Рубрика в газете: Мы - один мир, № 2023/42, 26.10.2023
Русский читатель Шакарима пока ещё не знает. А с другой стороны, откуда ему знать этого великого казахского поэта, если он много десятилетий нигде – подчеркну: нигде! – не упоминался. После трагической гибели художника, случившейся в 1931 году, его имя оказалось под строжайшем запретом. Правда, каким-то чудом 14 стихотворений Шакарима в 1978 году в переводах Всеволода Рождественского и Владимира Цыбина попали в томик «Поэты Казахстана», выпущенный в малой серии «Библиотеки поэта». Так бездарные литгенералы, поддерживаемые недалёкими литературоведами в штатском, это издание попытались сразу же объявить диссидентским. А ведь в тех стихах, которые ленинградские издатели отобрали для перевода, никакой политики и крамолы не было. В них только воспевалась любовь и осуждались измены.
№ 2023/42, 26.10.2023
Стилистические взмывы начала ерофеевской повести, звуча антипафосом, живописуют сложный конгломерат чувств, вмещённый в грудную клетку героя: нежного и ранимого, слабого и жалкого, готового употреблять любые одуряющие вещества, чтобы забыться, отъединиться от действительности, постоянно норовящей принять форму бреда. Бреда, не подразумевающего победы – однако, она Ерофеевым одержана: ибо поезд Москва-Петушки едет себе и едет, всё новые читатели-почитатели садятся в вагон, и то, что автора именуют ласково – Веничка: свидетельствует о многом. Есть в этом уменьшительном нечто жалкенькое, из Достоевского, от Макара Девушкина, что ли… Полстраны ехало в такой электричке…
№ 2023/42, 26.10.2023
Это картина Барнета Ньюмана – известного американского художника из семьи еврейских эмигрантов из Польши, одного из наиболее раскрученных представителей абстрактного экспрессионизма (характерно громкая и, если вдуматься, в сущности, бессмысленная дефиниция). По мнению обывателей и ловко, не без выгоды тиражирующих эту пошлость культуртрегеров, «о вкусах не спорят!». Но, позвольте, вся наша сознательная жизнь (если только она сознательная), есть не что иное как выбор, а стало быть, постоянный спор о вкусе. Но пусть их… не об этом сейчас разговор, в конце концов нашёлся же пожелавший остаться инкогнито (ещё бы!) чудак (сами знаете на какую букву), купивший этот самый «Свет Анны» (так звали почившую мать художника) за 105,7 миллионов долларов...
№ 2023/42, 26.10.2023
Недавний очередной штраф иноагента Тамары Эйдельман заставил вспомнить об её отце Натане, а по ассоциации – о его переписке с Виктором Астафьевым, знаковом событии ранней перестройки. С тех пор прошло 37 лет. То есть 1986 год находится на таком же временном удалении от нас, как и от 1949 года. Невероятно!.. Напомню вкратце канву истории. Астафьев публикует в мае 1986-го в журнале «Наш современник» рассказ «Ловя пескарей в Грузии», вызвавший сперва протест грузинских литераторов на общесоюзном писательском съезде, а после отповедь Эйдельмана... Что же так возмутило в астафьевском рассказе, и почему «переписка» вызвала резонанс в московских окололитературных кругах?
Рубрика в газете: Проза, № 2023/42, 26.10.2023
Началась СВО. ДНР и другие русские земли наконец вошли в состав родной матушки России. Люди ликовали. И ждали конца обстрелов со стороны Украины. Но всё НАТО жаждало смерти русских стариков, детей, женщин. И за всеми этими белыми с виду людьми, отягощёнными «Бременем белого человека», стояла огромная фигура людоеда. Америки. Подгонявшей стадо европейцев к массовому геноциду, к убийствам. Кровь продолжала литься, и гибли мирные жители, и до Победы было ещё далеко. Эти якобы люди затягивали войну изо всех сил и не давали прийти миру на донецкую землю. Часть земель переходила из рук в руки, и та, где стоял детский дом и где жила Сашенька, оказалась под «укропами», как все здесь их называли...
