№ 2025/46, 20.11.2025
Тут объявили, кто будет решать судьбу национальной литературной премии «Слово» во втором сезоне. Поэтов будет оценивать, в частности, Алексей Витаков. Это – серьёзный мастер. Документалистика отдана в руки Павла Басинского. Что тут сказать?! Басинский, кто бы как к нему ни относился, – профессионал. Но есть вопросы к председателю жюри в номинации проза Сергею Лукьяненко. Никто не сомневается в том, что он очень и очень большой фантаст. Но так ли он хорошо разбирается и в реалистической прозе?
№ 2025/46, 20.11.2025
Как найти баланс между государственным заказом и свободой творчества? Государство, как любой спонсор, имеет право требовать определённой повестки или тональности в оплачиваемом им проекте. Проблема возникает, когда эта повестка становится не рекомендацией, а жёстким идеологическим коридором. Литература, выходящая из-под пера, которое «кормится» только грантами, рискует превратиться в эхо доктрины, теряя свою главную силу – способность ставить вопросы, а не давать готовые ответы...
№ 2025/46, 20.11.2025
Друзья! На днях наш интернет-портал «Литературная Россия» объявил сбор средств для фронта. Мы понимаем, что пока не в состоянии помочь всем. Мы выбрали конкретное подразделение – конкретный батальон, который сейчас воюет на очень важном Купянском направлении. Почему мы выбрали этот батальон? В нём служит наш бывший сотрудник – литературный критик, философ Михаил Бойко. На фронт он ушёл два года назад. Там Михаила сразу назначили командиром взвода. Последние полгода он занимается, скажем так, наблюдениями за вражескими дронами.
№ 2025/46, 20.11.2025
В подмосковном Плещееве, где в своё время гостями хозяйки, Надежды Филаретовны фон Мекк, были Пётр Чайковский и Клод Дебюсси, для волонтёров, безвозмездно трудящихся по выходным дням над восстановлением заброшенных усадебных построек и регулярного парка, в минувшую субботу заработала «Литературная гостиная Александра Перепечина». Певец, Заслуженный артист Московской области, Павел Быков, которому принадлежит уже осуществлённая этим летом идея «Музыкальных сезонов в усадьбе Плещеево», пригласил на открытие своего нового проекта...
№ 2025/46, 20.11.2025
16 ноября было 125-летие Николая Робертовича Эрдмана. Эрдман для меня фигура загадочная. Невозможно его точно определить. Великий он или «почти»? Драматург, поэт, комедиограф, лауреат Сталинской премии и сталинский же сиделец. Остроумец в стиле Мих. Светлова и человек трагического мироощущения. Он вроде бы и из «второго эшелона» вознесённых Революцией и двадцатыми годами имён в искусстве, но имя его до сих пор произносится едва ли не благоговейно.
№ 2025/46, 20.11.2025
Надо ли рассказывать, как много в судьбе Константина Симонова значила Валентина Серова. Вспомним хотя бы его стихотворение «Жди меня» и цикл «С тобой и без тебя». Но со временем отношения большого писателя и великой актрисы охладели. А потом и вовсе наступила развязка. Когда именно Симонов и Серова расстались? Вокруг этого до сих пор бытует много мифов. А какова правда? В литературной среде убеждены, что отношения Симонова с Серовой обрушились в 1955 году. Это и так, и не так...
№ 2025/46, 20.11.2025
Видела работы художника в юности, была с ним даже знакома, приходила в гости. Удивило, что этот утончённо-артистического облика человек всё время молчит, а разговор поддерживает его обаятельная жена – Лидия Павловна. Она и повела меня в его «кабинет» – фантастическую вытянутую комнату, заполненную чем-то эфемерным и не имеющим «рыночной» цены, а для самого художника, судя по всему, – бесценным...
№ 2025/46, 20.11.2025
23 ноября 2025 г. ей исполняется 80. Неизменно элегантная. Причёсанная (кажется, с летами она не меняется). Прилетает в Петербург несколько раз в году. Летит как все теперь: через Стамбул, Белград? С 1978 г. живёт в Вене. Моя первая встреча с ней состоялась в том городе лет двадцать назад. Сначала случайно: русское имя на афише лучшего зала академической музыки в Вене. Потом её концерты старалась не пропустить в своём городе. Она сделала блестящую карьеру концертирующего пианиста, играла с самим Рихтером!..
