№ 1964/1, 01.01.1964
Уважаемые товарищи читатели! Начинается новый литературный год, который принесёт новые радости и заботы всем, в том числе и критикам. Им даже, вероятно, в первую очередь: ведь для них наступает пора, когда необходимо отвлечься от «текучки» и попытаться обозреть, что же принёс литературе только что закончившийся 1963 год. Очевидно, критикам не обойтись без каких-то итоговых статей, итоговых мыслей, итоговых вопросов. Сегодня, в первом новогоднем номере еженедельника, мы предоставляем слово молодому прозаику Леониду Жуховицкому, автору повести «Я сын твой, Москва». Статья содержит попытку поставить некоторые общие вопросы, так сказать, «выяснить отношения» между литературой и критикой. Автор не только ставит вопросы, но и предлагает определённые решения выдвинутых проблем, ссылается на опыт русской классической критики. Мысли, высказанные в статье Л.Жуховицкого, далеко не всегда бесспорны, и редакция считает, что дискуссия по статье «Ищу соавтора!» может принести пользу как писателям, так и критикам. Разумеется, и читателям. Уже в этом номере писателю возражает критик Гр. Бровман, которого мы ещё ранее попросили ознакомиться со статьёй. Редакция надеется также, что разговор, начатый Л.Жуховицким и Гр. Бровманом, будет поддержан и продолжен.
Рубрика в газете: Рассказ, № 1963/40, 04.10.1963
Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.
– Сходи с ними, – говорила она. – Наберёшь туесок. Я повезу свои ягоды на продажу, твои тоже продам и куплю тебе пряник.
– Конём, баба?
– Конём, конём.
Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые
№ 1963/36, 06.09.1963
В прозе сейчас весьма активизировалась маленькая повесть. Возьмите номера журналов, и вы убедитесь в «наступлении» этого жанра. Повесть становится популярным чтением. Очевидна её серьёзная заявленность на жизненный и эстетический поиск. Если говорить о характерном свойстве современной повести, то это будет нравственное, человеческое сближение автора с героем. Это будет усилившееся внимание литературы к индивидуальным запросам человеческой души, к тому, что Герцен называл «частным». И то и другое – следствие больших духовных перемен в жизни нашего общества, повысившихся нравственных требований советских людей.
№ 1963/33, 16.08.1963
Мы сидели за столом и разговаривали. Всё уж было выпито и съедено. Теперь оставались на столе пустые стопки, пустая сковорода из-под яичницы, тарелка с остатками зелёного лука и тарелка с хлебом. За столом, кроме меня, сидели бывший секретарь нашего райкома (ещё до укрупнения), а теперь областной работник Кудряшов, новый секретарь райкома (по-теперешнему – парткома) Григорьев, председатель сельсовета Борисов и директор РТС Леонид Константинович Коровин.
№ 1963/27, 05.07.1963
И не уйти. И вижу всё одно я – /Среди июльской яркой густоты /Цветут цветы, тяжёлые от зноя, /Духмяные, румяные цветы. /Качаются на шеях журавлиных /В смолистом душном мареве лесном, /Встают, как явь, в ночах моих недлинных /Над сбивчивым, над торопливым сном. /И дышит мне в лицо, горяч и горек, /Восточный ветер, побывавший там, /Где брошены оранжевые горы /Подножьем зрячим трепетным стихам.
№ 1963/19, 10.05.1963
Дорогие товарищи писатели, вы пригласили меня на своё совещание, и это для меня большая честь. Мы, космонавты, не очень наивный народ. Вот почему я отлично понимаю: вы пригласили меня сюда вряд ли за написанные мною книги: сами знаете — писательство в нашей профессии не главное. И если мне сейчас приходится порой больше писать, чем летать, это не потому, что я променял свою замечательную профессию космонавта на не менее замечательную профессию писателя.
№ 1963/19, 10.05.1963
7 мая в Москве начало свою работу IV Всесоюзное совещание молодых писателей. Открыл его вступительной речью первый секретарь правления Союза писателей СССР К. ФЕДИН. От имени комсомольцев и всей молодёжи страны участников совещания приветствовал первый секретарь ЦК ВЛКСМ С. ПАВЛОВ. Затем с интересными речами выступили Н. РЫЛЕНКОВ (о молодой поэзии), В. ДРУЗИН (о молодой прозе), А. СОФРОНОВ (о молодой драматургии) и А. СУРКОВ (о проблемах традиций и новаторства в советской литературе).
№ 1963/18, 01.05.1963
Ответственность... Это, пожалуй, главное ощущение, вынесенное нами из поездки в Куйбышев. Мы — группа критиков и редакторов издательства «Советский писатель»: И. Гринберг, Е. Конюхова, Ф. Кузнецов, Л. Левин, А. Макаров, Е. Изгородина, Л. Шубин и автор этих строк. Цель поездки — встреча со своими читателями. Именно со своими — последнее обстоятельство было самым непривычным и волнующим. Что скрывать, для нас, для критиков, подобный читатель всегда представлялся фигурой почти мифической, существующей более в нашем воображении. Так много говорилось в недавние годы об отставании нашего жанра, так часто, в укор нам, тревожили, начиная с Белинского, великие тени, что поневоле брали сомнения — читает ли кто-нибудь наши книги и статьи.
№ 1963/18, 01.05.1963
От Мая до Мая, От Мая до Мая Дорога истории не прямая. Ни плана она не имеет, Ни графика, И всё ж непреклонен истории ход: На наших глазах распрямляется Африка, Судьбу в свои чёрные руки берёт И к солнце свой шаг устремляет — вперёд. Ей пули плантаторы шлют вдогонку. Лумумбу успели связать и убить. Но снова в тюрьму не загонишь Конго, И руки Алжиру уже не скрутить.
№ 1963/16, 19.04.1963
Литературное дело достаточно серьёзно, чтобы от человека, причастного к нему, требовались духовный опыт, гражданская зрелость. Здесь нет и не может быть скидок на возраст. Известно между тем, что в заботах о писательской смене – а эти заботы во многом определили характер литературной жизни на протяжении последнего года – явно ощущался переизбыток отеческого благодушия. Встреча руководителей партии и правительства с представителями творческой интеллигенции помогла развеять ошибочные представления, возникавшие время от времени в буднях литературной жизни, многое поставила на свои места – сообразно здравому смыслу, сообразно вкусам и интересам народа. Отрезвляется, становится на свои места многое и в работе с молодыми писателями. Одна из насущных задач – преодолеть ту давшую себя знать тенденцию к либеральному завышению оценок, которая явилась следствием неправильного отношения к произведениям молодых как к чему-то «автономному», существующему вне общего русла литературы.