Рубрика в газете: Мы - один мир, № 2023/42, 26.10.2023
Тарлан стоял, не двигаясь. Внутри у него кипело, он ненавидел себя за то, что ничего не может сделать, и желал, чтобы одна из свистящих над головой пуль попала в него. «Тогда, может быть, они отпустили бы Дильбер… Нет ничего подлее, чем негодяй с оружием в руках… Вот бы срикошетила одна пуля и попала в меня…» Но он знал, что этого не будет. Ведь чандар был деревом жизни. Оно, получая раны, роняло с себя ветки и листья, на нём, пуская струи дыма, сгорали лоскутки. Издавая недовольно гудящий звук, дерево принимало на себя пули, одни из них оставались в нём, другие, пронизывая его, улетали, но оно в своей громадности стояло непоколебимо, охраняемое мощными корнями, крепко уходящими в землю, они как будто сильнее чувствовали жажду и больше вбирали в себя воду, о чём говорило то, что в ключе прибавилось воды, которая порой и фонтанировала...
Рубрика в газете: Взгляд из Румынии, № 2023/42, 26.10.2023
Дорогая редакция! По традиции посылаю Вам своё стихотворение. Буду рад, если Вы сочтёте возможным его напечатать. Я по-прежнему в Бухаресте, уже пятый год делаю сайт "Вести из России" на румынском языке. В сентябре местные власти его закрыли, без объяснений. Пришлось изменить его адрес на этот: www.vestidinrusia.com (расширение .com вместо расширения .ro)...
№ 2023/42, 26.10.2023
Накануне Россия отмечала День подразделений специального назначения. А я вспоминал его. Боевого офицера, прошедшего «горячие точки», майора спецназа ГРУ, писателя, настоящего мужика Карена Таривердиева. Сына известного композитора Микаэла Таривердиева, который каждому советскому человеку знаком по прекрасным мелодиям, песням, музыкальным шедеврам. А Карен был иным. Простым, отважным и бесстрашным. Сам сделал свою уникальную военную биографию, абсолютно не позволяя вторгаться в неё своему знаменитому отцу.
№ 2023/42, 26.10.2023
В издательстве «Б.С.Г.– Пресс» вышла книга эссеиста и публициста Евгения Беня «Этюды московского наблюдателя. Избранные эссе и смыслы» (М., 2023). В пятую книгу известного российского литератора вошли эссе, литературоведческие исследования, воспоминания, публицистические статьи, интервью, в разные годы публиковавшиеся в российской периодике (в том числе целый ряд в «Литературной России») и за рубежом. В целом же материалы, собранные в увесистый 400-хсотстраничный том, охватывают более четырёх десятилетий жизни автора. Подзаголовком названия на обложке значится: «Избранные эссе и смыслы».
№ 2023/42, 26.10.2023
23 октября 2023 года в ДК «Нефтяник» города Тюмени в ходе Филофеевских чтений митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий вручил медали святителя Филофея Тобольского и грамоты писателям, признанным лучшими в литературном конкурсе, который проводится вот уже четвёртый раз Тобольской митрополией и Тюменским отделением Союза писателей России, при поддержке Сургутнефтегаза. Медаль святителя Филофея митрополита Тобольского, Архиерейская грамота, икона вручены Новикову Андрею Вячеславовичу (г. Липецк), за сборник духовных стихов «Кормчий».
Рубрика в газете: Проза, № 2023/42, 26.10.2023
Отец Андрей чинил мучной короб. Шустрые мышата сидели по норным углам и только иногда опасливо выглядывали из прогрызенных нор, наблюдая за работой человека. «Ух, стервы, понагрызли тут», – беззлобно бормотал старый сельский священник. Ленивый кот отца Андрея, Василий, либо спал, либо противно орал, выпрашивая еды. Сейчас он как раз занимался своим первым из перечисленных основных занятий, и для окружающего мира кошачьи вопли пока только предполагались, а потому стояла усталая тишина. В молодости кот Василий выловил в округе всех крыс и теперь пребывал на заслуженном пенсионном пособии. Судя по поведению кота, пособие регулярно обязан был выплачивать продуктами питания не кто иной, как отец Андрей. Мыши не воспринимались котом всерьёз, потому они спокойно обустраивали свои семейные дела в большой домашней кладовой, иногда прогуливаясь и по сараю.