№ 2025/46, 20.11.2025
Совпавшие в нынешнем году два юбилея одного и того же человека остались, увы и ах, почти незамеченными. Речь идёт о 160-летии со дня рождения и 110-летии с момента смерти вологодского поэта Феодосия Петровича Савинова. Сегодня, глядя на его творчество уже с высоты 21-го века, можно сказать, что Феодосий Петрович был не только талантливым поэтом, но и пророком, который смог через призму своего дарования переосмыслить прошлое, осознать настоящее и угадать революционное будущее.
Рубрика в газете: Из цикла «Взгляд участника СВО на героев русской истории», № 2025/46, 20.11.2025
История Древней Руси знает немало князей, но имя Святослава Игоревича (942–972 гг.) занимает особое место. Его жизнь – это летопись бесконечных походов, жестоких битв и смелых решений. Он был человеком, в котором всё подчинялось воинскому духу: простоте, силе, презрению к роскоши и стремлению к славе. Святослав – это символ воина, который не искал покоя, не сидел в княжеских палатах, а жил в походах, спал на земле и ел из простого котла, рядом со своими дружинниками...
Рубрика в газете: Мы – один мир, № 2025/46, 20.11.2025
Это был его последний приезд в город на Неве, куда он спешил к своему давнему другу Игорю Воробьёву, истинному петербуржцу, композитору и искусствоведу, доктору наук, профессору Академии русского балета имени Агриппины Вагановой. Самый последний за всю его жизнь, оборвавшуюся после дорожно-транспортного происшествия на одной из оживлённых магистралей Якутска внезапно и слишком рано, отнюдь не на излёте творческих сил.
Рубрика в газете: Мир Севера, № 2025/46, 20.11.2025
Мне уже кажется, что таким, как Андрей Иванович, я и представлял себе в детстве Старика из повести Мамина-Сибиряка «Зимовье на Студёной»... Небольшенький, сухонький, но ещё крепкий, глубоко посаженные глаза смотрят из-под кустистых бровей живо, умно и с лукавинкой, но по-доброму. В избе чисто, прибрано, печь-хозяйка разгорается, одаряя уютом. Дед-хозяин вновь всматривается, по-детски заслоняясь ладошками, в заледеневшее окошко, за которым тьма уже сгущается.
№ 2025/46, 20.11.2025
По профессии я – учитель труда. В конце семидесятых годов двадцатого века мне предложили работу в поселковой школе с лучшей оплатой. Дело было в конце августа. Знакомиться с учебными мастерскими я пришёл накануне первого сентября. Мастерские размещались в отдельном здании в нескольких десятках метров от школы. Знакомство с ними повергло меня в уныние. Оборудование было в ужасном состоянии. Первая же встреча с учениками показала, что их отношение к предмету и учителю соответствуют обстановке в мастерских...
№ 2025/46, 20.11.2025
Миф не претендует на объективную истину, однако тесно связан с реальностью. Он даёт представление о явлениях, минуя критическую составляющую мышления человека. Миф алогичен, но содержит в себе колоссальную логическую правду. Образное мышление ближе к мифологическому, мифо-логическому – это тоже логика, но какая-то иная. Художественный образ многозначен и непереводим на язык логики, поскольку образ – это обобщение, а логика предполагает вычленение и структурирование...
Рубрика в газете: Проза, № 2025/46, 20.11.2025
Дима Рукавицын, позывной «Буран», держит термокружку обеими руками – чтобы не пролить. На кружке гравировка: «Диме от Веры». Вера погибает в доме при артобстреле. Теперь у Бурана нет ни жены, ни дома – осталась только кружка, с вмятиной у ободка, как маленький остров памяти. Сверху над позициями кто-то раздаёт чай из полевого котла. Дима просит налить именно сюда. «Так вкуснее», – говорит тихо, словно это секрет между ним и кружкой. Он сжимает кружку, глотает чай и шепчет ей: «Не бойся, я здесь. Всё будет хорошо».
Рубрика в газете: Поэтический альбом, № 2025/46, 20.11.2025
Замок – ветер, Железо и камень, Серым мхом проржавелые Стены, В облаках Утонувшие Башни, Солнце – Знаменем на флагштоке, Огнерыжее пламя заката Через щели бойниц. Я – растерянный рыцарь, Лунным светом, Втекающим сквозь забрало, Пробудившийся Восемь столетий спустя, В паутиной расчерченном Дальнем Музейном углу. Замок – изморозь и паутина, Бледно-дымкие крылья тумана По-над площадью, Эхо Птичьих криков и мышиных шагов. Замок – гнильная плесень Забвения Между каменных Плит…