№ 2020/5, 13.02.2020
Уважаемая редакция!
Предлагаю статью, которая своим патриотическим настроем и темой в чём-то совпала с приближающимся праздником 23 февраля.
По-моему, «ЛитРоссия» ещё ничего не писала о романе Д.Полякова-Катина «Берлинская жара» (основной, но не единственный предмет статьи), получившем в конце 2019 г. премию Службы внешней разведки.
Буду рад продолжению сотрудничества с «ЛР»! Желаю вам преодолеть трудности с помещением и позволю себе высказать соображение: причиной неуступчивости московских властей отчасти является ваша многолетняя борьба с нарушениями в архивном ведомстве, ваша критика г-на Артизова, г-жи Горяевой и других.
№ 2020/5, 13.02.2020
Уважаемый
Владимир Владимирович!
Поражаюсь беспрецедентному произволу, который уже ряд лет творят московские чиновники по отношению к газете «Литературная Россия». Ещё больше поражаюсь, как столичные власти равнодушно взирают на этот откровенный беспредел. «Литературная Россия» – одна из культурных ценностей страны, достояние всего многонационального народа. А «культурными ценностями не может распоряжаться не только правительство, парламент, но и вообще ныне живущее поколение, ибо культурные ценности не принадлежат одному поколению, они принадлежат и поколениям будущим» (Дм. Лихачёв).
№ 2020/5, 13.02.2020
Хотела бы сказать несколько слов по следам публикации Григория Шувалова «Видеть за деревьями лес» («ЛР», № 3/2020). Буду лаконична. Глубоко в конфликт Николая Иванова и Григория Шувалова мне влезать незачем, просто наблюдение: замечаю у многих молодых авторов, состоящих в Союзе писателей, комплекс людей, незаслуженно сидящих на обочине.
№ 2020/5, 13.02.2020
Московский ресторан «Жан-Жак» указал Анне Долгаревой на дверь, отменив заранее объявленную презентацию новой книги популярной поэтессы. Причина? Рестораторов не устроила политическая позиция Долгаревой, которая не скрывает своих симпатий к Донбассу. За это многие писатели предлагают устроить «Жан-Жаку» бойкот.
Рубрика в газете: На рубеже, № 2020/5, 13.02.2020
Михаил Михайлович Голубков – один из крупнейших специалистов по отечественной словестности XX–XXI века, заведующий кафедрой истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса МГУ.
Первый вопрос к нему: есть ли у него самый любимый писатель? К какому произведению русской литературы он чаще всего и с наибольшим удовольствием возвращается?
Рубрика в газете: На рубеже, № 2020/5, 13.02.2020
«Не имеет права на существование передача, которая существует исключительно на государственные деньги, поскольку у неё нет зрительской аудитории, которая бы обеспечивала ей экономическую состоятельность», – заявил 28 января заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин, комментируя резонансное закрытие популярнейшей и старейшей детской телепередачи «АБВГДейка» (с 45-летним опытом и массой наград).
Рубрика в газете: На рубеже, № 2020/5, 13.02.2020
1. 21 марта 2020 года в Институте русского языка им. А.С. Пушкина пройдёт лекция под названием «Куликовская битва: мифы и реальность», в которой будет рассказано о самом кровопролитном сражении XIV века. Поскольку со временем это событие стало обрастать многочисленными мифами и легендами, которые до сих пор представлены в учебниках истории для средней школы, есть ещё много, в чём стоит самостоятельно разобраться всем интересующимся историей. Даже самое название – «Куликовская битва» – является мифом XVI века.
Рубрика в газете: Век учись, № 2020/5, 13.02.2020
Столичную библиотеку № 240 молва уже больше двух лет называет «Techno Science». Столько существует одноимённый проект, призванный сократить расстояние между людьми «современными» и теми, кому постоянно приходится догонять прогресс. Проект «Techno Science» замечателен тем, что здесь лектор не выходит читать с листочка, чтобы потом показать отчётный видеоролик.
Рубрика в газете: Век учись, № 2020/5, 13.02.2020
– Как научная фантастика связана с современными технологиями? Неужели учёные сначала читают книги и на их основе что-то изобретают?
– Не знаю про всех учёных, но с некоторыми из них, например, с основоположником мировой космонавтики, именно так и было. Читая научную фантастику, понимаешь, что наша сегодняшняя жизнь – это, во многом, реализация мечты человека о лучшем будущем. Множество изобретений были так или иначе предугаданы людьми искусства. Вообще, есть даже определённый порядок социализации мечты. Его замечательно описал Циолковский: «Cначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчёт, и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль».
Рубрика в газете: Диво дивное, № 2020/5, 13.02.2020
Эта увлекательная книга о человеке потрясающей судьбы – Изабелле Эбергардт, никогда не видевшей России, но с русскими корнями и русской душой.
Автор её биографии, написанной прекрасным русским языком, журналист и писатель Наталья Беглова, долго проработавшая за границей в различных учреждениях ООН.
Об Изабелле Эбергардт, прожившей неполных двадцать семь лет, нам известно не много, и это тем удивительнее от того, что в действительности она мировая знаменитость.
Рубрика в газете: Диво дивное, № 2020/5, 13.02.2020
Когда какая-нибудь звёздная персона слёзно сетует, что ей не дают проходу несносные журналисты и липучие поклонники, – это, мягко говоря, неприкрытое лукавство. Приоденься в самую простую одежду, и тебя не узнают даже близкие родственники!
