Материалы по номерам

Результаты поиска:

Запрос: год - 2024, номер - 3

Вопрос в лоб руководителю Сбербанка Герману Грефу

Волнует ли вас гибель «Учительской газеты»?

№ 2024/3, 27.01.2024
Кому-то данный вопрос может показаться странным. Ведь Греф прежде всего банкир. Какое он отношение имеет к проблемам образования и педагогической печати? Но в том-то и дело, что Греф уже много лет позиционирует себя не только, как крупнейший деятель в финансовом мире, но и как человек, которому не безразличны культура и литература. Он очень много читает и следит за текущим литературным процессом...

Росархив занимается наглой обдираловкой историков

№ 2024/3, 27.01.2024
Мы уже устали поднимать вопросы о несуразных прейскурантах на платные услуги в федеральных архивах. Ну где это видано, чтобы за один листочек ксерокопии документов конца двадцатого века брали от 61 до 183 рублей?! Это какую же надо в подобные тарифы заложить рентабельность?! Для сравнения в Ленинской библиотеке за ксерокопии берут от 7 до 10 рублей. И то некоторые читатели считают, что это слишком много, ибо себестоимость данной услуги не превышает и двух рублей.

Несправедливая раздача государственных наград

Дмитрию Баку вернуть бы незаслуженную правительственную премию

№ 2024/3, 27.01.2024
На днях Михаил Мишустин подписал постановление о присуждении семи премий Правительства России в области культуры за 2023 год. Однако этот документ очень многих удивил. Во-первых, уже лет пять наше уважаемое правительство почему-то игнорирует современную литературу... Но вот другой момент. В этом году премию правительства вдруг непонятно с какого перепуга получил критик и литературовед Дмитрий Бак. Почему именно он? Неужели и тут свою руку приложил советник президента России по культуре Владимир Толстой, который, как известно, уже давно везде и всюду проталкивает в основном только нужных ему людей, а Бак, как и Алексей Варламов, Павел Басинский и Евгений Водолазкин, входит в актив опекаемого Толстым «яснополянского кружка»?

О герое позднесоветской поэзии. Начало

В ПЕШЕМ СТРОЮ (Борис СЛУЦКИЙ)

автор: Владимир ВИННИКОВ
№ 2024/3, 27.01.2024
Идея этой работы возникла уже очень давно, почти четыре десятилетия назад, 20 июня 1986 года, почти сразу после Чернобыля, когда стало понятным, что обещанный от имени КПСС коммунизм к 1980 году в одной, отдельно взятой стране – вовсе не обычный для плановой экономики и культуры «долгострой», плюс-минус десять, тридцать или сколько-то ещё лет, а системная ошибка проекта... На рубеже 50-х–60-х годов ХХ века мало кто осознавал действительную глубину и природу уже возникшей в общественном сознании пропасти, но всякий, кто обратится к литературному и в особенности поэтическому процессу тех лет, найдёт там прежде всего знаменитый спор между «физиками» и «лириками», неразрывно связанный с именем Бориса Слуцкого. Но на выбор в качестве начальной точки данного исследования именно его творчества повлияло не только это внешнее, хотя, разумеется, и далеко не случайное, обстоятельство...

Важнее нефтегазового сектора экономики

автор: Иван ОБРАЗЦОВ (г. Барнаул)
№ 2024/3, 27.01.2024
Тотальная коммерциализация литературного процесса привела уже к тем же самым последствиям, что мы наблюдали в нефтегазовом секторе экономики девяностых годов прошлого века – начала нулевых годов века нынешнего. Полнейшая вседозволенность, регулируемая только законами так называемого «свободного рынка», привела коммерческих издателей и особенно монополистов на средства издательского производства к тому, что из читателей растят сегодня атомизированных, нарциссических и истеричных даже не личностей, а потребителей книжной продукции. Именно растят, как животных на скотоферме или огурцы в теплице.

