Материалы по номерам

Результаты поиска:

Запрос: год - 2015, номер - 9

РОВ СМЕРТИ

№ 2015/9, 23.02.2015
 Коротко по сути. В этот ров мы, бойцы поискового экспедиционного отряда «Исток», полезли в поисках «тридцатьчетвёрки», которая, по слухам, угодила туда при освобождении города. 

ВОПРОС ФИЛОСОФА

№ 2015/9, 23.02.2015

ЛР, № 6 от 20 февраля 2015 г. Статья братьев Гагаевых «Проблема мата в русской культуре и обществе».

МЫ ПРИШЛИ С ДЕРЖАВНЫМ ДЕЛОМ

№ 2015/9, 23.02.2015
 Михаила Чванова, подобно Ивану Аксакову, можно назвать «старателем». Всякое дело, за которое берётся этот человек, будь то ежегодный Международный Аксаковский праздник, создание Мемориального дома музея С.Т. Аксакова в Уфе и Аксаковского историко-культурного центра «Надеждино» (в который входят восстановленный из руин храм во имя покровителя всех славян вмч. Дм. Солунского, музей семьи Аксаковых, вставший на пепелище Аксаковской усадьбы, школа народных ремёсел, памятник С.Т. Аксакову работы народного художника Республики Беларусь Ивана Миско), поиск Табынской иконы Божьей Матери – это всегда «старание» на благо Отечества, во имя созидания и укрепления его.

ПЕРВЫЙ И ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ

№ 2015/9, 23.02.2015
  Глубокоуважаемая редакция!

Я – внук и популяризатор творчества писателя и просветителя А.М. Топорова (1891–1984). Выходец из беднейшей крестьянской семьи на Старооскольщине, он достиг вершин во многих отраслях человеческой деятельности, стал организатором знаменитой коммуны «Майское утро» на Алтае (1920), одним из лучших селькоров СССР, автором единственного в мире опыта крестьянской критики литературных произведений – книги «Крестьяне о писателях» (1930). Его имя также связывают с подвигом Г.С. Титова. Космонавт-2 родился в «Майском утре» в семье учеников и друзей А.М. Топорова.

Более подробно с биографией и трудами писателя можно ознакомиться в статье о нём, размещённой в электронной энциклопедии «Википедия»:

В «Литературной России» не раз публиковались материалы, связанные с именем А.М. Топорова (например, 26.06.1964 и т.д.). Посему беспокою Вас в связи со знаменательной датой, которая имеет прямое отношение к литературной жизни, личности моего деда и приходится на нынешний год. Это 85-летие со дня выхода в свет его книги «Крестьяне о писателях». 

 

С уважением
Игорь ТОПОРОВ

г. НИКОЛАЕВ, Украина

 

А.М. Топоров. Рис. С.П. Титова,

отца космонавта.

 

В 2015 году исполняется 85 лет со дня выхода в свет уникальной книги «Крестьяне о писателях». Учитель Адриан Топоров (1891–1984) в коммуне «Майское утро», что находилась неподалёку от Барнаула, с 1920 по 1932 год ежедневно проводил с малограмотными или неграмотными вовсе крестьянами чтение мировой и отечественной художественной литературы. Сумел убедить неразговорчивых в обыденной жизни сибирских кержаков высказаться по каждому из произведений.

А диапазон услышанного коммунарами в мастерском артистическом исполнении А.М. Топорова был поразительным. Это сотни книг: от «Орлеанской девы» Шиллера и пьес Гамсуна – до Зощенкои Демьяна Бедного, от античных поэтов – до Блока и Пастернака, от Толстого и Достоевского – доЗазубрина и Серафимовича...

Атмосферу тех читок прекрасно иллюстрируют слова самого Адриана Митрофановича: «Как сейчас помню, читал я со сцены Пушкина, видел замерший зал, ощущал сотни воткнутых в меня глаз, и от этого в душе было сияние и лёгкий взлёт».

Крестьянская критика была честной и непредвзятой. Крепко досталось от них Есенину за цикл стихотворений «Москва кабацкая», Пастернаку за роман «Спекторский». Даже Л.Н. Толстого не пощадили после прочтения «Хозяина и работника».

Каждому произведению одного и того же автора коммунары воздавали должное по заслугам. За «Растратчиков» Катаев получил от них высшую похвалу, а за «Бездельника Эдуарда» – крепкую ругань. Не понравился как-то коммуне писатель Пришвин. Ему вынесли суровый приговор. Когда крестьянам указали, что сам Максим Горький хвалит этого автора, они ответили: «Ну, пущай ему Пришвин нравится. А вот нам сам Горький нравится, а Пришвин – нет».

