Пройтись по Валентину Распутину
№ 2023 / 45, 17.11.2023, автор: Иван БЕЛЫХ
Распутин – великий писатель. Если раньше и были писатели такой силы, то в будущем таких не будет. Сегодня жизнь делает всех людей одинаковыми.
Чтоб стать писателем такой силы, надо в детстве много нахлебаться солёных соплей обид. При этом надо не сломаться, не согласиться с тем, что ты ничтожество. Не всякому это дано.
Каждый человек сызмальства гениален. Однако по мере взросления ему доказывают: «Не надо выпендриваться, ты такой же как все!». Если эмоционального запала маловато, он поначалу может побунтовать немного, но впоследствии соглашается с мнением старших-взрослых людей… Но если его упёртость чрезмерна, если его эмоциональность не позволяет ему согласиться с мнением большинства, у него будет тяжёлая жизнь…
Распутин с детства был упёртым. Его третировали сверстники. Он был изгоем в их среде. Много обид и тайных слёз он перенёс. Но не мог признаться в этом никому. Он вырос одиночкой. Это тяжело.
Признаться в своих тяжестях он посчитал возможным только безликой бумаге, когда начал писать. Он обращался не к читателям, которые могли его не понять или даже высмеять. Он писал не для них. Он писал для «Бога», хотя и был, вероятно, атеистом. Он был свободен в своей упёртости.
В детстве у Валентина не было ни радио, ни телевидения. Это его и спасло. Спасала его и простая, грубая честность сверстников не интеллигентского воспитания.
В Москве не может появиться великий писатель, как Валентин Распутин. Все крупные личности культуры в Москве приезжие – «лимита». Они не родились в Москве, они приехали в Москву на заработки. Они приехали покорять Москву. Для этого они много и тяжело работают. Сами москвичи не так воспитаны, чтобы в тяжких трудах достигать вершин. Они с детства нацелены на жизнь без трудностей. Чиновничья обеспеченная жизнь им почти гарантирована, это их предел.
Приезжие в Москву вынуждены подстраиваться под москвичей, под достижения мировой культуры. Иначе их не примет московская тусовка. А без этого нет хода, денег не заработаешь… Распутин не имел цели и возможностей пробиться в какую-либо тусовку. Его талант сформировался практически самостоятельно, без постороннего влияния, в глухой сибирской деревне на Ангаре, которая имела редкую связь с городом.
Многие века Россия развивалась под влиянием Запада. Россия на шесть веков отстала от Запада (Константинополь) в принятии Христианства как основы развития. Уже в XIII веке Фома Аквинский учился в университете и писал трактаты о разуме в богословии. В России разум в богословии начал появляться на те же шесть веков позже принятия Христианства. Первый аналог западного университета (Греко-латинская Академия) появился в России через те же шесть веков после принятия Христианства.
В XIX веке в России начали осознавать губительность западного влияния. Возникли дискуссии между славянофилами и западниками (П.Я. Чаадаев, которому А.С. Пушкин посвятил ряд стихотворений. В Нижнем Новгороде есть улица Чаадаева.)
В 1917 году Россия начала строить государство по западной модели Маркса-Оуэна на основе своих собственных интеллектуальных возможностей. Ошибка большевиков-коммунистов была в том, что они взяли чужую (западную) сложную идею, не сопоставив её с историческими интеллектуальными возможностями России. Тем не менее, самостоятельность России в 30-х, 40-х, 50-х годах представляла большой интерес для Запада в вопросах социально-экономического развития.
Однако в конце XX века недостаточность своих интеллектуальных возможностей не позволила создать государство более высокой динамики развития сравнительно с Западом, что обещала теория Маркса-Оуэна. Выявилась ошибка большевиков-коммунистов 1917 года. Историческая недостаточность интеллектуальных возможностей в первую очередь связана с ликвидацией теоретических возможностей российского богословия Петром I в XVIII веке путём лишения свобод церкви, как теоретика развития, при подчинении её императору. Во вторых, интеллектуальное развитие России было невозможно в условиях многовекового российского самодержавия, где главенствовал принцип: «Всё, что не от царя, всё пугачёвщина». В третьих, СССР был государством диктатуры пролетариата, где «кухарка» управляла страной. В условиях такой интеллектуальной недостаточности успех в применении даже хорошей правильной теории не мог стать реальностью.
