Фирменные приемчики Марка Розовского, безликие мушкетеры, веселая бедная Лиза и издевательство над русской историей

№ 2022 / 17, 06.05.2022, автор: Лев АЛАБИН

К своему 85-летнему юбилею Марк Розовский устроил «Неделю мюзиклов». Как бы творческий отчет. Самый первый и самый древний мюзикл – «Бедная Лиза» по роману Н. Карамзина, был впервые поставлен в 1973 году. А последний – «Три мушкетера» – премьера этого года. То есть, можно увидеть отчет за 50 лет, что для театра невозможно, так много не только спектакли, но и актеры, порой, не живут… Но только не в театре Марка Розовского!

 

Негодная подделка

 

Писать рецензии на постановки, которые в репертуаре десятки лет, о которых многое написано, и которые получили множество разнообразных премий и фестивальных призов, затея, в общем-то, глупая. Но сам Марк Розовский дает для этого повод, включив их в юбилейную «неделю мюзиклов». «Бедная Лиза» пережила много поколений актеров. Многие молоденькие Лизы успели состариться, уйти на пенсию, а сам мюзикл живет и не стареет. Вводятся все новые и новые артисты и дают ему свежую кровь.

Все обновляется, живет, а сомнения остаются, правильно ли театр воспринял классическое произведение русской литературы. Одно из немногих образцов эпохи «сентиментализма».  В программку вынесена цитата из какого-то критика, с которой театр совершенно, надо полагать, согласен.

 

«Марк Розовский в качестве постановщика, автора пьесы и музыки с помощью стихов Юрия Ряшенцева сотворил из весьма сентиментального, если не сказать слезливого, произведения Николая Карамзина весёлое, изящное, комедийное представление, жанр которого ничуть не нарушал печальный финал с самоубийством бедной Лизы. Так с тех пор этот спектакль и держится на афише театра».

 

Так говорить о классическом произведении признак какого-то вульгарного тона. Если Н. Карамзин, писавший в канонах сентиментализма, слишком сентиментальный и слезливый, тогда Л. Толстой слишком многословный и неповоротливый, а Ф. Достоевский слишком мрачный. И только усилиями Марка Розовского из всей этой русской классической макулатуры можно сделать нечто «изящное и веселое».  Но так и сделано. Много времени в спектакле уделено ироническому наблюдению за героями, много иронических «ах» произнесено. Однако саму суть, финал, автор совсем не рассмотрел, а просто пробежал глазами. А ведь образ креста на могиле, на берегу реки, похороненной самоубийцы, похороненной не на кладбище, образ пустого дома, открытого всем ветрам, опустошенного бездушием и предательством, эти образы повторятся и найдут отражение во многих литературных произволениях отечественной классики. Они станут камертоном нашей литературы.  А тут мюзикл, безо всякой печали, и сожаления, да, веселое, «комедийное представление», но оставляет мучительные сомнения, ведь оригинал подменен негодной подделкой.

 

Если хвалить, то так, чтобы обрушился потолок

 

Сам юбилейный вечер проходил в ЦДЛ, и после поздравлений и презентации новой книги, был показан спектакль «Концерт Высоцкого в НИИ», который был назван премьерой. Этот спектакль я видел лет тридцать назад, а то и больше.  И помню одну мизансцену, как старая тетка, профорг, посмевшая организовать концерт Высоцкого, стоит на коленях перед директором и бормочет одну фразу: «Дайте Высоцкого».  Как какая-нибудь Жанна Д’Арк она кидается на стены неприступной партократии. Но, оказывается, что это, действительно, премьера, спектакль возобновили и сыграли заново.

Вся неделя мюзиклов прошла на небывалом подъеме. Человек с нуля создал свой театр, Театр, основанный на собственной драматургии. Ну, почти Мольер. Надо хвалить, пока не поздно, а если хвалить, то так, чтобы обрушился потолок, не скупиться, не приберегать на какое-то «потом». Театр всегда полон, каждый спектакль идет с триумфом.  Хотя и петь можно получше, и с дикцией непорядок и куплеты какие-то дурацкие, и хорошо, что не слышно, и танцуют прекрасно, но можно было бы и лучше. В любом случае, зрители всегда счастливы. Я бы и другие театры похвалил, но приглашен только в этот. Я бы в Малый пошел, но там критиками никто не занимается, я послал запрос на аккредитацию, в ответ – тишина.  Хожу к Марку Розовскому, делать нечего.

