№ 2023/39, 06.10.2023
На Поварской, 52 в Доме Ростовых срочно вернулись к ремонту эксклюзивного кабинета. Там по новой отштукатуривают стены и драят полы. Ради кого же гастарбайтеры так стараются? Раньше этот кабинет занимало второе лицо в Союзе советских писателей, а именно Юрий Верченко. Этот литчиновник никогда не был писателем, а выполнял функции комиссара ЦК КПСС в писательском сообществе. Именно от него зависело, кто и когда получит квартиры в писательских домах, кому достанутся дачи в Переделкино и во Внуково и у кого есть шансы на издание пятитомников в «Худлите» и избранного в «Совписе». Сейчас человеком номер два в Доме Ростовых считается Яна Сафронова. Но Сафронова прекрасно обосновалась в кабинете другого бывшего литначальника – Сергея Сартакова. И, насколько нам известно, она никуда из своего кабинета переезжать не собирается. Так кому же гастарбайтеры готовят шикарные апартаменты?!
№ 2023/39, 06.10.2023
Вот уже полгода писательское сообщество кормят обещаниями облагодетельствовать какой-то очень чумовой премией «Главкнига». Якобы, победители в качестве награды будут получать не какие-то там миллионы деревянными рублями, а ни много ни мало – сразу золотые слитки. Организаторы премии обещали первую церемонию по вручению наград провести ещё в конце мая на Красной площади. Однако ничего подобного не случилось. Эти организаторы много напылили, но ни черта не сделали. Проснулись они только в середине лета. На одном из интернет-сайтов появились лонг- и шорт-листы «Главкниги». У публики сразу возникли вопросы: кто формировал эти листы и кто назначал экспертный совет и номинаторов? Люди терялись в догадках. Но ещё больше недоумений появилось после оглашения короткого списка...
№ 2023/39, 06.10.2023
Нас продолжает изумлять один из самых пламенных борцов за коммунизм в современных условиях Дмитрий Чёрный. С кем он за последние десятилетия только ни поработал и откуда его только ни изгоняли. Одно время он вёл цикл передач о великих деятелях хрущёвской эпохи на телеканале «НТВ». К слову, в некоторых передачах ему поддакивал тогда Сергей Шаргунов. Но особенно всех позабавил сюжет о бывшем секретаре Рязанского обкома Ларионове, который пообещал Кремлю за один год дать чуть ли не два урожая зерновых и три плана по сдаче мяса. А что Чёрный и Шаргунов знали о той трагедии?! По-русски говоря – ни хрена. Но оба с умным видом о чём-то рассуждали. Неудивительно, что потом их обоих от «НТВ» отлучили. Позже Чёрный пытался пристроиться к Зюганову, к журналу «Наш современник», к личному сайту одного из редакторов пламенной «Правды» Баранову, а также вписаться в команду Огрызко в «ЛитРоссии» (несмотря на решительные возражения тогдашнего шеф-редактора «ЛР» Романа Сенчина). И нигде у него ничего не получалось. Везде ему за экстремизм указывали на дверь. А что теперь Чёрный учудил?
№ 2023/39, 06.10.2023
В начале 1970 года партийная верхушка страшно оконфузилась. Она завизировала для печати тезисы ЦК КПСС к 100-летию Ленина. А когда главная газета страны – «Правда» – напечатала этот документ, то выяснилось, что в четырнадцатый тезис вкралась серьёзная фактологическая ошибка. Неизвестный автор данного тезиса выдал рассуждения оппортуниста Отто Бауэра за позицию Ленина. Естественно, тут же начались поиски виноватых. По указанию Секретариата ЦК КПСС было проведено тщательное расследование. Что выяснилось? Ещё 23 июля 1968 года Политбюро распорядилось активизировать подготовку к юбилею вождя мирового пролетариата и поручило двум отделам ЦК и Институту марксизма-ленинизма подготовить соответствующие материалы. В партаппарате была сформирована бригада по составлению тезисов ЦК.
№ 2023/39, 06.10.2023
Так получилось, Вадим всё лето вплоть до середины сентября провел в гипсе. Что-то смотрел в телефоне, читал, рисовал, вычислял. Временами я приносила книги, заданные в школе на лето, и, казалось, подготовка к новому учебному году идёт нормально. Тревожиться кроме здоровья по большому счёту не о чем. Но не тут-то было. При первом же серьёзном разговоре оказалось, что Вадим самозабвенно читал Ветхий Завет. Вычислял параметры Ноева ковчега, траекторию его движения, количество и габариты животных, которых тут же рисовал.
