НОВЫЙ НЕПОЛИТИЗИРОВАННЫЙ «FORBES»

Рубрика в газете: Флагманы гламура, № 2018 / 23, 22.06.2018, автор: Николай ВАСИЛЬЕВ

Редактор российского издания журнала Forbes Николай Усков – более не редактор. Об этом он рассказал в интервью каналу RTVI. Формальная причина увольнения – прогулы и непрофессионализм. Реальная причина – длительный конфликт с нынешним владельцем издания Александром Федотовым. Связующим звеном между этими причинами послужили два эфира с участием Николая на радиостанции «Эхо Москвы», в последнем из которых, 29 мая, он достаточно оппозиционно высказывался, например, о деле Павла Сенцова, деле Кирилла Серебренникова, положении российского бизнеса, подростковых суицидах и наркомании, а также о том, способны ли СМИ, поднимая шум вокруг события, как-то помочь тому же Сенцову, тому же Серебренникову – или только ожесточают наше, так скажем, правосудие. Ещё речь шла о грядущих выборах мэры Москвы, которые Николай Усков, при всех своих симпатиях к Собянину, назвал «безальтернативными». Тон, в котором Николай высказывался в эфире «Эха Москвы», можно назвать предельно сдержанным и корректным, но при этом свои либеральные взгляды он показал достаточно отчётливо. Сам Николай Усков говорит, что политической подноготной в его увольнении нет. Однако, ознакомившись с персоной нынешнего владельца Forbes, поверить в это не слишком просто.

 

Николай УСКОВ

 

Конфликт начался с того, что в отсутствии Ускова, бывшего в отпуске, Александр Федотов снял с публикации в Forbes данные о зарплате президента-председателя правления ВТБ Андрея Костина. После этого отношения между редакцией журнала и его владельцем стали напряжёнными. Журналистка Елена Зубова, рассказавшая прессе о давлении на сотрудников издания, уволилась из журнала, подав в суд и на владельца, и на редактора. Поначалу Николай Усков пытался сохранять некоторое равновесие в конфликтных вопросах, но к настоящему моменту потерял такую возможность и оказался вынужден действовать бескомпромиссно. Помимо давления на себя и своего заместителя Николая Мазурина, Усков говорит о задолженностях Федотова перед фриланс-работниками редакции, арендаторами, поставщиками. Также Усков говорит о попытке взятки со стороны Федотова в 100 тысяч долларов с целью замять конфликт. Факт этой взятки, озвученный в интервью RTVI, редактор, видимо, собирается использовать против владельца журнала в суде. Собственно, если принять эту информацию как правду – «непрофессионализм» Ускова сложно назвать единственной причиной увольнения: плохому редактору навряд ли предложат такие деньги, чтобы тот по-тихому уволился.

 

Александр ФЕДОТОВ

 

Федотов приобрёл журнал под покровительством закона – одного конкретного, недавно введённого закона: с 2016 года иностранным компаниям запрещено учреждать на территории нашей страны свои СМИ и владеть в их капитале более чем 20 процентами акций. В силу этого немецкая медиагруппа Axel Springer, которой принадлежало российское издание Forbes, оказалась вынуждена уйти с российского рынка. Владельцы искали покупателя ещё до принятия в России закона, выдвинутого на рассмотрение в Думе в 2014 году, и видели этого покупателя в Алексее Берёзкине, владельце газеты Metro и ИД «Комсомольская правда», и Рубене Варданяне, одном из основателей Московской группы управления «Сколково». Также на русский Forbes претендовали бывший гендиректор издательского дома «Коммерсант» Демьян Кудрявцев и бывший владелец сети игорного бизнеса Ritzio Entertainment Борис Белоцерковский; первого гендиректор «Axel Springer» Регина фон Флемминг вычеркнула из списка по причине «неоднозначной репутации» – а Белоцерковский, по информации некоторых СМИ, интересовался «чёрной кассой» журнала, при том, что сам всегда вёл безупречную бухгалтерию. В случае с Берёзкиным сомнения вызывали его близость к аппаратным кругам и редакционная политика «Комсомольской правды». Варданян отказался от приобретения издательского дома за три дня до подведения итогов переговоров, не сообщив причину отказа. Об Александре Федотове, который и приобрёл в итоге российский «Форбс», немцы думали и говорили в последнюю очередь. Федотов – не публичная фигура, и прессе о нём известно немного. Репутация его не менее неоднозначна, чем репутация того же Кудрявцева, предприятия под управлением Федотова на данный момент убыточны или минимально прибыльны, знакомства и связи Федотова специфичны: крупные банкиры, губернаторские советники – и параллельно (скорее, перпендикулярно – то есть, пересекаясь и совпадая) – члены «Боевого братства» (товарищество ветеранов локальных войн, известное в 90-х своей рейдерской деятельностью), учредители организации «Антимайдан» – но вопросов от немецкой, китайской – главные владельцы журнала базируются в Гонконге – да и американской, совладельческой стороны к Федотову не было никаких.

