5642

Флаг «ЛР» на вершине Эльбруса

Рубрика в газете: А вам слабо?, № 2019 / 19, 24.05.2019, автор: Егор КУЛИКОВ

Альпинисты, как и все те, кто граничит с риском, люди довольно суеверные. Наверное, поэтому они не покоряют горы, а просто восходят на вершины. Просто добираются до высшей точки. Горы стояли много тысяч лет до нашего прихода и простоят ещё больше.
А вот мы уйдём. И останется от нас только память.

Изначально идея покорить (да-да, тогда мы употребляли именно этот термин) Эльбрус не казалась нам какой-то грандиозной, сложной или невыполнимой. Наоборот, интернет твердил нам, что ежегодно на вершине бывает множество людей. А заманчивые объявления обещали подъём даже самым неподготовленным и совсем неопытным людям, которыми мы и являлись.
Решили, что раз так всё просто – значит, можно и не готовиться. Как вы можете догадаться, первая попытка была провальной. Мы не покорили Эльбрус. А вот Эльбрус – покорил нас.

Покорил своей безграничной красотой. Чистым, пьянящим воздухом. Горными просторами. Покорил и чувством жизни. Именно чувством, и никак иначе. А стоило нам вернуться домой, всё стало казаться самым лучшим и самым прекрасным сном. И прошло немало времени, прежде чем пришло осознание, что это был не сон. Это было на самом деле. И это чудо действительно существует на земле. И ты видел его. Ты прикасался к нему.
Спустя три года мы вновь стояли у подножия – в посёлке Терскол.
Эти года не прошли даром. Мы готовились.
Готовились физически и морально.
Кратко охарактеризую обязательные условия для повышения шансов.
Первое: необходимо обладать хорошей физической формой. Пробежать десять километров не должно составлять для вас особого труда.
Второе: хорошее снаряжение и умение им пользоваться.
Третье: моральная готовность.

