Ерундовое дело

№ 2010 / 27, 23.02.2015

На эта­же тре­ть­ем пе­ред мо­им взо­ром пред­ста­ли сти­хи г. Во­ден­ни­ко­ва:
Ах, жад­ный, жар­кий грех, как лев,
ме­ня тер­за­ет.
О! ма­туш­ка! как моль, мою он ску­шал
шуб­ку

5. Дмитрий Воденников как творец симулякров



На этаже третьем перед моим взором предстали стихи г. Воденникова:







Ах, жадный, жаркий грех, как лев,


меня терзает.


О! матушка! как моль, мою он скушал


шубку,


а нынче вот что, кулинар, удумал:


он мой живот лепной, как пирожок


изюмом,


безумьем медленным и сладким набивает


и утрамбовывает пальцем не на шутку.



О матушка! где матушка моя?



Отец мне говорит: Данила, собирайся,


поедем на базар, там льва степного возят,


он жаркий, жадный лев, его глаза


сверкают, –


я знаю, папа, как они сверкают, –


я вытрясаю кофту в огороде:


вся кофта съедена, как мех весной у зайца,


я сам как заяц в сладком половодье.



О матушка! где матушка моя?



А ночью слышу я, зовут меня: Данила,


ни мёда, ни изюма мне не жалко,


зачем ты льва прогнал и моль убил,


Данила? –


так источается густой, горячий голос.


Я отвечаю: мне совсем не жарко,


я пирожок твой с яблочным повидлом.


А утром говорит отец: Пойдём


в Макдональдс.



О матушка! где матушка моя?



Намедни сон сошёл: солдат рогатых рота,


и льва свирепого из клетки выпускают,


он приближается рычащими прыжками,


он будто в классики зловещие играет,


но чудеса! – он, как телёнок, кроток:


он тычется в меня, я пасть его толкаю


смешными, беззащитными руками,


глаза его как жёлтые цветочки,


и ослепляет огненная грива.



Но глухо матушка кричит из мягкой бочки:


Скорей проснись, очнись скорей, Данила.


И я с откусанным мизинцем просыпаюсь.


(Д.Воденников)



Это ли симулякр? Наверняка. Передо мной репрезентация, не копирующая, а моделирующая реальность. Ох, и сильное моделирование. Свои – над реальностью – новые смыслы. И я растерялся. Как симулякр должно чувствовать? Как-то по-особенному? Помня о его свойствах симулякра? Может, мне пора уже испытывать радость? Пока что этого нет. Хотя вселенская схватка с грехом, конечно, вызывает уважение. Ещё и матушка, та, что кричит из мягкой бочки, помогла. Но меня по-прежнему более волнует реальность вокруг меня, пусть не вселенская, но понятная и простая. Весеннее утро. Не «жаркий, жадный лев», откусивший лирическому герою мизинец, а мой рыжий кот, запрыгнувший на подоконник. Наверняка для того, чтобы симулякр почувствовать, требуется определённая подготовка, даже обучение. И ещё много внутренних усилий.







Автор Николя ЖИТТАРД
Автор Николя ЖИТТАРД





Есть фотография одна


(она меня ужасно раздражает),


ты там стоишь в синюшном школьном


платье


и в объектив бессмысленно глядишь


(так девочки всегда глядят,


и в этом смысле мальчики умнее).



Прошло лет 25


(ну 26 ),


и скоро почки жирные взорвутся


и поплывут в какой-то синеве.



Но почему ж тогда так больно мне?



А дело в том,


что с самого начала


и – обрати внимание – при мне


в тебе свершается такое злое дело,


единственное, может быть, большое,


и это дело – недоступно мне.



Но мне, какое дело мне, какое


мне дело – мне


какое дело мне?


(Д.Воденников)



Эх. Вроде и усилия для понимания этого симулякра приложил немалые. Г. Воденников спрашивает: «какое дело мне?», и я спрашиваю себя о том же. Вопросы за вопросами. Как вот понять: хороший это симулякр или плохой?







Когда мои стихи осыпятся во прах


/а это будет непременно,


и я хочу, чтоб вы об этом знали/,


тогда,


на гениальных их костях


/вам это тоже неприятно?/


я встану сам,


своими же ногами,


но встану я –


на собственных ногах.



