Валентин РАСПУТИН. Я ЗАБЫЛ СПРОСИТЬ У ЛЁШКИ…

(Рассказ)

автор: Валентин РАСПУТИН (г. Красноярск)
Рубрика в газете: Проза, № 1965/37, 10.09.1965
Мы вошли в город уже утром. Он стоял спокойный и выспавшийся, но мы уже ничего не замечали, ничего не слышали и не чувствовали. Мы шли посреди дороги, и нас обгоняли машины, не сигналя, не требуя посторониться, на нас оборачивались люди и, остановившись, провожали нас долгими и внимательными взглядами, какие появляются у человека только при встрече […]

Виль ЛИПАТОВ. ДВА ГЕОЛОГА

Рассказ

автор: Виль ЛИПАТОВ (г. ЧИТА)
№ 1965/33, 13.08.1965
Разложив вещи в каюте, Владимир Мельников вышел на палубу, улыбаясь, прислонился плечом к металлической стойке и счастливо вздохнул оттого, что самое трудное, волнующее было позади – и беготня по кабинетам начальства, и бессонные ночи, когда сердце замирало от мысли – возьмут или не возьмут, и длинные разговоры с родителями, и обдумывание слов, которые надо сказать Вере на прощанье. Сейчас всё это было в прошлом, казалось далеким, словно не вчера, а много-много дней назад его провожали на вокзал родители и Вера, а начальник подписал назначение Мельникова в экспедицию.

Владимир МАКСИМОВ. ГОСТЬ

автор: Владимир МАКСИМОВ
№ 1965/20, 14.05.1965
Васёна сидела на дебаркадерном кнехте в ожидании идущего снизу судна. Река вязко и тускло вытягивалась мимо, и если бы не дебаркадер, чуть оттеснивший воду от берега, тем самым определив её движение, могло показаться, что она давным-давно намертво застыла, чтобы никогда уже не стронуться с места.

Александр ПРОХАНОВ. ТИМОФЕЙ

(Рассказ)

автор: Александр ПРОХАНОВ
№ 1964/50, 11.12.1964
За плечами у молодого прозаика Александра Проханова большая жизнь. Инженер авиации по образованию, он работал в научно-исследовательском институте, был лесным объездчиком, водил караваны туристов через Хибины, исколесил с геологами многие трудные трассы, рыбачил на Белом море. Впервые рассказы А.Проханова появились в газете «Тувинская правда». Рассказ «Тимофей» – первый, публикуемый в центральной прессе.

Василий Шукшин. КАК Я ПОНИМАЮ РАССКАЗ

автор: Василий ШУКШИН
№ 1964/47, 20.11.1964
Начну с кино, как ни странно. Всякое зрелище, созданное художником ради эстетического наслаждения, есть гармония красок, линий, света, тени, движения. Главное – движения. Мёртвым искусство не бывает. А движение не бывает кособоким, кривым, ибо это уже не движение, а развал на ходу.

Вадим Кожинов. Язык искусства

автор: Вадим Кожинов
№ 1964/39, 25.09.1964

Эту статью мне захотелось написать потому, что критические суждения Г. Митина о рассказе Василия Шукшина «Стёпкина любовь» («Литературная Россия» от 19 июня) вызвали у меня самое решительное сопротивление. Мне очень нравится этот рассказ. Мне кажется, что он принадлежит к настоящему искусству. А как полагал Лев Толстой – едва ли он сильно преуменьшил, – к подлинному искусству из числа создаваемых произведений принадлежит лишь одно из ста тысяч.

Генрих МИТИН. ЛЮБВИ ПОРЫВЫ…

автор: Генрих МИТИН
Рубрика в газете: Литературные споры и размышления, № 1964/25, 19.06.1964
В самое последнее время, измеряемое буквально двумя-тремя годами, на одно из первых мест среди других жанров выдвинулся рассказ. Именно в области рассказа появилось много нового. Особая же прелесть положения в том, что в «сборной команде» рассказчиков счастливо объединились писатели разных возрастов и поколений. Когда любви к рассказу все возрасты покорны – это тоже знамение! Есть в развитии сегодняшней новеллы свои противоречия. Вот одно из них: некоторые новеллисты, даже очень талантливые, казалось бы, делающие безупречные вещи, подчас не утруждают себя тщательным анализом вылепленных характеров. Разумеется, не нужно «выдувать» из рассказа повесть, но ведь особенно ценен тот анализ, который шахматисты называют «домашним». Пусть его не знает читатель, пусть в самом рассказе от него и следа не осталось, но он тем не менее был проделан, и рассказ «разыгран» по нему. Порою художник отдаёт предпочтение порыву, вдохновению. Понимание же изображаемого отступает на второй, план. То есть художник будто бы только «пашет», а что произрастет на его пашне, – это вроде не его дело. Но это означает, что перед нами не очень глубокая вспашка. Лепка образа по памяти чувств, без должной поверки мыслью. Необходимы точность, нравственная зоркость – последняя определяет «потолок» рассказов, даже если они написаны неоспоримо талантливыми писателями, ну, например, Андреем Битовым, Борисом Евгеньевым, Глебом Горышиным, Василием Шукшиным... Эти новеллисты смело берутся за самую «избитую» тему, самую вечную. Но их «почему-то» интересно читать! И с ними «почему-то» интересно спорить! Почему же?!

Разговор пойдёт о рассказе

Рубрика в газете: Литературные споры и размышления, № 1964/25, 19.06.1964
Рассказ, как правило, – жанр тонкого журнала. «Огонёк», «Наш современник», «Работница», «Смена», «Крестьянка», «Сельская молодёжь», «Литературная Россия» – все они призваны знакомить читателя с новыми рассказами. К сожалению, некоторые издания притерпелись к тому, что печатаются рассказы неполноценные, лишённые глубокого содержания. Печатаются даже иногда такие рассказы, которые идут вразрез с реалистической и гуманистической традицией классиков, с революционным сорокасемилетним опытом советского рассказа. Критика пока ещё мало внимания уделяет жанру рассказа. Не появляется статей, посвящённых одному, замеченному читателями рассказу. А между тем рассказ – это жанр важный, жанр полезный, на котором, как правило, оттачивается мастерство прозаика. Начиная разговор о рассказе, мы публикуем сегодня статью Г.Митина «Любви порывы…» и небольшую анкету, на которую рассчитываем получить ответы от писателей, литературных критиков и читателей.

Пётр ПРОСКУРИН. ТЯГА ЗЕМЛИ

Рассказ

автор: Пётр ПРОСКУРИН (г. ХАБАРОВСК)
№ 1964/24, 12.06.1964
Дождь начинается на рассвете и сразу же лихо и густо захлёстывает землю, и, когда рассветает, дождь продолжает лить всё так же щедро и весело, и солнца не видно.

Лев Аннинский. ИЗ ДНЕВНИКА КРИТИКА

Литературные споры и размышления

автор: Лев АННИНСКИЙ
№ 1964/2, 10.01.1964
Критики похожи на слепней, которые мешают лошади пахать землю» – это добрейший Чехов. «Критики – это всегда те, которые пытались быть художниками и не успели» – это Толстой. «Для критика литература – вещь, которую можно критиковать» – это Маяковский. Хорошие аттестации. Я вывесил бы их над столом каждого критика, чтоб критик прочитывал их, берясь за перо. Чтоб не забывал, какой приём уготован ему в читающем мире. Классики люди темпераментные, но не злонамеренные, и их всегда оправдают, выгородив при этом заодно и разнесчастных критиков. Но меня не покидает тайное сомнение: надо ли их спасать?