№ 2024/16, 26.04.2024
В далёкие по нынешним понятиям нулевые годы в недрах РГАЛИ родилась идея серии книг по истории Союза советских писателей. Организаторы поставили задачу выявить в федеральных архивах документы о создании и функционировании в разные годы этого творческого союза и представить архивные материалы о руководителях писательского сообщества и всех более-менее заметных фигурах литпроцесса. Конкретно поиском документов занялись прежде всего З. Водопьянова и Т. Домрачёва...
№ 2024/16, 26.04.2024
Оргкомитет общественного движения писателей «Союз 24 февраля» обратился к генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту с предложением создать телепрограмму «Писатели за СВО»: "...Телеведущими программы «Писатели за СВО» могут стать широко известные в России актёр Антон Шагин и поэтесса Анна Долгарева. Программа могла бы выходить один раз в неделю (10–20 минут) в субботу или воскресенье...."
№ 2024/16, 26.04.2024
Мы уже сообщали, что в мае в Питере пройдёт встреча молодых писателей России и Китая. Главный организатор этого многообещающего мероприятия – арабист Олег Бавыкин, который давно неровно дышит и по отношению к Китаю. Он уже проводил несколько таких встреч, за что удостоился многих благодарностей от представителей как китайских, так и российских властей. В этом году ему всемерную поддержку решило оказать руководство Санкт-Петербургского университета. Другое дело, что финансовые и материальные ресурсы даже этого очень крупного и солидного вуза не безграничны...
№ 2024/16, 26.04.2024
Лично для меня Виктор Астафьев – это прежде всего изумительнейшая повесть «Последний поклон». Первые подступы к ней писатель сделал в 1957 году. Он тогда жил на Западном Урале, в городе Чусовой, и очень тосковал по своей малой родине – по сибирской деревне Овсянка. Но всё бросить и отправиться в родные места Астафьев не мог: его душило безденежье. Выручил молодого литератора редактор московского журнала «Смена» Михаил Величко...
№ 2024/16, 26.04.2024
Рассмотренная в предыдущей статье клановая стратегия в поле литературы предполагает систему устойчивых взаимосвязей между участниками клана, и именно эта система позволяет литературному клану существовать и развиваться. Если клановая стратегия может быть соотнесена с традиционным способом взаимодействия в поле литературы, то индивидуальная стратегия – это часто уникальный комплекс методов работы, привносимый в клановую стратегию в поле литературы как бы извне.
Рубрика в газете: Очерк, № 2024/16, 26.04.2024
– Многие писатели сдали свои позиции – их теперь не слышно! – вкрадчиво объясняет наставник, попивая чай с молоком, без сахара. – Они исчезли за нетленками других авторов, более наглых и плодовитых, не боящихся мнения толпы! Если ты писатель, то тебе приходится в наше время прилагать и другие качества, нежели только писать талантливо. Нужно уметь продвинуть своё творчество на широкую аудиторию...
№ 2024/16, 26.04.2024
Рецепт успеха любой песни прост до безобразия. Песня, словно кинофильм, пример фактически синтетического искусства. Как известно, чтобы она стала хитом (шлягером по-старому), требуется, чтобы в одной точке сошлись 5 составляющих: текст, музыка, исполнение, средство распространения и нечто, называемое везением или подходящим моментом. Хотя последнее и не всегда обязательно; бывает, что песня может приобрести популярность – как бы это сказать? – с запозданием. Была, например, в начале 1970-х годов на слуху в СССР песня «Дрозды» (текст Сергея Острового, музыка Владимира Шаинского). Кто только её не пробовал петь! Хотя, что значит, пробовал? Пели. Но песня не звучала, пока её не исполнил Геннадий Белов. Кто здесь кого выбрал: певец песню, или песня певца, но результат был впечатляющим. Такие дела. Везение в действии. И стоит вспомнить известную истину: специально сочинить хит невозможно. Но пробовать нужно.
