Ме­ло­дра­ма от Фин­че­ра

№ 2009 / 8, 23.02.2015

Но­вый фильм Дэ­ви­да Фин­че­ра «За­га­доч­ная ис­то­рия Бен­д­жа­ми­на Бат­то­на» ока­зал­ся до­воль­но не­о­жи­дан­ным хо­дом с его сто­ро­ны.

Новый фильм Дэвида Финчера «Загадочная история Бенджамина Баттона» оказался довольно неожиданным ходом с его стороны. Предыдущие работы знаменитого режиссёра, например «Семь», «Игра», «Бойцовский клуб» или «Зодиак», никак не указывали, что Финчер способен снять мелодраму. А «Бенджамин Баттон» именно мелодрама, хотя и заявлена в другом жанре. Причём мелодрама эпическая, её повествование охватывает промежуток времени длиной в жизнь и длится три бесконечных часа.





Чтобы понять секрет успеха «Бенджамина Баттона» и его мелодраматическую составляющую, необходимо просмотреть его в многолюдном кинозале. Вернее, даже не его – сам фильм можно и не смотреть – внимание следует обратить в первую очередь на зрителей. И тогда глазам открывается удивительная картина – почти вся женская половина зала, от начала до конца действия, горько обливается слезами. А после завершения сеанса, в длинных очередях в туалетные комнаты, в кафе и вообще по всему кинотеатру вы встречаете зарёванных девушек, как говорится в одной песне, «вся в слезах, и губной помаде перепачканное лицо». При этом на их лицах написан такой глубокий драматизм, что невольно сопереживаешь – что за горе случилось с юным созданием? Бросил молодой человек во время просмотра со словами: «Знаешь, дорогая, я тебя, конечно, люблю, но всё, с меня хватит загадочных историй Бенджамина…»? Или сломался ноготь? Или потерялась серёжка? Но нет. Со всеми ними случилось одно и то же, а именно – «Бенджамин Баттон».


Так в чём же заключается демоническая технология Финчера, сделавшего такое со слабым полом? Ведь вроде бы за три часа на экране ничего кроме банальностей и романтических штампов не происходит. Чтобы выяснить это, обратимся к сюжету.


Фильм сделан на основе юмористического рассказа Френсиса Скотта Фицджеральда «Забавный случай с Бенджамином Баттоном». В семье производителя пуговиц появляется на свет младенец в облике страшного старичка. Его мать умирает при родах, взяв с отца обещание, что тот будет заботиться о ребёнке. Однако отец, потрясённый видом новорождённого, подбрасывает его в приют для престарелых. Новыми родителями маленького Бенджамина становятся добродушные афроамериканцы.


Роль Бенджамина исполняет Брэд Питт, причём, надо отдать должное мастерским спецэффектам, он узнаваем даже в облике морщинистого, убелённого сединами старика. Сюжет построен на том обстоятельстве, что с годами главный герой постепенно молодеет. Первые годы жизни он проводит в инвалидном кресле, он не умеет ходить, и все принимают его за старого джентльмена, которому наверно девятый десяток пошёл. Однако маленькая девочка Дейзи (впоследствии выросшая в Кейт Бланшетт), догадывается, что он не так стар, как кажется. Они влюбляются друг в друга, и сюжет их любви, собственно, составляет основу фильма. В то время как она, подобно всем другим людям, взрослеет и стареет, он, наоборот, молодеет.


Любопытен способ повествования. Будучи уже старой женщиной, Дейзи, умирая в больнице, рассказывает дочери (Джулия Ормонд) о своей любви. Периодически она просит дочь читать вслух дневник самого Бенджамина. Когда действие происходит в больнице, в фильме присутствует ещё один сюжет – надвигается сильный ураган. Мотив бушующей стихии довольно навязчив, он вклинивается в общую канву, претендуя на самостоятельность и значимость. Однако не понятно, каков денотат этого знака – выражение есть, а вот содержание под вопросом. И даже если оно есть, то представляется плохо мотивированным. В ожидании шторма персонал нервничает, сомневается, эвакуировать больных или нет, пройдёт ли шторм мимо или не пройдёт. Не до конца ясно, зачем Финчеру понадобился этот ход, поскольку в финале он никак не отыгрывается, его семантика не ясна.


Жизненные пути влюблённых расходятся – он много лет работает на рыболовецком судне, под командой харизматичного вечно пьяного капитана-художника, она – танцовщицей. Образ капитана – один из наиболее удачных в фильме. Как-то в борделе, куда он притащил старика Бенджамина лишаться девственности, он рассказывает ему о том, что всегда мечтал стать художником, хотя его отец был против этой затеи. И несмотря ни на что стал им – своё тело он разукрасил татуировками, и теперь его картины всегда вместе с ним. Мораль он выводит следующую – всегда надо добиваться своей цели. При этом его не смущает, что всё-таки он стал не художником, а спившимся капитаном рыболовецкого судна. Однако смех по этому поводу утихает, когда понимаешь, что сам главный герой, жизнь которого подана Финчером с изрядным пафосом, вообще никем не стал.


Во время своих путешествий Бенджамин влюбляется в женщину (Тильда Суинтон), которая значительно старше его годами, но не внешностью. Их любовь кратковременна, она обрывается так же внезапно, как и началась. В конце концов один трагический случай вновь сводит Баттона с Дейзи, однако теперь она уже выглядит старше его, а он совсем почти превратился в нормального Брэда Питта. Вот здесь-то потихоньку и приоткрывается дверь к разгадке секрета этого фильма. Тот факт, что любовь главного героя всегда оказывается старше его, ставит их в определённом смысле в отношения сына и матери. Главный герой необратимо молодеет, он становится всё более беспомощным, и, превращаясь в ребёнка, впадает в маразм, в то время как стареющая Дейзи заботится о нём, качает на руках, кормит с ложечки. Фабула недвусмысленно провоцирует материнский инстинкт, независимо от возраста присущий почти каждой женщине. Поэтому не удивительно, что женская половина зрителей, поражённая фильмом в самую свою суть, переживает в результате сентиментальный катарсис.


Отдавая должное режиссёру, стоит сделать вывод, что он виртуозный препаратор человеческих душ и знаток психологии, его расчёт на женскую аудиторию оказался безупречно верен. Однако является ли плюсом тот факт, что он заявил о себе как о мастере мелодрамы, – это ещё вопрос.




Режиссёр: Дэвид Финчер


В ролях: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Тильда Суинтон, Эль Фэннинг, Джейсон Флеминг, Джулия Ормонд, Элиас Котеас


США, 2008, 166 мин.


Иван Гобзев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.