Тем не менее, как выяснилось и выясняется сегодня, многое в СССР было сделано правильно.
После 1991 года Россия вновь вернулась под гипнотическое влияние Запада. До сего дня Россия пока не сделала честно-объективный научный анализ собственных исторических социально-экономических особенностей. Для этого нужна свободная Наука. В России её сегодня нет.
Прецедент Валентина Распутина показал большие возможности самостоятельного развития России без главенства западного влияния. Надо жить своим умом, как Распутин.
И.Г. Белых,
канд. физ.-мат. наук
К сожалению, не могу разделить с автором его восторгов. Валентин Распутин – личность, безусловно, великая. Но не как художник.
Все-таки, положа руку на сердце, он – беллетрист. То есть почти журналист.
Все настоящие русские писатели об этом знают. Но молчат.
Мил человек, да Вы правы!
Если молчат, то откуда известно это вам? Кто эти “настоящие русские писатели”? Кто определял, что они великие?
Однажды я прочитал такое высказывание об Александре Куприне: “Куприн – первый писатель среди вторых”. Действительно Куприн не “влезает” в когорту таких писателей, как Лев Толстой, Николай Гоголь, Антон Чехов, Иван Тургенев, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Федор Достоевский. Писателей, которых я перечислил, можно называть в любом порядке, “дискомфорта” вы не почувствуете. Но назовите Куприна, вы невольно споткнетесь, сделаете паузу. Валентин Распутин талантливый честный писатель, но не великий. Не Шолохов. Но быть первым среди вторых это тоже очень почётно. Побольше бы нам таких “вторых”!
Галина, кроме Вас, настоящих писателей в этой стране нету, вестимо. Да и за рубежом тоже.
Настоящие – это только члены Вашего кружка.
Ну, те самые, что в восторге от Вашего ума и Вашей образованности.
Вот они-то и молчат. Даже от Вас таятся, стервецы!
Вы не ответили ни на один вопрос Галины. Оказались беспомощным. Проще было бы ответить, чем многословно оскорблять комментатора. Краткость – не ваша сестра.
А как Вы догадались, достопочтенный Оптимист, что я захожу сюда для того, чтобы отвечать на вопросы Галины?
Как Вам это пришло в голову?
Валентин Распутин,- как и писатели его поколения; Трифонов в московских повестях/ есть обращение к Серебряному веку/, Шукшин/ хотел снять фильм о Разине- “вы на что намекаете?!”- не позволили/, Абрамов, Астафьев, Можаев, Белов и другие- реалистично показали закатный Советский Союз…
У Распутина намечался выход к экзистенциальным глубинам/ смерти- в “Последнем сроке”/, природе/в “Прощании с Матерой”/у Астафьева в”Царь-рыбе/…
Но писатели уже другого поколения-новой Российской Федерации- оказались заняты- и их можно понять- актуальными темами нашего уже времени…
1. Согласен с мнением “профессора П.”, что проза у Распутина беллетристика, т.е. расширенная журналистика. В своё время начал “Прощание с матерой” и бросил. Тенденция на Тоску.
2. В 17 лет перед выпускными экзаменами в школе дали 4-томник М. Шолохова “Тихий Дон”, который прочитал за 4 дня и по полночи, ничего не зная о казачестве. На выходе романа – Свет и Надежда.
3.” Прощание с матерой” при актуальности темы это “плаксивая” литература , которой грешат “страдающие” начитанные графоманки.
4. Совет “проф. П.” – Вас пытается опровергнуть и завести в дискуссию полуобразованная лит.пис. сладкая парочка (Галина и Оптимист), смотрящие по сайту.
Догадался по тому, как вы отреагировали на вполне разумные вопросы Галины к вам и продолжаете реагировать на её имя в других комментариях. Грубость ваших ответов показывает вашу беспомощность. Ведь можно было кратко ответить на её вопросы к вам от 17.11.2023 в 13.28. Тогда не было бы последующих реакций. Но у вас нет знакомых настоящих писателей, поэтому вы изворачиваетесь. Мне забавно наблюдать за этим.
