№ 2025/43, 31.10.2025
Неделю назад Союз писателей Москвы сделал резкое заявление по поводу творящегося в другой творческой организации – Союзе писателей России – беспредела. Смысл заявления: литфункционеры из СПР и их покровители, по сути, провалили поручение президента страны Путина. Однако это заявление провисело на сайте СПМ всего несколько часов. Кто-то на кого-то сильно надавил, и оно было удалено. Мы решили узнать имена этих «кого-то» у одного из инициаторов заявления – известного прозаика Евгения Анатольевича Попова.
№ 2025/43, 31.10.2025
Москва готовится провести Ночь искусств. Накануне этой ночи, поздно вечером 3 ноября в Музее Льва Толстого на Пречистенке народу покажут спектакль по поэме Анны Ревякиной «Шахтёрская дочь». Параллельно развивается скандал вокруг автора поэмы – Ревякиной. Народ не понимает, как так получилось, что литфункционеры передумали выделять в заповедном писательском городке Переделкине дачу участнику СВО поэту Алексею Шорохову, а вселили в эту дачу Ревякину...
№ 2025/43, 31.10.2025
Много шума, но… ничего, прорвёмся, – так, пожалуй, можно охарактеризовать всю эту историю с «отменой» нового романа Александра Проханова. Презентацию отменили, книги исчезли с прилавков и со страниц интернет-магазинов. И всё это на фоне шума, создаваемого теми, кто, боюсь, и саму книгу-то не читал...
№ 2025/43, 31.10.2025
Сегодня искусством уже является то, что создаётся с помощью нейросетей (правда, пока это можно довольно широко обозначить как ассоциативный сюрреализм и лирический примитивизм). Почему? Ответ вполне очевиден. Противопоставление сознания человека и искусственного интеллекта как нарочитой оппозиции изживает себя, оно становится неактуальным, так как не соответствует реальному положению вещей... На данном этапе искусство заключается в том, чтобы задать параметры запроса...
№ 2025/43, 31.10.2025
Летом 1947 года две литературные группы Финляндии – «Тринадцать» (она находилась в оппозиции к реакционно настроенному руководству финского союза писателей) и близкая к народным демократам «Кийла» – собрались провести в Гельсингфорсе съезд молодых писателей Скандинавских стран. На этот форум они позвали и советских авторов. Правда, организаторы сразу оговорились, что в составе советской делегации было бы желательно видеть представителя Эстонии.
№ 2025/43, 31.10.2025
Без его забавных стихов и умных рассказов уже давно научилась обходиться детская литература. Его блестящие «Триста тридцать три жильца» или «Подслушанный разговор», похоже, навсегда вытеснены «Дядей Стёпой» и «Мистером Твистером», а увлекательные «Привет от Вернера» и «Там вдали за рекой» – «Витей Малеевым...» и «Денискиными рассказами». Его ярких произведений нет ни в школьных программах, ни в планах известных издательств. Сегодня его многие просто не знают: ни взрослые, ни дети...
№ 2025/43, 31.10.2025
Несколько дней назад в столице России на MARESEDU–2025 мне довелось выступать с докладом перед солидной учёной аудиторией и рассказывать, как у нас власти московские относятся к Памяти нашей – захоронению сподвижника Петра I Героя Гангутского сражения генерал-адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина. Если в двух словах, то – никак. По его могиле снуют автомобили, ходят люди. И всё это сегодня – в XXI веке, в год Защитника Отечества…
Рубрика в газете: Звуки и смыслы, № 2025/43, 31.10.2025
Её дивой трудно назвать. Дивы обычно прекрасны, тонки, но холодны и недоступны, как Снежные королевы. Олеся Петрова другая: тёплая, величественная и какая-то домашняя – с мягкими жестами и высоко звенящим, будто салонным, голосом. Этот голос, однако, способен на многое. Её квалифицируют как меццо-сопрано. Сегодня она солистка Михайловского театра (с 2016 г.), который (снисходительно?) Малым язык больше не повернётся назвать...
№ 2025/43, 31.10.2025
В ноябре исполнится 108 лет Октябрьскому захвату власти в России большевиками-ленинцами. К сожалению, до сего дня, на дела создателей и руководителей Советского Союза есть разные точки зрения. Многие люди проклинают «вождей пролетариата», а коммунисты КПРФ славят Ленина. Откройте газету «Правда» за 14 октября 2025 года и на второй странице прочтёте заголовок – «Делу Ленина верны». Какому делу?! За 34 года, прошедшие после распада СССР, пора прийти к общему пониманию прошлого...
Рубрика в газете: Титан, № 2025/43, 31.10.2025
Имя Владимира Ильича Ленина навсегда вписано в историю XX века. Для одних он – величайший революционер, который сумел повести за собой массы и построить новое государство. Для других – разрушитель империи, открывший дорогу к диктатуре и репрессиям. Но в одном сходятся все: Ленин был фигурой, которая изменила ход мировой истории. Он был не просто политиком, а символом революционной воли. Его жизнь – это пример того, как идеи, соединённые с железной дисциплиной и целеустремлённостью, могут стать оружием, способным потрясти целые империи.
Рубрика в газете: Страна поэтов, № 2025/43, 31.10.2025
Поэт Чистобаев бывает чрезвычайно едок (не путать с едОк, ибо он, как раз производитель пищи, пищи для ума читателя, в конечном итоге, – Духовной пищи). Множество выражений на грани фола с перчинкой! Но – очень культурно! Автор – нахален, беззастенчив и ни на кого не похож, только на своё отражение в бесчисленном множестве зеркал. Если и находятся в его творчестве какие-то ассоциации с предшественниками или современниками, так это – закономерность, поэт – в общем потоке культуры.