Впрочем, я хожу во все. И к Розовскому ходил, когда он только начинал, в клуб МГУ, где сейчас храм мученицы Татьяны, Студия «Наш дом» давно стала легендой театральной Москвы. Я тоже хотел туда поступить, но брали только студентов МГУ. А я знаю актеров студии «Наш дом», которые специально поступили в МГУ, чтобы быть принятыми в этот студенческий театр.  Поразительно, не правда ли?  Поступили в МГУ, а это не легко, но не стали учиться, потому что все силы, все время, отдавали театру. В студии я остался только зрителем. И, конечно, видел легендарный спектакль-миниатюру: «Как жаль, что я был один!» Это, конечно, бессмертная миниатюра, или, как приято говорить в шахматах, – «вечнозеленая». На сцену выходит артист и говорит фразу: «Как жаль, что я был один». За ним постепенно выходят другие артисты и повторяют эту фразу, и так продолжается, пока вся сцена не заполняется людьми и все в разнобой повторяют только одну эту фразу. До тех пор, пока, наконец, они не скажут эту фразу вместе, хором. Впрочем, вариантов этой постановки великое множество.  Да. Я там был, я это видел.

Театр Розовского невероятно заразительный и притягательный. Таким он и остался. У театра множество поклонников, сторонников и друзей. И все они за театр стоят горой.  И это не случайно. Каждый вечер я видел Розовского в зале. К нему можно подойти, поговорить.  Я спросил у него, не трудно с утра до ночи быть и жить в театре. Конечно не упомянул о возрасте, но именно возраст я и имел ввиду.  «А вы каждый день на работу ходите?» Ответил он мне вопросом на вопрос.

Я знал множество режиссеров. Юрий Любимов тоже смотрел все свои спектакли, да еще с фонариком в руках, подавая актерам разноцветные знаки, как бы «зажигая» их. Фонарик мог переключаться на несколько цветов.  Актеры 60-х годов норовили играть по «системе Станиславского» – между собой, игнорируя зал. И режиссеру приходилось их переучивать, чтобы они общались не между собой, а с залом. Смотрел свои спектакли Анатолий Эфрос. Я не раз заставал его вечером в театре, но чаще всего он не смотрел, а «поглядывал» свои спектакли из-за портьеры, которыми занавешивали вход в партер, чтобы актеры его не видели. В его театре все было наоборот.

А вот в провинциальных театрах, в которых я работал, режиссёры не ходили вечером на свои спектакли.  А когда директор просил режиссера вечером приглядывать за тем, как идут спектакли, то режиссер требовал платить ему «переработку».  Вот вам еще один вариант жизни театра. В итоге разница оказывалась несоизмеримой.

Розовский не просто «подсматривал» свои спектакли.  Он намагничивал своим присутствием театр. После спектакля он из партера слал каждому актеру воздушные поцелуи, подходил к каждому, прикладывал руки к сердцу. Риторический вопрос, будут ли после такого отношения актеры выкладываться на каждом спектакле, верить и любить своего режиссера?  Он намагничивал и зал. Я впервые увидел, как режиссер, не стесняясь, требует от зала аплодисментов после собственного спектакля.  Розовский махал нам рукой и зал, и без того неистовствуя аплодисментами, с удовольствием подчинялся ему и обрушивал на артистов настоящий шквал, цунами аплодисментов.

Вот вам секрет успеха. В течении 60-ти лет с утра до ночи, до 23-х часов занимайтесь своим делом и успех обеспечен.

На углу улицы, на которой я живу, узбеки арендовали маленькую угловую комнатку 2х2, одну стену сделали стеклянной, оборудовали и стали торговать шаурмой. Я шел мимо утром, они работали, я возвращался под утро – они работали. Постепенно на углу стала собираться очередь. Через несколько дней они всех посетителей уже знали по имени, и шутили с ними. Вопрос, будут ли их семьи жить в достатке? Вопрос риторический.

 

Появляется неизвестно откуда надежда

 

Вчера смотрел «Три Мушкетера». Спектакль принимали с каким-то спортивным азартом, подбадривая каждый шаг артистов, разве что не скандированием речевок, но аплодисментами и вскриками, точно. Меня спектакль совсем не захватил, но зал был в восторге. После каждого номера, а это мюзикл, и весь спектакль разбит на номера, шли аплодисменты. Да, что там, «номера» – после каждого взмаха шпаги была реакция зала. А фехтование здесь поставлено художественно. Никаких реалистичных боев.  Собственно, «три мушкетёра» это постоянные бои, и эти бои поставлены разнообразно, с фантазией. В сочетании с танцами, и под музыку, под пение. Чаще всего в ироническом и шутливом духе.

