Александр ПРОХАНОВ. ТАБУН

автор: Александр ПРОХАНОВ
№ 1988/8, 26.02.1988
Сегодня исполняется 50 лет прозаику и публицисту Александру Проханову, автору широко известных книг «Иду в путь мой», «Вечный город», «Место действия», «Горящие, сады», «Рисунки баталиста» и других. В эти дни писатель завершил работу над новым романом «Шестьсот лет после битвы», который будет опубликован в журнале «Октябрь».

Владимир ЦУКАНИХИН. СОБСТВЕННИК ГРИШКА (рассказ)

№ 1987/46, 13.11.1987
Второй день Василий ходил с тревожной хмарью на душе. У Гришки, сына его, отобрали трактор. Главный инженер отобрал. За то, что использовал совхозную технику в личных целях – сгонял вечером в Пескарёво за водкой. Подбили его братья Зюкины. Похвалиться ж дуралею надо: свой! Ан нет. Зюкиных ссаживать не с чего и дальше скотного двора посылать некуда, а у Гришки трактор отобрали.

Валентин Курбатов. ПЛАМЯ ИСКАНИЯ

автор: Валентин КУРБАТОВ (Псков)
№ 1987/39, 25.09.1987
Время действия романа-дилогии В.Личутина «Скитальцы» определено тридцатыми–сороковыми годами минувшего века, автор не забывает выставлять даты, но если определять суть времени и главной проблемы романа не по датам, а по живому слову, которое схватывает зерно истории полнее и ближе, то лучше одного из героев книги не скажешь: «...Слово нерушимо должно стоять вовеки, скреплённое истинной верой. А ныне как: что ни мужик – то вера, что ни Баба – согласие».

Вячеслав Шугаев. МОСКОВСКИЙ РОМАН

или Критические метаморфозы

автор: Вячеслав ШУГАЕВ
№ 1987/8, 20.02.1987
Один из героев романа Анатолия Кима «Белка» поясняет читателям, как он понимает превращение или перевоплощение. Превращение помогает рассказывающему герою легко превратиться в белку и испытать состояние слиянности с природой, некоего ощущения родного и естественного мира; перевоплощение же позволяет герою в одно мгновение почувствовать себя в шкуре нескольких существ или людей, он может враз быть человеком, давно жившим или даже не бывшим, может быть враз и женщиной, и её возлюбленным. Повествователь легко меняет местоимения «он» на «я», «я» на «он» – порой в одном абзаце демонстрирует этакий лично отстранённый способ повествования. Голосам своих героев Ким сообщает причудливую нежность, печальное дрожание, и голоса эти рассказывают о необыкновенных жизнях молодых художников: они ищут смысл и цель искусства, смысл и цель жизни, сказочно перемещаются в иной, грубо говоря, потусторонний мир, хотя у Кима перемещение это оснащено современной терминологией, вроде чёрной дыры или иной галактики.

Алексей ЗВЕРЕВ. ПОСЛЕДНИЕ (рассказ)

№ 1986/44, 31.10.1986

Алексей Зверев окончил Иркутский педагогический институт и более тридцати лет учительствовал в школе, участник Великой Отечественной войны. Разнообразны темы его творчества – первые книги Зверева посвящены дореволюционной и послереволюционной сибирской деревне, отмечены читателями и критикой военные повести. В последнее время писатель поднимает острые вопросы сбережения родной природы.

Юрий КОЗЛОВ. РАЗУМНЫЙ ВЫБОР (рассказ)

№ 1986/41, 10.10.1986

Московскому прозаику Юрию Козлову тридцать три года. С одним из первых своих рассказов он дебютировал на страницах «Литературной России» ровно десять лет назад, а сегодня в его творческом активе пять изданных книг, в издательстве «Советский писатель» готовится к выпуску новый роман «Наши годы». Ю. Козлов был участником IV Общемосковского и VII Всесоюзного совещаний молодых литераторов, пять лет назад принят а Союз писателей СССР. Сегодня мы выносим на суд читателей новую работу Юрия Козлова.

Еремей АЙПИН. ВОЖАК

(Рассказ)

автор: Еремей АЙПИН (г. Ханты-Мансийск)
№ 1985/46, 15.11.1985
Весной, когда колеи дороги потемнели под солнцем и осели, мы покинули зимнюю избушку. Но, не доезжая Осеннего Селения, где обычно все люди нашего рода встречали лето, отец завернул свою упряжку влево. И на весновку мы остановились на Гривё Малого Яра. Это был пологий склон Домашнего Бора, смотревший прямо на полдень. Поэтому снег на Гриве давно сошёл, и земля быстро прогревалась, и на проталинах заблестели плотные зелёные листочки брусники. А внизу, под горой, длинное кочкастое болото с редкими сосенками. Болото, на сколько хватало глаз, уходило «вверх» и «вниз», то есть на восток и запад, – так считали по течению Агана, нашей большой реки.

Геннадий Муриков. ПРИВЫЧНЫЙ АВТОМАТИЗМ ПОВСЕДНЕВНОСТИ…

Об инфантильных героях и авторской позиции

автор: Геннадий Муриков
№ 1985/38, 20.09.1985
Недавно увидела свет повесть молодого прозаика Владимира Ерёменко «Море за углом» – о наших современниках, о тех, кому около двадцати.

Анатолий ОВЧИННИКОВ. СТЕНА (рассказ)

№ 1984/51, 21.12.1984

Анатолий Овчинников опубликовал свой первый рассказ в нашем еженедельнике три года назад; начинающего прозаика из Рязани, участника VII Всесоюзного совещания молодых писателей представил читателям Глеб Горышин. С тех пор рассказы А. Овчинникова часто появлялись на страницах центральных журналов и альманахов. В издательстве «Молодая гвардия» готовится к выпуску первая его книга «Душевный инструмент». Предлагаем вниманию читателей «Литературной России» новый рассказ Анатолия Овчинникова.

Ирина Богатко. «…СЕРЬЁЗНЕЕ НЕКУДА – ЖИЗНЬ»

автор: Ирина БОГАТКО
№ 1984/46, 16.11.1984
Есть в прозе Бориса Екимова один знаменательно повторяющийся мотив, возникающий не однажды и в книге «Ёлка для матери» (издательство «Советская Россия», 1984), и в последних публикациях в журнале «Наш современник» (№ 6, 1984). Мотив этот очень образно выразился в рассказах «Казённый человек», «Последняя хата», «Музыка в соседнем дворе». Мы часто мечтаем о какой-то иной жизни, чем наша собственная, действительная, но приходит момент – чаще всего он переломный в судьбе екимовских героев, – и мы отчётливо понимаем, что любим и хотим по-настоящему только её, уж какая она ни на есть, и не подойдёт, не станет сладкой нам иная доля, пусть даже лучшая. Настойчивый мотив верности человека самому себе, утверждение цельности личности как высочайшей ценности – вот что Екимов художнически разрабатывает с особой охотой.