На комм. 7. “Оптимисту”. Очень интересно..
Назовите “настоящих писателей” (Ф.И.О.), Ваших знакомых.
Заодно и “настоящих поэтов” (Ф.И.О.).
Не для Забавы.
У меня не было просьбы называть знакомых писателей. Комментатор no.1 написал: “Все настоящие писатели об этом знают. Но молчат” (о том, что В.Распутин беллетрист, т.е. журналист). Назвать писателей, которые отзывались о В.Распутине как о журналисте и беллетристе просила комментатор Галина, а не я. Я лишь заметил в своём комментарии от 18.11, что комментатор no.3 (он же no.1) не ответил прямо, кратко и вежливо на вопросы Галины, а “перевел стрелку” на неё лично, в чем на мой взгляд проявилась беспомощность комментатора no.3 . Поэтому вопросы о знакомых мне писателях не считаю относящимися к дискуссии. Чтобы отозваться об уважаемом В.Распутине, писателям необязательно быть знакомыми как моими, так и комментаторов данной ветки.
Да разве это грубость, достопочтенный Оптимист!
Это забава.
Вот Вам и забавно поэтому.
А то было бы совсем не забавно…
Большевики богословия не знали, вот в чем корень их исторической неудачи. Батюшки- святы! Туши свет, как говорил наш замполит, бросай гранату. Какой хаос творится в головах иных кандидатов наук.
А кто здесь кандидат наук? И каких? Культурологических, политических, социальных?Если имеются у тех (канд. болт.наук) хотя бы какие-то базы исходных данных, то максимум уровня математической обработки – по среднеквадратичным отклонениям одних извилин от других (т.е. от прототипов) по закону Гаусса.
Вам всё понятно тов. Андрей Гижа?
Не хамите, уважаемый. Не дерзите незнакомому человеку. Кандидат – автор Белых, читайте внимательнее.
Моя реплика относилась к комментаторам, а не к автору (канд. физ. мат. наук)
Но и Белых заявил, цитирую: “Сами москвичи не так воспитаны, чтобы в тяжких трудах достигать вершин. Они с детства нацелены на жизнь без трудностей. Чиновничья обеспеченная жизнь им почти гарантирована”. Это как понимать?
Большинство москвичей (как и моих друзей) – это сотни тысяч – через трудности шли к специальностям и никто из них рвался в “чиновники” – Те вступали в партию и затем в “чиновники”.
Сообщите, почему лауреат премий СССР взял 30 серебряников от косноязычного перелётного “классика”
Автор комм – канд. техн. наук, и не только
Валентин Распутин- яркий, талантливый и самобытный автор Сергея Викулова- главного редактора ” Нашего современника”.
Он- Викулов- вместе со своими единомышленниками- по сути подготовил ментальный переход к новой-неоконсервативной модели социального устройства.
Посмотрим внимательно на героев Распутина-обычная деревенская старуха Анна, дезертир Андрей Гуськов…они в явной оппозиции к героям официозной литературы.
А если подняться выше,то следует указать на ожесточенную борьбу двух направлений в общественном движении Советского Союза 60-80 гг 20 века-письмо 11-ти, отставка Твардовского…
“Об чём” спорите, уважаемые коллеги-комментаторы? Является ли журналистика беллетристикой? Иногда становится, но, вообще-то, это разные жанры. Валентин Григорьевич Распутин великий писатель или не великий? До “великого” не дотянул, но занял в русской литературе хх века достойное место, он и сейчас любим многими читателями. Беллетрист. Но был и хорошим журналистом. Чтобы понять это, не обязательно быть “настоящим писателем”. Настоящие писатели часто бывают предвзятыми. Нужно быть умным и честным читателем (врачом, педагогом, агрономом, инженером и т.д.)
Г-н Каришнев-Лубоцкий, Вы абсолютно правы: настоящие писатели часто бывают предвзятыми.
Я бы даже сказал: сплошь и рядом, а не часто.
Но, видите ли, проходят века, тысячелетия – а ничего тут не меняется. Предвзяты они – и всё тут. Хоть кол им на голове теши!