Но игра артистов меня совершенно не устроила. Мушкетеры ничем не отличались один от другого. Никаких характерных, отличительных черт.

Любопытен король. Он совсем не переживает за свою королеву, а с нетерпением ждет, когда можно будет отсечь ей голову, если она не предоставит ему 12 подвесок. Вообще злодеи в спектакле подчеркнуто вежливы и куртуазны, как и подобает им быть в куртуазном веке.  Миледи так залихватски отбивает чечётку, что зрители потом отбивают себе ладоши от восторга. Вообще, я был на каком-то необычном представлении, не рядовом.  Аншлаги сопутствуют всем спектаклям театра, но такого аншлага я давненько не видел.  Все проходы были заставлены стульями, и на лестнице стояли люди и где-то сзади тоже стояли какие-то люди. И из-за портьер выглядывали люди, стоящие в фойе. Этого мало, в зале оказалось много маленьких, юных зрителей на коленях мам и пап, и они совершенно не чинились, вскакивали с мест и смело вступали с актерами в диалоги, немало смущая их, но актеры, слава Богу не терялись, а отвечали и общались с залом довольно успешно. Хотя видно было, что это для них в диковинку. Например, когда король считает подвески он останавливается на счете десять. Двух подвесок, самых важных, мушкетеры пока не доставили, но из зала детский голосок подсказывает, как дальше надо считать: «Одиннадцать!» – кричит он.  Зал угорает от смеха. И детский голосок поддерживают другие детские голоса. Спору нет, после десяти идет одиннадцать. Актер, играющий короля, теряется, не знает, что делать. Спорить с детьми бесполезно, они перекрикивают все уговоры и резоны. И им дела нет, что недостающие подвески еще в пути.  Но, вот подвески приближаются, издалека, громко топоча по сцене. Подвески изображают балерины в пачках. А две последних изображают, переодетые в балерин мужчины.  Ну, вот, до двенадцати, с помощью зала, досчитано.  Королева, в который раз спасена.

Собственно, детально отточенную, сделанную роль в спектакле можно заметить в единственном количестве. Это галантерейщик Бонасье. Жилец отбил у него жену – Констанцу, а потом он, ничего не зная и не подозревая ни о каких дворцовых интригах, уличен в заговоре и отправлен в Бастилию. Его даже немного жалко, если бы не комичность всего спектакля и его фигуры в особенности. Довольно скучную сцену, в которой он пишет кардиналу донос на Д’Артаньяна и собственную жену, актер Иван Арнгольд превращает в целый уморительный спектакль. Весь зал начинает ему подсказывать как писать слово «высокопреосвященный». И детские голоса тут берут верх.  И даже путем голосования не удается добиться согласованности с грамматикой.

И конечно, победная песня, заученная наизусть: «Пора-пора-дуемся на своем веку» на финал. И все счастливы. Вообще, театр, какое изумительное искусство. Спектакль дает грандиозный подъем настроения. И откуда это берется?  Мне спектакль совсем не понравился, но какой бы я не был скептик, невозможно не почувствовать, как меняется настроение, а какими средствами, необъяснимо. И жизнь становится неузнаваемой. Все обретает смысл и главное, появляется неизвестно откуда надежда, и хочется, вместе с детьми хлопать в ладоши.

 

Два театра

 

На спектакли к Никитским воротам я шел от Пушкинской площади и все дни замечал мертвую тишину у МХАТа им. Горького.  Театр отдали на разорение новому директору, и он умудрился не только быстро разогнать предыдущую команду, но и отвадить от театра зрителей.  Партер не заполняется в театре даже на лучшие спектакли, – «Лавр» даже на премьеры, – «Женщины Есенина». А Новая сцена «У Никитских ворот», совсем небольшая по сравнению с объемами МХАТа, всегда полна и билетов никогда нет.  И в принципе, заполнить огромный зал МХАТа на мюзиклы Марка Розовского, как мне кажется, дело совсем не мудреное. Владимир Кехман закрыл множество спектаклей, например, уникальный спектакль, посвященный Царю-мученику, в котором, впервые, наверное, в истории русского театра на сцене весь спектакль – православный священник. Он и рассказчик, и ведущий. Не только спектакли, закрыты целые проекты, например, «МХАТ – танцы».  Проект, знакомящий зрителей с современным модерн-балетом.

