К ВЕРБНОМУ ВОСКРЕСЕНЬЮ
№ 2016/15, 31.03.2016
Рисунок Ирины Терёхиной
Рисунок Ирины Терёхиной
С «Литературной Россией» связаны судьбы многих национальных писателей и поэтов.
Я, как и многие, с возмущением узнал о том, что московские власти бесцеремонно выселяют «ЛР» из арендуемого редакцией помещения. Я начал печататься в этой газете с 80-х годов прошлого века, был хорошо знаком с членами редакции. Несколько десятков моих статей о современном состоянии литературы увидели свет на страницах «ЛР».
Елизаветино
...приходил кто из воронежских с конца улицы Озёрной или с Демьяновской, с улицы Гризодубовой или приезжала бабушка, мой крёстный Фёдор Андреевич из Топок, обязательно зацепляли в разговорах оставленную деревню Елизаветино и тамошних родичей: то кому-то письмо оттуда пришло, то кого-то из деревенских видели на узловой станции таловая проводники дальних поездов, то кто-то сам ездил в гости. Раза два ездила к брату Тихону наша бабушка Анастасия, и помню, ждали её назад с нетерпением, сходились на встречу с ней в нашем доме на Озёрной гурьбой, набирались новостей и расставались, вздыхая, с тоскою по родительским дням.
«Но человек рождается на страдание, как искры,
чтоб устремляться вверх» (Иов 5:7).
«Убойтесь меча, ибо меч есть отмститель неправды,
и знайте, что есть суд» (Иов 19:29).
«Кто ведёт в плен, тот сам пойдёт в плен;
кто мечом убивает, тому самому
надлежит быть убиту мечем.
Здесь терпение и вера святых» (Отк. 13:10).
Всё начинается с языка. В том числе и размежевание, противостояние. Всё та же поствавилонская ситуация рассеяния языков повторяется регулярно в мировой истории. Нынешнее украино-российское противоборство, отчуждение тоже во многом начиналось с языковых вопросов: со статуса русского языка. Отличился националист Тягнибок, который даже высказывался за его (русского языка) запрет. Он далеко не одинок, а всего лишь иллюстрирует тенденцию. Причём давнюю.
По каким-то причинам, неведомым и астрономам, наподобие пастухов, будто отары и табуны, гонящих по небу светила и тела небесные, звёзды могли выстроиться иначе, и О.Мандельштам родился бы не в Варшаве, чтобы затем перебраться с семьёй в Санкт-Петербурге, а в Одессе.
Дорогой и глубокоуважаемый Вячеслав Вячеславович!
Всякий раз с огромным интересом читаю статьи в «Литературной России», иногда даже хочется сразу откликнуться на них. Вот, к примеру, публикации о событиях в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ): меня не могло не поразить то, что на должность ректора претендовал Владимир Колотаев, мой бывший студент и дипломник, которого, конечно же, не знает Есаулов.
Чем надо торговать, чтобы стать миллионером? Этот вопрос мучает многих начинающих бизнесменов. «Дядя Миша», знаменитый герой романа Виктора Суворова «Аквариум», утверждал, что на продаже шнурков можно заработать больше, чем на торговле золотом. Главное – не чем, а как торговать. Из истории экономики известно, что удобнее всего торговать, будучи монополистом. Монополистом, например, удалось стать в XIX веке Джону Рокфеллеру. Он объявил свою компанию Standard Oil естественным монополистом по продаже нефти и нефтепродуктов в США. После ряда журналистских разоблачений, американское правительство по решению суда разделило Standard Oil на 38 компаний, вернув нефтяной рынок в состояние конкуренции.
К сожалению, мне не известны подробности этого дела и мотивы, по которым Департамент городского имущества г. Москвы неожиданно решил изгнать «Литературную Россию» с места её более чем полувекового обитания. Но в любом случае факт этот в высшей степени прискорбен и ничем не оправдан. Во всём мире культурные учреждения пользуются льготами и преференциями, свидетельствующими о заинтересованности государства проблемами своего духовного существования. Даже абсолютизм (приверженцами какового, возможно, полагают себя московские власти) обязан быть просвещённым.
Многоуважаемый Вячеслав Вячеславович!
Члены Межрегиональной общественной организации «Клуб писателей Кавказ» с возмущением узнали о намерении Департамента городского имущества Москвы не продлевать договор аренды с редакцией «Литературной России» и по истечении 30 дней фактически выбросить на улицу редакцию единственной еженедельной газеты российских писателей.
