№ 2015/2, 23.01.2015
Сегодня, беседуя о судьбе современной литературы, избежать скептических интонаций как будто невозможно. Редко встретишь статью о новейшем художественном слове, в которой автор бы выдержал оптимистическую горизонталь мысли на протяжении всего повествования – горизонталь постоянно стремится осесть, обломиться в вертикаль и уйти по нисходящей в плоскость отчаяния или боевого скепсиса. Чувствуешь, как неуверенно мыслящей душе в пространстве знаков современной литературы.
№ 2015/2, 23.01.2015
Сегодня в школьном образовании очень многие значат олимпиады. А всё ли тут в порядке? С 2013 года всероссийскую олимпиаду школьников по литературе ведёт Высшая школа экономики, недавно открытый там филологический факультет под руководством Елены Пенской, возглавившей и жюри олимпиады. Эта организация определяет решающие этапы олимпиады. Было бы разумно, чтоб олимпиаду вело учреждение, близко стоящее к школьному образованию и имеющее давнюю репутацию авторитетной отечественной филологической школы не только по титульному наименованию...
№ 2015/1, 16.01.2015
С чего начинался минувший год, когда человечество вспоминало столетие Первой мировой войны? Пожар противостояния на Украине, по замыслу его устроителей, должен был переброситься в Россию. И вот теперь, может быть, не менее страшные угрозы для мира.
№ 2015/1, 16.01.2015
В произведениях современной литературы читателю исподволь внушается мысль: бери пример с героев, действуй как они. Но что такое образ современного героя в произведении массовой литературы и кино? Образ «нормального» – высокоморального героя – редкость, да и кому он, такой герой, сейчас интересен? Где вы его увидите в чистом виде? Он нереален так же, как и чистый кислород (которым нельзя дышать). Массовость предполагает ориентацию на то, что востребовано: искусственная мода на реалистичные проявления в обществе – именно то, что мы и так видим вокруг в повседневной жизни. Поэтому рискну предложить тему – проблема современного читателя создана искусственно.
№ 2015/1, 16.01.2015
Когда-то от одного литературоведа я услышал жестокие слова о том, что литературное наследие неизбежно усыхает, и хорошо, если один процент опубликованного остаётся жить через двадцать-тридцать лет . Тогда я не придал этому высказыванию большого значения: ну что ж, жизнь движется дальше, язык меняется, сюжеты устаревают... Вспомнил о словах литературоведа недавно, когда стал пытаться увидеть панораму русской литературы 60-х - 70-х годов прошлого века.
№ 2015/1, 16.01.2015
Итоги 2014 года для российского кинематографа оказались даже хуже итогов 2013 года по всем показателям. На наш взгляд, выход из сложившейся ситуации несложен: надо изменить существующую систему отбора кинопроектов для субсидирования из государственного бюджета. Эти изменения не потребуют ни копейки дополнительных вложений.
№ 2015/1, 16.01.2015
На ваших глазах гибнет толстый литературно-художественный журнал, который по определению ЮНЕСКО, есть – «уникальное и неповторимое явление русской культуры». Я имею в виду не только «Москву», но и «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Дружбу народов» и т.д. Всего таких прославленных и «уникальных явлений» на всю огромную Россию чуть больше дюжины.