Инна Ростовцева. НЕ СТИХИ, НО ПОЭЗИЯ…

Ответы на анкету "ЛР"

автор: Инна РОСТОВЦЕВА
№ 1981/17, 24.04.1981
1. С чем, на ваш взгляд, пришла поэзия к рубежу восьмидесятых годов? 2. Каково, по вашему мнению, соотношение традиций и новаторства в современной поэзии и каким оно будет в восьмидесятых годах? 3. Отвечает ли современная поэма сегодняшним требованиям масштабности изображения жизни или это только привилегия прозы? Каковы перспективы развития жанра поэмы? 4. Существует ли проблема молодого поэтического поколения и если да, то чем она вызвана? Какое место занимают сегодня молодые поэты в общем литературном потоке? 5. Каков, на ваш взгляд, уровень современной критики поэзии? Чего вы ждёте от неё в будущее? 6. Что ещё вы лично хотели бы сказать о проблемах и перспективах развития нашей поэзии? Сегодня анкету («Литературная Россия», №№ 13, 14, 15, 1981) продолжает критик Инна Ростовцева.

Евгений Осетров. ЗОВ ИСТОРИИ

Владимир Чивилихин. «Память». Роман-эссе. Журнал «Наш современник». № 2, 1978, №№ 8, 9, 10, 11, 12, 1980.

автор: Евгений ОСЕТРОВ
№ 1981/7, 13.02.1981
Художественно постигая действительность, Владимир Чивилихин пришёл к Истории. В этом сказалась своего рода неизбежность. На пороге нового тысячелетия – оно теперь не за горами – ход вещей привёл к тому, что возникла необходимость ощутить живую связь времён. Отсюда и «роман-эссе», выразительно названный – «Память».

Фёдор АБРАМОВ. БАБИЛЕЙ

(Рассказ)

автор: Фёдор АБРАМОВ (г. Ленинград)
Рубрика в газете: Проза, № 1980/49, 05.12.1980
На этот праздник меня выволокла Евстолия. Подкатала эдакой лисой: «Конь, говорят, у тебя застоялся. Не хочешь до Юрмолы прокатиться? Мне бы к бабушке одной надо, за овечкой наказывала приехать». Ну и как было отказать? Как сказать: нет? Соседка. За всем тащишься к ней: и за молоком, и за картошкой, и за луком. Да и инструмент какой понадобился – топор, напарья, рубанок-фуганок, а тем паче всякое хозяйственное снаряжение (грабли, вилы, кузов, коса), – тоже к кому, как не к соседке, дорогу торишь. На новеньком, ещё не обкатанном как следует «Немане», запряжённом в двенадцать железных лошадей («Ветерок» мотор), мы быстро, за считанные минуты, отмахали семь километров, вытащили лодку на песчаный берег – и в деревню.

Руслан КИРЕЕВ. ГОСТЬ

(Рассказ)

автор: Руслан КИРЕЕВ
№ 1980/42, 17.10.1980
Игорь Иванович, ещё неодетый, сидел в спальне на кровати, когда зазвонил телефон. – Даниил это! Ладушкин! Даниил Ладушкин, помнишь? – Данька! – пролепетал Игорь Иванович. Придя в себя, посыпал вопросами: откуда, надолго ли, почему до сих пор не у него? Даня отвечал бурной своей скороговоркой. Только с поезда, на сутки, подъедет, как только управится с делами, – часа через три. Положив трубку, Игорь Иванович стоял у тумбочки и улыбался, не веря себе. Из комнаты молодых вышла Лидия. Она вопросительно смотрела на него.

Пётр КРАСНОВ. НА АЛЁШИНОМ ХУТОРЕ

(Рассказ)

автор: Пётр КРАСНОВ (г. Оренбург)
Рубрика в газете: Проза, № 1980/26, 27.06.1980
Двое суток несло в степи поднятые снега, гудело и ныло, ровняло с краями реку, пади с оврагами, заносило жильё с дорогами, плетни огородов; и вот под вечер стало понемногу затихать. Где-то, видно, порвало провода, Алёшин хутор сидел без огня, кое-где лишь пробивался в окнах неверный затухающий свет керосиновых ламп. Немногие откапывали во дворах свои тропки, […]

Говоря о главном

«Сверстники-1979». Сборник молодых критиков. Составитель Валерий Дементьев. Издательство «Современник». 1979. 22 стр. 75 коп.

