КОМУ ДОСТАНЕТСЯ МОСКВА? Что стоит за новым назначенцем Путина – коммунистом Клычковым

В этом году практически одновременно стали известны имена лауреатов двух крупных писательских премий – знаменитую Нобелевку по литературе получил англичанин японского происхождения Кадзуо Исигуро, а российский аналог – премию «Ясная Поляна» в номинации «иностранная литература» – заработал перуанец Марио Варгас Льоса. О романах двух зарубежных мастеров слова рассуждает, как всегда без обиняков, критик Сергей Морозов.
До сих пор многие удивляются, как выдающееся произведение русского классика могло появиться в «Москве». Ведь в писательском сообществе этот журнал одно время имел репутацию охранительного, но никак не либерального издания, а его главного редактора Евгения Поповкина иные прогрессисты числили чуть ли не в гонителях лучших советских писателей.
В последнее время резко выросла пиар-активность министра культуры Москвы Александра Кибовского. Причём появляется он не абы где, а на главных федеральных телеканалах, что в принципе не типично для городского чиновника (это ведь не «ТВЦ» или «Москва-24»). Заслужил ли Кибовский такую «рекламу» и что может за ней стоять?
Не утихают споры о том, каким был Ельцин и какова его роль в новейшей российской истории. В 1990-е миллионы людей конкретно недоедали, но кое-кто поинициативнее «вошёл в бизнес», что вполне позволяло как минимум кормить себя и близких. Одно время я относился к первым, а во второй половине 90-х уже ко вторым. Так каким же был Ельцин? Всё упирается в 4 октября 1993-го, когда у меня, журналиста газеты «Куранты», на глазах по его приказу танки в упор мочили по Белому дому, а потом оттуда штабелями выносили трупы. И ещё то, что многими почему-то забылось: с утра во время штурма снайперы неизвестного происхождения с крыш неведомо зачем произвольно отстреливали людей в близлежащих кварталах – одного из них пуля достала на Садовом в нескольких метрах от меня. Вот таким и был Ельцин. И не только он, а все ответственные руководители государства, которые с обеих сторон замесили ту кровавую заваруху.
Я – русский и живу в России. Живу и не жалею об этом. Многие в детстве спрашивают у родителей, почему они родились именно в той или иной стране, вынуждены практиковать в определённое время, жить в конкретной семье и так далее. Родители на такие вопросы, как правило, в ответ многозначительно молчат или отшучиваются, поскольку порой сами задаются теми же вопросами.
Давний друг нашей газеты, настоящий русский гражданин – сильный, добрый и честный – Алексей Васильевич Горбунов отмечает в этом году своё семидесятилетие.
В том волчьем логове, где существовал живописец, мастерская занимала непропорционально большое место. Было ощущение, что здесь проживают полотна, а не человек, который – так уж получалось – им прислуживает. Мастер ютился в маленькой выгороженной комнатке, где едва умещался диван.
Взрослое поколение прекрасно знает, что такое коммуналка. Молодёжь тоже наслышана, но в основном из фильмов о советских временах. В провинциальных городах тоже были коммуналки, но назывались они, чаще всего малосемейными общежитиями.
История густа событьями, как стихи метафорами, и с чем только не возможется сравнить Россию, через историю какой так и льют, и хлещут багрово-кровавые струи-дуги: