Материалы по номерам

Результаты поиска:

Запрос: год - 2024, номер - 47

В АСПИР собираются поднять чарку

А за что? Неужели за гибель журнала «Октябрь»?

Рубрика в газете: Нужна ли АСПИР?, № 2024/47, 06.12.2024
Что для писателя самое важно? Конечно же, напечататься. А тут поле возможностей резко сужается. Ни для кого не секрет: литературная печать давно уже влачит жалкое существование. Зарплаты у редакторов маленькие. У нас даже уборщицы в каком-нибудь ЛУКОЙЛе получают в разы больше. Гонорары платят единицам. Знают ли об этом в Ассоциации союзов писателей и издателей России (АСПИР)? Естественно. Но знать мало. Надо действовать.

АСПИР, кончай свой пир

автор: Андрей РУДАЛЁВ (г. Северодвинск)
Рубрика в газете: Есть ли будущее у АСПИР?, № 2024/47, 06.12.2024
По поводу АСПИР и её будущности. Следует отдавать себе отчёт, что эта структура создана и управляема «хозяином» или «министром литературы» Григорьевым. А значит, той крайне кислотной публикой (родом из смуты и хаоса девяностых) и теми интересами, которые в России системно проводили культурную интервенцию. Идеологическая составляющая деятельности АСПИР состоит в ориентации на нейтрально-тусклое высказывание, когда все острые углы и проблемы заклеймены политикой и попросту отрицаются.

В списке имён есть социальное послание. А что же в текстах?

автор: Екатерина ИВАНОВА (ФЕДОРЧУК) (г. Саратов)
Рубрика в газете: Обсуждаем шорт-лист премии «Слово», № 2024/47, 06.12.2024
Новую литературную премию «Слово» сопровождали большие, если не сказать, преувеличенные ожидания: альтернатива либеральному мейнстриму, приглашение к серьёзному разговору о дне сегодняшнем и вчерашнем, а главное – новые имена. Литературный проект начался с досадной неразберихи и выяснения вопроса, кто у них член жюри, кто – конкурсант, а кто вообще – эксперт. Но об этой особенности премии сказано уже слишком много. Настало время поговорить о текстах и именах. Я буду рассматривать две номинации «Молодой автор. Проза» и «Проза. Мастер».

Номинация «Переводы» – самая провальная

автор: Тахир ТОЛГУРОВ (г. Нальчик)
Рубрика в газете: Обсуждаем шорт-лист премии «Слово», № 2024/47, 06.12.2024
Если речь идёт о моей личной оценке, она будет очень неприятной. Что касается поэзии – наши поэтессы (впрочем, как и поэты) находятся под очарованием практик Бродского. Не дотягивая до него в техническом плане и в уровне структурной сложности образа, они дружно имитируют модальный рисунок текстов – ну, что-то типа, «Ах, Боже мой, как часто я видел всё это, сколь много пережил!» Русская литература всегда была поэзией преодоления, теперь же она постепенно превращается в рефлектирующий раввинизм...

Дайте уж немного и другим «засветиться», господа сиятельные!

автор: Константин СМОРОДИН (г. Саранск)
Рубрика в газете: Обсуждаем короткий список премии «Слово», № 2024/47, 06.12.2024
Что могу сказать о коротком списке премии? Много знакомых имён, есть и незнакомые. Все, кого знаю, в той или иной степени профессиональные и достойные писатели. Однако есть нюанс. Для меня весьма существенный. Зачем одни и те же давно известные, занявшие прочное место в современной литературе, писатели выдвигают себя на такие премии? Ну, ладно там, нобелевская. Ах – недоступна. Ну, добивайтесь, чтобы здесь сделали нечто подобное. И главное – без самовыдвижения...

С художественностью есть проблемы…

автор: Надежда КОНДАКОВА
Рубрика в газете: Обсуждаем шорт-лист премии «Слово», № 2024/47, 06.12.2024
Каким образом в шорт-лист с высочайшим словом «Мастер» попали авторы, безусловно, одарённые, но которым до мастерства ещё ох как далеко? Я поинтересовалась у членов Экспертного совета, как появлялись баллы, позволявшие войти в длинный список и потом в шорт-лист. И выяснилось, что был выработан определённый алгоритм отбора. Каждый из читавших выдвинутую книгу (или рукопись) экспертов должен был оценить её по четырём позициям и поставить за каждую – от 1 до 10 баллов. За «художественность» – отдельно, отдельно – «за актуальность»...

