Материалы по номерам

Результаты поиска:

Запрос: год - 2018, номер - 11

ПО-РУССКИ, НО КАЗАХСКОЙ КРОВЬЮ. По следам юбилейного вечера поэзии Бахыта Каирбекова

№ 2018/11, 23.03.2018

Бахыт Каирбеков, поэт и режиссёр из Казахстана, провёл свой юбилейный вечер в Московском доме национальностей. Он представил новую книгу «Многоточие», в которую вошли не только стихи, но и заметки, выдержки из дневников, раздумья о жизни.

РОЗОВОЕ МОРЕ БОРИСА РЫЖЕГО

№ 2018/11, 23.03.2018

Неповторимость интонации и ощущение чуда: два ощущения не оставляют при чтении стихов Бориса Рыжего.

Возвращение Воланда

№ 2018/11, 23.03.2018

На днях стало известно о новом проекте очередной экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Полнометражный фильм выйдет 

в 2021 году. Режиссёром и сценаристом объявлен Николай Лебедев.

ШЕСТЬ ЛЕТ СПОКОЙНОЙ ЖИЗНИ

№ 2018/11, 23.03.2018

Так случилось, что в день выборов 18 марта ваш покорный слуга работал наблюдателем на одном из избирательных участков Санкт-Петербурга. Опыт личных наблюдений в этот день и обратная связь с коллегами на других участках позволяют сделать ряд выводов, о которых я вам с удовольствием расскажу.

ПРАВДА ПАТРИАРХА, или «Спасибо, братушки!»

№ 2018/11, 23.03.2018

В основательном интервью («ЛР», № 10, 16.03.2018), которое взял у генерала Леонида Решетникова Илья Рябцев, подробно и точно расставлены акценты, относящиеся к событиям, связанным с освобождением Болгарии от османского ига и показана несостоятельность утверждений президента этой страны, который старательно избегал в беседе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом даже самого слова «Россия», заменив его перечислением народов и племён, якобы тоже воевавших за свободу болгарского народа.

Оскар ГРУЗЕНБЕРГ. НЕПРОЧИТАННЫЙ ПАРИЖ

№ 2018/11, 23.03.2018

В 1966 году Францию посетила туристическая группа советских писателей с жёнами: Лев Кассиль и Светлана Собинова, Марк Лисянский и Антонина Копорулина...

Поэт-фронтовик Лисянский, автор знаменитого стихотворения военной поры «Моя Москва» – нынешнего официального гимна столицы России, ушёл из жизни в 1993-м. Осенью 2007-го не стало и «гвардии тёти Тони» Копорулиной, – творческий архив, домашняя библиотека и вся обстановка московской квартиры поэта с моей подачи были перевезены в подмосковный Историко-мемориальный музей-заповедник «Подолье».

Разбирая архив моего незабвенного учителя, доброго старшего друга и земляка-черноморца, я обнаружил подлинные раритеты литературного русского зарубежья. Надо полагать, издания Серебряного века с титульными штемпелями эмигрантской библиотеки имени Герцена в Ницце, уникальные рукописи Марк Самойлович Лисянский каким-то образом приобрёл во время своего французского турне:

 

Букинист у парапета,

Франк мой – весь его барыш...

Я гляжу, гляжу на этот

Непрочитанный Париж.

 

Чернильный чистовик полемической статьи «Блок и Маяковский» Николая Оцупа – активного члена гумилёвского «Цеха поэтов», позже эмигранта. «Похороны Толстого» – бисерный каллиграфический, почти без помарок, почерк на четырёх листах папиросной бумаги – свидетельство очевидицы Марии Александровны Каллаш, подписанное одним из её журналистских псевдонимов «М. Курдюмов». Страницы машинописи с автографами-правками: мемуары учёного Александра Цингера о яснополянских встречах со Львом Толстым, экземпляр пьесы Надежды Тэффи «Шарманка Сатаны», фрагменты воспоминаний известного петербургского адвоката Оскара Грузенберга о Горьком...