Ну пусть не самых лучших,


да, не первый, –


(хотя и это, в сущности, неверно)


но это мой стишок,


мой грех,


мой стыд, мой прах.


(Д.Воденников)



Наверняка этот симулякр хороший. А может, плохой? Нет. Скорее всего, хороший. Или же любой симулякр – хороший? В силу того, что он не копирует реальность, а возвышается над ней? Я вконец запутался… Если симулякр хороший, лучше реальности, – спрашиваю я себя, – значит, мне захочется не покидать его, а остаться в нём навсегда?






Было горло красненьким, голодным,


прогорклым,


горькое, как масло, слепое, жадное горло –


жалким и жадным горлышко, как рыбёшка,


было,


всех проглотила жадная жалкая рыба.



А ты беги отсюда, вон пошёл, скотина,


хватай за жабры и бросай, как палку.


Но уже не рыба – слышишь, не голос


и запах рыбный,


а змея цветущая, голод её жалкий.



Уж и вьётся уж, всех сожрал, мокрый:


нет у него теперь ни снохи, ни свекрови,


ни свёкра.


Грабли взял – опоздал: не жало и жабры,


а глядит на тебя несчастная морда жабы.



Ам, – сказала жаба и съела тебя. Странно,


почему она плачет жемчужно и с тоски


зеленей лука,


почему она плачет жемчужно и ломает


зелёные руки:


нет у жабы ни брата, ни мамы,


ни любимого, ни любимой –


всех она съела, сука.



Всех она заманила в своё горькое,


горькое горло,


в рыбку свою, в свою змеиную трубку


и свистит теперь дудкой, и ей отвечает


гулко,


как в органе, то одно, то другое горло.



А твой звук – самый нежный,


самый высокий,


лежи без муки, пой высоко – будет


плакать тебе: скоро жаба разбрызжет


дольки,


полетят, как ракета, ноги её и руки,


полетят, как ракета, руки её и ноги,


выйдешь ты из неё, выйдут другие люди.


Май, – скажут, – ай; май, куличи да пасхи,


победили мы суку эту, рыбу, змею, жабу,



будем лапками в лапту играть; царские


примерять глазки.


А у меня горло болит: жалко жабу.



Взял я мёртвое горло, склизкую трубку


в тряпку


(тошнило меня, тряпкою взял, боялся),


вырыл ямку и горло укрыл в грядку:


спи спокойной, недолго уже осталось.


Третий день молчу, глотку покрыла корка,


болит, болит, братец, у братца твоего горло.


(Д.Воденников)



Нет уж. Остаться на территории этого симулякра не хочется. Более того. Напрашивается вывод, что с симулякрами иметь дело небезопасно. Со здоровьем могут быть проблемы. Не с головой, так с горлом, например. Из стиха я так и не понял: как может болеть у братца горло, если оно закопано на грядке? Вот когда сказываются прорехи в моём литературном образовании.


И снова о поговорках. Скажем, выбранных из симулякров г. Воденникова «симулякриках»:






я сам как заяц в сладком половодье



или:







йогурт знатный,


стал ревнив, как бык



или:







я пирожок твой с яблочным повидлом…



или:







любая женщина – как свежая могила



…Запомню – применю в разговоре. Если нравится женщина – можно сказать предпоследнюю цитату, если разозлила… Интересно: не будет ли проблем с авторскими правами? Г. Воденников может и предъявить.


Да что я так надолго остановился на одном месте? Вперёд по этажам Вавилона в поисках иных симулякров! Как вычислить симулякры? Я почитал литературу. Кроме главного свойства – репрезентации реальности – у симулякров немало отличительных свойств:


– Симулякр как сексуальность


– Симулякр как Хаос


– Симулякр как интертекстуальность или цитации


– Симулякр как интерес к тёмному, запретному, маргинальному


– Симулякр как ризома


– Симулякр как постмодернистская ирония


– Симулякр как карнавализация


– Симулякр как юродствование


– Симулякр как кокетство


– Симулякр как безличность, поверхностность


Похожу – поищу.