Четвёртое: понимание того, что пик Эльбруса – это не прогулка по заснеженным склонам. Это действительно опасное путешествие. Ежегодно на Эльбрусе погибает около 10-15 человек.
Что говорить, если за день до нашего восхождения погиб альпинист.
Многие опытные гиды именно это и отмечают в Эльбрусе. Его скрытую опасность. Кажется, что всё просто, но на деле, всё может оборваться в один момент.
Даже если вы с лёгкостью пробегаете двадцать километров, умеете пользоваться экипировкой – это не даёт вам гарантии того, что вы поднимитесь на вершину.
Основные преграды – это, конечно же, погода и горная болезнь. Погода на высоте меняется в считанные минуты. А от горной болезни, или, по-простому, горняшки, никто не застрахован.
Но, чтобы долго не тянуть, приступим к нашему путешествию.
Для того, чтобы минимизировать ущерб для организма и дать ему немного привыкнуть к местному климату и разряженному воздуху, обычно делают акклиматизационные выходы. По сути, это банальный набор высоты, который с каждым разом должен становиться всё выше и выше. Именно это помогает организму не сойти с ума на высоте.
Терскол расположен примерно на 2300 метров над уровнем моря. Наши акклиматизационные выходы были до 3200 метров в первый день и до 3700 метров во второй. После мы переехали жить на 3700 в так называемые бочки. Эти самые бочки вновь стали для нас отправной точкой. Первый день 4300 метров, второй день дошли до скал Пастухова – высота 4800 метров. Затем день отдыха и штурм.
В итоге путь до вершины занял около двенадцати часов, а спуск около шести. Но обо всём по порядку.
Отбой в пять вечера, подъём в десять. Как раз – два часа на так называемый «завтрак» и время на одевание. Кстати, одеться в полную экипировку занимает от получаса до полутора часов.
В полночь с седьмого на восьмое мая мы выдвинулись на вершину. Погода стояла идеальная. Было тепло и ясно. Бесчисленное множество звёзд наблюдало за нами свысока. А мы, под светом налобных фонариков, медленно двигались к вершине. Те, кто в горах бывает впервые, часто не могут понять, как вообще можно двигаться на высоте, если пульс в покое составляет примерно 80-90 ударов в минуту. Устаёшь за считанные секунды, сделав всего десять-пятнадцать шагов. На самом деле всё довольно просто. Как я сам для себя прозвал это свойство – верблюжий или черепаший ход. Лучше двигаться медленно, но долго, нежели рвать кусками дистанцию.
Ближе к утру мы достигли скал Пастухова (высота 4800), где был большой привал. В моём рюкзаке, помимо необходимых вещей, был ещё и фотоаппарат, который я нарочно носил с собой всегда и везде. Признаю, что из-за усталости у меня не всегда получалось делать хорошие кадры. Ещё в моём рюкзаке, конечно же, был флаг «Литературной России» и один из номеров, который я планировал развернуть на вершине и сделать отличный снимок.
После удивительного рассвета нас ждало удивительно сложное приключение. Дальнейший путь пролегал по очень крутому склону. Вечные ветра не дают снегу задерживаться, отчего одних лишь кошек на ботинках не хватает. В таком случае в дело вступают ледорубы.
Отрезок в 100 метров по вертикали мы преодолевали более полутора часов. Но и это было не самым сложным.
Чем выше поднимаешься, тем тяжелее двигаться. Тем больше организм затрачивает сил на самые простые движения. Свыше пяти тысяч метров человеческий организм не способен восстанавливать силы. А мы были как раз на этой высоте.
Дальше нас ждал ещё один довольно сложный и опасный участок под названием – Косая полка. Это длинная тропа под наклоном градусов в тридцать, местами занесённая снегом, местами состоящая из бутылочного льда. Справа первая вершина Эльбруса, а слева снежная пропасть.
Благо нам повезло с погодой, и ветра не было вовсе. Ещё одним большим плюсом было то, что за сутки до нашего путешествия прошёл обильный снегопад, и льда на пути попадалось не так много.
Около девяти часов утра мы достигли очередной точки под названием Седловина. Это небольшая низина между двумя вершинами. Именно здесь делают максимально долгую остановку перед окончательным подъёмом на вершину. И именно здесь я почувствовал влияние горной болезни на мой организм.
Это довольно странное чувство. Помимо головной боли, что пульсирует в висках при нагрузках и лёгкой дезориентации, есть самое страшное – это ощущение мнимого контроля. То есть, кажется, что ничего не изменилось и ты всё контролируешь, но это не так. Это и есть самое страшное. Благо рядом были товарищи, которые присматривали за мной. И, по иронии судьбы, чуть позже, уже я присматривал за товарищами, потому как и они ощутили на себе влияние горной болезни.
Отдохнув на Седловине около часа, мы оставили вещи и, вооружившись ледорубами, отправились на вершину. В тот момент я думал, что всё самое тяжёлое уже позади. Нам оставалось пройти какие-то жалкие 350 метров по вертикали, и мы наконец-то достигнем вершины. Я ошибался. Эти метры оказались тяжелее, чем всё предыдущее путешествие.
Нам пришлось воспользоваться обвязками и карабинами, потому как на этом отрезке есть место с очень ёмким, но не совсем красивым название – «трупосборник».
Наша тропа пролегала по крутому склону с наклоном почти в сорок пять градусов, а порой и того больше. И далеко внизу виднелись чёрные клыки скал того самого «трупосборника». Стоит не зацепиться карабином или случайно сорваться, и у тебя в запасе будет несколько секунд, чтобы зарубиться ледорубом. Если за несколько секунд этого сделать не удалось, то, как сказал один местный гид – «Расслабьтесь и оставшееся время любуйтесь красивыми видами».
Кстати, о видах. К этому времени вершину слегка затянуло туманом или, как там говорят, Эльбрус надел шапку. И чем выше мы поднимались, тем холоднее и ветренее становилась Эльбрусья шапка.
Буквально на последнем издыхании мы забрались на вершину, которая встретила нас снежной крошкой и шквальным ветром. К сожалению, я едва смог развернуть и удержать флаг «Литературной России». О том, чтобы присесть и с интеллигентным видом почитать свежий номер газеты, я и подумать не мог. Никогда в жизни я не был настолько измотан. Казалось, что сил хватило только до вершины. А вниз… об этом я старался не думать.

К сожалению, кроме белой пелены и небольшого постамента мы ничего не видели. Я ожидал бескрайние виды до горизонта, а досталось то, что досталось.
Спускались мы при снежном буране и нулевой видимости. Эльбрус отпустил нас, но забрал наши сердца. А мы оставили в памяти это замечательное и порой весьма опасное путешествие.
Осознание того, что я побывал на вершине, пришло много позже. А вот желание вернуться появилось в первый же день нашего отъезда.
Наверное, многие подумают, что я немного сумасшедший, как и все те, кто рискует жизнью ради… ради чего? Самоудовлетворения или гордости? Что влечёт в эти нечеловеческие условия жизни? И что толкает на вершины?
Я отвечу честно – красота. Пожалуй, только ради безграничных горных красот стоит посещать подобные места. Взойдёшь на какую-то вершину, окинешь взглядом горизонт и видишь зубья заснеженных скал. Видишь снежные лавины, что волнами скатываются с противоположного хребта. Слышишь грохот камнепада. Дышишь этим воздухом. Так бы и стоял. Так бы и смотрел. Ведь всё, абсолютно всё уходит на задний план. Всё остаётся где-то там – внизу. А здесь только ты и только горы!
Не могу не упомянуть строчки В.С. Высоцкого: «Но спускаемся мы – кто на год, кто совсем…»
Очень надеюсь, что я спустился для того, чтобы снова вернуться и посетить другие вершины. И надеюсь, что Эльбрус – это лишь первая ступень и первое достижение для меня и для флага «Литературной России».