Материалы по номерам

Результаты поиска:

Запрос: год - 2023, номер - 34

Давайте порадуемся за Андрея Усачёва

№ 2023/34, 01.09.2023
Главным событием прошедшей Московской книжной выставки-ярмарки стало чествование первых лауреатов недавно созданной национальной премии в области детской и подростковой литературы. За выдающийся вклад в русскую литературу награду получил Андрей Усачёв. Его книги сегодня читают в десятках стран. А ведь было время, когда этого писателя всячески замалчивали. Все знают, что в советскую пору погоду в детской литературе официально делали несколько человек. Всё решали Анатолий Алексин, Альберт Лиханов, Сергей Алексеев и ещё пара-тройка функционеров.

Николай и Геннадий Ивановы впали в бешенство

№ 2023/34, 01.09.2023
На днях стало известно, что два литературных генерала по фамилии Ивановы инициировали исключение из Союза писателей России Андрея Новикова. А за что? Скромный литератор из Липецка позволил себе поставить вопрос о том, куда делись деньги, собранные за обмен билетов членов СПР. И в самом деле: куда? Сумма ведь набралась немаленькая. Речь идёт о десятках миллионов рублей. Казалось бы, что здесь такого: надо было всего-то опубликовать отчёты, что часть денег пошла на проведение литературных конференций, часть – на оплату услуг юристов, часть – на содержание аппарата СПР… Но, видимо, не всё так просто. Не исключено, что часть собранных денег ушла в чьи-то карманы. А как об этом сказать вслух? Проще – исключить возмутителя спокойствия Новикова из СПР.

Странная переписка патриотов

№ 2023/34, 01.09.2023
Тут всех очень изумила переписка двух приближенных к руководству патриотическим движением в русской литературе функционеров. Сначала в журнале "Наш современник" появилась статья Карины Сейдаметовой, которая занимает пост первого заместителя многолетнего лидера российского патриотизма Станислава Куняева. Затем на одном из интернет-сайтов ей ответил "зубастый" критик и прозаик Андрей Тимофеев. Кое-кто тут же вспомнил пример из литературной истории. Помните, на заре горбачёвской перестройки в самиздат попала переписка Виктора Астафьева и Натана Эйдельмана. Но то был спор патриота и демократа. А сейчас схватились меж собой два патриота. И как это оценивать?

Где ты, пропаганда?

автор: Антон ХРУЛЁВ (г. Пенза)
№ 2023/34, 01.09.2023
Начало специальной военной операции показало, кто есть кто. Одни ушли на войну, другие начали укреплять тылы и без устали помогать фронту, а третьи стали тихо и яростно всех и вся ненавидеть за всё. Что касается последних, то почему-то для них то ли законы РФ не писаны, то ли хорошие покровители сидят в параллельном нашему мире…

Балалайка во фраке

К 105-летию со дня кончины Василия Андреева

автор: Владимир ЮДИН (г. Тверь)
№ 2023/34, 01.09.2023
Смотрел я недавно по ТВ трансляцию Московского фестиваля юных талантливых музыкантов. В конкурсе приняли участие высокоодарённые дети из многих городов и весей нашей страны. Исполнялись музыкальные сочинения разных композиторов и на самых разных инструментах. Восхищению моему не было предела! Ещё бы, малолетние виртуозы ни в чём не уступали по качеству игры взрослым музыкантам, а порой и превосходили их. Да вот беда: не звучала на фестивале очаровательная русская балалайка. Да и многие ли знают имена знаменитых балалаечников прошлого и настоящего?

Погиб поэт…

автор: Валентин МАЛЮТИН
Рубрика в газете: Актуализация классики, № 2023/34, 01.09.2023
Здравствуй, осень золотая. 1-го сентября – все в школу на первую линейку. Грядут перемены не только маленькие и большие между уроками, но и в самом образовании. Никто из нас до поры-времени и не подозревал, о сошедших на нас, словно снежная лавина, нововведениях в отечественном образовании. А суть их в том, что отныне литература для выпускного экзамена по ЕГЭ начинается с известной пьесы «Гроза» драматурга Александра Островского. А все, кто там был до него и составлял золотой век нашей русской литературы – извольте с вещами на выход. Мы, мол, все ваши произведения ранее уже изучили, когда были в средних классах, они все входят в ОГЭ, а теперь нечего голову забивать всякими там Пушкиными, Лермонтовыми, Грибоедовыми и Гоголями.