 

В 90-х Федотов занимался дизайном и декором зданий, основав в итоге компанию «Art Trading Group», прародители которой начинали свою деятельность при легендарном «фонде Сороса». Также Федотов перепродавал кассовые аппараты и калькуляторы итальянской компании Olivetti. В 2000-х Федотов познакомился с Дмитрием Саблиным, который на тот момент был советником тогдашнего губернатора Московской области Бориса Громова. Саблин и выступил впоследствии зампредседателем «Боевого братства» и соучредителем «Антимайдана». Вместе с Саблиным и основателем «Абсолют Банка» Александром Светаковым Федотов занялся скупкой подмосковных земель. Из достижений Федотова – отделка дворца руководителя Ингушетии, одного из залов Дома правительства Московской области; сотрудники, работавшие у Федотова, упоминали, что переделывали кабинет Бориса Громова и даже частично декорировали резиденцию премьер-министра Дмитрия Медведева. А ещё – украшали усадьбы в знаменитом посёлке Акулинино, где располагаются поместья президента «Транснефти» Николая Токарева, гендиректора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова и бывшего главы РЖД Владимира Якунина. По информации «Коммерсанта», компания Федотова участвовала в реконструкции стадиона «Лужники» – к московскому финалу Лиги чемпионов по футболу 2008 года. При всём том предприятия Федотова, по открытым данным, убыточны, а их сотрудники – кроме ключевых персон – месяцами ждут денег или вовсе остаются без них. А кое-кто применяет к образу Федотова характеристику «бандит из 90-х». В текущем 2018 году Федотов был спонсором предвыборной компании Ксении Собчак, с которой давно сотрудничает как с журналистом и редактором. В медиахолдинг Федотова Artcom Media Group входят журналы о моде, дизайне и образе жизни – SNC, Port, Numero, Object, Golf Digest, Interni и Exterieurs Design. В 2014-м Федотов приобрел право на выпуск русской версии французского журнала моды L’Officiel и сразу пригласил Собчак на пост главного редактора.

 

Закон от 2014 года об иностранных СМИ называли законом имени «Ведомостей» и Forbes, поскольку эти издания адресно попадали под его действие. Принят закон был в связи с «информационной войной», которую Запад, по мнению нашей власти, ведёт против России на фоне событий в Украине. Стоит отметить, что первый редактор российского Forbes Пол Хлебников был застрелен через три месяца после выхода первого номера журнала в 2003 году, и убийца до сих пор не найден. Та череда редакторов и владельцев, что была в журнале после Хлебникова и до Федотова, сохраняла независимость издания, позволяющую публиковать политические материалы и журналистские расследования. Однако события 2012 года на Болотной площади и 2014-го в Украине, происходившие параллельно с переделом российского медиарынка в пользу лояльных государству игроков, привели, в частности, к руководству Федотова, который решил, что журнал «слишком политизирован». Зарплаты российских чиновников и крупнейших бизнесменов, по мнению Федотова, интересны российскому читателю куда меньше, чем личные истории успеха этих людей.

 

Из уст такого человека, как Александр Федотов – человека вот с этим лицом, этой репутацией, этой издательской политикой, этими связями – весьма любопытно слышать заявление об «излишней политизированности» российского журнала Forbes. Возникает встречный вопрос – не слишком ли политизирован бизнесмен, проводивший работы по отделке дачи российского премьер-министра Дмитрия Медведева. Не слишком ли политизирован владелец журнала, уволивший его главного редактора после того, как тот высказал своё мнение по острым политическим вопросам на оппозиционной радиостанции «Эхо Москвы». Не слишком ли политизирован медиамагнат, оказывавший давление на редакцию своего издания – и в обход редактора снявший с публикации данные о зарплате президента-председателя правления ВТБ. Не слишком ли, в конце концов, политизирован человек, выступившим спонсором предвыборной компании Ксении Собчак – которая, Собчак, довольно быстро приобрела репутацию «спойлера», призванного оттянуть на себя голоса протестно настроенного российского населения?

 

5 комментариев на «“НОВЫЙ НЕПОЛИТИЗИРОВАННЫЙ «FORBES»”»

  1. Смешная причина — «за непрофессионализм». А где у нас сейчас профессионалы-то?

  2. Автор негодует на медиамагната — владельца «Forbes»a. Дескать, нельзя увольнять за политизированность.

  3. Читатели, вся беда в этом конфликте в том, что оба персонажа — жуткие циники по жизни, но один из циников — хозяин издания и, как все нынешние хозяева, — беспринципен, существует в условиях конфликта интересов, что предполагает зависимость от его хозяев иного уровня. Пусть судятся. Иного пути в драчке этих гнусных персонажей нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *