумел избежать навязывавшиеся общественной системой идеологические догмы. Оразаев всю жизнь искал взыскательного читателя, которому он мог бы поведать о сокровенном, о своих думах и чаяниях, о собственном представлении, о назначении человека на земле.
Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2020/1, 16.01.2020
Алексей Магомед-Гаджиевич Гаджиев родился в 1953 году в высокогорном селении Кули Кулинского района Республики Дагестан. В 1975 году окончил Московский Авиационный технологический институт имени К.Э. Циолковского, получив специальность инженера-механика по авиационному приборостроению. Работал на различных инженерных должностях производства специзделий на Каспийском заводе точной механики.
Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2020/1, 16.01.2020
Друзья!
Россия – страна, в которой насчитывается более сотни различных, красивых и самобытных языков. Каждый – уникален и заключает в себе, как в магическом кристалле, сердцевинную суть культуры того или иного народа.
«Литературная Россия» при участии Союза писателей России и Института языкознания Российской академии наук открывают конкурс «Мой родной язык». Мы уверены, что среди наших читателей найдётся немало тех, кому есть что сказать о красоте своего родного языка, о его насущных проблемах, о великих людях, создавших литературные шедевры на национальном языке, а может, наоборот, показать речь простого народа, судьбу «маленького человека» сквозь призму языка.
Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2020/1, 16.01.2020
Во многих районах Магаданской области был утерян один из ведущих видов хозяйствования коренных малочисленных народов Севера – оленеводство. Вследствие чего начал терять свою актуальность среди местного населения эвенский язык. А ведь в языке сохраняются духовная и материальная культуры, традиции, быт, сформировавшиеся веками. Ещё в недавнем прошлом мы могли говорить: «Если нет оленя, то и нет народа» – и эта проблема актуальна и в наши дни – а теперь можно добавить: «Если нет языка, то и нет народа».
Уже давно языком общения коренного населения Северо-Востока Российской Федерации стал русский язык. Эвены свободно общаются между собой на русском языке.
Рубрика в газете: Это мы уже проходили, № 2020/1, 16.01.2020
Книга Ильи Рубинштейна «Двадцать пятое по полудню» вышла в издательстве «Овертайм» с грифом на обложке «К постановке запрещено».
Почему так?
«Двадцать пятое по полудню» – сценарий сериала, пропутешествовавший по студиям и везде вызвавший восхищение, сопряжённое с вердиктом: «Жаль, нельзя поставить!».
№ 2020/1, 16.01.2020
«Духовность – это то, что отозвалось в душе порывами милосердия». Так сказал незадолго до ухода Михаил Петрович Лобанов. Мне передала эти слова супруга его, наперсница и друг, хранитель огромного наследия – лобановского достояния – Татьяна Николаевна Окулова (Лобанова). Эти трагические и правдивые слова 90-летнего старца, как слова молитвы – проникновенной музыкой и тайной подсказкой для жизни, звучали – не отпускали всю долгую дорогу в ночи из Екшура, до самой Москвы, до метро Котельники.
№ 2020/1, 17.01.2020
В январе 2020 года Россия отмечает 120-летие Михаила Васильевича Исаковского, чьи стихи, положенные на музыку, стали поистине народными песнями. Да и сам Исаковский – настоящий народный поэт, судьбой похожий на других русских поэтов из народа. Творчество его – стихи, проза, публицистика – рисуют перед нами простого, искреннего, в чём-то наивного, но всегда чистого, честного и доброго русского человека.
№ 2020/1, 17.01.2020
«О Бальзаке сказано всё!» – заявил его биограф А. Моруа пятьдесят лет назад. Он ошибся. О Бальзаке не перестанут говорить никогда…
Екатеринбургский писатель Владимир Сутырин написал книгу «БАЛЬЗАК. Русские дюймы шагреневой кожи». Эскизно, энергичными штрихами набрасывается им портрет «ещё одного», «своего Бальзака». Чтобы взяться за такой труд, нужен запас творческой дерзости. Какие козыри на руках у современного русского писателя?
№ 2020/1, 17.01.2020
Сегодня трудно себе представить человека, взрослый он или нет, который не знал бы книжку про Конька-Горбунка. Написал её Пётр Ершов в 19 лет, будучи студентом. Конечно, тогда, а кое-кто и сейчас, не верят такому чуду, дескать, юнец, мальчишка и тут же – в классики?! Полагали даже, что автором сказки является Пушкин. Но Александр Сергеевич, прочитав «Конька Горбунка» обрадовался и сказал: «Этот Ершов владеет русским стихом, как своими крепостными мужиками» (Ершовы не имели крепостных). И добавил, что сам он теперь может более не беспокоиться о сказочном жанре и оставить этот род сочинений навсегда. Правда, молодой, 24-х летний В. Белинский, в московском журнале «Молва» (1835 г.) категорично заявил: «…сказки Пушкина, несмотря на всю прелесть стиха, не имели ни малейшего успеха. О сказке Ершова – нечего и говорить. Она написана очень недурными стихами, но не имеет не только никакого художественного достоинства, но даже и достоинства забавного фарса».