Материалы по номерам

Результаты поиска:

Запрос: год - 2018, номер - 18

МОИ ВСТРЕЧИ С АНДРЕЕМ ВОЗНЕСЕНСКИМ

№ 2018/18, 18.05.2018

Давно уже, во времена шестидесятых минувшего столетия, молодая поэзия привлекала людей разного возраста и профессий. Тогда, в 63-м, приехал в Горький поэт Андрей Вознесенский. Пригласил его в волжскую столицу Анатолий Смелянский, молодой завлит театра юного зрителя, ныне ректор Академии МХАТа.

Олег ЕРМАКОВ. ЗА НЕДОЛГУЮ НЕЖНОСТЬ В ГРУДИ

№ 2018/18, 18.05.2018

Известно, что книги не только мы читаем, но и книги читают нас. Читают и запоминают наше время. И когда с полки снимаешь ту или иную книгу, открываешь, – и окунаешься в прошлое. Ну, впрочем, это происходит не со всеми книгами, а только с особенными, с теми, которые ты мысленно ставишь на «золотую полку».

НЕХОЖЕНОЙ ТРОПОЙ

№ 2018/18, 18.05.2018

Режиссёр Никита Кобелев выбрал для постановки «Сказки Венского леса» – самую, пожалуй, репертуарную пьесу Хорвата...

Константин ПАСКАЛЬ. НЕДОЛЮБЛЕННЫЕ ГЕРОИ

№ 2018/18, 18.05.2018

Новая книга Елены Сафроновой «Портрет меланхолической художницы» читается достаточно легко для того, чтобы ознакомиться с ней в пути, к примеру, из Рязани в Москву и обратно.

ДВА ПОЭТА, ДВА ПРОРОЧЕСТВА, ДВА АПОКАЛИПСИСА

№ 2018/18, 18.05.2018

Тема предсказаний в поэзии – неиссякаема… Выходит она «в топ» обычно после крупных исторических событий, однако я вот и без таковых занялся неродной и несвойственной тематикой.

Важно, кого считают предсказателями, и кто желает ими быть. Кто-то даже обычные свои стихи читает с интонацией прорицателя, но эффект, попадание – нулевой. И при этом же кто-то, даже не желая того, не рядясь Нострадамусом, – говорит случайно о будущем столь точные вещи, что робеешь. «Откуда они знали всё в такой образной точности?» – всегда возникает один и тот же вопрос. Насчёт дат – уже сложнее, но поговорим и об этом.

Нечасто выступая «поэтоведом», в этот раз я бы хотел устроить на одной полосе встречу таких разных, «разноэпохных» поэтов, как Владимир Маяковский и Леонид Губанов (можно и потом продолжить подобные «нежелательные встречи» – как рубрику на злобу дня: если политика не живёт на улицах, она отыскивается и в стихах). Хотя, общий дом для них – двадцатый век и даже СССР… Но тут-то и начинаются расхождения двух удивительно точных в политизированных предсказаниях поэтов.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СОВЕСТИ. О будущем современном поэте Николае Панченко

№ 2018/18, 18.05.2018

О Панченко сегодня помнят немногие. Евгений Евтушенко в своей поэтической антологии поименовал выходца с калужских окраин, дважды контуженного и тяжелораненого безусого фронтовика, философа от орудийных залпов и бомбёжек, исповедника мучеников великой победы, провидца расстреливаемых в войнах юных солдатских сердец, так вот поименовал он его весомо и просто – «преподавателем совести», самой сложной науки из всех постигаемых человеком дисциплин. 

ПРАВДА – ТОЛЬКО ДЛЯ ВСЕХ

№ 2018/18, 18.05.2018

60-летие любимой газеты людьми творческими воспринимается как всенародный праздник. Шесть десятилетий выживания, борьбы и побед – это не баран чихнул, а эпоха отстаивания человеческой правды и писательского достоинства. Не все участники и сотрудники её выдерживали: кто-то искал более благополучного и спокойного места, а кто не выносил нагрузки, заболевал и приближал свою преждевременную кончину, как Эрнст Сафонов. Тем дороже для нас каждое слово отстаивания правды, защиты обиженных и оскорблённых. А сколько после выступлений почитаемой мною «Литературной России» восстановлено справедливости, попранной людской чести и прав литераторов! Одним словом, еженедельник не только информатор, пропагандист и творческий организатор, но и народный защитник. И даже учитель. Да и как может быть по-другому у честных писателей, которых А.Герцен называл воплощённой болью народа? И так и хочется добавить – и совестью!