А вот умные и честные – да, очень хороши, у них позиция взвешенная. Но скучные они, эти умные и честные. Скучные, пресные…
Как с этим-то быть, Михаил Александрович?
Ведь скучных и пресных не читают!
В школе их, конечно, можно “навялить” молодому поколению… Но тут можно получить результат, обратный желаемому.
Г-н Кир. Юшин! В развернувшейся дискуссии некоторые комментаторы стали взывать к неким “настоящим писателям” с просьбой просветить неразумных “неписателей” и дать конкретный ответ на вопрос: “А является ли Валентин Распутин великим писателем или он всего-навсего “беллетрист с расширенной журналистикой” (определение Куратора морали)?” Вот к этим загадочным “настоящим писателям”, чьи ФИО никто так и не назвал, и относятся мои слова о предвзятости. Это только моё предположение. А скучные они, пресные ли, и что с ними делать, я даже и задумываться не стал. Тут бы с Валентином Григорьевичем разобраться, так как дело не терпит отлагательства! С “Тихим Доном” Шолохова всё понятно: в конце романа свет и надежда” (мнение Куратора морали). А как быть с “Прощанием с Матёрой”? по мнению того же К. М. там “тенденция на Тоску”. Верное определение! В 1968 году на моей малой родине затопили вырубили, выжгли и затопили гигантский остров, снесли несколько деревень прибрежных. С тех пор меня мучает “тенденция на тоску”. Григорию Мелехову легче: у него, оказывается, свет и надежда в жизни появились. Сквозь чёрное небо пробились! А после встречи с сыном он ещё бравых красноармейцев повидает. Ну, разве не счастливец Григорий?!
Михаил Александрович, советую Вам не ёрничать “… он ещё бравых красноармейцев повидает”.
1.Это ведь – Тех “бравых…” Григорий повидает, которые через 20 лет будут жертвовать собой (в том числе для Вас) в войне с фашистами.
2. В 1968 году много чего “начудил” хитрый исполнитель гопака Н.С. Хрущев. Хотя, видимо, вырубки и затопления – для создания плотины и гидроэлектростанции (электричество в доме почему-то все любят), для запуска машин и оборудования цехов оборонных заводов и работы, например, медицинского оборудования.
Вот такая Логина Индустриализации России.
3. А Свет и Надежда для выживших после провокационной (для большинства православных) гражданской войны лучше любой Тоски в мирное время.
Профессионализм хорош,- к месту в любом деле- большом ли малом. Отмечу профессионализм редакции “Литературной России”; публикации заставляют размышлять,- приглашают к сотворчеству/в комментариях/.
Да, я знал, что Валентин Распутин публиковался в “Нашем современнике”,- решил уточнить о “Последнем сроке”.
Так вышел на Сергея Викулова- главного редактора журнала 1969-1989 гг/, прочитал о нем.Не мешало бы выпустить в свет исследование и о Викулове и о журнале.
Известен “новомирский дневник” Твардовского,а Викулов-интересно- вёл ли дневник? Или какие-то записки?
Убежден, что в отсутствие партий/кроме КПСС/и движений в СССР/кроме нелегальных/журнальная полемика/борьба/заменяла бщественное движение.Верно говорят; природа не терпит пустоты…
Викулов и его единомышленники-по сути- подготовили ментальный переход от СССР к
Российской Федерации; после 1991 г он уже оформился политически-в форме Верховного Совета РСФСР. Структуировался.
После майско- июньских событий 1968 г во Франции и августа 1968 г в Чехословакии, инспирированными западными спецслужбами, в руководстве СССР наметился вектор в сторону поощрения народных традиций и консервативных ценностей/а их последовательно проводил в журнале Сергей Викулов/ в таком же духе
проявлял себя и журнал” Молодая гвардия”/.
Вот запомнившиеся строки из “Молодой гвардии”:от ложных клятв,от уверений в дружбе вечной,- бегу туда,где хлеб растят,где люди просто человечны…
Так Советский Союз изживал себя в самом себе.Не буду обобщать,но мне -как журналисту- пришлось налюдать за партийными функционерами/комсомольскими также/; впечатление -“выроденцы”.Да и у Генсека ЦК КПСС Брежнева,похоже,к его закатным годам стало рябить в глазах от многочисленных наград; то есть-как охарактеризовал бы Сталин-” головокружение от успехлв”.