Рубрика в газете: Моменты Мельпомены, № 2024/16, 26.04.2024
Комедия Бомарше «Севильский цирюльник», в отличие от основанной на ней оперы Россини, редко ставится на сцене, так как давно уже музыкальный шедевр затмил драматическую основу. А между тем это незаурядное произведение, революционное для своего времени и предвосхитившее ещё более революционную «Женитьбу Фигаро». В постановке на Новой сцене театра имени Вахтангова, осуществлённой режиссёром Геннадием Шапошниковым, социальные и классовые противоречия затушёваны, на первом плане – классический сюжет коммедиа дель арте...
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2024/16, 26.04.2024
«Неустаревающая классика» – отнюдь не просто штамп или фигура речи. Поэты-титаны начала прошлого столетия не только задали высочайшую планку художественного мастерства, но и создали столь всеохватное лирическое полотно жизни, что их знаменитые строки по-прежнему вдохновляют их преемников, современных стихотворцев-традиционалистов, помогая им звучать на «вечной ноте» и одновременно оставаться актуальными. В числе лучших примеров продолжателей классических традиций русской изящной словесности – поэты Валерий Мухин, Николай Терешков и Маргарита Бойко.
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2024/16, 26.04.2024
Бывает творчество от разума, а бывает – от сердца. Прозаики и стихотворцы, щедро одарённые не только литературным талантом, но и эмоциональным интеллектом, умеют с особой точностью и глубиной передавать как оттенки собственных душевных состояний, так и неизмеримое богатство полутонов, наполняющих всё мироздание. К таким прирождённым художникам слова относятся наши современницы София Селектор, Наталья Якимова и Светлана Прохоренко.
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2024/16, 26.04.2024
Несмотря на то, что любую качественную лирику отличает внутренняя гармония, далеко не каждое стихотворение подходит для того, чтобы превратить его в песню. Сочетать поэзию и музыку – особый дар, благодаря которому в нашу жизнь входят новые мелодичные куплеты, без которых не обходится ни один праздник. Именно такой песенной мелодичностью отличается творчество трех наших современников, поэтов Андрея Данильсона, Виталия Ульянова и Алекса Кастомса.
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2024/16, 26.04.2024
Поэты Ольга Волынская, Вадим Семейкин и Борис Павлов в своей философской и гражданской лирике, каждый по-своему, используют знакомые метафорические приёмы, беря за основу художественного языка высокий слог русских классиков, мировую историко-мифологическую канву или легендарный эзопов язык, расцветший в истории литературы благодаря знаменитым баснописцам.
Рубрика в газете: Проза, № 2024/16, 26.04.2024
Лейтенант подошёл к раненой, обхватил её и посадил на пол спиной к стене. Затем расстегнул ей куртку и оголил плечо. Вынул из своей походной аптечки шприц и вколол его женщине. После чего наложил на рану пластырь и принялся её забинтовывать. Она слегка приподняла голову и поморщилась. – Терпи, – сказал лейтенант. – Хорошо ещё, навылет прошла. Раненая некоторое время смотрела на него сквозь упавшие на лицо волосы… Затем усмехнулась: – Вот значит как… А я всё думаю, откуда козлятиной прёт? – В каком смысле? – лейтенант повернулся к ней спиной и стал укладывать бинт и ампулы в аптечку...
№ 2024/16, 27.04.2024
Прозвенит песня Дианы Кан, выхлестнутая из старых времён в действительность современности. Задорная, с одной стороны, а с другой – перевитая лентами элегичности. Ведь отзвучала та реальность, отыграла… Именно, поэзия, однако, дисциплинируя мысль и шлифуя внутренний состав человека, помогает не сойти с ума. Второй номер «Суры» предлагает разные напевы современности. Песни грусти, опыта, но и… света предлагает в номере Валерий Сухов. Мистикой берёзовой играют легко парящие созвучия Виктора Кирюшина. Чудесно вспыхнет звукопись Евгения Юшина, «Знамение» Евгении Мягковой развернётся лентами истории и возвышенной речи...