ГДЕ ТЫ, ДЕРЖАВНАЯ СТРАНА?!
№ 2017/4, 03.02.2017
Моему товарищу Валерию Фатееву не так давно исполнилось семьдесят лет. Последние сорок он живёт на Колыме.
Моему товарищу Валерию Фатееву не так давно исполнилось семьдесят лет. Последние сорок он живёт на Колыме.
Однажды в музее показали детскую оперу «Однажды в музее». И было это только что, 28 января на «Январских вечерах», детском проекте ГМИИ им. Пушкина, принимающем эстафету у знаменитых «Декабрьских вечеров». И было это представление под сводами Белого зала таким чудесным, таким ярким, таким необычным, что рассказать хочется о каждом его участнике.
Так получилось, что на «Притяжении» я сидел рядом с инопланетянкой. Она прилетела откуда-то из области Центавра, и по чисто случайному стечению обстоятельств оказалась на фильме Бондарчука. Я сразу догадался, что она инопланетянка, кое-что я в этом понимаю. Она была прекрасна, и я решил наладить межпланетный контакт. Девушка отвечала взаимностью, и к концу просмотра я думал, что мы обо всём договорились. Но после фильма произошла катастрофа.
Международная премьера спектакля «Царь Эдип» в постанове Римаса Туминаса состоялась в Москве в конце прошлого года на сцене театра Вахтангова. Летом греческие зрители смогли первыми оценить постановку на сцене античного театра в Эпидавре. Царь Эдип известен не только как литературный персонаж Софокла, в основу которого лёг древнегреческий миф, он не менее известен и в психоаналитике (эдипов комплекс).
Говорят, что нынешняя молодёжь ничего не читает, ничего не хочет, ни к чему не стремится, ничего не знает и не желает знать. Этакие «ничевоки». И самое удивительное, что этот сомнительный постулат часто приходится слышать от учителей. И хорошо если подобные разговоры ведутся только в учительской, где зачастую до хрипа обсуждают, «какие они дебилы» – имея в виду учеников; гораздо хуже, когда такая риторика беспрестанно обрушивается на детей, убеждая их в собственной никчёмности и убивая напрочь всякое желание учиться. В таком случае, класс возненавидит не только конкретного учителя, но и, что страшно, его предмет.
Поэзия – это вера, предназначение которой состоит в сохранении непорочности самой поэзии. И, как любая другая вера, поэзия требует жертв. В первую очередь поэт жертвует собой. В дар за это самоистребление ему раскрываются ощутимые тайны. В поэзию веруют, так как можно веровать во всё светлое и до конца непознанное.
Недавно вышедшие в ИМЛИ первые два тома (ожидается и третий) коллективного труда под заглавием «Русская литература 1920–1930-х годов. Портреты прозаиков» представляет собой своего рода «пролог» к новой академической истории русской литературы ХХ века, которая ещё только должна быть написана.
Обладая от природы весьма средними способностями, не умея ни рисовать, ни музицировать, ни слагать стихи, я с раннего детства мучился вопросом, что же делать в столь плачевной, так угнетавшей меня ситуации. Как преодолеть несправедливость природы, обделившей меня самыми ценными дарами? Конечно, проще всего было бы изменить свою самооценку, вырасти напыщенным и самодовольным болваном, но мне почему-то хотелось улучшить именно свои способности.
Рассказчики сказок, люди со здравым смыслом и чувством формы, понимали, что публика – дура, слушатели не успокоятся, пока не узнают, а что там было, после того, как дело закончилось, её не удовольствуют бесконечные продолжения и сиквелы «Десять, двадцать, тридцать, сорок лет спустя», которые только уродуют эстетическое целое (даже в разливное пиво нельзя заливать сырую воду без конца), и придумали универсальную концовку: «И стали они жить-поживать да добра наживать». Сия этикетная формула на самом деле говорит не о том, что будет и чем успокоится сердце героев сказки, но о том, что у сказки есть предел, а за ним пустота: «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». За пределами художественного произведения – другая материя, жизнь, может, и попричудливее сказок либо приключенческого романа, но совсем иная, существует по собственным правилам, хранит свои законы. Рушить грань, разделяющую сказку и быль, опасно, по крайней мере, для сказки, да и ни к чему. Но соотнести иногда события, изложенные, хоть стихом, хоть прозой, в той или иной истории, и события большой истории стоит. Так станет яснее, о чём повествует автор или рассказчик. Попробую объяснить на конкретном примере.
Некоторое время назад мы узнали, что Владимир Бояринов стал «народным поэтом России». И немало удивились. Раньше аналогичные звания существовали лишь в бывших автономных республиках. Разве теперь что-то изменилось? Оставалось выяснить, когда же президент России подписал на эту тему указ. Но указа мы так и не нашли. Неужели почётные звания стали раздавать какие-то проходимцы?
Другой вопрос: определение «народный» подразумевает популярность в народе. А кто знает Бояринова? Кто процитирует хотя бы строчку из его стихов? Никто не может? Но тогда зачем заниматься профанацией?
Роман Арбитман «Серийные любимцы», Валентин Фалин «Второй фронт. Антигитлеровская коалиция: конфликт интересов»
Наша газета уже рассказывала о том, как в самые лютые осенние холода – вторую половину сентября и первую половину октября – мы благодаря Московской объединённой энергетической компании буквально замерзали («ЛР», 2016, 21 октября). И всё потому, что ни нам, ни соседям – редакции журнала «Наш современник» МОЭК не включал тепло. Но это не помешало тому же МОЭКу в конце года выставить нам сумасшедшие счета за неоказанные услуги. Не дождавшись реакции на нашу публикацию, мы письменно обратились за разъяснениями к руководителю МОЭК Денису Башуку.
Вопрос о докторской диссертации заместителя мэра Москвы Леонида Печатникова всплыл 27 января. Представители интернет-сообщества «Диссернет», занимающиеся поиском плагиата в научных работах отечественных чиновников, не сумели обнаружить в доступных источниках докторскую диссертацию вице-мэра Москвы Леонида Печатникова. Об этом сообщает портал Vademecum со ссылкой на представителя «Диссернета» Андрея Ростовцева. По его данным,документа, благодаря которому ближайший соратник московского градоначальника Собянина якобы получил степень доктора наук, не оказалось ни в архивах Центральной научной медицинской библиотеки (ЦНМБ) при Первом медицинском институте, где он обязательно должен находиться по закону, ни в Российской государственной библиотеки (РГБ).
На Брянщине готовятся с размахом отметить 200-летие со дня рождения классика русской литературы Алексея Константиновича Толстого. Для этого решено в его усадьбе Красный Рог уничтожить все толстовские объекты, а на их месте построить новые, не имеющие даже внешнего сходства с мемориальными.
Недавно скончался Владимир Огнев. Это был один из немногих критиков, кто всегда на всё имел свой взгляд и не боялся высказать собственное мнение, даже если оно сильно отличалось от официальной позиции. Огнев один из первых приветствовал появление «Гойи» Андрея Вознесенского, и он же очень радовался повестям Валентина Распутина. Однако его личная судьба складывалась очень непросто. Партийная и литературная номенклатура критика просто ненавидела. Больше того, отдел культуры ЦК КПСС не раз пытался его вычеркнуть из текущего литпроцесса и навсегда запретить.