Песни нужно уметь раскручивать

Рубрика в газете: Мало, но хорошо, № 2020 / 14, 16.04.2020, автор: Владимир КРЮКОВ

 

Владимир Михайлович КРЮКОВ – томский поэт,
соредактор
литературного журнала «Начало века».


– Ваша новая книга называется «Промежуток». Он – между временами года, стихами и прозой, Томском и Европой?..
– Скорее, между разными этапами жизни. Кстати, есть в книге повесть под названием «Утро вечера мудренее». Мало кому оно нравится. Но я перебрал массу вариантов – и все же остановился на этом. Есть в нем что-то такое, отвечающее понятию промежутка. Отослал эту повесть Алексею Николаевичу Варламову, известному прозаику, ректору Литинститута. Тот написал мне, что «начал читать – и не смог оторваться» (улыбается).
«Промежуток» – моя третья книга прозы. Здесь собраны тексты 2000-х, только один рассказ – 1993 года. Что-то из этой книги уже было опубликовано в журналах «Литературная учеба», «Москва», «Сибирские огни».
– А в «Сибогнях» печатают и ваши стихи…
– Да, в 2019 году прошла уже четвёртая подборка. Причём инициативу зачастую проявляла редакция, чему я несказанно рад. Правда, в последней подборке редактор отдела поэзии Марина Акимова отклонила два дорогих мне стихотворения. Я сперва переживал, а теперь смотрю – подборка выглядит цельной.
– Да уж, строгое обращение с автором журнала «Звезда»…
– В «Звезду» берут совсем мало, 3-4 стихотворения. Я как-то заикнулся на тему увеличения, так сказать, объёма. Так мне Алексей Арнольдович Пурин сурово ответствовал: «Забываетесь, Владимир Михайлович, мы вас и так регулярно печатаем…». После последней питерской публикации получил письмо от Александра Семёновича Кушнера: «Спешу вас обрадовать: прочёл в «Звезде» ваши стихи. Их немного, но все хорошие…»
– Вернёмся к томским реалиям. Как изменился журнал «Начало века» – от начальных лет двадцать первого века к последующим?
– Уже 14-й год пошёл журналу… Мне не очень нравится, когда к публикации нередко предлагаются тексты, скажем так, не самого высокого качества по соображениям доброго знакомства с автором. Между тем достойные авторы есть в той же Томской области. Во время недавней поездки в Колпашево, Парабель, Каргасок я встретил сразу нескольких интересных литераторов. Их произведения уже опубликованы в журнале.
На встречах с читателями я услышал просьбы печатать воспоминания людей, переживших страшные годы репрессий, ссылки. Я, конечно, с этим согласился. И люди прислали такие истории, которые ещё недавно только на кухне рассказывались. И вот теперь уже благодарят за публикации.
Какие ещё перемены? В последнее годы мы были вынуждены отказаться от цветных вкладок, где размещались работы замечательных томских художников – из соображений экономии средств, отпускаемых на издание журнала. Такое ощущение, что у нашего учредителя, областного департамента по культуре, сейчас другие приоритеты и нас финансируют по остаточному принципу…
– А как вернуть писательский авторитет? Неужели поэт Кушнер должен написать губернатору Жвачкину?
– Вы знаете, действительно, какое-то внешнее воздействие, может, и дало бы результат…
– Есть идея! Ежегодно Путин вручает Госпремии деятелям культуры. Как только президент наградит кого-то из томских литераторов, всё волшебным образом изменится!
– А нам – многим – уже вручены медали за вклад в развитие области… Но – воз и ныне там. В соседнем Кузбассе к писателям совсем другое отношение у власть имущих! Вот там поэтов и прозаиков любят и ценят.
Хотя два наших проекта под патронажем губернатора реализованы блестяще – это 14-томник «Томская классика», вышедший большим тиражом в 2017-м. После этого вышли ещё 10 томов современной томской поэзии и прозы, где представлены около полусотни авторов. Хотелось бы продолжения сотрудничества властей с писателями – идей у нас много. Аллея писателей на Белом озере, к примеру…
У простых читателей интерес к современной томской литературе есть – судя по тому, как ярко проходят наши творческие встречи в библиотеках города и области…
– О чём спрашивают?
– Просят рассказать о себе, затем внимательно слушают стихи. Мы предлагаем задавать вопросы. Спрашивают, конечно, о литературе. Но вот помню, встает женщина и говорит: «Поэзия это, конечно, хорошо – ну, а кто же будет решать наши проблемы?» Понятно, пенсионная реформа волнует больше…
– Ну и как, компетенции хватает на ответы?
– Не всегда, что скрывать. Размышляя о нынешнем состоянии общества, я всё чаще и глубже ухожу в себя… Трудно отвечать, чем руководствуется правительство, распределяя средства по отраслям.
– Любопытно, что этот вопрос адресуется писателям…
– Я ответил что-то о том, с каким удовольствием по телевизору показывают президента страны, инспектирующего ВПК: ракеты, флот, истребители… Лично мне непонятна любовь верховной власти к вооружению – реальных военных угроз России, как мне кажется, нет.
– К вопросу о властителях дум. За последнее годы не стало целой плеяды крупных томских писателей: В. Макшеева, Вл. Колыхалова, Э.Бурмакина, Б. Климычева… Просматривается ли талантливая молодёжь, способная прийти им на смену?
– Мне кажется, у нас дефицит новых ярких литературных имен – не только в Томске, но и в Сибири в целом. Недавно раскрыл кемеровский журнал поэзии «После 12»: почти все тексты – мимо меня. Хотя и молодежным словечком «отстой» определить это невозможно… Это другое понимание сути поэзии, простите высокий штиль. Помню давний разговор с Митей Коро, показавшим мне свои стихи. Говорю ему: «Не чувствую эмоционального всплеска, давшего рождение стихам». А он в ответ: «А разве это обязательно?»