Чиновники предложили газете «Литературная Россия» выметаться на улицу
Председатель Союза журналистов Москвы, главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев лично обратился к заместителю мэра столицы Александру Горбенко с просьбой не допустить выселения «Литературной России» с Цветного бульвара. Но прислушается ли столичная власть
к мнению журналистского сообщества?
Лидер фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Сергей Миронов направил своё письмо к мэру
Москвы Сергею Собянину. Вопрос один – защитить газету «Литературная Россия» от чиновничьего произвола.
16 марта прошла XXII ежегодная церемония вручения российской национальной театральной премии «Золотая маска» на сцене музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
В этом году огромное количество участников составляют провинциальные города. Фестиваль охватил практически все концы России, провёл многочисленные акции для популяризации театрального искусства. Это и онлайн-трансляции спектаклей в кинотеатрах, и флешмобы на вокзалах, совместно с РЖД.
Вот уже второй сезон «Бег» в постановке Ю.Бутусова не даёт покоя театральной Москве. С самого момента премьеры спектакль будоражит как критиков, так и зрителей. После просмотра мнения разделяются ровно на «За» и «Против», категорично, самозабвенно, но именно так. Причина тому, сложная форма, неоднозначные образы, усиленные звуковыми эффектами.
Последнее время в старушке-Европе, мягко говоря, неспокойно. Референдум в Шотландии. Он, правда, не привёл к распаду одного из символов европейской стабильности – Великобритании, но, как говорится, «осадок остался» и немалый. Каталония беспокоится, не хочет быть Испанией. Полыхает Украина.
Есть такое понятие, или скорее состояние – немецкая меланхолия. Глубокое, тягучее, мрачное, и полное философии. В сочетании с массивной готической немецкой природой это производит эффект, похожий на тихое, безумное отчаяние. Всё это в полной мере пронизывает и фильм «Стена» Юлиана Пельслера. Картина представляет собой экранизацию одноимённого романа-антиутопии Марлен Хаусхофер, одной из самых именитых австрийских писательниц. Главную роль исполнила немецкая актриса Мартина Гедек.
Продолжая прогулки по библиотекам в рабочее время, и из Чеховки получив направление в Тургеневку, узнаю с прискорбием, что 15 апреля Александра Вахрушева покинула должность директора библиотеки-читальни имени Тургенева. Как передаёт телеканал «Дождь», одной из причин ухода Александры Вахрушевой стали разногласия с руководством из-за проекта «Читающая Москва», в котором в качестве участника значился Борис Немцов.
За двадцать пять лет, которые прошли после памятного августа 1991 года, и у нас в стране, и зарубежом считалось, что одним из главных достижений в «надстройке» (как это называли марксисты) стала архивная гласность и выброс огромного количества материалов и документов из некогда закрытых партийных и государственных архивов. Но в этом тезисе и в этом мнении очень много преувеличения, потому что выброс был в 91, 92 и 93-м годах, а потом он завершился.
Когда газета ещё называлась «ЛиЖи», в неё, как нам признавался Владимир Солоухин в последний год своей жизни (он в 1996 году праздновал с нами Новый год), все носили материалы второстепенные, а острые носили в другие издания, например, в «Литгазету». Теперь же настало такое время, когда мы, наоборот, в «Литературную Россию» носим самые острые материалы: нигде уже не примут, а в «ЛР» возьмут. И сам Солоухин, вы знаете, в последнее время писал очень острые и сильные статьи для «Литературной России».
«Роман-газета», естественно, поддерживает «Литературную Россию» в её абсолютно справедливой борьбе, потому что мы считаем эту газету своим родственным изданием. Но я хотел бы сказать немножко о другом. Владимир Ерёменко правильно сказал, что к 90-м годам «Литературная Россия» вышла на некие оппозиционные рубежи. Но это не просто оппозиционные рубежи, а, я бы сказал, очень осмысленное противостояние. И сейчас в том, что делает своими публикациями «Литературная Россия», мы тоже видим именно осмысленное противостояние. То есть это не следование какой-то либеральной доктрине, в том плане, как это делает «Новая газета», «Эхо Москвы» или телеканал «Дождь», а это именно оппозиция, которая стоит на государственных основах, и именно поэтому она как раз по максимуму неприемлема для тех, кто принимает решения...
То, что происходит с «Литературной Россией», конечно, ужасно. Действительно, если культурная политика Лужкова была спорная, то с приходом в Москву мэра Собянина, такое ощущение, что культура Москвы – это вообще не дело московской мэрии. Например, Шубина, который сменил Черникова в Департаменте СМИ, никто даже не видел. То есть мэр ставит на культуру каких-то людей-невидимок. Давно никто не видит заместителя мэра Москвы Горбенко. То есть, в принципе, все знают, что он есть, какие-то его деяния до нас доходят, но сам человек не выступает и никакой позиции не высказывает.