Пятая колонна

автор: Александр КАРАСЁВ
№ 2024/47, 06.12.2024
Мне уже попадались жалобы на подрывную деятельность издательского сервиса «Ридеро», не допускающего в печать книги о героизме наших солдат на СВО. Не вникал. Думал – преувеличение. Однако попытался издать в «Ридеро» сборник своей публицистики, который наконец подготовил...

Ветеранам боевых действий рекомендовали забыть их День

Отповедь депутатам

автор: Валентин МАЛЮТИН
№ 2024/47, 06.12.2024
Его обычно отмечают в России 1 июля. Так повелось где-то с 2008 года. И совсем не потому, что День ветеранов боевых действий был учреждён и вышел Указ о его праздновании. Так решили сами парни, прошедшие сквозь военную мясорубку, выжившие назло всем и живущие. Хотя многим из них, искалеченным войной, бывает порой ох как нелегко. Однако 3 декабря 2024 года из сообщения, опубликованного в «Коммерсанте», стало известно, что «Комитет Госдумы не поддержал учреждение Дня ветеранов боевых действий 1 июля»...

Жизнь поэтического Петербурга – 2024

автор: Андрей ПОЛОНСКИЙ (г. Санкт-Петербург)
Рубрика в газете: Пять событий, № 2024/47, 06.12.2024
В довоенное время, и в конце 20 и в начале 21 века, одним из главных достоинств художественной, литературной и, в том числе, поэтической жизни в Питере была её относительная цельность. Разделение на поколения и направления, конечно, существовало, но общее внимание и благожелательная атмосфера украшали город. С началом украинской войны, то есть с 2014 года, ситуация начала меняться, и после февраля 2022 года раскол стал очевидным, на сегодняшний день – кажется необратимым...

Путешествие в средневековье

О своих творческих планах и свершениях рассказывает петербургский поэт

автор: Дмитрий ГРИГОРЬЕВ (г. Санкт-Петербург)
Рубрика в газете: В моей чернильнице, № 2024/47, 06.12.2024
В одном известном петербургском издательстве есть замечательная серия книг, где современные писатели пересказывают эпос разных народов. И в начале этого года мне предложили сделать прозаический пересказ «Песни о Роланде». Поэма в пересказе была слишком мала для книги. И я решил ещё больше усложнить себе задачу: пересказать (где-то с сокращениями, а где-то и полностью) те эпические поэмы, в которых Роланд являлся очень важным, но не самым главным персонажем.

Для регионов попасть в шорт-лист – уже большой успех

автор: Виктор ШИБАНОВ (г. Ижевск)
Рубрика в газете: Обсуждаем шорт-лист премии «Слово», № 2024/47, 06.12.2024
Я, как глубокий провинциал, живу сейчас в мире удмуртской литературы, местных проблем вполне хватает (об этом ниже), а о конкурсе «Слово» узнал осенью от друга Влада Шихова, одного из сильнейших русских поэтов Удмуртии. Спросил: «Участвуешь?» Ответил: «Нет. А зачем?»...

Уклончивость – это тоже позиция

Из переписки редакции

Рубрика в газете: Обсуждаем шорт-лист премии «Слово», № 2024/47, 06.12.2024
Продолжается обсуждение коротких списков новой литературной премии «Слово». Мы попросили высказать свои оценки целый ряд известных писателей, представляющих самые разные литературные течения. И что же нам ответили?!

Украинский зигзаг

Что не так в «Уроках русского» от Захара Прилепина

автор: Геннадий МУРИКОВ (г. Санкт-Петербург)
№ 2024/47, 06.12.2024
После начала специальной военной операции появилось много статей, очерков и даже книг, обращённых к этой теме. Когда я написал статью «Миф об Украине» летом 2014 года, я не предполагал, что этот вопрос закончится военной операцией (СВО), хотя неизбежность войны внутренне чувствовал. Но раз история свернула на тропу войны, приходится исходить из этого факта. Теперешние события заставляют нас вновь обратиться к истории так называемой Украины, а точнее говоря «географического продукта», созданного Лениным и Сталиным.