Есть у Марка Розовского фирменные приемчики, от которых зал просто воет от восторга. Например, Миледи предлагает Д’Артаньяну уехать и перечисляет разные страны, пока не называет Россию. И вместо того, чтобы ее заколоть, он спрашивает: «Сейчас пускают туда?» «Я устрою» – отвечает Миледи. Или в спектакле «О, милый друг» Альфонс – Жорж Дюруа прежде чем поцеловать очередную любовницу, спрашивает: «А вы сделали вторую прививку?». Или, когда надо расстаться с уже опостылевшей любовницей, он предлагает ей сохранять рекомендованную Минздравом «социальную дистанцию». В спектакле «О, милый друг» по роману Ги де Мопассана очень четко прочерчена социальная линия, что несколько неожиданно, я полагал, что режиссёр и автор спектакля остановятся на фривольных страничках. Социальная линия продолжится даже и после того, как повествование о восхождении во власть порочного человека закончится.  Жорж Дюруа часто держит в руке как бы томик Мопассана. И в конце он берет его в руки и, обращаясь к писателю, объясняется ему в любви, благодарит, что он его прославил.  Правда, сожалеет, что он его и вывел на чистую воду и обесславил одновременно. В свою защиту Жорж приводит язвительный аргумент: «Вам Эйфелева башня тоже не нравилась, вы бежали от нее и сошли с ума, а потом вообще умерли. А Эйфелева башня стоит и стала символом Франции. И я жив до сих пор». 

 

Не предполагал, что когда-нибудь увижу такое кощунство

 

В аннотации к мюзиклу «Тайна Распутина» сказано, что театр обращается к чувственному восприятию «зрителей, для которых всегда важно знать правду о своей стране не понаслышке». 
Вряд ли кто-то в здравом уме придет на мюзикл, чтобы изучать историю России, а тем более, узнать «правду о своей стране не понаслышке», а так сказать, вчувствоваться в историю. Но все равно, после балета и арий, спетых приятными баритонами и альтами, мутный осадок остается. В мюзикле повторены все сплетни о Распутине, все сплетни о царской семье, которыми была наводнена желтая пресса накануне революции. Смысл русской истории, рассказанной Марком Розовским сводится к очень банальным положениям.
Бандит и развратник Распутин одурил царскую семью. Царь и царица целовали ему ноги и вставали на колени. Распутин в знак власти кладет руку на голову коленопреклоненного царя.  Фрейлин двора, княгинь и герцогинь, всех, Распутин перетрахал, устраивая с ними массовые оргии. Соответствующие эпизоды с песнями и танцами присутствуют. Царь слабовольный и бесхарактерный, но доброго сердца, искренне доверяет Распутину и следует целиком его указанием в управлении государством. Такая сценка для примера. Заламывая руки, царь в отчаянии вскрикивает: «Немцы наступают, Вильгельм взял Варшаву. Что делать? Что делать? Немец наступает». И тут входит Распутин. Просто анекдотично. Скорее, чудовищно, так же, как и мизансцена, в которой Царь и Царица встают на колени перед Распутиным и целуют ему ноги. Не верю собственным глазам, но такая мизансцена есть. И кланяются, и целуют ноги. Мало того, это не единственный эпизод, и опять Царь с Царицей делают земные поклоны перед ним и Распутин, в знак власти, кладет руку на голову царя. Совершенно не предполагал, что когда-нибудь увижу такое кощунство.  Распутин учит и генералов: как воевать и куда наступать.

Сцена из спектакля: Распутин благословляет стоящего на коленях Царя-мученика, Николая II. 

Ну, и финал, – государь на коленях, молится кому-то. И хор поет куплеты и стишки вроде: «Сломана палка, а монарха жалко».  И это для убедительности повторяется трижды. И хором, и сольно, и шепотом. Таков вывод, такова мораль. А что такое палка? Это, оказывается, символ власти – скипетр. И подобными стишками напичкана эта музыкальная стряпня. Начинается спектакль так: «Не верю я в империю!»  По-моему, гениально для капустника или для Клуба веселых и находчивых.

О спектакле и вообще не стоило бы писать, если бы на премьере целых два ряда не занимали курсанты какой-то очень престижной военной академии. Все они отличались отменным ростом, не ниже 180 см. Если хоть что-то из этого мюзикла они усвоят, как взаправду бывшее, то это будет государственная диверсия.