Рубрика в газете: Страна поэтов, № 2025/43, 31.10.2025
Новая книга Юрия Татаренко, вышедшая в 2025 году в издательстве «СТиХИ», получила название «Прицепной вагон», и она вся посвящена дороге. Если бы стояла задача музыкально проиллюстрировать произведение, лучше всего подошёл бы припев из песни «Чижа и Ко»: «Снова поезд – // Вчера был на Север, сегодня – на Юг. // Снова поезд – // Замкнутый круг». Безусловно, прицепной вагон – это сам лирический герой. Ни больше, не меньше. Он буквально «прицеплен» к бытию...
Рубрика в газете: Проза, № 2025/43, 31.10.2025
Когда меня спрашивают про чудеса на войне, то я обычно вспоминаю этот случай. То есть, чудес там было на каждом шагу, но в тот раз всё могло закончиться очень плохо, причём на пустом месте. Если бы не чудо. Мы выехали по серости с напарником на позицию. Буханка, которая нас везла, заезжала ещё в пару мест. Что-то сгружали, кого-то забирали и т.п. Когда доехали до нуля, уже совсем стемнело. Погода была не морозной, слегка плюсовой, а ходить нам предстояло долго, поэтому тепло одеваться не стали...
Рубрика в газете: Поэтический альбом, № 2025/43, 31.10.2025
Лоза, как чацкий монолог, на крыше разрослась. /Растут зелёные слова (чем гуще, тем черней), /Растёт несказанное вслух, бессвязных мыслей вязь, /Шумит о правде на земле, о праве, о войне... // А в дом зайдёшь – и в потолке знаком любой излом, / Там тишина зовёт решать, что будет на кону, / И каждый в доме узелок – на память о былом, / Кого когда я предала, не помогла кому. // От правды право отсеку, и упадёт лоза. /А что останется – моё: и комната в избе, / И этот луч на пять минут, и всё, что было за / Зелёным словом – всё, светясь, напомнит о себе...
Рубрика в газете: Мир Севера, № 2025/43, 31.10.2025
Варандейская тундра… Есть в этом словосочетании что-то завораживающее, отсылающее к произведениям Джеймса Кервуда и Джека Лондона. Но об этом – в свободную минутку, весёлый час, а теперь – о Филипповне рассказ. – Родилась я в Варандейской тундре, в чуме, как и многие из моих сверстников. Родители – оленеводы, ямдали со стадом в тундре. Папа – Выучейский Филипп Николаевич, мама – Марина Афанасьевна. Родители у нас были хорошие, ушли из жизни, когда я училась в школе: папа умер, когда в начальной школе училась, мама ненадолго его пережила...
Рубрика в газете: (Поэтический альбом), № 2025/43, 31.10.2025
Смерть моя незнамо где: /не на ветре, не в воде, /не в земной какой породе /и не в огненной свободе. /Смерть свою не знаю сам, /всем, кто хочет, жизнь отдам – /всем бродячим, перехожим, /на убийц моих похожим. /Ходят-бродят, не берут, /с каждым шагом больше врут /о бессмертии, коварстве, /о моём подземном царстве, /ходят, бредят об игле, / заключённом в острой зле, / в сильных пальцах сталь пытают, /закалённую ломают!
Рубрика в газете: Фельетон, № 2025/43, 31.10.2025
Очередь в Третьяковку, несмотря на неуютную погоду, растянулась почти на километр. Кого только в ней не было – и простые домохозяйки, и небогатые студенты, и госслужащие, и работники банков… Все эти люди, одни – бросив тёплые дома, другие – отпросившись с работы, мечтают об одном – попасть внутрь крупнейшей сокровищницы шедевров мировой живописи. Зачем им это в холодное зимнее утро?.. Прекрасная акция! И эта акция Третьяковской галерее удалась...
№ 2025/43, 31.10.2025
Определились время и место проведения очередной ежегодной научно-практической конференции по творчеству Юрия Поликарповича Кузнецова. Она пройдёт 12 и 13 февраля 2026 года в отремонтированном здании Союза писателей России, в обновлённом Шолоховском зале по адресу: Москва, Комсомольский проспект, 13. Стоит отметить, что эта конференция состоится в Москве уже в двадцатый раз! Кроме того, 2026-й – год 85-летия со дня рождения Кузнецова (1941–2003)...
№ 2025/43, 31.10.2025
Решил оторваться от папок с архивными делами и перекусить. В последнее время мне понравилось пить кофе в заведении, которое никак не хочет переходить на русское название и продолжает именовать себя по-импортному: Coffee Bean... Но что сегодня меня поразило? Представляете в обеденное время я не увидел в этой кафешке за барной стойкой ни одного нормального человеческого лица...
№ 2025/43, 01.11.2025
Страницы книг несут отпечаток общественных настроений, а жанровая принадлежность помогает прочесть скрытые послания эпохи. Литературные формы возникали и изменялись вместе с социальной структурой, культурными запросами и технологическим прогрессом. Искусство слова служит своеобразным барометром исторических перемен, фиксируя чаяния, противоречия и перемены мировоззрения. Современный читатель все чаще обращается к подарочным изданиям, которые можно купить тут, в поисках связи с прошлым и понимания своего времени.
№ 2025/43, 01.11.2025
30 октября в Москве, в библиотеке им. Добролюбова состоялась презентация новой книги поэта Алексея Прохорова «Монологи чувств и вещей». Лейтмотивом презентации стал призыв «Удиви самого себя». Ведь что есть поэзия, как не очищающее, катарсическое удивление? Из стихотворения, из книги стихов читатель выходит другим, изменившимся, обновлённым. Тем более если стихи звучат в авторском прочтении. Ту же обновляющую, творящую любовь к слову неизбежно испытывает и сам поэт...