Между желанием жить и желанием петь

автор: Илья ОЛЕНЕВ (г. Воронеж)
Рубрика в газете: Поэтический альбом, № 2024/47, 06.12.2024
Илья Оленев – поэт, музыкант, бард, волонтёр. Родился в Свердловске (Екатеринбург) в 1981 году. Лауреат и член жюри многих всероссийских и международных фестивалей авторской песни и поэзии, включая знаменитый фестиваль им. В. Грушина (Самара). После начала спецоперации в составе театра Росгвардии выступал в военных частях Подмосковья и Смоленска. В июле отправился на Донбасс с гуманитарной миссией организации «Ленинградский доброволец»...

Я заставлял себя уважать

Диалог о Сергее Есине

автор: Светлана КРЮКОВА, Максим ЛАВРЕНТЬЕВ
№ 2024/47, 06.12.2024
– Одиннадцатого декабря уже семь лет как из жизни тихо, но не незаметно ушёл удивительный человек – российский писатель и журналист, доктор филологических наук, многолетний ректор Литинститута, отстоявший его в страшные девяностые – Сергей Есин. В пору моего обучения в Литинституте Алексей Варламов уже числился и.о. ректора, но Есин продолжал быть его ректором. Пора бы призвать к ответу организаторов похорон или людей, препятствующих достойным проводам Сергея Есина...

Частушка – против…

К 100-летию Николая Старшинова

автор: Василий КИЛЯКОВ
№ 2024/47, 06.12.2024
Помню: не однажды приходил я по приглашению Николая Старшинова в его Безбожный переулок (тогда могли и так назвать! Теперь – Протопоповский) – поговорить о русской частушке. Фронтовик-частушечник, – он помнил их бесчисленное множество. Пел, наигрывал негромко на гармонике в квартире своей – частушки «от работниц колбасного цеха» и частушки о тёщах...

В эпоху крушений

(Выдержки из дневника)

автор: Андрей ВЕТЕР
№ 2024/47, 06.12.2024
Андрея Нефёдова, ныне многим известного как Андрей Ветер, для меня открыл ещё в середине 90-х годов крупнейший исследователь литератур народов севера (причём как российского Севера, так и американского) Александр Ващенко. Ветер ходил к нему в полутаинственную студию, где взрослые люди продолжали детские игры в индейцев. А мне в ту пору пришла идея написать историю литературы каждого северного народа России. И начал я с хантов. Так вот Ващенко посоветовал обратиться к Андрею и попросить его сравнить сюжеты романов Айпина и Скотта Момадэя.

Хроники нашей жизни

(Арабески и истории)

автор: Игорь ТЕРЕХОВ (г. Нальчик)
№ 2024/47, 06.12.2024
После Пастернака стихи писать нельзя, вернее, писать в традиционной манере невозможно, поскольку априори будет хуже. Поэтому начинаются поиски выхода из пастернаковского лабиринта: Бродский находит его в английской поэтике, Айги – во французской, Соснора – в неофутуризме. Бурич предлагает свой вариант – удетероны. «…Бурич придумал свободный стих, чтобы выразить именно своё инакомыслие. Он действительно ни на кого не похож, несмотря на влияние современной ему польской поэзии – от неё у него только свободная форма и склонность к женским окончаниям строки»...

Командировка на Кавказ

автор: Владимир СЕМЕНИХИН
Рубрика в газете: Мы – один мир, № 2024/47, 06.12.2024
В феврале 1988 года произошёл армяно-азербайджанский конфликт в Карабахе, вызвавший сумгаитский погром, а 7 декабря 1988 года в Армении случилось катастрофическое «Спитакское» землетрясение. Все республики СССР стали помогать армянам. О ситуации в Армении постоянно говорили на телевидении. В то время я работал учителем труда, а в журнале был внештатным сотрудником. Показанные по телевизору картины разрушенных городов потрясали.

