№ 2020/34, 16.09.2020
В этом году в большую политику на всех скоростях рванул писатель Захар Прилепин. С прицелом на будущие выборы в Госдуму он с одобрения Кремля создал даже собственную партию «За Правду». А в этом году прилепинцы решили устроить некую разминку и включились в борьбу за депутатские места в одиннадцати региональных законодательных собраниях (правда, потом они свои амбиции поумерили и от выборной гонки в трёх регионах отказались).
Рубрика в газете: Хруст костей, № 2020/34, 16.09.2020
«Смерть – это мой постоянный бой. Я вступаю с ней в схватку в каждом новом рассказе, повести, пьесе… Смерть! Я буду бороться с ней моими произведениями, моими книгами, моими детьми, которые останутся после меня». Таково литературное завещание великого фантаста Рэя Брэдбери, которому верно следуют многие талантливые писательницы. Мы встретились с одной из них – автором […]
№ 2020/34, 16.09.2020
В последнее время мы много писали о тех ненормальностях, которые сложились во взаимоотношения магаданских властей с местными интеллектуалами. То там начальство выгонит на улицу писателей. То после появления в интернете критических статей о властях кто-то изобьёт свободолюбивого журналиста. Прямо какой-то беспредел творился. Но, похоже, руководство услышало газету.
№ 2020/34, 16.09.2020
Слухи о смерти литературно-художественного журнала «Нижний Новгород», главным редактором которого является О.А. Рябов, преувеличены. Журнал пока не закрыт, издаётся и, по словам Олега Алексеевича, готовятся к печати ещё два номера из шести обещанных в текущем году.
Рубрика в газете: Памятное, № 2020/34, 16.09.2020
Не так давно на страницах «ЛР» обсуждалось возможное авторство Веры Инбер текста песни «В кейптаунском порту...». Не могу ничего сказать ни «за», ни «против», хочу лишь поделиться с «ЛР» воспоминаниями о своём знакомстве с сыном одного из самых известных исполнителей этой песни – Александра Малинина. Произошло это в пионерском лагере под Подольском, где я проходил выпускную практику литфака МОПИ им. Крупской пионервожатым.
Рубрика в газете: Памятное, № 2020/34, 16.09.2020
Недавно в рамках международной московской книжной ярмарки, была вручена московская литературная премия 2019–2020. Награда, несомненно, престижная, хотя бы потому что она не придерживается правила «только патриотам» или «только либералам». Однако у нас возник вопрос к номинации «Общественная деятельность и культуртрегерство, меценатство». Гран-при получил некто Андрей Илиопуло президент группы компаний «Новард» и группа компаний «Новард».
Рубрика в газете: Памятное, № 2020/34, 16.09.2020
На 92-м году жизни после тяжёлой и продолжительной болезни скончалась бывшая сотрудница еженедельника «Литературная Россия» Маргарита Николаевна Ломунова.
Она родилась 20 декабря 1928 года в семье советского работника в городе Саратове. Затем родители переехали в Сталинград. После школы Ломунова поступила в Ленинградский университет на филологический факультет. Получив диплом, она вышла замуж за офицера ВМФ и уехала на Камчатку, где устроилась корреспондентом в редакцию газеты «Камчатская правда».
Рубрика в газете: Памятное, № 2020/34, 16.09.2020
В августе этого года в Польше отметили 100-летие победы своих войск под Варшавой над Красной Армией. Польские руководители посетили усыпальницы маршала Пилсудского, который был главкомом в этой войне. Маршала похоронили в Краковском соборе, там же похоронили и польского президента Качиньского, погибшего в авиакатастрофе под Смоленском. У входа в усыпальницу стоят прекрасные колоны из драгоценного уральского камня зелёного цвета. Ранее они стояли в Варшавском православном соборе Александра Невского. Собор разрушили в 1926 году. Его убранство было очень ценное. Этот собор расписывали Васнецов и другие известные художники.
Рубрика в газете: Медитации русского разведчика, № 2020/34, 16.09.2020
Предмет моих размышлений – пути духовного совершенства человека, что есть гармония, в чём её смысл и суть, бесконечность мира и беспредельность отражения его в сознательном.
Каждый настоящий художник стремится прикоснуться к этим знаниям, потому что само по себе творчество уже есть посвящение.
Создание произведения искусства – акт настоящего откровения мастера. Глубокое творческое состояние ведёт к экстрасочувствию окружающему миру. Ибо, насколько проникновеннее должен чувствовать сам автор, чтобы трогать людские души силой своего творения?...
Рубрика в газете: Рассказ, № 2020/34, 16.09.2020
Утром, в самое Крещение, инженер Фёдор Иванович Борщёв ехал на завод в санках, раскладывая день свой по намеченным делам. Накануне он всё точно продумал, нарисовал даже эпюру распределения усилий на грани резца и наметил провести испытания нового инструмента с самого утра. Санки легко скользили по расчищенной от ночного снегопада улице, мимо летели заваленные снегом по самую крышу дома, прохожие спешили на завод, настроение у Фёдора Ивановича было превосходное. Светлеющее небо и всё вокруг вдруг наполнилось перезвоном к заутрене. Фёдор Иванович снял шапку, начал креститься и кланяться проплывающим мимо знакомым с завода, и ему в ответ кланялись, узнавая инженера. – Боже, как хорошо! – говорил себе Фёдор Иванович, – счастье, вот же счастье!
