ПРЕДВЫБОРНЫЕ УСПЕХИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Рубрика в газете: Из жизни свободной прессы, № 2018 / 32, 07.09.2018, автор: Николай ВАСИЛЬЕВ

В редакцию нашей газеты, на электронную почту, недавно пришла рассылка. От Александра Владимировича Оськина, одного из руководителей Союза предприятий печатной индустрии (в прошлом – Ассоциации распространителей печатной продукции). АРПП когда-то квартировала в большом здании на Цветном бульваре, неподалёку от редакции «ЛитРосии», но потом президент Ассоциации Дмитрий Мартынов, выходец из силовых структур, уехал за рубеж – видимо, в связи с уголовным преследованием: к занявшему целое здание холдингу, в который входила Ассоциация и делами которого занимался Мартынов, накопилось множество претензий от издателей прессы – ввиду миллиардных задолженностей холдинга перед ними. В итоге, Мартынов живёт за границей, в здание быстро въехал какой-то другой крупный бизнес, а Александр Владимирович продолжает деятельность по распространению прессы, но уже в СППП, в нескольких маленьких офисах на Тверской, 20, в тесном соседстве с Гильдией издателей периодической печати.

Так вот, пришла нам рассылка, в которой Александр Оськин хвалит правительство Москвы за разительное улучшение ситуации с печатными киосками в столице. Указывая, впрочем, и на имеющиеся проблемы. У нашей газеты возникли вопросы к Александру Владимировичу – тем более, один из этих вопросов является достаточно давним и до последнего момента риторическим, – потому мы решили их задать. Мы ведь независимое литературное издание и не должны рекламировать достижения московской власти. Разве правительство Москвы нуждается в нашем одобрении? Нет, не нуждается. Наше дело – ставить и задавать вопросы, размышлять, находить проблемы, честно выражать свой взгляд и позицию, как и подобает писателям. Для чего я пришёл в офис СППП и поговорил с Александром Владимировичем. 

 

 

– Александр Владимирович, раньше, как нам известно, вы критиковали правительство Москвы за ситуацию с печатными киосками. Причём то же самое правительство. Что изменилось?

– Надо признать, что план по количеству печатных киосков на душу населения, утверждённый президентом, в Москве выполнен и даже перевыполнен. Оборудовано две тысячи отличных киосков, отвечающих всем современным требованиям. При нынешнем правительстве Москва обгоняет в этом смысле всю страну. В Брянске, например, как и во многих других городах, мы вынуждены бороться против повсеместного сноса киосков под любыми предлогами, и только сейчас местные власти и предприниматели начинают к нам прислушиваться. В Москве, как видите, совсем другая ситуация. Но есть и проблемы, есть куда развиваться. Надо начинать строить целые торговые павильоны, с использованием современных медиатехнологий. Но главная проблема, конечно, заключается в невостребованности прессы. В отсутствии правильной маркетинговой политики, повышающей продажи. Надо улучшать саму экономику киосков, их доходность. 

– Так может, сначала нужно разобраться с маркетингом, а потом строить киоски или павильоны?

– Ваш вопрос, конечно, правильный. Могу привести пример того, как делают на Западе: покупаешь в немецком ресторане газету «Шпигель» – а там купон со скидками на пиво. Это работает и на ресторан, и на газету. Чего-то подобного не хватает у нас. 

– Как вы считаете, в улучшении ситуации с печатной продукцией в Москве есть заслуга лично мэра Сергея Собянина?

– Да, конечно. Всё ведь делалось на средства московского бюджета командой мэра. Конечно, заслуга Собянина в этом есть. 

– Какова ситуация с распространением печатной продукции по стране, на фоне Москвы?

– Я уже упомянул про Брянск, с которым мы долго боремся. Хорошая ситуация в Екатеринбурге. Но зачастую бывает, как в Брянске. В последнее время предлагаем супермаркетам, «ритэйлу», идеи по взаимовыгодной продаже прессы. 

– И что говорит бизнес?

– Говорят: да, хорошая идея, мы подумаем – и ничего не делают. Не можем до них достучаться. Кстати, даже в Подмосковье киоски сносят под любыми предлогами. Недавно разговаривал с министром информации по Подмосковью – она меня просто очаровала, как собеседница, – и вот как раз говорил ей о том, что происходит в киосками в регионе.