Все рукописи явно предназначались для какой-нибудь газетно-журнальной русской редакции Парижа. В нынешний юбилейный «горьковский» год записки знаменитого защитника не только евреев, а и многих русских писателей в царском суде, как живые приметы давно ушедшего времени, безусловно, заслуживают нашего, сограждане-современники, читательского внимания.

 

Александр ПАВЛОВ

г. Москва

 

Анатолий КОРОЛЁВ. ЛАБИРИНТ БЕЗ АРИАДНЫ

№ 2018/11, 23.03.2018

Проза Анатолия Королёва – редкий случай баланса между сложностью текста и его увлекательностью. Когда как раз сложность, тонкость, смелость образов, глубина поднимаемых вопросов, бескомпромиссное погружение в неисследованную бездну – и увлекают читателя. Можно открыть роман «Быть Босхом» на первых страницах, увидеть вот это: «Жаворонок всё сильней жжёт соринкой в глазу зенита» – и почувствовать ту многообещающую тоску о тексте, – самобытном, глубоком и захватывающем, – которая посещала тебя с самой читательской юности. «Мои книги, – резюмирует себя писатель, – симфоническая музыка, я пишу для 5–10 человек, сидящих в партере и просматривающих партитуру». 

О судьбе автора, пишущего под такой звездой, и о судьбе сложной художественной прозы в реалиях современного российского капитализма, мы и поговорили. 

Андрей БОЛДЫРЕВ. ТИМУР ПРОТИВ КВАКИНА. Аркадий Гайдар как пропагандист социального неравенства в СССР

№ 2018/11, 23.03.2018

Революция 1917-го года делалась под лозунгами всеобщего равенства. Под этими лозунгами, впрочем, делаются все революции, и Великая Октябрьская не исключение. Один из первых декретов большевиков – «Об отмене сословий и гражданских чинов». Однако по мере того, как новая власть продвигается по пути реального государственного строительства, классы и сословия начинают формироваться вновь. И становится нужным объяснять это народу, формировать, точнее, восстанавливать, представление, что неравенство – это нормально. Более того, внушать превосходство одних над другими. И это уже прерогатива массовой культуры.

ГЕНИЕВ МЕЖ НАМИ – ВЕРИШЬ? – НЕТ. Уровень общественной мысли журнала «Новый мир»

№ 2018/11, 23.03.2018

«Новый мир» позиционирует себя не только как литературный журнал, но и как журнал «общественной мысли». Да, были времена, когда это издание славилось высоким уровнем общественной мысли и в публицистике, и в художественных текстах. Хорошо помню, как после публикации статьи известного писателя и экономиста Николая Шмелёва «Авансы и долги» (1987, № 6), этот материал обсуждала чуть ли не вся интеллигенция страны. Становились «событиями» и другие материалы, увидевшие свет на страницах этого некогда популярного издания. А как же сегодня в «Новом мире» обстоят дела с «общественной мыслью»? Рассмотрим поэзию, прозу, публицистику и другие рубрики последнего – двенадцатого – выпуска журнала за 2017 год. Обычно в итоговом номере собраны лучшие материалы за прошедший год. Сначала ознакомимся с вошедшей в этот номер поэзией.

Артур ЖУРАВЛЁВ. ЛЮБИТЕЛЬ КРОССВОРДОВ (рассказ)

№ 2018/11, 23.03.2018

Рельсы светились желтоватым, уходили к лесу и сливались в нить. В воздухе стоял запах прожжённого масла. Небо было низкое и шевелилось как живое, серыми клубами. Поселковый вокзал был пуст и скучен. Он ничего не ждал, ничего не хотел, ни о чём не думал, но и не спал… И только смотрел, и вбирал, вбирал, вбирал: лысый желтоватый холм, на нём накренившуюся башню ЛЭПа скрюченную, казалось, в шаге, готовую размахнуться в любой момент и кинуть свою клюку куда-нибудь вдаль, за тёмный край леса. Рядом горбились цепочкой рыжие цистерны с одними и теми же кляксами, где-то надрывалась стая собак. Было прохладно, хмурились лужи, устало желтела в отгороженном палисаднике берёза, иногда махая мелькавшему в просветах солнцу.