Рубрика в газете: Колючие цифры Статистики, № 2020/34, 16.09.2020
Бессмысленным и бессодержательным нельзя назвать никого из этих двух авторов. Они оба очень разные – и у каждого своя неповторимая глубина. Однако если Толстой предпочитал ограничиваться строго смысловой нагрузкой и подтекстами, то Кинг узрел очевидные выгоды эффектов, легко поддающихся сочной визуализации. Смысл при этом можно сохранить. Но можно в принципе и не сохранять: картинка, если что, компенсирует собой его нехватку.
Рубрика в газете: Мастер на все руки, № 2020/34, 16.09.2020
Кто такой Андрей Козырев? Для коллег-писателей он, прежде всего, редактор двух литературных альманахов: «Менестрель» и «Точка зрения». Высокий парень лет тридцати, был школьным библиотекарем, а теперь учитель иностранного языка с огромной учебной нагрузкой – почти как я. Он думает о творчестве, говорит о нём, живёт и дышит им, собирая соратников по перу на мероприятиях. Поздравляя, сообщая этим милым людям важную для их самооценки информацию.
Рубрика в газете: Любовь и трепет, № 2020/34, 16.09.2020
Должен повиниться перед Романом Сенчиным. Однажды в пылу полемики о роли и месте сочинительства в современной прозе, о большой значимости достоверности и не меньшем значении художественной фантазии, я упустил существенное обстоятельство: наличие большой разницы между сочинённым, придуманным и вовсе надуманным.
Рубрика в газете: Любовь и трепет, № 2020/34, 16.09.2020
Третьего сентября в телеэфире КЦ «Покровские ворота» состоялась презентация книги «О любви. Радикальные интерпретации» Ивана Есаулова, только что вышедшей в издательстве «Новое время». Автор книги – известный литературовед Иван Есаулов предложил своего рода игру с читателями, главной интригой которой стало осмысление основной цели и сути радикального подхода к интерпретациям произведений о любви, созданных писателями «большого времени» русской культуры: от «Бедной Лизы» Карамзина и «Душеньки» Богдановича до стихотворений Иосифа Бродского.
Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2020/34, 16.09.2020
Лауреатом Нобелевской премии по литературе 2015 года стала писательница из Белоруссии Светлана Алексиевич. Премия присуждена «за её многоголосое творчество – памятник страданию и мужеству в наше время». В начала мая – в канун 70-летия окончания Второй мировой войны в Европе – Светлана Алексиевич в интервью Радио Свобода рассуждала об исторической памяти и военной литературе.
«В Москве и других городах России, а также в столицах некоторых республик Содружества независимых государств – Минске, Ереване, Бишкеке – продолжаются широкомасштабные репетиции военных парадов Победы.
Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2020/34, 16.09.2020
Моё знакомство с поэтом Алексеем Тимофеевичем Прасоловым (1930–1972) произошло не совсем обычно, то есть не в результате чтения его поэтических публикаций в печати. По стечению обстоятельств случилось так, что я, ещё не будучи знакома с ним лично, оказалась некоторым образом посвящённой в его творческую лабораторию.
Дело в том, что свеженаписанные стихи поэта с целым рядом вопросов творческого характера, обращённых к Инне Ростовцевой, с которой у меня в 1963–1965 гг. в период нашей совместной учёбы в аспирантуре МГУ, были почти каждодневные дружеские контакты, иногда делались предметом нашего разговора, разбора, обсуждения.
Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2020/34, 16.09.2020
На днях, перебирая бумаги, я обнаружил давнюю газетную вырезку со статьёй народного поэта Киргизии Аалы Токомбаева (Правда, 19 мая 1987 года). Через год с небольшим после публикации его не стало. Ему шёл 84-й год.
В стране тогда шла перестройка и в соответствии с реалиями времени автор писал, что «приукрашивание действительности ни к чему хорошему не приводит».
Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2020/34, 16.09.2020
А, может, привиденья/Живут на строгих стенах/Ночных пещёр-/Когда горит пред ними/Неровным светом/Мой костёр…
Рубрика в газете: Карлики и гиганы, № 2020/34, 16.09.2020
На это эссе меня вдохновила книга Вячеслава Недошивина «Джордж Оруэлл. Неприступная душа». Не потому что она мне понравилась. Мне нравится Джордж Оруэлл. И идеал биографии (с моей точки зрения) – книга Дональда Рейфилда о Чехове («Жизнь Антона Чехова»). Факты, факты, цитаты, их строгий анализ – и в результате относительная полнота жизни исследуемого автора. Мне в биографии интересна не столько история творчества и разбор идей знаменитого человека, а история его жизни, в максимально достоверных свидетельствах современников.
№ 2020/34, 16.09.2020
В ноябре 2019 года на 10-м (юбилейном) Международном кинофоруме «Золотой витязь», в собрании достойных, народных артистов, режиссеров, лучших писателей, поэтов С.П. России и Российских писателей, случай подарил мне книги Мизгулина. Юбилейный фестиваль был особенно ярок, плодотворен. Литераторы восполнили состав премиантов «Золотой витязь» из Севастополя – уже в город Пятигорск.
№ 2020/34, 16.09.2020
Характер – становой хребет личности, та опора, без которой невозможно существование; тайна заложенности его в нас, или постоянное вызревание, особенно сильное в детское и подростковое время жизни – есть тема тем Альберта Лиханова.
№ 2020/34, 16.09.2020
В жизни есть какие-то абсолютные вещи, не требующие доказательств. Одна из них – большой, замечательный русский поэт Владимир Костров. Его творчество сродни полноводной Волге, что течёт посреди России, вбирая в себя всю её судьбинную суть.
№ 2020/34, 16.09.2020
Уже не первый год историки возмущаются тем хаосом, который царит в Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ). А что другого ждать от этого архива, если его сотрудники не знают даже базовых документов об архивном деле.