Вы знаете, наступление на прессу и вообще на культурную сферу – это сейчас не редкость. Некоторое время назад были, скажем, закрыты несколько известных питерских газет, включая знаменитую молодёжку «Смена», которая вообще была легендой питерской журналистики.
Уважаемый Максим Замшев говорил о том, что литературное сообщество раздроблено, разобщено и т.д.
Я сам присутствовал при очень напряжённом разговоре Шолохова с Сусловым. Шолохов дал телеграмму, что неверно закрывать «ЛиЖи». Суслов сказал: «Но ведь газета-то хреновая...». «Да, но вы, – продолжал Шолохов, – устраивая вместо неё «Литературную Россию», снижаете политический уровень, потому что в новой газете не будет политического отдела». В «Литературной газете», мол, есть политический отдел, а в «Литературной России» не будет. Суслов ответил, что об этом Соболев сам просил: что, дескать, у российских писателей средств нет, чтобы раскручивать ещё и политический отдел, содержать корреспондентов за рубежом и т.д. И вот нашли, так сказать, компромиссный вариант. Несколько человек дали в штат новой газеты, чтобы они занимались внутренней жизнью и не только...
Я думаю, что газета всё-таки выживет. Потому что она нужна. Да, есть к ней некоторые претензии, и меня самого иногда причёсывали на страницах «Литературной России».
Хотелось бы тоже сказать несколько слов в поддержку «Литературной России». Все мы судим обо всём субъективно. Чем лично мне близка «Литературная Россия»? Вообще журналистика в наше время учит некоторой осторожности. Но эта газета иногда с каким-то донкихотством воюет с сильными мира сего. Мне это близко.
Газета «Литературная Россия» для меня родная в том смысле, что я впервые опубликовался в ней в 1970 году. Это была рецензия на роман Риммы Коваленко. Я не помню точной даты, но выступление это в «ЛР» помню. Потом на долгие годы я ушёл в сторону...
Люди протестуют против вероломства московских властей
В начале прошлой недели нашу редакцию замучили звонками: народ волновался, состоится всё-таки вечер газеты в Московском Доме национальностей или нет и, если да, то кого на него будут пропускать: только тех, кого московское начальство оставило в цензурных списках, или всех желающих.
Хорошо ж устроился руководитель Росархива за казённый счёт
Каждый день исследователи ставят перед руководством РГАНИ острейшие проблемы. Но начальников, похоже, это только бесит. Они не знают, что делать, за что хвататься и как исправлять ситуацию. При этом никто из них на пенсию не собирается. Они привыкли со времён ЦК КПСС лишь командовать.
О том, что в Росархиве творится что-то неладное, наша газета пишет уже третий год. Но ситуация к лучшему меняется очень медленно. Некомпетентность, хамство, ложь, укрывательство давно рассекреченных документов от россиян стали правилом, к примеру, в Российском госархиве новейшей истории (РГАНИ).
Газета «Литературная Россия» вызывает к себе любовь и ненависть за свои обличения преступ-
лений против жизни по истине, равенству и справедливости.
«Литературная Россия» (и, конечно же, журнал «Мир Севера») для малочисленных народов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера является объединяющим Центром, единственным органом, поддерживающим самобытные литературы в живом состоянии.
Народ протестует
Московский Государственный Историко-Этнографический Театр и «Литературная Россия» – старинные и верные друзья. Знаем друг друга очень давно. ЛР поддерживала наше творчество с самого зарождения театра в 1987 году. На её страницах появлялись публикации о самых первых наших постановках – что для молодого, начинающего коллектива было необычайно важно.
Я читаю «Литературную Россию» со школьных лет (1960-е годы) и хорошо знаю это издание. Оно было разным, но никогда не было скучным, всегда было живым, нужным российскому народу. И сегодня её невообразимый главный редактор, талантливый учёный-архивист Вячеслав Вячеславич Огрызко сделал так, что в современных обстоятельствах это единственная в России литературная газета (да только ли литературная?!), где готовы напечатать любое мнение, любого автора – и печатают! «Литературная Россия» – поистине открытая народная трибуна. У меня есть свои претензии к публикациям газеты, но я всегда высказывал их главреду и всегда находил понимание, это обсуждалось в живом диалоге, выходило на страницы газеты.
Здравствуйте, дорогой Вячеслав Вячеславович!