6. Александр Анашевич. Симулякр как сексуальность



Сексуальность в постмодернизме – понятие постмодернистской философии, фиксирующее в своём содержании характеристику человеческой телесности, открывающую возможность конституирования вариабельных культурно артикулированных практик (секс), организующих тем или иным образом процессуально понятую эротическую сферу человеческого бытия.



Или:



…трактовка секса как тотально физиологически детерминированного и потому константного феномена в классической культурной традиции сменяется в постмодерне интенцией на усмотрение в исторически конкретных конфигурациях сексуальных практик…


Немного запутано, но, в принципе, понятно. Яркую реализацию приведённых выше положений я нашел у А.Анашевича – этаж аж десятый:







а он тебя любил, лили Марлен


с огромным хуем до колен


он чемпион и бизнесмен


любовь и деньги на обмен


а он тебя ебал и убивал


а думал: поднимал


а думал: он подъёмный кран


такой рычаг и коленвал


прости ему тот карнавал


вы оба смотрите из сросшихся могил


в толпе других убогих и громил


ты умерла, умерила свой пыл


циркачка вечная


хозяйка клоунов, собачек и кобыл


а он тебя любил


а он тебя любил


а он тебя любил


(А. Анашевич)



Такая вот «сексуальная практика, усмотренная в исторически конкретной конфигурации». Да и в стихотворении г. Анашевича «Собака Павлова» «сфера эротики оказывается выведенной из-под тоталитарного диктата пенитенциарных моральных и религиозных кодексов, конституируясь благодаря этому в качестве одного из центральных предметов постмодернистских философско-культурологических аналитик».






Собака Павлова



Она не падала, не лаяла, не выла


выбежала из последнего вагона


ушла от деда, от бабки, от закона


сладкая сладкая жизнь: смерть, вилы


«не шерсть на мне, длинные длинные


волосы


чёрные человеческие волосы


не замёрзну даже на полюсе, –


говорила она павлову женским голосом, –


не замёрзну даже в сердце твоём


даже без сердца, под скальпелем


не замёрзну


мои волосы станут огнём


пылающая уйду от тебя на мороз,


на свежий воздух


павлов, ты злой, я не знала об этом,


любила тебя


я не любила в начале, потом полюбила,


потом разлюбила


всё от отчаянья, под капельницей,


день ото дня


думала и смотрела в глаза твои голубые


к скотоложству тебя, павлов, я знаю,


не принудить


ни к скотоложству, ни к замужеству, и даже


рюмочки не выпить на брудершафт


тебе бы только тельце моё на лоскуты


кроить


как потрошитель делаешь это


с нежностью, по-маньячески, не дыша


а у меня нет уже ни яичников, ни мозжечка,


ни селезёнки


нету глаза, берцовой кости, ушной


перепонки


полумёртвая стою, вся в зелёнке


кто меня, павлов, спасёт из этой воронки


я собака, павлов, собака, собака Павлова


не анна павлова, не вера павлова,


не павлик морозов


даже не лена из москвы, которая обо мне


плакала и


в сердцах называла осколочной розой


освободи меня, выпусти, пусть я стала


калекой


калекой не страшно, главное не кошкой


выпусти, дай мне под зад коленом


только очень нежно, любя, понарошку


чтобы я бежала бежала, летела словно


на крыльях


между машин, на свободу, на свалку,


в иное пространство


ты научил меня, павлов, любоваться всем


этим миром


таким волшебным, бескрайним,


прекрасным


(А.Анашевич)



Являются ли стихи г. Анашевича симулякрами? Несомненно. Например, в стихотворении «Собака Павлова» реальность не дублируется, а моделируется именно как «новая конфигурация сексуальных практик».


Перед тем, как двинуться дальше, запомню следующую фразу г. Анашевича:






к скотоложству тебя, павлов, я знаю,


не принудить


Может, когда пригодится. Только при употреблении данной фразы фамилию «Павлов» нужно заменить на фамилию собеседника. Например…


Данила Давыдов. Я обратил внимание на его симулякры, спустившись на этаж пятый. Увлекло сразу.



Леонид ШИМКО


Продолжение. Начало в № 26


(Продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.