Высказывания коммунаров об услышанном так поразили Топорова, что он стал стенографически записывать их. В 1927 году началась публикация этих заметок с его пояснениями в бийской газете «Звезда Алтая» и в популярном журнале «Сибирские огни». В 1930 году А.М. Топоров выступил в Москве с отдельной книгой «Крестьяне о писателях», которая получила восторженные отзывы известных писателей (А.М. Горький, В.В. ВересаевА.В. Луначарский, Н.А Рубакин, чуть позже А.Т. Твардовский, М.В. Исаковский, В.А. Сухомлинский и др.) и злобную критику – от окололитературных деятелей. Вокруг неё шли ожесточённые споры, что и понятно, ибо на страницах «Крестьян», к примеру, «чёрным по белому» утверждалось, что Гомер или граф Л.Н. Толстой по языку своему ближе крестьянам, чем все советские авторы вместе взятые.

Как следствие, в 1937 году А.М. Топоров был незаконно репрессирован и до 1943 года отбывал наказание в исправительно-трудовых лагерях ГУЛАГа, а сама книга на суде над ним фигурировала среди вещественных доказательств вины автора. В публикации второго и третьего томов «Крестьян» Топорову было отказано Госиздатом, а их рукопись уничтожена. Позднее книга была включена Главлитом в «Аннотированные списки политически вредных книг, подлежащих изъятию из библиотек и книготорговой сети» (Аннотир. список № 10.М., 1951. Возвр.: Приказ № 197. 13.02.1958) по следующим причинам: «Книга засорена положительными упоминаниями врагов народа: Аросева, Пильняка, Кольцова. На с. 264–266 приведены положительные отзывы об Орешине и его творчестве».

Интерес к этому произведению со стороны общественности и читающей публики возобновился после реабилитации автора (1958) и космического полёта Г.С. Титова, который называл А.М. Топорова своим «духовным дедом» (родители космонавта были учениками и близкими друзьями писателя в коммуне «Майское утро»).

Но и тогда за нестандартность и ершистый характер власти и собратья по перу не жаловали автора «Крестьян»: орденами и лауреатскими званиями не награждали. а в члены Союза писателей СССР приняли только лишь в возрасте 88 лет (!!).

Тем не менее, книга «Крестьяне о писателях» в дальнейшем выдержала ещё 4 издания, а несколько лет назад в Государственном архиве Николаевской области на Украине были обнаружены ранее не опубликованные записи с обсуждением коммунарами произведений М.М. Зощенко, В.Я. Шишкова, С.А. Есенина, А.Л. Курса. Частично они были напечатаны в журналах «Барнаул» (2009), «Братина» (2011) и «Звезда, «Сибирские огни» (2014).

Книга нашла своих почитателей и далеко за пределами страны – в США, Австралии, Швейцарии, Польше и т.д. Её и поныне бережно хранят тысячи библиотек по всему свету – от Николаева, Белгорода и Барнаула – до московской «Ленинки» и Библиотеки Конгресса (The Library of Congress) в столице США Вашингтоне. «Крестьянам» посвящена статья в электронной энциклопедии «Википедия». Их вспоминают и активно обсуждают в «толстых» литературных журналах, на научных конференциях, чтениях, в студенческих и школьных аудиториях.

Нынешний юбилей книги «Крестьяне о писателях» – прекрасный повод вновь и вновь поговорить о роли печатного слова в обществе в наше непростое время и вспомнить до сих пор остающийся единственным в мире культурологический опыт «последнего рыцаря культуры ХХ века», как часто называли А.М. Топорова его современники. 

 


Игорь ТОПОРОВ

УКРАИНСКАЯ «ПРАВДА» В РУССКОЙ ШКОЛЕ

№ 2015/9, 23.02.2015
 Сегодня россияне знают, что не всяким СМИ можно доверять. Не секрет, что нашу страну и наш народ могут без зазрения совести оболгать в украинской прессе. Такое понапишут, что диву даёшься: откуда что берётся...

ТОЛЬКО О ЛИЧНОМ

За строкой одного документа

автор: Владимир БОГДАНОВ (г. Липецк)
Рубрика в газете: На конкурс "ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ", № 2015/9, 23.02.2015
На конкурс "ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ"  

За строкой одного документа

ВРЕМЯ ОТРАБАТЫВАТЬ ХЛЕБ

№ 2015/9, 23.02.2015

20-го февраля на сайте «Свободной прессы» появилась статья Захара (Евгения) Прилепина«Русскоязычные попутчики». Что-то в жанре путевых заметок. Одна из главных креатур молодой «литературы протеста», Прилепин раскрывает себя как пропагандист политических императивов олигархического истеблишмента.

НА ГРАНИ СЕНСАЦИИ

№ 2015/9, 23.02.2015
   * Почему Аркадию Дворковичу не место в правительстве?