№ 2023/39, 06.10.2023
Когда слух наш изнемогает от разухабистого «То ли ещё будет, ой, ой, ой», вспоминаются прошедшие годы, не испорченные англо-саксонской отравой. В те времена не знали татуировок, самокатов, искусственного интеллекта. Всё было подлинным, натуральным. Ценилась доблесть противника, гордыня самим собой считалась непростительным грехом, а хитрость – достижением разума. Жители Среднерусской равнины недоумевали, почему их Родине поставлено клеймо великодержавного шовинизма, а меньшинствам даровано право на самоопределение вплоть до отделения. Тогда не подозревали, что США станут виноваты в том, что творится там, где украинские хаты.
№ 2023/39, 06.10.2023
3 октября в Музее русского зарубежья открылась выставка под названием «Противостояние и примирение» к 150-летию русского писателя Ивана Сергеевича Шмелёва и столетию со дня выхода его главного произведения «Солнце мёртвых». Кроме того, 3 и 4 октября в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына состоялась научная конференция, посвящённая этому писателю-эмигранту. На этой же неделе на телеканале «Культура» прошла передача «Наблюдатель», где предметом обсуждения явилось опять-таки творчество Ивана Шмелёва. Между тем в связи с выставкой, посвящённой Ивану Шмелёву, набирает обороты скандал...
№ 2023/39, 06.10.2023
Надо всеми простёрто Лето Господне. Чудесный роман Шмелёва переполнен мёдом духовного свойства. Он словно согрет сладостью прикосновения к вечному, отказом от страха смерти, который напрасно вибрирует в сознанье, ведь всё так просто – смерти нет… Прозрачное и густое письмо: совмещаются полюса, и текст ткётся, ярко и узорчато, живописуя маленькую жизнь. Сначала маленькую, потом сильнее и сильнее прорастающую во взрослость, расширяя пределы понимания окружающего мира…
№ 2023/39, 06.10.2023
Василий Иванович Белов (1932–2012) – один из лучших наших современных писателей, истинно русский человек с добрым светлым лицом, лучистым взглядом, с распахнутым сердцем, душой болеющий за народ, родную землю. Его неповторимый голос кристально честный, чистый, абсолютно искренний. Уникальная писательская манера Василия Ивановича напоминает затейливое вологодское кружево – знаменитое северорусское даже не рукоделие, а народное искусство – подлинное, редкостное, драгоценное, в котором проявляется не просто мастерство создателя, но ощущается тепло его рук, биение сердца, светится его внутренний мир.
Рубрика в газете: Мы - один мир, № 2023/39, 06.10.2023
Словно величественные седые горы, так естественно и непринуждённо простирающиеся в небеса, впитав в себя особую энергетику родной земли, сумел этот непревзойдённый художник возвыситься над дольним прахом. Ведь Расул Гамзатов, столетний юбилей со дня рождения которого мы ныне отмечаем, и пришёл в этот мир, чтобы возвысить его до самых что ни на есть недосягаемых высот. Высот всепобеждающего духа, разума, всеобъемлющей любви, человечности, доброты, справедливости и чести. Высот, которых сам поэт стремительно достиг в молодом возрасте и с которых он и до сих пор смотрит на мир своим добрым, проникновенным, мудрым взглядом.
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2023/39, 06.10.2023
Философия в литературе – понятие настолько многогранное и многоуровневое, что каждый автор волен интерпретировать его по-своему. Для кого-то это житейская мудрость, афористичность выражений и наставление будущим поколениям. Для кого-то – интеллектуальная игра слов и метафор, в которую одевается спрятанная в подтексте высокая идея. А для кого-то – анализ собственных экзистенциальных состояний, изливаемый в эмоциональных поэтических образах. Пример творчества трёх авторов Александра Горна, Тамары Ефимовой и Елены Липаткиной – яркая иллюстрация того, насколько разножанровыми и тематически разнообразными могут быть мировоззренческие, философские произведения, в центре которых находится человек и его взаимоотношения с окружающей действительностью – будь то уровень социальной реальности или вечные категории времени и пространства во вселенной.
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2023/39, 06.10.2023
«В этом мире я только прохожий», – писал в своё время Сергей Есенин; «В то время я гостила на земле», – идейно перекликалась с ним Анна Ахматова. Поэты так часто – люди не от мира сего, и чем талантливее автор, тем чаще, увы, он чувствует себя случайной былинкой, занесённой ветром судьбы в наш несовершенный мир, где «так трудно жить среди людей». Талантливый, самобытный поэт и философ Александр Золотов-Сейфуллин, трагически ушедший из жизни в возрасте 42 лет, был как раз из породы тех «инопланетных» творцов, для кого земная жизнь превращается в тяжёлое, порой непосильное испытание на пути к прозрению и постижению истины.
