Колоссальная фигура

автор: Вячеслав ОГРЫЗКО
№ 2013/22, 31.05.2013
Иван Толстой в 2006 году на радио «Свобода» утверждал, что к Ефиму Эткинду более чем к кому-либо относится слово герой. «Колоссальная фигура, – говорил он о нём. – Просветитель. Человек высочайшей репутации. Человек, ставший мифом». А героем Эткинд в понимании Толстого был потому, «что судьба переломила его жизнь в расцвете сил, ударила топором так, что мало кто другой оправился бы, – а он, изгнанный из страны, полностью восстановился профессионально (правда, переключив направление культурного движения) и за 25 лет эмиграции достиг тех же высот, с которых был безжалостно скинут».

Сердца горестные заметы: Юлиан Оксман

автор: Вячеслав ОГРЫЗКО
№ 2013/17, 26.04.2013
До сих пор не знаю, в чём ярче всего проявился талант Юлиана Оксмана. Понятно, что в истории литературы он остался прежде всего как пушкинист. Хотя не менее интересны его работы о Белинском, декабристах, Герцене и Тургеневе. Но не менее важная часть наследия учёного – письма к коллегам. «Твои письма, – признался ему в сентябре 1957 года Борис Эйхенбаум, – я читаю всегда с жадностью и восторгом, так много в них и ума, и чувства, и «сердца горестных замет».

Биохимия собственного «я»

автор: Людмила УЛИЦКАЯ
№ 2013/1, 11.01.2013
Новая книга Людмилы Улицкой называется «Священный мусор». Под обложкой – автобиографическая проза и эссеистика, которую Улицкая собирала долгие двадцать лет. На выставке non-fiction Елена Костюкович, литературный редактор и переводчик, заметила, что «священный мусор» встречался у Улицкой и раньше. В книге «Люди нашего царя»: «Ужасная догадка: нет никакого «я», есть одни только дорожные картинки, разбитый калейдоскоп, и в каждом осколке то, что ты придумывал, и весь этот случайный мусор и есть «я». Вот что рассказала сама писательница о своей книге.

«Литургия ZERO», или Новодел по-фокински

автор: Анастасия СМИРНОВА (г. Санкт-Петербург)
№ 2013/1, 11.01.2013
На сцене Александринского театра состоялся премьерный показ спектакля Валерия Фокина «Литургия ZERO», созданного по сюжету романа Ф.М. Достоевского «Игрок». Первое, что сразу привлекает к себе внимание, – необычные декорации в виде огромной, постоянно движущейся рулетки. Словно центрифуга закручивает она в сложный узел судьбы персонажей: генерала Загорянского (Сергей Паршин), его гордой падчерицы Полины (Александра Большакова), коварной соблазнительницы мадемуазель Бланш (Мария Луговая), больной тётки Антониды Васильевны (Эра Зиганшина).

Увидеть ангелов

автор: Ильдар САФУАНОВ
№ 2013/1, 11.01.2013
Новый спектакль театра кукол имени С.В. Образцова поставлен по трём коротким рассказам выдающегося колумбийского прозаика Габриэля Гарсиа Маркеса: «Очень старый сеньор с большими крыльями», «Самый красивый утопленник», «Набо – негритёнок, заставивший ждать ангелов». Рассказы эти по существу – притчи, и, пожалуй, в самом деле более подходят для сценической интерпретации посредством кукольного, а не традиционного театра.

Это мы

автор: Валентин КУРБАТОВ (г. Псков)
№ 2013/1, 11.01.2013
Как, оказывается, давно я смотрел «Ностальгию» Андрея Тарковского. И как плохо слышал, о чём кричал там умный сумасшедший перед другими пациентами психиатрических клиник, отпущенных за недостатком мест. Пленился красотой кадра, водопадом лестницы с мёртвым хором ещё живых безумцев. И вздрогнул, когда оратор, окатившись бензином, вспыхнул и заметался факелом среди отпрянувших товарищей по безумию.

Костёр

(Рассказ)

автор: Сергей АРУТЮНОВ
Рубрика в газете: Проза, № 2013/1, 11.01.2013
В пролом третьего этажа задуло крупой. Шрайбер открыл глаза и пошевелил плечом, шурша примёрзшим к стене эрзац-воротником. Наледь добралась до него, свисая с кирпичей длинной седой чёлкой: в квартале работала подвальная русская баня, он иногда видел чёрный дымок, стелящийся наискось через улицу. К бане ходили глубоко заполночь, когда утихали перестрелки, первыми шли женщины и дети, позже, по обычаю, заходили мужчины.

Воспоминания мушкетёра

Беседовал кандидат исторических наук Юсуп ИДРИСОВ (г. Махачкала)

автор: Бадрутдин МАГОМЕДОВ
№ 2013/1, 11.01.2013
В последние годы общество в своём бездумном преклонении перед золотым тельцом всё более отдаляется от своего духовного начала. Увы, развивается тот процесс обмельчания человечеcких душ, о котором предупреждали Лев Толстой, Расул Гамзатов и другие классики. Стремясь хоть как-то спасти «искусства цветы» от вандализма и антиэстетизма, мы решили обратиться к светлым образам прошлого, когда человеческие чувства были большими и чистыми. Сделать нам это поможет, как это ни удивительно, наш собеседник – человек с удивительно цепкой памятью – поэт Бадрутдин Магомедов.

Местечковый детектив

автор: Владимир ГУГА
№ 2013/1, 11.01.2013
Возможно, «Дознаватель» – лучший нелинейный, многоголосный, если хотите, «полифонический» русский роман последних лет. Героев в книге – вагон и маленькая тележка. И все они задействованы, все они много говорят, вернее, шепчутся и шипят, громогласно молчат и совершают непредсказуемые действия. Маргарита Хемлин смастерила некий «комод» или «буфет» со множеством выдвижных ящичков, в которых лежат коробочки. А в коробочках – шкатулки.

Ворошиловград и Миргород

автор: Алексей КОЛОБРОДОВ (г. Саратов)
№ 2013/1, 11.01.2013
"Давно не бывал я в Донбассе, Тянуло в родные края. Туда, где доныне осталась в запасе Шахтёрская юность моя". Была такая советская песня Никиты Богословского на стихи Николая Доризо. Её проникновенно исполнял певец Юрий Богатиков, народный артист УССР. Роман Сергея Жадана «Ворошиловград» (М.; Астрель, 2012), сильный без дураков, уже нашумевший, увенчанный премией Би-Би-Си «Книга года», ровно об этом. Разве что шахтёров следовало бы заменить на «газовщиков», футболистов и цыган.