№ 2020/16, 30.04.2020
«После официального объявления об обнаружении вируса связи стали сыпаться: Исландия заявила о полном прекращении поддержки транзитных рейсов, Австралия ввела ограничение на пассажирский поток, Индия, Китай и Япония последовали её примеру, а Новая Зеландия просто отгородилась, объявив временное прекращение всех международных рейсов, включая грузовые.
Миром овладел страх».
Это не апрельские новостные сводки, а цитата из романа Вадима Панова «Аркада. КamataYan» (изданного в 2019 году), которая поражает точностью попадания.
Рубрика в газете: Нарочитая актуальность, № 2020/16, 30.04.2020
Всё нынче онлайн. Вот даже совету экспертов ежегодной литературной премии «Большая книга» пришлось отказаться от привычной пресс-конференции тусовочного формата, где все всех знают и все всем немножечко поднадоели, в пользу видеоконференции.
Список зачитали, слова нужные сказали.
Что ж, давайте приглядимся.
Рубрика в газете: На конкурс «Защитим Правду о Победе!», № 2020/16, 30.04.2020
Уважаемая редакция, поздравляю вас с Днём Великой Победы! Представляю на конкурс несколько миниатюр, написанных по рассказам свидетелей и участников событий тех тяжких лет. Это поколение моих родителей. Всем вам желаю доброго здоровья и благополучия!
Рубрика в газете: На конкурс «Защитим Правду о Победе!», № 2020/16, 30.04.2020
Три участника войны, но какие разные судьбы!
Ярощук К.А (1925–1943) после окончания 9 класса был призван 29.05.1943 г. в ряды Красной армии и зачислен в в/ч 20116. А уже 28.12.1943 г. был убит в первом своём бою у села Староселье Андрушевского района Житомирской области. Об этом было доставлено извещение его матери Ярощук Стефаниде Акимовне 22.07.1944 г. В 1991 году его тело было найдено пионерами поискового отряда и перезахоронено в братской могиле у школы этого села.
Рубрика в газете: Наша анкета, № 2020/16, 30.04.2020
…Вот только что позвонил Александр Иванович Куприн, председатель нашей Ставропольской краевой организации СПР – поздравил с Воскресением Христовым. Похристосовались заочно. Простое дело человеческое, но приятно. Напомнил тем самым наш руководитель, что я, хоть и живу вроде как по-отшельнически, но всё-таки иду в одной шеренге вместе со своими собратьями по литературному труду. И иногда у них бывает надобность во мне. Вот, к примеру, в конце прошлого года обратились один за другим три автора, не члены СПР, попросили написать отзыв на их пока ещё не изданные книги – написала. Тут надо кое-что пояснить.
Рубрика в газете: Наша анкета, № 2020/16, 30.04.2020
Вопрос: нужен или не нужен нам Союз писателей – давно стал притчей во языцех. Одни считают – нужен, чтобы защищать интересы писателей. Другие – не нужен, так как в нынешних условиях делать это он просто не в состоянии. Думали, что судьба СП зависит от его руководства. Сменили, но ничего не изменилось. Хорошо представляя себе свои интересы, ни сами писатели, ни руководство СП, понимая, что нужно их защищать, не знают, от чего, от кого или перед кем их надо защищать. Главное среди этих интересов: бытовые (возможность заниматься творчеством), издательские (доступность публикации произведений) и материальные (достойные гонорары за опубликованное).
Рубрика в газете: Наша анкета, № 2020/16, 30.04.2020
Как только пришло новое руководство Союза писателей России, меня сразу оттуда выкинули. Как я после этого могу относиться к такому Союзу? И какое после этого у меня может быть отношение к Николаю Иванову? По-моему, дальше пояснять что-то или комментировать бессмысленно.
Рубрика в газете: Наша анкета, № 2020/16, 30.04.2020
Дорогие коллеги, дорогие наши литроссовцы! Я не очень активный член Союза, а последние два года что-то и о Союзе писателей мало что слышно, за исключением публикаций в вашей газете. Стыдно признаться, но о новом руководителе СП узнала чуть более года назад и за его деятельностью особо не слежу. У нас в Якутии есть свои вожаки…
Рубрика в газете: Наша анкета, № 2020/16, 30.04.2020
У общества нет выраженного отношения к Союзу писателей России – ни негативного, ни позитивного. Есть определённый сегмент общества – литературная общественность патриотической ориентации. Здесь отношение есть, и оно, в принципе, положительное. Власть относится к патриотической литературной общественности в лучшем случае равнодушно, в худшем – презрительно. Наглядный пример – издевательский совет Сеславинского «любить Родину» и не рассчитывать на гранты и преференции.