АВТОРЫ КАК ЖЕРТВЫ КРИТИКОВ (Журнальный зал)

№ 2018/18, 18.05.2018

Современная критика демонстрирует обширное разнообразие категорических мнений, оценок, заблуждений и пороков межличностных отношений. Положительные отзывы считаются проявлением дурного тона. В пику оживлению литературного процесса, вместо того, чтобы давать характеристики понятиям и явлениям филологического склада, авторы-эксперты сводят непонятные счёты, продвигают интересы и корыстную пользу сомнительных групп писательского цеха. Можно вспомнить и неприятные аналогии из мира природы. Жуки-бомбардиры обладают двумя симметрично расположенными железами внутренней секреции, каждая из которых через длинный канал выделяет в собственный резервуар смесь гидрохинонов и перекиси водорода. При угрозе их содержимое поступает в специальные камеры, где под действием ферментов из перекиси водорода образуется атомарный кислород, который окисляет гидрохиноны до хинонов, которые при попадании на кожу или слизистую вызывают раздражение, а при проникновении в организм – анемию. Как оказалось, жуки используют этот механизм не только для защиты от нападения, но и в том случае, когда жаба его проглатывает, жук заливает её желудок едким секретом, пока ту не стошнит – так жукам удается выбраться живыми. И получается, что сомнителен эффект от «уничтожения» авторов «злыми» критиками, никто не получит заслуженных почестей, в убытке окажется и всё сообщество, а судьи литературы со временем поймут свою роковую ошибку, что ущерб нанесён только себе самому.

Владимир КУТЫРЁВ. ПОЛЁТ СОВЫ В СЛЕПЯЩЕЙ ТЬМЕ (интервью)

№ 2018/18, 18.05.2018

Владимир Александрович Кутырёв, профессор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, – современный философ и сам по себе доказательство, что философия в России сегодня развивается не только в столицах. Пожалуй, трудно отыскать более яростного критика пагубных последствий научно-технического прогресса и, особенно, сопровождающего его помутнения умов, когда подвергаются сомнению самые незыблемые прежде антропологические константы и устои. Самого себя Кутырёв называет «антропоконсерватором», но его аргументация не похожа на прямолинейные и наивные консервативные штампы. И его книги – «Философия постмодернизма» (2006), «Бытие или Ничто» (2010), «Время Mortido» (2012), «Унесённые прогрессом» (2016), «Сова Минервы вылетает в сумерки» (2018) и другие – призваны, пожалуй, дать современному человеку точку опоры в стремительно меняющемся мире.

ВЕРНОЕ СОЛО АЛЕКСАНДРА ВАМПИЛОВА

№ 2018/18, 18.05.2018

«Прощание в июне»... что ж, в июне хорошо прощаться – расставание не покажется трагедией на фоне тёплых и ярких пейзажей; а первое ощущение от пьесы Вампилова – комедия! – ошибочно: ибо конфликт пьесы (слом молодости) – происходит ради будущего, ради обретения зрелости.

СВОЕОБРАЗНЫЙ СВЕТ АЛЕКСАНДРА ВОЛОДИНА

№ 2018/18, 18.05.2018

Через семнадцать лет дом, в котором снимал комнату, воспринимается ностальгически, а девушка в окне оказывается всё той же – постаревшая, живущая с племянником, она недоверчиво встречает человека из былого.

Май – месяц русский, победный

№ 2018/18, 18.05.2018

В лучах весеннего, теплого солнца мы въезжаем в Луганскую народную республику. Ещё вчера по улицам Москвы шёл Бессмертный полк, ярким куполом мерцал над крышами салют, звучали песни военных лет, и ветер был талым, наполненным ароматом садов. Сейчас – за окном автобуса проплывают поля, небольшие села, мирно спят вдали терриконы. Там, где в 2015 году мне запомнились глубокие ямы от снарядов, теперь зеленеет ровная травка. Недавнее, только что случившееся, становится историей.

Поэтический альбом: Оксана РАЛКОВА

№ 2018/18, 18.05.2018

Оксана Ралкова – поэт, кандидат исторических наук. Лауреат Южно-Уральской литературной премии 2012 года. Автор двух книг, ряда научных, публицистических и творческих публикаций. Живёт в Челябинске.

Поэтический альбом: Ксения АКСЁНОВА

№ 2018/18, 18.05.2018

Ксения Аксёнова родилась в городе Липецке. Окончила в 2012 году Липецкий Государственный педагогический университет имени Семёнова-Тян-Шанского, где и осталась преподавать английский на соответствующей кафедре. Занимается переводами художественными и не только, пишет диссертацию.

Поэтический альбом: Александр РУХЛОВ

№ 2018/18, 18.05.2018

Александр Рухлов родился и вырос в городе Кургане. Кандидат филологических наук, диссертация посвящена целостному анализу художественного мира поэта Леонида Губанова. Первый сборник стихов – «Мосты времени», 2010 год. В 2017 году в Санкт-Петербурге отдельным иллюстрированным изданием вышла в свет уличная поэма «Шпана».

Сергей ЯКОВЛЕВ. ОЛИГАРХИЧЕСКИЙ ТРАНЗИТ. Почти документальная история

№ 2018/18, 18.05.2018

Об исчезнувшем судне громко заговорили только через две недели. Точнее, на тринадцатый день. До этого волновались лишь близкие родственники моряков да, вероятно, те, кому это было положено по службе; но если первые заявляли о своей тревоге громко, стучались в официальные двери и пытались раздобыть хоть какую-нибудь информацию о пропавших, то в интересах вторых, видимо, было как можно дольше эту информацию утаивать, и они молчали.