автор: Святослав ПЕДЕНКО
№ 1980/26, 27.06.1980
Основу этой книги составили статьи, написанные участниками III Всероссийского семинара молодых критиков, организованного Союзом писателей РСФСР в ноябре 1977 года. Некоторые из 16 авторов сборника, такие, как Н.Кузин, В.Шапошников, К.Султанов, уже стали членами Союза писателей, другие пока что успели опубликовать по нескольку заметных статей и рецензий в периодической печати, но всех объединяет страстная заинтересованность в развитии нашей литературы, желание осознать особенности современного художественного процесса и в меру сил повлиять на него. Несмотря на свой пока ещё относительно малый опыт, молодые критики стремятся поднять самые актуальные проблемы: гражданственности, социальной активности, духовно-нравственных исканий, соотношения в художественном творчестве традиций и новаторства.

Любовь ЗАВОРОТЧЕВА. ПРИЧУДА

(Рассказ)

автор: Любовь ЗАВОРОТЧЕВА (г. Тюмень)
№ 1980/8, 22.02.1980
Кузьмин в который уже раз подвернул под щёку прохладный бок тощей гостиничной подушки, зло шлёпнул себя по плечу. Комары звенели и с размаху пикировали на его большое тело. З-з-з... Один продолжал другого, и вся комариная компания издевалась над его беспомощностью. «Не уснуть, – решил Кузьмин и встал. – Ни потёмок, ни рассвета, – раздражённо подумал он. Закурил, отбиваясь струйкой дыма от наседавших комаров. – Бешеные... Слоловно специально для них белые ночи природа придумала». Он достал карту, облегчением подумал, что до зимы ещё далеко, успеют они как следует подготовить десант строителей.

Борис ЕКИМОВ. КАК РАССКАЗАТЬ…

(Рассказ)

автор: Борис ЕКИМОВ (г. Калач-на-Дону)
Рубрика в газете: Проза, № 1981/4, 23.01.1980
Впервые прозаик Борис Екимов обратил на себя внимание на проходившем в 1972 году в Ульяновске зональном совещании молодых литераторов. И уже тогда было видно: в литературу пришёл новый интересный автор. Борис Екимов пишет о том, что знает и любит, герои его повестей и рассказов – наши современники, люди непростой судьбы и неброских профессий. В своей жизни писателю приходилось работать токарем на заводе, слесарем и наладчиком, строителем на Тюменщине и в Казахстане, учителем по труду в сельской школе. Всё пережитое им получило отображение в его книгах «Девушка в красном пальто», «Короткое время бородатых», «У своих» и в вышедшем совсем недавно в издательстве «Современник» сборнике рассказов «Последняя хата». В «Литературной России» Б.Екимов публикуется впервые.

Юрий НАГИБИН. Достоинство жанра

Ответ на вопросы анкеты

автор: Юрий НАГИБИН
№ 1980/3, 18.01.1980
«В последнее время крупные писатели всё чаще уходят в романисты...» – с такого утверждения начинается анкета «Литературной России». Я задумался: кого газета имеет в виду? Писатели, пишущие рассказы, тем более крупные писатели, наперечёт. Очевидно, речь идёт о Викторе Астафьеве, Евгении Носове, Георгии Семёнове. Эти превосходные рассказчики действительно обратились к «большому» жанру. Но ни один из них, насколько мне известно, с рассказом не порывал. В минувшем году и В.Астафьев, и Г.Семёнов опубликовали новые интересные рассказы. У Е.Носова всегда после большой работы следовал «перекур». Сейчас он ещё во власти «Усвятских шлемоносцев», но рассказы не исключены из его планов.

Александр РЕКЕМЧУК. Поцелуй Мерилин Монро

(Рассказ)

автор: Александр РЕКЕМЧУК
Рубрика в газете: Проза, № 1980/1, 04.01.1980
Сергею Плаксину очень повезло. В шестьдесят первом году он окончил экономический факультет института кинематографии с громкой специальностью – организатор производства, что сулило ему в лучшем случае должность помдиректора картины на одной из столичных студий (то есть мотаться по самым докучным поручениям и застенчиво прятать глаза на то, как химичит директор), а в худшем – прозябать на периферии, где ничего-то пока и не делают, кроме ежемесячной межобластной хроники. Однако московская прописка у него была. На четвёртом курсе в него без памяти влюбилась Елена С., ещё студенткой сыгравшая главную роль в фильме, имевшем успех, и они поженились. На пятом курсе Елена ушла от Сергея к другому, к партнёру по новой картине – Плаксин оскорбился, но не сдох. Точней, ушла не Елена (ей некуда было уходить, партнёр женатый), а ушёл Сергей – из её родительской квартиры, но прописка за ним формально осталась. Он снял комнатёшку в Зюзине. Вот тут и подкатила удача.