Загадки Первоземли

Рубрика в газете: Мы – один мир, № 2020 / 47, 17.12.2020, автор: Александр ЛАТКИН (село УОЯН, Бурятия)

1.

В мифологическом времени (всегда) времена событийные, но они не сосуществуют с «всегда», повторяясь изменено в космической бесконечности (постоянство).
Коренной порядок мира.
У хантыйского писателя Еремея Айпина порядок имеет родовое «начало».
Птицей (Лули – Гагарой) достаётся ил-грязь со дна Океана. Клочок ила разрастается в «Первоземлю».
Отстранимся от символического (отдельная тема) в романе Айпина «В поисках Первоземли», остановившись на мировоззренческой системе как возрождении жизнетворного, исходящего из Божественного.
Божественное – космические законы, закреплённые в заповедях народов Земли.
Боги не знают ни зла, ни добра, ни сострадания, ни милости, ни всепрощения Иисуса Христа, на самом деле, явившегося исполнить «Закон».
Писатель с рождения в стихии мифологического разумения народа. В том ценность знаний мифов его рода…

2.

Еремей Айпин – человек светлый, солнечный. Он дипломатично осторожен, умён, терпим, деятелен.
С Борисом Васильевичем Бедным в 1975 году разговор тяжёлый, усугублённый взаимной неприязнью. Борис Васильевич был против моего поступления в институт, поскольку он набирал семинар. Навязали, продавили. А чуть позже я принял решение отказаться от учёбы. Занимая чужое место, понимая, нет писательских (сочинительских) способностей, и никогда не было!
Бедный, оказался в двусмысленном положении (получалось, что вроде как всё-таки избавился), как аргумент, решительно возражая против ухода из литературного института: « У меня был такой. Звёзд с неба не хватал. Но расписался. Да так, что к пятому курсу стал настоящим писателем. За всё время такое невозможное – лишь во второй раз…»

 

3.

Создавая «полотно» (роман состоит из динамичных новелл – живописных картин и описаний многопланового содержания), писатель дарит родовое предание: представление о сотворении человека из семян сосны и лиственницы. Древнее суждение, но невероятно глубокое. То есть ханты рода Айпина склонны к пониманию человека как «схемы» или биохимической «записи», затаённой в семени.
Другие финно-угорские племена сохранили миф, что человек (Менквы) сначала «сделан» из лиственничных брёвен или из сердцевины лиственницы, оплетённой корнями. Сей тип (мохнатый человек) не понравился творцам, и менквы уничтожены (вымерли?). А людей разумных сплели из тальника и обмазали глиной.
Айпин доносит то, что получил напрямую от предков, не оглядываясь на зафиксированное и интерпретированное с позиций европейской культуры, вбрасывающей ложные выводы.
Во-вторых, писатель сумел поднять (осмыслить) мифологию народа как раз через призму трагической современности. Страх. Мрачность. Неустойчивость личного мироздания. Утрата способности радоваться жизни. В душах постоянная, гложущая тихая тревога и боль за себя, своих родных и за родину.

4.

В романе, параллельно мифологическому и национально-философскому пласту, происходит иная жизнь. Борьба, развал, бандитизм, разрешённый грабёж страны. Образы реальных людей. Секс… Актуально в романе ещё одно, важное для наших народов событие: прошедшая война, продолжающая требовать истинное понимание и принятия к осознанию. Невольно происходит наслоение последствий военной экспедиции в Афганистане. Айпин смело вводит мифологический подтекст, связывая линии, сцепляя смысловые пласты.
Или вот пример такого тончайшего проведения через весь роман мистического присутствия мифологического существа. В начале произведения даётся яркая картина видения человеком Лесной Богини (намеренно в заглавие поставил «Лесная женщина»), плывущей-скользящей-уплывающей на лодочке. Она неизбежно призрачная, несуществующая, обман. И наконец, исчезла из мира романа. Однажды как будто она появляется, чтобы увести (продолжение рода) мальчика так, что никто даже не заметил. Какая цель сего события? Дилемма всего романа! И ещё раз, противостоящая жизни человека, злая, она появляется и пытается заманить простого таёжника в глухие чащобы. Но очевидно, чтобы подчеркнуть женскую силу божественного притяжения. И кажется, продвигаясь сквозь перипетии (сложные повороты сюжета) романа, она исчезла окончательно, растворилась в пространстве прошлого времени, выполнив свою миссию…
Но нет! Вот же промелькнула в грациозном жесте женщины, названной автором Русалкой. Во взгляде жёсткой Сталины проявилась её сила. А вот она незримо в образах других женщин – героинь романа. И начинаешь понимать, что она внимательно следит за нами, продолжает жить, пока мы живы, и действовать, влияя на мир, жёстко и беспрекословно исполняя Закон.

5.

Мифология романа Айпина «В поисках Первоземли», изданного в Венгрии, в США и в России, основная ткань как бы живописного полотна. Новый материал, оригинальный потому, что, как уже сказано выше, неизвестные нам, родные автору мифы. И он на их духовности вырос до художника.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.