Как-то раз предложили мне работу в качестве ассистента режиссёра по актёрам в сериале «Золотой телёнок» к Ульяне Шилкиной. Мы нашли созвучие как по финансовым вопросам, так и по подбору актёров, но расстались не солоно хлебавши. Ведь работы предстояло невпроворот, и я попросил помощника. Но мне категорически отказали.
Рубрика в газете: Отцы и дети: кто прав?, № 2020/5, 13.02.2020
Вокруг материала Григория Шувалова «Видеть за деревьями лес», опубликованного в «Литературной России» (№3/2019), рождается полемика. Полемика разного толка. Разного качества: идеологическая, политическая, провокационная, предосудительная, публицистическая… (Около)литературная.
Последняя интересует в большей степени.
Рубрика в газете: Отцы и дети: кто прав?, № 2020/5, 13.02.2020
В мае 2018 года в Воронеже появилось региональное отделение Совета молодых литераторов при Союзе писателей России. Меня выбрали его руководителем. Я взялся за дело, как теперь кажется, радостно и дерзко. В Москве улыбнулись, но сразу насторожились: хотели явно другого.
Воронежская литературная жизнь дышала ровно и сравнительно уверенно. К нам прислушивались. Нам помогали. И областная юношеская библиотека им. В.Кубанёва, и журнал «Подъём», и правление регионального отделения СПР.
Рубрика в газете: Поэтический альбом, № 2020/5, 13.02.2020
Анна Долгарева родилась в 1988 году. По первому образованию химик, по второму политолог. По профессии журналист, в 2015–2017 годах работала военным корреспондентом в Донецкой и Луганской народных республиках. В настоящее время колумнист газеты «Взгляд.ру». Автор поэтических книг: «Время ждать» (2007), «Хроники внутреннего сгорания» (2012), «Из осаждённого десятилетия» (2015), «Уезжают навсегда» (2016), «Лес и девочка» (2019).
Рубрика в газете: Критическая масса, № 2020/5, 13.02.2020
Несомненно, все мало-мальски читающие русские помнят эту великую гоголевскую заключительную фразу из его хохлацкой миргородской повести. Скоро уж лет двести, как мы с ней живём и, в общем, здравствуем.
Случались, конечно, всякие времена. Иногда жизнь становилась лучше, но чаще «веселее». Долго радовались, что вместо господ товарищами стали. Потом снова к старой власти вернулись. Теперь в затылках почёсываем.
Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2020/5, 13.02.2020
Хуршед Нозимов родом из Таджикистана, однако вот уже двадцать с лишним лет он живёт в России, как и многие его соотечественники, бежавшие в 90-е от войны и разрухи. Сейчас он работает хозмастером в одном из жилищных комплексов города Москвы. Хуршед – постоянный читатель нашей газеты и других литературных изданий. В его каморке на полке книги и толстые литературные журналы.
Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2020/5, 13.02.2020
То, что наша страна крайне нуждалась в изданиях, посвящённых национальным литературам, стало очевидно ещё в середине двадцатых годов прошлого столетия. Не случайно в Москве и Ленинграде периодически предпринимались попытки по созданию различных тематических сборников.
Приведу несколько примеров.
Рубрика в газете: Дискуссия, № 2020/5, 13.02.2020
В конце прошлого года на страницах «ЛР» вроде бы всё переговорили о нынешнем состоянии серии «ЖЗЛ». Но Юрий Иванов из Псковской области, пожалев о том, что продолжительное время не появляется статей, в ответ на те критические материалы, решил сам молвить слово и нарушить молчание по важному для него вопросу («ЛР», 2020, № 4).
Рубрика в газете: Наши новинки, № 2020/5, 13.02.2020
Новое исследование Вячеслава Огрызко, во многом построенное на выявленных им в архивах документах, подробно рассказывает о том, как советская власть в разные периоды пыталась приспособить Академию наук под свои нужды.
№ 2020/5, 13.02.2020
Еженедельник «Литературная Россия» и международный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация» приглашает всех желающих на заседание круглого стола «Языковое разнообразие народов России в открытой медиасреде», которое состоится 19 февраля в МПГУ.
№ 2020/5, 13.02.2020
В июне 1999 года поэтесса Нина Снегова от лица Костромской писательской организации, взявшейся издать «практически первую» книгу Дмитрия Тишинкова – «Письма из крыжовенного сада» – мотивировала необходимость этого издания тем, что «похожих на Тишинкова в Костромской области поэтов нет. Он самобытен, оригинален, – сколько бы ни называли его местным Есениным. Никаких заёмных интонаций».
Рубрика в газете: Иди и смотри, № 2020/5, 13.02.2020
Великий датский писатель Ханс-Кристиан Андерсен оставил богатое творческое наследие. Он писал, кроме сказок и историй, романов и путевых записок, и театральные пьесы – правда, без особого успеха. Но любовь к театру нашла отражение и в его сказочном творчестве, и в некоторых из его детских сказок говорится о театре – кукольном.
№ 2020/5, 13.02.2020
Журнал «Этажи» ещё совсем молод – в этом году он отметит всего лишь пятилетний юбилей. Однако редакция уже сумела привлечь на страницы журнала многих известных и талантливых авторов с интересными и разнообразными публикациями о театре, музыке, живописи и, конечно же, с прозой и стихами.