ФРАНЦУЗСКОЕ ЗВУЧАНИЕ ОРГАННОЙ МУЗЫКИ

№ 2018/11, 23.03.2018

В Большом зале Московской консерватории состоялся заключительный концерт из цикла «Музыка для всех: Оркестр и орган», посвящённого открытию органа Большого зала Московской консерватории после реставрации. Во всех концертах принял участие Государственный академический большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского (художественный руководитель Владимир Федосеев).

Алина ЧАДАЕВА. РАДИ ЕДИНЕНИЯ И МИРА

№ 2018/11, 23.03.2018

В газете «Литературная Россия» № 7 (от 23 февраля 2018 г.) помещена статья Николая Васильева «Ересь и служебная ревность». Главный её тезис, на мой взгляд, в следующем утверждении: «...объявление католиков «еретиками» ересью же и отдаёт». Сразу скажу: с автором, безусловно, согласна. Число людей, принадлежащих к католической конфессии – 1,3 миллиарда. Следовательно, все они – «заблудшие овцы»?

Юрий ЩЕРБАКОВ. НАШЕ НАЗНАЧЕНИЕ – БЫТЬ ДРУГОМ НАРОДОВ! (Мы — один мир)

№ 2018/11, 23.03.2018

На Минском международном симпозиуме «Писатель и время» главный редактор «Литературной России» Вячеслав Огрызко предложил мне написать о работе над переводами чеченского поэта Адама Ахматукаева. А как вообще находят сегодня друг друга поэт и переводчик?

ЗАРЕКОМЕНДОВАЛА СЕБЯ АМОРАЛЬНЫМИ ПОСТУПКАМИ (Отвергнутое: запоздалое возвращение долгов)

№ 2018/11, 23.03.2018

Римма Казакова первый раз прислала своё письмо из Хабаровска в редакцию газеты «Литература и жизнь» в апреле 1958 года. И ей сразу повезло. Уже 7 мая газета напечатала её стихотворение «Русский город». А через месяц, 4 июня 1958 года её в своём обзоре журнала «Дальний Восток» похвалил Алексей Марков.

КОРОЛЬ ПАТЕФОНА

№ 2018/11, 23.03.2018

В эти дни исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося исполнителя русских романсов и песен, композитора и поэта Вадима Козина. Говорю «в эти дни», потому что Вадим Алексеевич родился 21 марта по старому стилю, но свой день рождения отмечал и по новому стилю – 3-го апреля. Тринадцать дней в каждом году в его тесной квартирке царила, если можно так сказать, тихая эйфория. Приходили гости, местные и командировочные, пили чай и «адмиральский коктейль» (смесь от оставшихся с прежних посиделок напитков), звучал старенький «Красный Октябрь», купленный в 56-м году на гастролях по Камчатке, хозяин был ласков и щедр, ублажая присутствующих своими дивными романсами. Почта ежедневно (а если непогода, то с большими задержками, Вадим Алексеевич заметно нервничал) доставляла ворохи писем и телеграмм, больше от незнакомых людей, но в разные юбилеи и от именитых лиц – Козловского, Ростроповича, Богословского… И рассказать ему было о чём: детские впечатления от звёзд дореволюционной эстрады Вяльцевой и Морфесси, встречи с Есениным, Руслановой, Тамарой, Утёсовым, приватные концерты для Сталина (в том числе концерт для «большой тройки» в Тегеране совместно с Изой Кремер и Морисом Шевалье)… Мерилом его популярности служил хотя бы такой факт. В Отечественную войну, когда для нужд радиопромышленности потребовался шеллак, на пластинках Козина ставился штамп: «обменный фонд». То есть ты сдаёшь на бой десять пластинок, взамен получаешь диск любимого певца.

КОРБЕТТ

№ 2018/11, 23.03.2018

Вглядитесь в доброе лицо этого человека. Перед Вами сам Джим Корбетт, ирландец, считавший себя англичанином, полковник в отставке, писатель, натуралист, любитель природы, защитник животных и величайший охотник двадцатого столетия. В Индии его считают национальным героем и при жизни назвали Святым. Его имя носит крупнейший национальный парк Индии, созданный по его инициативе, а индийский народ благоговейно относится к его памяти.