Рубрика в газете: Мы - один мир, № 2023/42, 26.10.2023
Неудержимое движение нашего сложного времени (а времена, как известно, не выбирают) только актуализирует возвращение истинных любителей поэзии из интернет-пространства к желанию хотя бы на вечер озвучить своим присутствием живое, всеобъемлющее поэтическое слово. В этом смысле 70-летний юбилей известного на Северном Кавказе поэта Мухамеда Огузова, считаю, удался.
№ 2023/42, 27.10.2023
У нашего интернет-портала очень много друзей. Чем мы очень гордимся. Один из них - философ, критик и писатель Михаил Бойко.
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2023/42, 28.10.2023
Отличительная черта авторского почерка Аллы Валько, ставшая её визитной карточкой, – искусное балансирование на рубеже художественного вымысла и документалистики. Эти два основополагающих жанра в её литературных произведениях временами могут разделяться, но чаще всего смешиваются в единую квинтэссенцию, где реальные воспоминания и впечатления дополняются плодами живого, богатого воображения.
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2023/42, 28.10.2023
В многочисленных списках номинантов и лауреатов национальных литературных премий нередко можно встретить имя талантливой петербуржской поэтессы, автора сборника лирических стихотворений «Пером и кистью о любви и красоте» Татьяны Долбенько. В аннотации к первой авторской книге, выпущенной Интернациональным Союзом писателей в 2019 году, стихи поэтессы сравниваются с произведениями классических мастеров мировой живописи – столь красочно Татьяна Долбенько умеет словом вырисовать каждую деталь, ювелирно воссоздать в воображении читателя яркий, запоминающийся исторический антураж, обрамляющий тонкость передаваемых чувств и игру эмоций.
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2023/42, 28.10.2023
Всего лишь век назад литература считалась сугубо мужским занятием, а пишущая женщина была скорее редким исключением из правил. И даже после того как женщины начали одна за другой уверенно входить в бескрайний мир отечественной поэзии и прозы, ещё долгие десятилетия бытовал стереотип о некоем наборе «женских» тем, в рамках которых представительницам прекрасного пола следует создавать свои произведения. Однако к сегодняшнему дню женщины-литераторы давно доказали, что широта их художественного мира охватывает все стороны жизни без исключения – от глубокой любовной рефлексии до сложнейших метафизических материй; от многоцветной палитры личностных переживаний до глобальных политических и общественных тем; от тонкого психоаналитического романа до масштабного исторического эпоса. Столь же всеобъемлющ литературный мир трёх талантливых авторов Нэлли Баевой, Ирины Ионовой и Светланы Бурашниковой, для которых неисчерпаемым источником вдохновения служит сама жизнь и вся многосоставная сложность окружающего мира.
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2023/42, 28.10.2023
Поэта из Санкт-Петербурга Бориса Нечеухина в кругу его постоянных читателей на литературном сайте «Стихи.ру» называют Мастером. Разумеется, в этом почётном звании есть и малая толика доброй шутки – как и в самих стихотворных произведениях автора, для которого юмор, ирония и самоирония вперемежку с горечью правды жизни стали главным творческим коньком, выгодно отличающим его на фоне многочисленных однообразных современных стихотворцев. Однако в то же время прозвище «Мастер» вполне заслуженно – перед нами действительно мастер своего жанра...
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2023/42, 28.10.2023
Прозаик по призванию и квалифицированный кинодраматург из Подмосковья Татьяна Трубникова уже многие годы совмещает плодотворное литературное творчество с успешной работой над сценариями популярных кинофильмов и телесериалов. Её сценарий «Игра вслепую» в 2003 году получил поощрительную премию от Фонда Ролана Быкова в рамках Конкурса сценариев фильмов для детей и юношества, а известный кинодраматург А. Н. Леонтьев привлёк её к совместной работе над сценарием сериала «Любовь слепа».