Бюджетный забор с аукционным подвохом

Миграционный аспект

автор: Виктор МАРЬЯСИН (Хабаровский край)
№ 2023/34, 01.09.2023
Почему бесхитростная замена ограждения хабаровской школы «Первые шаги» вылилась в многомесячное разбирательство с судебными исками, коммунальными авариями и заявлениями в полицию от юридических и физических лиц? В этой нескучной трагикомедии, как в капле воды, видны изъяны нашей экономической и миграционной действительности. Без опоры на коренное русское население поднять демографию и обезопасить восточные рубежи не получится. Советский и досоветский опыт тому подтверждением. Для преодоления кризиса пора задействовать все экономические рычаги, включая государственные закупки.

Опыт партийного строительства в России. Взгляд из XXI века (Часть 1)

К 120-летию со дня проведения II Съезда РСДРП

автор: Владимир КОРНИЛОВ (г. Ярославль)
№ 2023/34, 01.09.2023
Обращаясь к историческому опыту партийного строительства на примере партии коммунистов с момента её возникновения в марте 1898 года в Минске, стоит остановиться на ряде организационных моментах её функционирования, как позитивного, так и отрицательного характера. Это необходимо осуществить в целях понимания того, какой должна быть современная партия, если уж мы желаем закрепить многопартийность в России в качестве важнейшего атрибута существования демократии в стране.

Ой, ты, рожь, сердце растревожь…

Неизвестное об известном

автор: Валентин ПИНЯЕВ (г. Саранск)
Рубрика в газете: Расскажу о своём народе, № 2023/34, 01.09.2023
Без преувеличения можно сказать, что ржаной хлеб – один из символов России. В сёлах и деревнях Мордовии остались мастерицы, которые не только сохранили секреты выпекания настоящего ржаного хлеба, но и продолжают радовать своими душистыми караваями. Именем Марии Ивановны Вечкановой из села Батушево в Атяшевском районе величают даже ржаной хлеб. В магазине районного центра, где его можно купить, такой хлеб продают как «Подовый деревенский», но у народа для него своё название – «Мария Ивановна».

СХОЛАСТЫ

автор: Иван САБИЛО (г. Санкт-Петербург)
Рубрика в газете: Рассказ, № 2023/34, 01.09.2023
Я давно дружу с Антошей Ковровым – одноклассники мы. А теперь ещё и студенты. Или «карандаши», как невзыскательно называют нас труженики метрополитена.  Наверное, за то, что мы втискиваемся в электричку после долгих и глубоких размышлений. То есть, когда все пассажиры вошли, и двери уже закрываются. Но здесь не об этом. Как-то я нечаянно заметил, что мой самый лучший друг слишком часто матерится. Даже по телефону шпарит матом, как по писаному. А я из тех, кто сразу вправляет мозги...

Идеи свободы и вседозволенности

автор: Дмитрий ПЛЫНОВ
№ 2023/34, 01.09.2023
Первые главы из малого романа Ивана Образцова «Нисхождение» были ранее опубликованы на страницах «Литературной России». Об идеях и концептуальном содержании малого романа с автором поговорил независимый исследователь современной культуры, член учёного и экспертного советов Института научного продвижения, кандидат экономических наук, писатель, публицист, лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси», главный редактор литературно-публицистического журнала «Клаузура» Дмитрий Геннадьевич Плынов.

НИСХОЖДЕНИЕ (Глава 5)

Малый роман

автор: Иван ОБРАЗЦОВ (г. Барнаул)
Рубрика в газете: Проза, № 2023/34, 01.09.2023
Сон Прокопа был тревожен и тяжек. Он мучительно тосковал во сне по чему-то невыразимо знакомому, видел какую-то забытую историю о потерянном живом существе… Ветер перебирал стволики облетевших одуванчиков, приглаживал траву. Обочина густо покрывалась зеленью, сдерживал разрастание только бетонный бардюр. Пара иномарок стояли поодаль друг от друга, как и принято у незнакомых людей. Вокруг стояли чёткость и ясность прохладного цвета. Внутри сидело стойкое ощущение, что скоро иномарок будет много и мест на парковке не останется.