Презрение к смерти

Подвиг моего однофамильца-танкиста

автор: Вячеслав ОГРЫЗКО
№ 2024/3, 27.01.2024
Вот уже много лет я пытаюсь выяснить, сколько моих однофамильцев участвовало в Великой Отечественной войне. Пока получается, что более трёхсот человек. Носители фамилии Огрызко служили почти во всех родах войск и какие должности только ни занимали... К слову. В начале «нулевых» годов я не раз встречался с туркменским писателем Рахимом Эсеновым. Так вот он, прочитав как-то в одной газетёнке дурацкую статью Александра Сегеня, в которой полоскалась моя фамилия (мол, разные огрызки много что о себе возомнили), сильно завёлся и стал возмущаться. Выпады Сегеня он воспринял как личное оскорбление. А почему?

Вокруг Набокова

О современном образе и рассказах писателя

автор: Владимир ВОРОНОВ (Республика Карелия)
№ 2024/3, 27.01.2024
Шахматы, бабочки, синестезия, «Лолита»… Среди русских писателей 20 века Набоков приобрёл, вероятно, самый привлекательный образ, но содержание его произведений от этого нисколько не поменялось. В 1958 году он пишет эссе «Пошляки и пошлость», где восстаёт против обывателей, а в 21 веке становится главным объектом обывательской-«мещанской» любви.

Поиски Бобо

автор: Максим АРТЕМЬЕВ
№ 2024/3, 27.01.2024
Одно из самых непонятных и загадочных стихотворений Бродского – «Похороны Бобо». О нём существует много исследований, пытающихся докопаться до сути содержания. О стихотворении писали Валентина Полухина, Лев Лосев, Лев Баткин, Борис Парамонов, Максим Шраер, Дмитрий Бобышев. Но никто не предложил приемлемого объяснения хотя бы имени героини...

Что случилось с мадам Бовари?

Мадам Бовари. Премьера. Агентство «Арт-партнер» и театр «Маска». Режиссёр-постановщик Антон Фёдоров

автор: Ильдар САФУАНОВ
Рубрика в газете: Моменты Мельпомены, № 2024/3, 27.01.2024
В последние годы отечественные режиссёры нового поколения начали осваивать новое направление – постдраматический театр, где драматические ситуации и конфликты не ставятся во главу угла, а имеет значение синтез всевозможных визуальных и прочих средств воздействия на публику... Антон Фёдоров – один из видных пионеров нового направления. Постановщики утверждают, что рассматриваемый спектакль по жанру близок к гиньолю – жанру французского театра, рассчитанному на неискушённую публику и насыщенному сценами насилия и дешёвыми эффектами. На самом деле построение более сложное.

Живое богатство людей

Опера Лео Делиба «Лакме» в Мариинском театре, 9 декабря 2023 г.

автор: Виктория ДЬЯКОВА (г. Санкт-Петербург)
№ 2024/3, 27.01.2024
Время многое расставляет по местам, возвращая порой зрителям  затерянные в его лабиринтах шедевры. Опера «Лакме», по признанию специалистов, лучшее произведение Делиба, получила одно из самых  блестящих воплощений на сцене Мариинского театра в этом сезоне и стала одним из ярких финальных аккордов 2023 года. Накануне Нового года любимый театр сделал великолепный подарок зрителям. Опера «Лакме» в трёх действиях поставлена совместно с Красноярским государственным театром оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского. Режиссёр-постановщик Сергей Новиков перенёс события из Британской Индии в современность.

Армянский код бытия

К столетию Паруйра Севака

автор:  Александр БАЛТИН
№ 2024/3, 27.01.2024
«Бессмертные повелевают…» – название первой книги Паруйра Севака знаково. Свидетельствуя о безвестности поэтического источника, оно словно приоткрывает тайну оного… Поэзия творится бессмертием и для бессмертия. Ритмы Севака вошли в пантеон всемирного художественного слова с нежной властностью и мудростью, таящейся в сияние слова. До старости Севаку, ушедшему в сорок семь, не суждено было дожить.