Приведу короткие исторические выписки для убедительности.

«По обязанности своего положения они (Царь и Царица) неоднократно устраивали негласные проверки достоверности полученной информации о Распутине, и каждый раз убеждались, что это клевета».
«Все существующие ныне сочинения и статьи о Распутине являются пересказом в разной комбинации одних и тех же легенд и анекдотов в духе революционной обличительности, большая часть которых не что иное, как откровенный вымысел и фальсификация».
«По сути дела, был создан миф о Распутине, миф, имеющий целью очернить и дискредитировать Россию, ее духовное народное начало».

Это цитаты из сочинений настоящего ученого, историка Олега Платонова.
И из газет.

«Думаем, что мы не будем далеки от истины, — писала в 1914 году газета “Московские ведомости”, — если скажем, что Распутин — “газетная легенда” и Распутин — настоящий человек из плоти и крови — мало что имеют общего между собой. Распутина создала наша печать, его репутацию раздули и взмылили до того, что издали она могла казаться чем-то необычайным. Распутин стал каким-то гигантским призраком, набрасывающим на все свою тень”.


“Зачем это понадобилось?” — спрашивали “Московские ведомости”, и отвечали: “Он нужен был лишь для того, чтобы скомпрометировать, обесславить, замарать наше время и нашу жизнь. Его именем хотели заклеймить Россию…»

И письма Царя говорят совсем о другом!
Переписка Александры Федоровны с супругом Николаем Александровичем опубликована, прокомментирована, и она искореняет многие домыслы; как только она вышла, я жадно накинулся на нее, желая узнать вернейшие ответы на вопросы.  И узнал. И выписал себе краткую фразу Государя на просьбы жены исполнять советы Распутина, касающиеся высоких назначений и политических вопросов. “Только, прошу тебя не вмешивать нашего Друга. Ответственность несу я и поэтому желаю быть свободным в своем выборе” (10 ноября 1916 г.). Вот настоящее отношение Царя к Распутину. “Не вмешивать…” его в дела государства.

И дом Ипатьева в подвале которого совершено ритуальное убийство Царской семьи, и Ганина яма, и Поросенков лог, где косточки Царской семьи травили кислотой, растоптали, смешали с болотной жижей, вопиют об этом кощунстве.
Синод, в конце концов, комиссия по канонизации, тщательно, в который раз, изучила все обстоятельства жизни и казни Царственных мучеников и не нашла никаких препятствий для канонизации в лике святых всего семейства.
И, в конце концов, сама икона царя-мученика, объездившая всю нашу страну, источавшая потоки мира – ароматное облако окружало икону больше года, любой неверующий мог прикоснуться к ней, убедиться в святости…

Но ничего не останавливает кощунников. Ничто и никто не чинит им препятствий.

К актерам претензий нет. В их профессионализме нет повода усомниться.
К ариям царя-мученика тоже замечаний нет, у актера приятный баритон, доступны очень высокие ноты. Тексты куплетов, мы, к счастью, плохо слышим, как это и бывает во всех операх. К фрейлинам претензий нет тоже. Ноги, которыми они обхватывают Распутина, длинные и стройные, актрисы молоды и приятны на вид.

Я не предлагаю закрыть этот спектакль, но предлагаю, чтобы перед такими псевдоисторическими спектаклями театр обязывался публиковать информацию, прямо в афишах и программках.  Например, так: «Всё, что вы здесь увидите, является измышлением создателей спектакля. А именно – ложью». И, конечно, государство, если оно хочет и дальше существовать, а не разлагаться, не должно финансировать подобные подрывные прокламации и откровенную галиматью.

Повторюсь: я не хочу, чтобы этот, с позволения сказать, мюзикл, лубок, был закрыт, запрещен, нет! Но он должен быть разоблачен по всем каналам ТВ. Каждая деталь должна быть обсуждена, каждая мысль оспорена, каждая ложь выявлена и заклеймена.

Непонятно, как из улыбчивого, веселого человека, такого прекраснодушного, компанейского, может вылезать настоящий сатана, бес-клеветник и так безбожно гадить на самые трагические и святые страницы нашей истории. И еще невероятнее, до какого состояния надо довести наше общество, чтобы мы не могли об этом открыто говорить. Почему мы не можем это изобличить?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.