Да,они-несомненно были,но ведь вовремя сумел реформироваться Китай во главе с дальновидным Дэн Сяо Пином…
Профессору Преображенскому. Вопрос: ” А уроки французского языка” Вы тоже считаете журналистикой?
Юрий Иванович, я не ёрничаю, я горюю. Для меня литература не “пустячок на досуге”. Поэтому меня раздражает абсолютное непонимание некоторых граждан сути литературного произведения, увод разговора от конкретного содержания в “заоблачные выси”. Вам хорошо, Вы у нас “провидец”, Шолохов не знал, Григорий Мелехов не знал, что будет война с фашистами и красноармейцы 20-х годов, которые “шлёпнут” Григория, будут воевать на фронтах Великой Отечественной. Хрущёв много чего начудил, верно. Но были у него и “просветления”: учёные его убедили не строить Балаковскую ГЭС, но после замены Хрущёва на Брежнева к проекту затопления огромных территорий в Саратовской и Куйбышевской областях вернулись и мою “Матёру” в Хвалынске уничтожили. Электричество для граждан стоило 4 копейки за киловатт, а сейчас люди платят сотни рублей. Над Волгой “экспериментировали” не во имя индустриализации России, а во имя республик СССР. Я даже в сказочной повести в 1985 году об этом написал: “Повернём Волгу на арыки!”, “Поворотом рек у нас занимается “СОЮЗГИДРОВСПЯТЬ”. В 1992 году напечатали. В заключение: Григорий Мелехов не увидит Свет и Надежду, и Тоска его не будет мучить в мирное время, об этом позаботятся “комиссары в пыльных шлемах”.
“Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании”.
Татьяна Лестева, если это не журналистика, то – что?
Правильно, это беллетристика.
И это как раз “Уроки французского” (а не “Уроки французского языка”, как Вы изволили выразиться).
1. В России до антиправославных переворотов все умели писать, не было профессии “писатель”. Тех желающих называли “сочинитель”; можно ввести в реестр профессий. Для тех, кому не нравиться – “литературный работник” (в качестве референта, третьего редактора или корректора)
2. На вступительной лекции в литинституте Таги-Заде спрашивала студентов: “Зачем вы сюда пришли? До вас уже всё написано!” Цель была, значит, меркантильная у большинства.
3. Вот и пример, когда нагнетающий тоску ” писатель” получает 30 серебряников от косноязычного недруга – говорит о целях и задачах “творческого” процесса на выходе повести. Кто против?
Галину и других, защищающих Распутина, я бы приговорил к адским мукам в виде обязанности читать его хотя бы 2-3 часа в день. Тоска невыносимая! Он и сам, конечно, понимал, что “гонит туфту”, но как дерзко! Воспеть дезертира, “выжимать слезу” через показ затопляемой деревни или проворовавшейся продавщицы (“Деньги для Марии”). Такую муть только и можно было пропихнуть в печать через нагнетание “псевдо-артхаусной стилистики”, дескать, “я скучен, тяжеловесен, потому уж не спорьте: я серьёзный писатель”…
С удовольствием читал, читаю и буду перечитывать замечательные произведения Валентина Распутина.Приговоров не боюсь. Попробуйте. Фашизм – явление невеселое, фашисты всегда тоскуют и поэтому им радостно, если они кого-нибудь к чему-нибудь приговорят.
Алексей, Валентин Григорьевич Распутин очень хороший писатель. Он не великий как Лев Толстой, Михаил Шолохов, Николай Гоголь, Федор Достоевский, но он очень хороший писатель! Используя чужое высказывание о Куприне, я назвал Распутина “первым из вторых”. Эти слова не принижают Распутина, а более-менее, по моему мнению, определяют его место в ряду советских писателей второй половины хх века. С языком у Распутина некоторые проблемы, очеркист сильно чувствуется. А такие понятия, как драматизм, сентиментализм (умеренный) хорошему произведению не помешают. Те, кто насмешничает над повестью “Прощание с Матёрой” не пережили гибель малой родины “во имя дополнительных киловатт”. Я и мои земляки из Саратовской области до сих пор переживают за содеянное в конце 60-х. А затопление города Мологи и огромной территории во время строительства Рыбинского водохранилища в 70-х годах?! Людей, стариков, старух, детей силой вытаскивали из приговорённых к гибели домов и увозили в другие населённые пункты. Вы способны прочувствовать то, что они чувствовали? Вот об этом и написал почти газетным языком Распутин в своей повести. За это ему честь и хвала!