Рубрика в газете: Наша анкета, № 2020/16, 30.04.2020
Большой русский писатель Юрий Михайлович Поляков здесь («ЛР», №15) совершенно точно отметил, что ныне отношение общества и власти к нашему писательскому сообществу – никакое. То есть, по моему – практически и равнодушное. А равнодушие, говоря прямо – это плохая почва для сева «разумного, доброго, вечного…». Мне бы очень хотелось, чтобы СПР был настоящим литературным советником нашего общества, на что весьма слышимо претендуют на Комсомольском, 13. Слова – есть, нужны дела...
Рубрика в газете: На конкурс «Защитим Правду о Победе!», № 2020/16, 30.04.2020
Война захватывала слух/Тяжёлым самолётным гулом,/Где воевал наш русский дух/С жестокосердия разгулом./Он воевал за белых птах,/Чужую волю не признавши,/И за руки прощальный взмах,/Его на небо провожавшей.
Рубрика в газете: Интриги партийной верхушки, № 2020/16, 30.04.2020
30 июня 1967 года вся театральная Москва бросилась в газетные киоски. Народ искал свежий номер «Комсомольской правды» со статьёй Фёдора Бурлацкого и Лена Карпинского «На пути к премьере (о некоторых проблемах театрального дела)». Два вроде далёких от сферы искусств публициста обрушились на существовавшую систему управления театрами и театральным процессом. Деятели культуры не понимали: неужели на культурном фронте случилась революция и наконец вся власть переходит от амбициозных дилетантов к настоящим профессионалам. Но творческая интеллигенция напрасно надеялась на перемены. Произошёл фальстарт.
Рубрика в газете: Нарочитая актуальность, № 2020/16, 30.04.2020
Название серии, в котором вышла книга Дмитрия Захарова, уже намекает на её тенденциозность. Эта «нарочитая актуальность», которая должна привлекать читателя, по иронии становится главным недостатком романа.
«Средняя Эдда» просто переполнена именами: Монеточка, Тони Старк, Слава КПСС и прочие люди и персофнажи, которые вряд ли широко известны за пределами «креативного класса». Подобные романы устаревают ещё быстрее, чем зрители перестают покупать билеты на концерты этих исполнителей. Написание книги занимает в сотни раз больше времени, чем создание смешной картинки в мобильном приложении. Поэтому установка на воспроизведение мемов – куй железо, пока узнают – в литературе заведомо проигрышная.
Рубрика в газете: Нарочитая актуальность, № 2020/16, 30.04.2020
Сейчас многие из нас находятся в режиме самоизоляции, потихоньку истощая свои продуктовые запасы. Я это к тому говорю, что современная русская литература опять оказалась и дальновидней, и запасливей многих из нас. И вот в считанные дни интернет-издания публикуют книгу Людмилы Улицкой «Чума». Это сценарий к фильму, написанный ещё в далёком 1978 году, но ставший востребованным только сейчас, когда наша страна столкнулась с эпидемией коронавируса.
Сюжет сценария основан на реальных событиях 1939 года. Имена персонажей вымышлены. Ученый-вирусолог Майер заразился чумой в лабораторных условиях при разработке вакцины. Внезапно его срочно вызывают на конференцию в Москву. Не подозревая болезни, Майер приезжает, а вскоре попадает в больницу, где обнаруживается страшный диагноз. Задача медиков и сотрудников НКВД ‒ выявить всех, кто контактировал с ним, во избежание эпидемии чумы в СССР.
Рубрика в газете: Нарочитая актуальность, № 2020/16, 30.04.2020
Ощущение произведения, хотя и зиждущегося на реальности, но превосходящего её своими возможностями, даёт стихотворение Шкляревского о Смелякове:
В клуб не придёт Ярослав Смеляков,/Вечная вышла ему отлучка./Только звёздочки над стихом/Взошли, как лагерная колючка./
Тут лагерная колючка, перечёркивающая жизнь, точно символ чёрного, влитого широкой струёй в белизну пространства, ибо, как известно – свет белый.
