№ 2015/1, 16.01.2015
В номере «Литературной России» от 26 декабря с большим интересом прочитал статью Вячеслава Огрызко «Любителям литературы вход в Пашков дом закрыт», обратив особое внимание на главку «И это всё о нём – о Прилепине, или Других писателей у г-на Григорьева нет».
№ 2015/1, 16.01.2015
1. Чем вам больше всего запомнился 2014 год? Были ли для вас какие-то открытия в литературе, кинематографе, других искусствах?2. Чего вы ждёте от 2015 года, объявленного у нас в стране Годом литературы? Каковы ваши личные творческие планы на будущий год, и чего бы вы пожелали коллегам литераторам?
№ 2015/1, 16.01.2015
Не скрою: в последние годы я частенько испытываю разочарование в нашем правительстве. Раньше мне казалось, что больших постов в нашей стране достигают исключительно честные, инициативные и энергичные люди, способные решать самые сложнейшие проблемы. Конечно, иногда наверх выплывали и ничего не соображавшие в государственном управлении карьеристы, и трусливые лизоблюды, и просто ничтожества. Но ведь не полные же идиоты, как я полагал, делали погоду во власти. Однако повседневная практика заставляет избавляться от иллюзий.
№ 2015/1, 16.01.2015
В канун нового года стали известны имена лауреатов Премии правительства Российской Федерации в области культуры. Но ряд награждённых литераторов, не просто малоизвестных в тех номинациях, по которым были награждены, а зачастую и впервые звучащих, вызывает ряд вопросов и даже сразу серию нерадостных воспоминаний. Вспомнились худшие наградные тенденции (Значкист! - заключал коротко отец, глядя на экранного Брежнева во время очередного вручения), которые и привели СССР к бюрократическому реваншу и контрреволюции.
№ 2015/1, 16.01.2015
Федеральное агентство по печати на днях дало старт двум новым конкурсам на господдержку социально значимых проектов: объявлен сбор заявок на поддержку печатных СМИ и сбор заявок на получение субсидий на книгоиздание (в рамках федеральной целевой программы «Культура России»). Однако прежде чем мы смело и с надеждой поглядим в будущее начавшегося «Года литературы», давайте разберёмся с аналогичными конкурсами за прошлые годы.
№ 2015/1, 16.01.2015
Какая странная «вещь» – история. Нам всё кажется, что она прекрасна и торжественна, как Клио в хороводе муз, и всякий её шаг величествен независимо от того, прекрасен он или трагичен, «вещает «велику скорбь или велику милость» (А.С. Пушкин). И даты, кажется, уже заранее написаны на небесах и только ждут своего часа, чтобы загореться небесным огнём – 988, 1380, 1812, 1917, 1945… Даже и одни числа уже полны высокого значения: скажешь «22 июня», и сердце потемнеет, увидишь на листке календаря любого года «9 мая», и оглянешься с радостью.
№ 2015/1, 16.01.2015
На ваших глазах гибнет толстый литературно-художественный журнал, который по определению ЮНЕСКО, есть – «уникальное и неповторимое явление русской культуры». Я имею в виду не только «Москву», но и «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Дружбу народов» и т.д. Всего таких прославленных и «уникальных явлений» на всю огромную Россию чуть больше дюжины.
№ 2015/1, 16.01.2015
Итоги 2014 года для российского кинематографа оказались даже хуже итогов 2013 года по всем показателям. На наш взгляд, выход из сложившейся ситуации несложен: надо изменить существующую систему отбора кинопроектов для субсидирования из государственного бюджета. Эти изменения не потребуют ни копейки дополнительных вложений.
№ 2015/1, 16.01.2015
Когда-то от одного литературоведа я услышал жестокие слова о том, что литературное наследие неизбежно усыхает, и хорошо, если один процент опубликованного остаётся жить через двадцать-тридцать лет . Тогда я не придал этому высказыванию большого значения: ну что ж, жизнь движется дальше, язык меняется, сюжеты устаревают... Вспомнил о словах литературоведа недавно, когда стал пытаться увидеть панораму русской литературы 60-х - 70-х годов прошлого века.
№ 2015/1, 16.01.2015
В произведениях современной литературы читателю исподволь внушается мысль: бери пример с героев, действуй как они. Но что такое образ современного героя в произведении массовой литературы и кино? Образ «нормального» – высокоморального героя – редкость, да и кому он, такой герой, сейчас интересен? Где вы его увидите в чистом виде? Он нереален так же, как и чистый кислород (которым нельзя дышать). Массовость предполагает ориентацию на то, что востребовано: искусственная мода на реалистичные проявления в обществе – именно то, что мы и так видим вокруг в повседневной жизни. Поэтому рискну предложить тему – проблема современного читателя создана искусственно.
№ 2015/1, 16.01.2015
С чего начинался минувший год, когда человечество вспоминало столетие Первой мировой войны? Пожар противостояния на Украине, по замыслу его устроителей, должен был переброситься в Россию. И вот теперь, может быть, не менее страшные угрозы для мира.