Поэзия! Ты не игра, ты – подвиг…

К 100-летию со дня рождения Наби Хазри

автор: Руслан СЕМЯШКИН (г. Симферополь)
Рубрика в газете: Мы – один мир, № 2024/47, 06.12.2024
Состоявшимся мастером поэтического слова, познав все радости и печали, сопровождающие настоящего поэта на его творческом пути, заручившись искренним признанием и любовью сотен тысяч читателей, Наби Хазри в своих публицистических выступлениях, поэтической прозе не раз пытался постичь суть поэзии, как уникального, живущего на протяжении многих столетий явления. Что же ей движет? И кто они – эти поэты, чьи беспокойные сердца всегда не на месте, а в непрестанном порыве, наполненные страстью и вдохновением?

Порядок Ярославичей. Их ряды и усобицы

автор: Евгений МИЛЮТИН
Рубрика в газете: Уроки истории, № 2024/47, 06.12.2024
Выбросив из учебника истории концепцию «очереди старшинства» Соловьёва и Ключевского, историки МГУ выбросили из него и всю оригинальность Русской истории, причесав её на манер турецкого сериала. Учебник МГУ мог открыть целую вселенную древнерусской «игры престолов», но вместо этого приходится читать Ключевского.

Эстонский Толстой

Кавказский след Антона Таммсааре

автор: Алексей МЕЛЬНИКОВ (г. Калуга)
№ 2024/47, 06.12.2024
В крошечной эстонской культуре поднялся литератор-гигант, взваливший на свои плечи соответствующую нагрузку: во-первых – созидания самого феномена эстонской классической литературы, во-вторых – введения в эстоноязычный книжный оборот таких великих имён, как Лев Толстой и Фёдор Достоевский.

Поэтическая карта России

автор: Анатолий АНАТОЛЬЕВ (ПИЧУГИН) (г. Новосибирск)
Рубрика в газете: Коллекция ИД Максима Бурдина: Выдающиеся писатели России и русского зарубежья, № 2024/47, 06.12.2024
Раскинувшись на одну шестую суши, наша страна вмещает более тысячи городов, каждый из которых имеет своё неповторимое лицо, хранит богатое культурное наследие и достоин быть запечатлённым в изящной словесной форме, созданной чуткой рукой стихотворца. Эту благородную миссию принял на себя доктор технических наук, профессор Новосибирского государственного аграрного университета, лауреат Лондонской литературной премии и обладатель Знака «Золотое перо русской литературы» Анатолий Пичугин, известный также под творческим псевдонимом Анатолий Анатольев.

Между Востоком и Западом

автор: Максим БУРДИН
Олег Данченко
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2024/47, 06.12.2024
«Краткость – сестра таланта», – золотыми буквами вписал когда-то Антон Павлович Чехов крылатую фразу в историю отечественной изящной словесности. С юного возраста начинающий врач и будущий великий русский писатель доказывал своё литературное кредо на деле, оттачивая искромётное перо на коротких юморесках для еженедельника «Осколки», которые не должны были превышать установленного редакцией жёсткого лимита в сотню строк. Тем же путём предельной краткости с насыщенным юмористическим содержанием, но только уже не в прозе, а в поэзии, следует и наш талантливый современник, подобно Чехову, врач по профессии и литератор по призванию, Олег Данченко.

Изумительная наглость НАТО

автор: Илья РЯБЦЕВ
№ 2024/47, 06.12.2024
Если источники Bloomberg действительно точно отражают нарратив, господствующий в НАТО, то это значит одно из двух: либо руководство альянса сплошь состоит из клинических имбецилов, либо западники настолько не уважают нас, что держат за полных идиотов или безмятежных папуасов, готовых довериться их изумительной по своей неприкрытой наглости риторике. Поистине, как у нас говорят «плюнь в глаза, – всё Божья роса!»...

Монохромный дизайн помещений: особенности работы с ламинатом

№ 2024/47, 12.12.2024
Создание гармоничного жилого пространства требует внимательного подхода к выбору отделочных материалов. Особое место в современном интерьерном дизайне занимает монохромная палитра, где напольное покрытие играет ключевую роль в формировании целостной композиции помещения.