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2023/39, 06.10.2023
Что такое счастье и где его искать? Этот вопрос испокон веков терзал как учёных философов, так и простых обывателей, и каждый, в силу возраста, темперамента и жизненного опыта, старался дать на него свой оригинальный ответ. В юности нам нередко кажется, что счастье скрывается за облаками, витает вместе с несбыточными мечтами и выдающимися подвигами. И лишь мудрость житейского опыта способна разглядеть счастье не за горизонтом, а в глубине собственной души, ощутить его в каждом прожитом дне, обрести в самых простых, но таких необходимых ценностях: в любви, в детях, в красоте окружающей природы, в умении радоваться малому. Об этих основополагающих истинах, без которых человек едва ли может почувствовать себя счастливым, для детей и взрослых пишут в своих стихах и рассказах авторы Александр Громогласов, Наталья Каратаева и Равиль Каримов.
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2023/39, 06.10.2023
Поиск гармонии – естественная потребность человека, в особенности человека творческого. И в произведениях практически каждого художника слова, будь то поэт или прозаик, всегда присутствуют главные составляющие гармоничного существования – любовь, патриотизм, природа, духовность. Разница лишь в расстановке акцентов и нескончаемой череде художественных образов и интерпретаций. Три автора, о которых пойдёт речь, – Николай Каипецкий, Сергей Абрамов и Игорь Щепеткин, – различаются между собой как по жанрам, так и по содержанию, но при этом каждый из них видит своей миссией отыскать корень зла, нарушающий гармонию современного мира, и призвать нас вернуться на верную дорогу.
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2023/39, 06.10.2023
Расставить жизненные приоритеты и вычленить главное в море второстепенных вещей – естественная потребность каждого человека. В современном мире главенствующую роль принято отводить вопросам качества жизни, и такой практический подход, конечно, имеет право на существование. И все же за пресловутым вопросом о том, какой должна быть наша жизнь, слишком уж часто теряется вопрос еще более важный – зачем мы живем в принципе?.. В погоне за материальным благополучием люди слишком часто увлекаются служением «золотому тельцу», забывая об истинных потребностях души и нематериальных ценностях, которые и делают человека счастливым – а не просто благополучным. Именно в этом духовном, нематериальном измерении человеческого бытия свой собственный ключ к счастью стремятся отыскать поэты Владислав Одегов, Ольга Логинова и Татьяна Шамбурская.
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2023/39, 06.10.2023
Особенностью современного литературного процесса стало то, что рынок перенасыщен желающими продвигать своё творчество, и для этого существует масса платных и бесплатных площадок. Советское же время отличалось противоположной крайностью – благодаря строгому редакционному отбору и беспощадной цензуре, сам по себе выход книги воспринимался как признание и был большим событием в жизни автора, которое фактически приравнивалось к чуду. А потому среди не прошедших «партийный» отбор стихотворцев массовой была печальная практика десятилетиями писать «в стол», не имея возможности каким-либо образом поделиться с миром своими творческими опытами. Московская поэтесса Людмила Шаменкова на собственном опыте испытала все превратности судьбы творческого интеллигента, не вписавшегося «в линию партии».
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2023/39, 06.10.2023
«Человек – слуга времени, поэт – слуга вечности», – написал в предисловии к книге стихов Олега Севрюкова «В бездонной глубине кристалла» замечательный русский поэт и литературный критик Лев Котюков. Ориентируясь на зов собственного внутреннего голоса, а не на изменчивые вкусы читательской аудитории, московский поэт родом из Липецка, кандидат технических наук и доцент НИЯУ МИФИ Олег Севрюков, как и многие представители творческой интеллигенции его поколения, прошёл нелёгкое испытание молчанием, сочиняя «в стол», прежде чем дождался первых публикаций, наград и отзывов.
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2023/39, 06.10.2023
Сочетать призвание духовного проповедника с талантом истинного художника дано не каждому, тем более в наше время. У православного священника из Белоруссии протоиерея Олега Штельмана это вышло, и вышло, надо отметить, самобытно, мастерски. Заметный автор не только на литературной ниве, но и даровитый музыкант и фотограф, он сумел приумножить свои Богом данные таланты и применить их, как и пристало священнику и миссионеру, для проповеди, для спасения душ человеческих, превратить в одухотворённый, доходчивый и прочувствованный метод воздействия на сердца людей.
Рубрика в газете: Проза, № 2023/39, 06.10.2023
Священник Анемподист, в миру – Антон Александрович Горенко, страшно не любил яркого света, шума и свежего воздуха в своём приёмном кабинетике. Часто отец Анемподист заходил проверить работу храмового сторожа, так как на приходской территории хранились то те, то другие кучки строительных материалов, достававшихся батюшке довольно непростыми стараниями – долгим и часто тяжёлым общением с зажиточными благотворителями и их наследниками. Стройматериалами приходилось дорожить, но сторожа проверить никогда лишним не было.
№ 2023/39, 09.10.2023
Наш автор, журналист Антон Хрулёв из Пензы, сейчас находится на СВО. Он сообщает, что в его соединении созданы новые боевые группы и расчёты операторов БПЛА, которые успешно выполняют боевые задачи по уничтожению противника. Но сейчас для результативности выполняемых задач им очень требуется ТС УАЗ "Буханка".