Власть VS кузбасские литераторы

№ 2018/18, 18.05.2018

Оказывается, в Кузбасском центре искусств (для неместных поясню – у нас объединили писателей и художников) назревает скандал. Председатель Союза писателей Кузбасса Борис Бурмистров опубликовал в местном «Московском Комсомольце» статью. Под названием «Кузбасские писатели высказались против чиновничьего бескультурья и диктата» – «Мысли о накипевшем и наболевшем в писательском сообществе Кузбасса». По словам Бурмистрова, «статья эта зрела давно», но, видимо, никак не могла дозреть. Что-то ей всё время мешало. Председатель говорит, что «пытался донести проблемы творческих союзов» и до экс-губернатора Тулеева и (почему-то) до его зама по соцвопросам Пахомовой, однако «ни того, ни другого не дождался». Созрел материал Бурмистрова по странному совпадению со сменой власти в Кузбассе и назначением врио главы области Сергея Цивилёва. Ну, случайно, конечно, что ж.

ДВА ДОМА-РОВЕСНИКА, НО ПОЧЕМУ-ТО НИ ОДНОЙ ЛОГИКИ

№ 2018/18, 18.05.2018

Жили-были на Каретном ряду два жилых дома. На этой улице их вообще было всего два. Дом пять и дом восемь. Дом пять, который ещё и «дробь десять» – это мой, артистов балета Большого театра и артистов эстрады дом. Эстрадную часть пристроили позже – и вот она поэтому десять, на Садовое кольцо выходит. А дом восемь, который напротив дома пять – это вообще старожил улицы. Он только строился, а уже грянул 1905-й год, и летали неподалёку снаряды в баррикады и дома на уровне второго этажа (с Сухаревской летали, есть фотосвидетельства)… Но отлетали снаряды, и дом восемь достроился, и даже очень модерново стал выглядеть. Болотного цвета фриз наверху – как у модерновых собратьев, по моде тогдашней, решётки тоже витья в духе Бердслея

ЖДЁМ ВОЛШЕБНОГО ПОЛЕНА

№ 2018/18, 18.05.2018

То есть – ждём, конечно, указа президента. Был бы только повод. Преображенский рынок, ставший главным событием в литературной жизни Москвы – не зря ж мы столько о нём пишем, – приоткрыл новые грани своего бытия. Криминал, наркотики, «чёрная касса», рейдерство, угрозы, психологическое давление, побои, коррупционные каналы во власти и, внимание, создание собственной религиозной организации – только обогащают образ торгового объекта, находящегося в управлении Департамента не торговли, но имущества. Что для такого необычного рынка – единственного в стране, прочно обосновавшегося на территории монастыря, – удивительно органично.

Шолохова сегодня бы не приняли в Союз писателей

№ 2018/18, 18.05.2018

После проведения Года литературы много было разговоров о необходимости урегулировать статус писателей и внести профессию «писатель» в общероссийский классификатор профессий. Прошло три года, однако воз и ныне там.

БАНКИРЫ СОВСЕМ ОБАЛДЕЛИ. Денег для клиентов нет, а на закрытые вечеринки сразу находятся миллионы

№ 2018/18, 18.05.2018

Дивные вести приходят из культурной столицы России в связи с приближающимся Петербургским международным экономическим форумом. Сам форум, как известно, решили перенести с начала июня на конец мая (чтобы не отвлекал от грядущего в июне-июле чемпионата мира по футболу, который пройдёт и в Питере тоже). Так вот, кое-что уже известно о культурно-развлекательной, светской составляющей форума. Например, то, что находящийся с августа 2017 года на финансовом излечении (в состоянии санации, то бишь) банк «Открытие», несмотря ни на что, поддержит и в этом году традицию своих как бы «квартирных» (а на самом деле – корпоративных) рок-концертов-вечеринок в рамках форума. Удовольствие это, мягко говоря, не дешёвое. Один только гонорар артистам – а в этот раз для банкиров, их гостей и партнёров выступит свердловская группа «Чайф» – как говорят, составит около трёх миллионов рублей...

За державу обидно

№ 2018/18, 18.05.2018

Прочитал статью из воспоминаний покойного академика А.Д. Сахарова. Она так и называется, «Объект». Прочитал и задумался. Архивы Сахарова безвозвратно вывезены его супругой Еленой Боннэр в Америку (с личного разрешения Бориса Ельцина). Вывезла она и продала архивы Сахарова, как оказалось, вместе с совсекретными сведениями по разработке сверхоружия советскими физиками-ядерщиками. А ведь А.Д. Сахаров не в одиночестве создал это оружие, водородную бомбу, и имя его все знают. Но многие ли знают фамилии: Харитон, Щелкин, Духов… И многие ли знают, что некоторые базовые разработки сверхоружия были проведены задолго до назначения А.Д. Сахарова руководителем проекта. Последовательно проектом руководили и Зельдович, и Тамм. Именно они и возглавляли особую группу на сверхсекретном «Объекте».