Наш свет бел, даже ежели чернота – паучья, ежиная, чёртова – претендует на его струение и игру; наш свет пронизан стихами, которые, как и математика, являются его изначальным свойством, и нужно их уметь слышать.
Не сочинять – слушать.
Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2020/16, 30.04.2020
Саша Зайцева – поэт и редактор. Она родилась и выросла в Казахстане. Ныне живёт в России на два города сразу – Новосибирск и Санкт-Петербург. Автор сборника стихотворений «Снег, которого не было» (Германия, Stella, 2016). Участница спектакля Новосибирской государственной филармонии «Soul of tango», соавтор выставки-перфоманса Елены Бертолло «Но что-то пошло не так» в НГЦИИ. Лауреат Международного фестиваля русской поэзии и культуры «Арфа Давида» (Израиль, 2013), Корнейчуковской премии (Одесса, 2015), победитель конкурса русской поэзии имени Ольги Бешенковской (Германия, 2015), конкурса имени Твардовского «За далью – даль» (Калининград, 2015), конкурса «Петроглиф-2015» (Карелия), международного конкурса поэзии «Верлибр» (Ульяновск, 2017).
Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2020/16, 30.04.2020
«Заперто. Уехали… Про меня забыли…» – говорит герой чеховской комедии «Вишнёвый сад» Фирс. Антон Чехов очень тонко показал грядущие в стране изменения. Символично показаны изменения и в сериале, снятом по роману Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». Упыриха, выходящая на пустое крыльцо и зовущая «мокрую курицу» Зулейху, – это тоже символ – символ уходящей эпохи. Несмотря на то, что роман и сериал часто критикуют в последнее время, в них много отсылок к художественной литературе. Роман в принципе создан в духе русской классики.
Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2020/16, 30.04.2020
Зулейха открывает глаза. И что видит? Белое безмолвие и кроваво-красные следы. Понимает: жизнь всегда была горька. А теперь ей и вовсе настал конец. Долгожданный сериал про раскулаченных крестьян в Татарстане, снятый по знаменитому роману Гузель Яхиной, оказался крайне неоднозначно принят российской аудиторией.
Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2020/16, 30.04.2020
Уважаемая редакция «Литературной России»!
Я очень рад, что ваша газета может ещё дышать, когда вокруг всему духовному перекрыли горло. У нас в Дагестане тоже, как к вам писал наш поэт Арбен Кардаш, пишущему человеку нелегко: большинство моих книг (романы, повести, рассказы) издано на мои небогатые сбережения учителя. Всё написанное держать у себя дома тоже нет резона. А Дагестанское книжное издательство в счёт государства могут издавать только «своих» очень близких…
В 90-е годы в «Литературной России» был опубликован мой первый рассказ «Выстрел у придорожной сакли». И теперь подумал прислать вам несколько новых рассказов, если сочтёте возможным их опубликовать.
Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2020/16, 30.04.2020
Монография Фатимы Узденовой «Карачаево-балкарская поэзия: генезис и жанровое своеобразие» посвящена изучению национальных особенностей генезиса и эволюции поэтических форм и тенденций карачаево-балкарской поэзии. На протяжении всего исследования в центре внимания автора остаётся динамика развития карачаево-балкарской поэзии в её этноментальной интерпретации.
Рубрика в газете: Письмо в номер, № 2020/16, 30.04.2020
Ожидают публикации в газете «Литературная Россия» многие российские и зарубежные писатели. Ожидают не ради вида на свой почётный текст, а потому что людей искусства волнуют новости. В реальном времени собираются иной раз авторы редко, в основном перекидываются ссылками в интернете, поэтому с удовольствием читают друг о друге в газете. Напечатанные тексты вызываютбурю эмоций (драйва) и чувство обратной связи – вроде ни с кем не общался долгое время, а послушал замечательных коллег по перу. Передают газету «Литературная Россия» у нас в Омске не тайно, а стопками – один писатель несёт другому и дарит за угощением, на мероприятии. Вроде никто не выписывает, кроме увлечённых единиц, а за новостями следят из интернета.
Рубрика в газете: Титан, № 2020/16, 30.04.2020
В год 150-летия Владимира Ильича Ленина поражают две вещи в утверждениях (не суждениях) о нём. Первая – абсолютное невежество, отсутствие инстинкта исторической истины и справедливости. И второе – прямо-таки удивительная злоба и ненависть к нашей Великой и жесточайшей истории. Поэтому считаем нужным высказаться.