Ренессанс марксизма, или Реквием Сталину

автор: Максим БУРДИН
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2024/3, 27.01.2024
Прежде чем сказать несколько слов о философской и гражданской позиции Марка Бойкова, необходимо обозначить, что для автора советская эпоха – это основной период его жизни, составивший доминанту его личностного и профессионального опыта, который теперь является ценным источником знаний для его студентов и благодарных читателей.

Еврейская сага: между смертью и любовью

автор: Максим БУРДИН
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2024/3, 27.01.2024
Тема немецкого нацизма и Второй мировой войны оказалась настолько трагичной и переломной для всей последующей мировой культуры, что литературные сюжеты, посвящённые этому роковому этапу в истории человечества, прославили не только мировые светила вроде Эриха Марии Ремарка и Генриха Белля или знаменитых советских писателей Василя Быкова, Виктора Некрасова и других, но и в новом XXI веке нашли своё отражение в международных бестселлерах таких современных авторов, как Джон Бойн или Маркус Зузак. По праву претендуя встать с ними в один ряд, свой роман-тетралогию «Рог Мессии», посвящённый теме холокоста в Латвии, создаёт и наш бывший соотечественник, выдающийся израильский писатель, главный победитель Общенациональной литературной премии «Неформат» за 2022 год Ханох Дашевский.

Диалог творца с Творцом

автор: Максим БУРДИН
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2024/3, 27.01.2024
Петербуржскую поэтессу Ирину Листвину по праву называют искусной продолжательницей классических традиций Серебряного века, которые она мастерски сплетает в своих живых и самобытных стихотворениях с актуальной современностью, не скупясь на игру форм и лингвосмысловых созвучий. Перекликающиеся мотивы творчества поэтессы с наследием титанов 1920-х годов отметил в своей рецензии авторитетный литературовед, исследователь творчества Александра Блока Д.Е. Максимов, а известный критик Т.Ю. Хмельницкая отметила, что «в символической системе образов, сквозь интуитивно-свободное овладение словом» явственно проступает стоящая особняком линия Велимира Хлебникова.

По следам великих предшественников

автор: Максим БУРДИН
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2024/3, 27.01.2024
Некогда последние классики Серебряного века, уступая творческие бразды новому поколению советских литераторов, оставили им в наследство неисчерпаемый кладезь вдохновения, завещав сохранить и передать дальше лучшие традиции и вечные темы классической русской поэзии, которая всегда отличалась обострённым чувством патриотизма и трепетной привязанностью к своим национальным корням. Всё те же неизменные заветы переняли от своих ранне- и позднесоветских предшественников многие талантливые современные авторы, среди которых необходимо отдельно отметить три новых имени: Николая Ювицы, Александра Резникова и Вячеслава Молчанова-Кихтенко.

Чудо женской поэзии

автор: Максим БУРДИН
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2024/3, 27.01.2024
Те незапамятные времена, когда женщина-творец была редкостью, давно забыты в позапрошлом веке. Однако, несмотря на обилие и разнообразие женских имен в современном литературном процессе, женская поэзия по-прежнему имеет свой особый, отличный от мужского шарм, в котором отражается обостренная чуткость восприятия и яркая, насыщенная эмоциональность. Поэтессы Вера Борисова, Галина Простосердова и Ольга Павлова пишут о совершенно различных вещах и обращаются к разной читательской аудитории, но их объединяет одно – трепещущее в каждой строке ощущение жизни, со всем ее разнообразием оттенков и настроений.

Игра в слова — полезный и увлекательный досуг

№ 2024/3, 29.01.2024
Игры со словами появились много столетий тому назад. С наступлением компьютерного века их популярность не только не угасла, но и многократно возросла. Сегодня состязаться в умении составлять слова можно с помощью онлайн-сервисов. С их помощью эти игры становятся еще более интересными и познавательными.