Но рационально писать тоже плохо у ребят получается. Хотя, может, во мне дело? Вот и Бродский для меня уже не икона. Хотя как сильно поддерживал в трудные годы жизни, когда его тут у нас не печатали. На днях открыл «Пейзаж с наводнением», последний сборник его стихов – пролистал и закрыл: не цепляет совсем. А вот рациональную поэзию Ивана Жданова читаю с интересом. Вижу, как он мастерится – но, чёрт возьми, как искусно у него получается! Мне и другие метаметафористы нравятся – Ерёменко, Парщиков. А молодежь сейчас пишет будто бы по приколу. Очень заметно, что ей нечего сказать по большому счёту.
– Несколько лет на рубеже 1990-х вы возглавляли томское лито «Томь». Чем запомнилось это время?
– Было много всего неожиданного – благодаря большому числу талантов, собравшихся в «Томи». Брусьянин, Лисицын, Пименов, Клименко, Кириллова, Батурин, Филимонов, Зонов, Маликов, Яблокова … Горячо обсуждали стихи друг друга, статьи в газетах и журналах. В 2019 году я сколотил сборник воспоминаний участников лито и не без основания назвал его – «Лебединая песня».
– К вашему 70-летию снят документальный фильм. Что и кто в кадре?
– Этот фильм называется «Поэт из Томска». Его сделали старшеклассники из поселка Зональный. В 2018 году их фильм «О земле томской» взял приз на фестивале«Золотой витязь». Вдохновленные успехом, ребята стали искать другую тему – и вышли на меня. Провели у себя в посёлке творческую встречу со мной. Потом приехали в гости в мой посёлок Тимирязево. А третья встреча была в библиотеке на улице Сибирской, сняли и её. Добавили прямую речь профессора Суханова о моей скромной персоне. Из всего этого смонтировали 13-минутное кино.
– Вы преподавали в сельской школе русский язык и литературу – верно?
– Да, поехал по распределению. Интереснее всего было со старшеклассниками. На уроках мы беседовали о прочитанных книгах, писателях. Старался никого из ребят не выделять – это тоже важно. Со многими до сих пор поддерживаю отношения, у них взрослые дети, внуки. Один из моих учеников, Юра, почти 20 лет живёт в Германии. За это время в переписке я пристрастил его к современной литературе – Гандлевскому, Прилепину, Варламову, Улицкой. И вдруг Юра приглашает меня в гости! Я долго отнекивался – а потом купил билет до Гамбурга и прилетел, остальное было за его счёт. Свозил меня в город Любек. Он весь как старая немецкая сказка. А потом – в Швейцарию, а через французский Страсбург в Италию. Европа производит колоссальное впечатление, конечно.
– Замечательный пример на тему «учитель-ученик»! А сохранился ли феномен писательской дружбы? Есть разные периоды отношений между коллегами: схождения, расхождения, конфликты, примирения… Что расскажете об этом?
–- Самая долгая дружба связывает меня с Кушнером. Возможно, потому, что мы редко видимся, не конкурируем никоим образом (улыбается). Познакомились в 1974 году – скоро полвека уже! Это был довольно забавный случай. Я приехал в Ленинград, зашёл в редакцию журнала «Аврора», спросил телефон и адрес Александра Семёновича. Мне, естественно, отказали: ходят тут всякие… Вышел на улицу расстроенный. Вдруг следом выходит сотрудница редакции и протягивает мне бумажку с заветным телефоном. Звоню, говорю, что работаю учителем литературы в сельской школе, хотел бы показать свои стихи…Тот отвечает: «Учитель? Приезжайте ко мне в Автово! Диктую адрес…» После короткой встречи мы стали переписываться. Храню его длинные письма, написанные от руки. В них много глубоких размышлений, ценных советов. К примеру, Ходасевича я стал читать с его подачи.
– А свои стихи читали Кушнеру?
– Когда его впервые увидел, голос сразу пропал. Оставил ему подборку. Думал, напишет в ответ мне три слова. А он прислал отзыв на нескольких листах! У нас началась долгая, ничем не омрачённая дружба.
– Так сложилось, что в литературной России город Томск связывают с именем поэта Михаила Андреева. Как к этому относитесь?
– Страна поёт песни на его стихи – прекрасно. Андреев справедливо обрёл свою славу. Мне очень нравятся песни группы «Любэ» «Тулупчик заячий», «Трамвай пятёрочка», я говорил Михаилу об этом. Хотя среди поэтов-песенников я ценю выше Фатьянова, Исаковского, Дербенева. Но сегодня другой подход к этому.
Мы с Михаилом давно знакомы. У него был очень неплохой сборник «Лиственный свет». Потом он увлёкся усложнённой, во многом умозрительной метафорой… Но в «Начале века» Андреев, разумеется, опубликовался.
– А вы сами пробовали написать песенные тексты?
– Есть дюжина песен на мои стихи. В роли композитора выступил знакомый музыкант и аранжировщик, когда-то он играл в известных московских группах, он же спел и записал две вещицы, «Валентину» и «Дворы тополиные». Несколько песен исполняет томич Андрей Бяликов, солист знаменитого ансамбля старинной музыки «Камерата». Пропели на нескольких вечерах местного масштаба. По телевизору они не звучат – песни надо уметь раскручивать. Но это уже совсем другая история…

Беседу вёл Юрий ТАТАРЕНКО

Фото из личного архива В.Крюкова

Один комментарий на «“Песни нужно уметь раскручивать”»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.