Каришневу из Саратова:
– Вы далековато от Рыбинска и не знаете, что Рыбинское водохранилище создано в конце 1930-х годов.
В конце 90-х годов в двух толстых журналах были отличные очерки о быте крестьян на Мологе в 20-30-х годах, разборе срубов домов и сплаве на созданных из них плотах вместе со скотиной, переселении ниже по течению.
Я много читал о Мологе. Да, я перепутал годы, строительство водохранилища было в двадцатых-тридцатых, а в 70-е уровень воды понизился и показались затопленные строения, об этом много писали. Я не ошибся в главном: ради строительства водохранилища были уничтожены город, сёла, огромные гектары земли. В России земли много! Это японцы и голландцы вынуждены прессовать мусор и этими “кубиками” наращивать территорию своей страны. А “счастью” жителей Мологи, чьи строения и домашний скарб сумели эвакуировать в другие населённые пункты, можно только позавидовать! Вы правы, г-н Денисов, Хвалынск от Мологи находится довольно далеко, Волга нас роднит. Но расстояние не мешает нам, представителям того поколения, которое успело застать “ТУ ВОЛГУ”, что существовала веками, и ТУ, которая есть сейчас, понять и прочувствовать горе мологжан и горе жителей придуманной Распутиным Матёры. Сейчас много говорят о патриотизме, но патриотизм начинается с любви к своей “малой родине”.
Каришневу на 25.11.2023 в 06:00
В 19701-м году наполняли Чебоксарское вод-ще. Может, поэтому в Рыбинском было снижение?
Кстати, вспомнил: я работал на Волге, и в г.Горьком летом 1971 года был низкий уровень, теплоходы садились на мели.
Да, Вы, наверное, правы. В начале 70-х я много читал в СМИ о падении уровня воды в Волге, о Мологе. Эти сведения сейчас внесли поправки в мои воспоминания о затоплении Мологи. Затопление было в конце 20-х – начале 30-х. Балаковскую ГЭС в Саратовской области запустили в эксплуатацию в конце 1968 года. Летом в Хвалынск приезжал наш земляк член Политбюро Михаил Суслов и молча смотрел на выжженный, засыпанный золой огромный остров. Комсомолец Миша Суслов на этом красивом острове наверняка провёл много счастливых дней.
И дезертир – тоже человек, и затопление деревни – горе для жителей деревни… Здесь-то как раз претензий у меня к Распутину нет.
Я говорю только о том, что язык его сочинений – почти журналистский.
Василий Белов (в прозе своей) – художник. Даже Владимир Крупин (в прозе своей) – художник.
А Валентин Распутин – не менее, а может быть, и куда более смелый в своих помыслах человек и мыслитель – гораздо слабее, как художник.
Только об этом речь.
С мыслями г-на Профессора Преображенского, высказанными им в данном его комментарии, я полностью солидарен. Язык произведений Валентина Распутина тяжеловат и действительно часто напоминает язык газетных очерков. Сейчас, к сожалению, мало уделяется внимания проблемам самого явления: ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Жанры и их специфика, Мотивировки поступков персонажей и поворотов сюжета, Характеры персонажей и зависимость развития сюжета от нюансов этих характеров, Интонация текста и её взаимосвязь с произведением в целом, речевые характеристики персонажей и язык автора (рассказчика)… Перечислять темы можно ещё долго, но всё давит социология. Я однажды в молодости написал шутливые афоризмы на эту тему. В литстудии никто не понял фразы: “Писатель, следи за языком автора!” Да и фраза “Даже в сказочной стране должна действовать Конституция!” не всем была понятна.