Распорядитель звёзд

О книге Юрия Айзеншписа «Цой. Мы ждём перемен»

автор: Николай ПАЛУБНЕВ (г. Петропавловск-Камчатский)
№ 2023/34, 01.09.2023
Многие не обделённые талантом люди пробовали описать свой творческий путь. Идеально это удавалось единицам. Перед нами книга знаменитого музыкального продюсера Юрия Айзеншписа. Он не старался оправдаться или свести счёты, а честно поведал о событиях и о людях, с которыми столкнула его жизнь. Бросается в глаза неангажированное отношение к великим личностям и искреннее повествование о себе грешном.

Объявлены финалисты Общенациональной литературной премии им. П. П. Бажова

№ 2023/34, 01.09.2023
В этом году пройдёт XXIV Общенациональная премия им. П.П. Бажова. География премии расширилась, и в этом году ещё больше стран приняло в ней участие. 28 августа на пресс-конференции пресс-центра ТАСС-Урал были объявлены имена 47 финалистов премии.

По-живому о живом

автор: Максим БУРДИН
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2023/34, 01.09.2023
Если спросить кого-нибудь из представителей современной интеллигенции, кто первый вспоминается ему среди писателей перестроечной волны эмиграции, вы почти наверняка услышите имя Сергея Довлатова – теперь уже нового классика 90-х, чьи иронические, хлёсткие, выпуклые зарисовки из позднесоветской и заграничной жизни, в первую очередь, запоминаются меткостью наблюдений и оригинальными деталями в описаниях. «Духовным наследником» живого и лаконичного довлатовского стиля можно назвать и нашего современника, прозаика из Австралии Сергея Ледовских, чьё имя наверняка запомнится читателю сразу же после ознакомления с первыми страницами любого из его произведений.

Форма имманентной силы

автор: Максим БУРДИН
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2023/34, 01.09.2023
Автор целого ряда популярных повестей и романов, обладатель множества высоких наград и дипломов, поэт и прозаик Георгий Бурцев в течение своей долгой, насыщенной жизни сумел совместить путь писателя с военной карьерой и занятиями психологией. Родившийся и выросший в Сахалинской области в послевоенные годы, Георгий Бурцев после прохождения службы в армии получил сразу несколько образований – военного корреспондента, строителя, психолога и управленца. Столь же разнообразна была и его профессиональная деятельность – руководил стройкой, возглавлял техническую службу театра, управлял редакцией газеты, практиковал как психолог, педагог и дефектолог, писал песни для целого ряда театральных постановок, а также для филармонии и радиопрограмм, опубликовал десятки статей, очерков, рассказов и фельетонов, выпустил научные монографии.

От земного – к Небесному

автор: Максим БУРДИН
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2023/34, 01.09.2023
Одной из основных задач поэзии во все времена была стезя духовного поиска, воплощённого в метафорах и художественных образах. Осознавая бренность бытия и отрываясь в момент созидания от тщеты всего сущего, истинный художник слова из века в век стремится воспарить над самим собой, стать глубже, умнее и чутче, чем в обычной повседневной жизни. И очень часто эти духовные искания приводят земного творца к Творцу Небесному, порождая в душе немеркнущее осознание вечности. Именно это чувство лейтмотивом проходит во многих стихотворениях трех вроде не похожих друг на друга авторов – Анатолия Лебедева, Клавдии Левун и Бориса Красильникова – разных по стилю и содержанию, но единых в главном.

Сад расходящихся тропок

автор: Максим БУРДИН
Рубрика в газете: Литературное наследие – XXI век: Имена и Фигуры, № 2023/34, 01.09.2023
Конец XX – начало XXI века ознаменовались вспышкой интереса к экспериментальной поэзии без прежних рифм и размеров, в то время как классическое стихосложение, казалось, отошло на второй план. Те же метаморфозы произошли и со стилем – сниженный жанр стал довлеть над высоким, словно отражая запрос общества на упрощенчество. Однако в последние годы всё больше авторов вновь возвращаются к классическим традициям с их формой и содержанием, доказывая, что классика – это не скучно. Чистый дух возвышенной поэзии – вот что, пожалуй, объединяет трёх представляемых авторов: Александра Мильке, Ренату Юрьеву и Елену Фанталову. Каждый из них, будучи самобытным, состоявшимся творцом, стремится следовать традициям классического русского стиха, при этом не теряя ощущение времени и стараясь привнести собственное видение в вечные, неисчерпаемые темы.