 * Правильно ли, что сельским хозяйством страны управляет юрист?

 * На сколько процентов можно сократить расходы на аппарат? И всегда ли своим делом занимаются в министерствах и департаментах? Как обуздать аппетиты, к примеру, столичного департамента СМИ?

 * Кому было выгодно руководить Чукоткой из Лондона?

 * Кто дал теленачальникам команду не пускать на экраны новые лица?

 * Почему мало кого устраивает министр культуры Мединский, и будет ли наведён порядок в Федеральном архивном агентстве?

 

На эти и другие вопросы отвечает лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.

НАМ НЕ ХВАТАЕТ СОСТРАДАНИЯ

№ 2015/9, 23.02.2015
 

Здравствуйте, уважаемая

Литературная Россия!

Признаюсь – заинтересовала меня статья Алексея Татаринова в номере за 27 февраля – «Новый реализм» и будущее русской словесности». Автор разбирается в теме, и я узнал из статьи немало нового. Если говорить начистоту, то я, литератор, наверное, с конца 80-х годов прошлого века современных авторов России систематически не читал.

С приходом к власти Ельцина жизнь стала другой, приходилось больше задумываться о хлебе насущном. Схлынула волна перестройки и гласности, новое ещё не было отражено в литературе. Читал и читаю поныне в основном публицистику, причём больше, скажем так, в консервативных журналах, да и газетах. Книги Прилепина, к ним добавлю и Проханова, я листал, но не более. О Шаргунове и Гуцко знаю, но не читал. Думаю, что главный критерий, хоть и субъективный – остаётся ли произведение в памяти. На сей счёт могу сказать, что запомнилась Елена Колядина с её «Цветочным крестом» – из прозы. Задорно написано! А из поэзии в памяти остался Борис Рыжий, он сгорел в молодом возрасте!

Вообще, размышляя над тем, чего же не хватает современным авторам, прихожу к выводу такому – явно не хватает человеческого сострадания и сопереживания. Ведь писатель для меня тот человек, который делится избытком душевной щедрости, милосердием с другими людьми. Вспомним Пушкина – и чувства добрые я лирой пробуждал. Из того же ряда «Кроткая» Достоевского, Иона из «Тоски» ЧеховаКаренина Толстого, Водонос – картина Веласкеса, список я могу продолжить... Я активно читал современных авторов в 70–80 годы – ШукшинБелов, Распутин, Трифонов, Бондарев, Казаков, Кузнецов, Рубцов, Вознесенский, Евтушенко и ещё много кого. Эти и другие авторы мне были интересны. Я находил сострадание к людям в «Последнем сроке» Распутина, в рассказах Шукшина – когда он умер, я, расстроенный, ушёл с занятий в институте. Сострадание я нашёл и в «Добром Филе» Рубцова – так уж случилось, что я работал в той же газете, где и замечательный русский поэт, правда, с временной дистанцией – в городе Бабаеве Вологодской области... Автор пишет, что современной литературе не хватает историософии. Согласен, но с той оговоркой, что образы должны запечатлеть время.

В «Неве» недавно опубликовали повесть «Три дня в мае» – об известных событиях в Одессе, вот он, эпос нового времени! Но надо, чтобы сиюминутное не перевесило вечное. Читая, например, Махабхарату, я понимаю, сколь глубоко мыслили в Древней Индии – главное тогда было в духовном достоинстве человека – имею в виду знаменитую Бхагаватгиту. Умереть со славой на поле боя – вот в чём достоинство человека!

И ещё наблюдение. В одном из либеральных изданий России дают 6–7 лет для существования, потом, мол, страна придёт к коллапсу без всякой войны и НАТО! Выходит, нам необходимо стремительное развитие. Некий мобилизационный рывок, о нём писал в «ЛГ» и Олег Попцов, часто говорит Проханов. Так литература российская и должна, на мой взгляд, стать сегодня литературой мобилизации, литературой развития...

 


Анатолий ХОМЯКОВ

г. ЯРОСЛАВЛЬ

КАПКОВ, ДАВАЙ ДО СВИДАНИЯ

№ 2015/9, 23.02.2015
 Все мартовские праздники столичная тусовка обсуждала: уйдёт ли руководитель московского департамента культуры Сергей Капков в отставку или нет. И ведь из-за чего разгорелся весь сыр-бор? Ладно бы из-за работы. Но нет же. Обсуждали не то, насколько при Капкове улучшилась или ухудшилась культурная ситуация в Москве. Дяденька якобы обиделся на то, что мэр Москвы Собянин отказался его повысить и назначить своим заместителем. А за что, откровенно говоря, Капкова следовало повышать? Вообще, откуда есть пошёл Капков и какую генерацию чинуш он, собственно, представляет?