– И как отреагировала министр информации?

– Ну, сказала, что надо с этим разобраться. 

– Вы говорите, что к вашим идеям бизнес не прислушивается – по крайней мере, не проводит их в жизнь. Нужна ли вам какая-то государственная поддержка от властей для успешной деятельности? Достаточно ли у вас сейчас возможностей?

– Откровенно говоря, нам трудно. Денег нет. 

– В вашей рассылке, пришедшей на почту «ЛитРоссии», вы упомянули об «информационной безопасности».

– Да, это президентская доктрина. Против нашей страны, я считаю, ведётся информационная война, потому особенно важно, чтобы население было в полной мере обеспечено правдивой информацией, представленной нашими печатными СМИ. 

– Старый вопрос от нашей редакции. Как вы считаете, розничные сети, которым принадлежат киоски, могут требовать с издательств деньги за распространение под видом, например, неких «членских взносов»? Мы часто имеем с этим дело.

– Нет, конечно. Сети могут только предлагать дополнительные, платные маркетинговые услуги издательствам.

– Если эти услуги фактически навязываются – правильно ли это?

– Ну, если говорить именно о навязывании – то, конечно, нет.

 

 

Итак, план по количеству печатных киосков на душу населения в Москве – перевыполнен. Отлично. Однако ряд обстоятельств придаёт этому достижению оттенок абсурда. Несколько оттенков.

Во-первых, киосков по Москве всё равно меньше, чем было. Было около 4000 – стало около 2000.

Во-вторых. Киоски пропадают из популярных мест в центре и кучкуются на окраинах, рядом с метро, по 3–5 киосков от одной розничной сети. Кому нужно такое изобилие одинакового ассортимента – явно не читателю. Витрины процентов на семьдесят заполнены сопровождающей продукцией – канцелярией, брелоками, игрушками и т.п., – за которой прессы порой и не видать.

В-третьих. Рядом с перевыполнившей норму, заданную президентом, Москвой – под боком, в Московской области – ситуация с печатными киосками та же, что по всей стране: сносят под любым предлогом. А прекрасная вице-губернатор Наталья Виртуозова, отвечающая за информационную политику в регионе, обещает с этим разобраться, но пока, такое чувство, не успела ознакомиться с очевидной проблемой.

В-четвёртых. Какой смысл в этих двух тысячах отличных, современных киосков, набитых прессой, спрос на которую падает давно и по причинам, зависящим не от количества оборудованных мест продаж, а скорее от отсутствия совместных маркетинговых решений издателей и продавцов, на которое сетовал Александр Оськин – а ещё скорее, от общего неблестящего положения современной российской прессы, которая в печатном виде всё менее нужна читателю? Что толку продавать невостребованную продукцию в новых киосках или даже павильонах, оснащённых медиатехнологиями?

В-пятых. Какой смысл в СППП, до идей и предложений которого у предпринимателей «не доходят руки»?

И в-шестых. Зачем вообще поминать «информационную безопасность», «информационную войну», «информационную доктрину»?

 

На эти вопросы можно попытаться ответить. 

Смысла в киосках, без последующей грамотной маркетинговой политики и грамотного размещения как киосков, так и печатной продукции в них – смысла и без этого, конечно, много. Но неочевидного: в основном, речь о заработках тех, кто киоски строит и кто в них торгует – может, дело дойдёт и до дорогих медиа-павильонов – а также о предвыборной отчётности Сергея Собянина, приобретшего репутацию благоустроителя столицы. Смысла в СППП – маловато, как, видимо, и возможностей, и ресурсов, и доходов организации. А поминать доктрину об информационной безопасности нужно для того же, для чего хвалить правительство Москвы и лично Собянина: чтобы возможностей, ресурсов и доходов у организации стало больше. Ибо грядущие выборы мэра Москвы – «золотая жила», сравнимая, видимо, только с президентскими указами. Впрочем, за это СППП и его руководство упрекать трудно: всё в нашей стране вертится в близости правительственных денег. И речь тут, в основном, не о том, чтобы «поднимать страну» – а просто о том, чтобы кто-то мог что-то зарабатывать в локальных 
масштабах.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.